Рабочая программа по Математике 1 (дополнительный) класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

«Математика»
1а (дополнительный) класс

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 10

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022

г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 1а (дополнительном) классе рассчитана на 33 учебные недели и
составляет 91 час в год (сентябрь-октябрь – 2 часа в неделю; ноябрь-декабрь,
январь-май - 3 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения – подготовка обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе и
овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения:
− формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач; развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

3

− коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
− формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 1 классе
определяет следующие задачи:
− формирование умения выделять свойства предметов, такие как цвет,
форма, размер и сравнивать их по свойствам предметов;
− формирование умения определять положения предметов относительно себя, друг друга, показывать на себе положение частей тела, определять положение предметов на плоскости и в пространстве;
− формирование умения образовывать числа первого десятка, писать
цифры, обозначающие числа первого десятка, их сравнение, выполнять
арифметические действия (сложение и вычитание) с ними;
− формирование умения решать простые арифметические задачи на
нахождение суммы и остатка;
− формирование первоначальных представлений о геометрических фигурах.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение математике в 1 классе носит практическую направленность
и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками,
учит использованию математических знаний в различных ситуациях.
Программа обучения в 1 дополнительном классе предусматривает
значительный подготовительный (пропедевтический) период. Задача подготовительного периода — выявление количественных, пространственных,
временных представлений обучающихся, представлений о размерах, форме
предметов, установление потенциальных возможностей детей в усвоении
математических знаний и подготовка их к усвоению систематического
курса математики и элементов наглядной геометрии, формирование общеучебных умений и навыков.
В пропедевтический период уточняются и формируются у обучающихся понятия о размерах предметов, пространственные представления, количественные представления, временные понятия и представления.
После пропедевтического периода излагается содержание разделов
математики: знакомство с числами первого десятка, цифрами для записи
этих чисел, действиями сложения и вычитания; одновременно обучающиеся
знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 50 копеек, 1 руб., 2 руб., 5 р., 10 р., обучение решению
арифметических задач.
Выбор методов обучения обусловливается рядом факторов: содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития обучающихся, а
также уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор
методов обучения оказывает влияние коррекционная направленность обучения, а также решение задач социальной адаптации.
На уроках математики широкое применение находят дидактические
игры. Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно
5

эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных
упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для обучающихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память.
На всех этапах процесса обучения математике необходимо широко использовать предметно-практическую деятельность обучающихся. При этом
учитывается накопление не только математических знаний, но и навыков
учебной деятельности.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

п/п

Количе-

Контрольные

ство

работы

часов
1.

Подготовка к изучению математики

22

2.

Первый десяток

66

3.

Итоговое повторение

3
Итого:

91

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
− принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося;
− позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить
учебное задание хорошо (правильно);
− начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных видах хозяйственно-бытового труда.
Предметные:
Минимальный уровень:
− различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;
− сравнивать предметы по одному признаку;
− определять положение предметов на плоскости;
− определять положение предметов в пространстве относительно себя;
− образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
− считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10;
− сравнивать группы предметов;
− решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью
счётного и дидактического материала;
− пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
− решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и
остатка, записывать решение в виде арифметического примера (с помощью
учителя);
− строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
− обводить геометрические фигуры по трафарету;

7

− иметь представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).
Достаточный уровень:
− сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета;
по одному и нескольким признакам;
− показывать на себе положение частей тела, называть положение предметов относительно себя, друг друга, называть положение предметов на
плоскости и в пространстве;
− образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;
− считать в прямом и обратном порядке в пределах 10
− оперировать количественными и порядковыми числительными в пределах первого десятка;
− заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.);
− сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы;
− решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
− пользоваться переместительным свойством сложения;
− пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых;
− пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
− решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение
суммы и остатка, записывать решение в виде арифметического примера;
− отображать точку на листе бумаги, на классной доске;
− строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
− проводить прямую линию через одну и две точки;
− обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету;

8

− иметь представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе
не проводится. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые
обучающимися:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30 -70%;
− «неверно» - задание выполнено менее чем на 30 %.

9

№

Тема предмета

Кол-во часов

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дифференциация видов деятельности обучающихся

Программное содержание
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Подготовка к изучению математики – 22 часа
1

Цвет
Классификация
предметов по цвету
Назначение предметов

1

2

Выявление начальных знаний и умений обучающихся

1

Знакомство с учебником, рабочей тетрадью
Различение предметов по цвету на основе предметно-практической деятельности и показа изображений в учебнике
Выделение предметов в совокупности
по цвету
Сравнение предметов по цвету
Распознавание среди моделей геометрических фигур круга, называние
Определение формы предметов путём
соотнесения с кругом (похожа на круг,
круглая; не похожа на круг)
Различение предметов, имеющих
форму круга
Сравнение предметов по форме

Различают (понимают в
речи учителя) слова, определяющие цвет предметов.
Различают 2 предмета по
цвету.
Сравнивают предметы по
цвету 2 предмета

Различают и используют в
собственной речи слова,
определяющие цвет предметов
Различают предметы по
цвету
Сравнивают предметы по
цвету 2 - 4 предмета

Распознают, называют
круг как геометрическую
фигуру
Различают 2 предмета по
форме (круг)
Сравнивают предметы по
форме, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма)
Обводят круг по шаблону
и трафарету

Распознают, называют круг
как геометрическую фигуру
Выделяют в окружающей обстановке предметы, имеющие форму круга
Сравнивают предметы по
форме (2 - 4 предмета)
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма)
Обводят круг по контуру,
шаблону и трафарету

10

3

Большой – маленький
Различение предметов по размерам
Сравнение предметов по размерам

2

Выделение предметов в совокупности
по размеру
Сравнение предметов по размеру на
основе предметно-практической деятельности и показа изображений в
учебнике
Различение слов, определяющих величину предметов: большой, маленький,
равные (одинаковые) по величине

4

Выделение направлений: слева,
справа, в середине,
между

1

Различение расположения объектов в
пространстве и на плоскости
Выполнение практических упражнений на различение направлений: правый, левый, справа, слева, в середине,
между

5

Выделение предметов, имеющих
форму квадрата

1

Распознавание среди моделей геометрических фигур квадрата, называние
формы
Определение формы предметов путем
соотнесения с квадратом (похожа на
квадрат, квадратная; не похожа на
квадрат)
Выделение предметов в совокупности
по форме
Дифференциация круга и квадрата

Различают (понимают в
речи учителя) слова, определяющие величину предметов
Различают 2 предмета по
размеру (большой, маленький, равные)
Сравнивают предметы по
размеру, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер)
Определяют положение
предметов на плоскости
Различают направления:
правый, левый; справа,
слева, в середине, между
Определяют положение
предметов в пространстве
относительно себя
Распознают, называют
квадрат как геометрическую фигуру.
Различают 2 предмета по
форме (квадрат)
Сравнивают предметы по
форме, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер)

Различают и используют в
собственной речи слова,
определяющие величину
предметов
Различают предметы по размеру
Сравнивают предметы по
размеру (2 - 4 предмета)
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер)
Определяют и называют положение предметов на плоскости и в пространстве
Различают направления: правый, левый, справа, слева, в
середине, между
Определяют и называют положение предметов в пространстве относительно себя,
друг друга
Распознают, называют квадрат как геометрическую фигуру
Различают предметы по
форме (квадрат)
Сравнивают предметы по
форме (2 - 4 предмета)
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма)
11

6

Пространственные
представления
Выделение положений: вверху, внизу,
верхний, нижний,
на, над, под

1

7

Длинный – короткий
Сравнение предметов по длине
Определение пространственного положения: внутри,
снаружи, в, около,
рядом

1

Сравнение предметов по форме на основе предметно-практической деятельности и показа изображений в учебнике
Различение расположения объектов в
пространстве и на плоскости
Определение положения «вверху»,
«внизу» применительно к предметам в
пространстве относительно себя; по
отношению друг к другу; на плоскости
Определение положения «выше»,
«ниже», «верхний», «нижний» применительно к положению предметов в
пространстве по отношению друг к
другу; на плоскости
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов
«на», «над», «под»
Перемещение предметов в указанное
положение
Сравнение двух предметов по размеру:
длинный – короткий, длиннее – короче
Сравнение трех-четырех предметов по
длине (длиннее, самый длинный, короче, самый короткий)
Выявление одинаковых, равных по
длине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех
предметов
Определение положения «внутри»,
«снаружи» применительно к

Обводят геометрические
фигуры (квадрат) по шаблону и трафарету

Обводят геометрические фигуры (квадрат) по контуру,
шаблону и трафарету

Определяют положение
предметов на плоскости, в
пространстве относительно себя
Различают положения:
вверху, внизу, верхний,
нижний, на, над, под

Определяют и называют положение предметов на плоскости и в пространстве, относительно себя, друг друга
Различают положения:
вверху, внизу, верхний, нижний, на, над, под

Понимают в речи слова
длинный, короткий, длиннее, короче
Различают 2 предмета по
длине
Сравнивают предметы по
длине, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер,
длина)

Понимают и используют в
речи: длинный, короткий,
длиннее, короче
Различают предметы по
длине
Сравнивают предметы по
длине 2 - 4 предмета
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер,
длина)
12

8

Выделение предметов, имеющих
форму треугольника

1

9

Широкий – узкий
Сравнение предметов по ширине

1

положению предметов в пространстве
по отношению друг к другу; на плоскости
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов
и наречий «в», «рядом», «около»
Перемещение предметов в указанное
положение
Знакомство с геометрической фигурой
треугольник: распознавание, называние
Определение формы предметов путем
соотнесения с треугольником (похожа
на треугольник, треугольная; не похожа на треугольник)
Дифференциация круга, квадрата, треугольника
Выделение в целостном объекте (предмете, изображении предмета) его частей, определение формы этих частей
Составление целостного объекта из отдельных частей (в виде композиции из
геометрических фигур)
Сравнение двух предметов по размеру:
широкий – узкий, шире – уже
Сравнение трех-четырех предметов по
ширине (шире, самый широкий, уже,
самый узкий)
Выявление одинаковых, равных по
ширине предметов в результате

Определяют положение
предметов на плоскости.
Различают положения
внутри, снаружи, в, около,
рядом

Определяют и называют положение предметов на плоскости и в пространстве
Различают используют в
речи слова, называющие положения: внутри, снаружи, в,
около, рядом

Распознают, называют
треугольник как геометрическую фигуру
Сравнивают предметы по
форме, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер)
Обводят геометрические
фигуры (треугольник)
шаблону и трафарету

Распознают, называют треугольник как геометрическую фигуру
Сравнивают предметы по
форме, 2 - 4 предмета
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма)
Обводят геометрические фигуры (треугольник) по контуру, шаблону и трафарету

Различают 2 предмета по
ширине
Сравнивают предметы по
ширине, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер,
длина, ширина)

Различают предметы по ширине
Сравнивают предметы по
ширине 2 - 4 предмета
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер,
длина, ширина)
13

10

Положения: далеко
– близко, дальше –
ближе, к, от
Сравнение предметов по удалённости

11

Выделение предметов, имеющих
форму прямоугольника

1

сравнения двух предметов, трех-четырех предметов
Определение положения «далеко»,
«близко», «дальше», «ближе» применительно к положению предметов в
пространстве относительно себя, по
отношению друг к другу
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов
«к», «от»
Перемещение предметов в указанное
положение
Знакомство с геометрической фигурой
прямоугольник: распознавание, называние
Определение формы предметов путем
соотнесения с прямоугольником (похожа на прямоугольник, прямоугольная; не похожа на прямоугольник)
Дифференциация круга, квадрата, треугольника, прямоугольника; дифференциация предметов по форме.
Выделение в целостном объекте (предмете, изображении предмета) его частей, определение формы этих частей.
Составление целостного объекта из отдельных частей (в виде композиции из
геометрических фигур)

Различают положения: далеко – близко, дальше –
ближе, к, от
Определяют положение
предметов в пространстве
относительно себя

Определяют и называют положение предметов на плоскости и в пространстве
Различают и используют в
речи слова, называющие положения: далеко – близко,
дальше – ближе, к, от

Распознают, называют
прямоугольник как геометрическую фигуру
Сравнивают предметы по
форме, 2 предмета
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер)
Обводят геометрические
фигуры (прямоугольник)
по трафарету

Распознают, называют прямоугольник как геометрическую фигуру
Сравнивают предметы по
форме (2 - 4 предмета)
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма)
Обводят геометрические фигуры (прямоугольник) по
контуру, шаблону и трафарету

14

12

Высокий – низкий
Различение, сравнение предметов по
высоте

1

13

Глубокий – мелкий.
Различение, сравнение предметов по
глубине

1

14

Отношения порядка следования:
впереди, сзади, перед, за, первый, последний, крайний,
после, следом, следующий за

1

Сравнение двух предметов по размеру:
высокий – низкий, выше – ниже
Сравнение трех-четырех предметов по
высоте (выше, самый высокий, ниже,
самый низкий)
Выявление одинаковых, равных по высоте предметов в результате сравнения
двух предметов, трех-четырех предметов на основе предметно-практической
деятельности и показа изображений в
учебнике
Сравнение двух предметов по глубине:
глубокий – мелкий, глубже – мельче
Сравнение трех-четырех предметов по
глубине (глубже, самый глубокий,
мельче, самый мелкий)
Выявление одинаковых, равных по
глубине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех
предметов
Определение положения «впереди»,
«сзади», применительно к положению
предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к
другу
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов
«перед», «за»

Различают 2 предмета по
высоте
Сравнивают 2 предмета по
высоте
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота)

Различают предметы по высоте
Употребляют в речи слова:
высокий, низкий, выше,
ниже
Сравнивают предметы по
высоте (2 - 4 предмета)
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота)
Различают 2 предмета по
Различают предметы по глуглубине.
бине
Сравнивают 2 предмета по Употребляют в речи слова:
глубине
глубже – мельче
Сравнивают предметы по Сравнивают предметы по
одному из признаков
глубине, 2 - 4 предмета
(цвет, форма, размер,
Сравнивают предметы по оддлина, ширина, высота,
ному и нескольким признаглубина)
кам (цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота, глубина)
Определяют положение
Определяют и называют попредметов на плоскости
ложение предметов на плосОпределяют положение
кости и в пространстве
предметов в пространстве Определяют и называют поотносительно себя
ложение предметов в проРазличают отношения по- странстве относительно себя,
рядка следования: впедруг друга
реди, сзади, перед, за, пер- Различают, используют в
вый, последний, после,
речи слова, обозначающие
следующий за
отношения порядка
15

15

Толстый – тонкий
Сравнение предметов по толщине

1

16

Временные представления: сутки
(утро, день, вечер,
ночь), рано, поздно,
сегодня, завтра,
вчера, на следующий день

1

Перемещение предметов в указанное
положение
Определение порядка следования линейно расположенных предметов,
изображений предметов на основе понимания и использования в собственной речи слов, характеризующих их
пространственное расположение (первый – последний, крайний, после, следом, следующий за)
Сравнение двух предметов по размеру:
толстый – тонкий, толще – тоньше
Сравнение трех-четырех предметов по
толщине (толще, самый толстый,
тоньше, самый тонкий).
Выявление одинаковых, равных по
толщине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех
предметов

Выделение частей суток (утро, день,
вечер, ночь), установление порядка их
следования.
Овладение представлением: утро,
день, вечер, ночь – это одни сутки.
Определение времени событий в
жизни обучающихся применительно к
частям суток.
Ориентирование во времени на основе
усвоения временных представлений:

следования: впереди, сзади,
перед, за, первый, последний, крайний, после, следом,
следующий за

Различают 2 предмета по
толщине
Сравнивают 2 предмета по
толщине
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота,
толщина)

Имеют представления о
временах года, о днях недели, о частях суток, их
последовательности (возможно с помощью наглядного материала)

Различают предметы по толщине
Употребляют в речи слова:
толстый, тонкий, толще,
тоньше
Сравнивают предметы по
толщине, 2 - 4 предмета
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота, толщина)
Имеют представления о временах года, о днях недели, о
частях суток, их последовательности. Используют в
речи названия времен года,
дней недели, частей суток

16

17

Быстро – медленно
Сравнение предметов по скорости
движения предметов

1

18

Тяжёлый – лёгкий
Сравнение предметов по массе (весу)

1

«рано», «поздно», «сегодня», «завтра»,
«вчера», «на следующий день» применительно к событиям в жизни обучающихся.
Установление последовательности событий на основе оперирования понятиями «раньше», «позже» (на конкретных примерах из жизни обучающихся)
Сравнение двух предметов по скорости передвижения на основе рассмотрения конкретных примеров движущихся объектов
Различение понятий быстрее, медленнее
Сравнение двух предметов по массе:
тяжелый – легкий, тяжелее – легче
Сравнение трех-четырех предметов по
тяжести (тяжелее, самый тяжелый,
легче, самый легкий)
Выявление одинаковых, равных по тяжести предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех
предметов

Различают 2 предмета по
скорости движения предметов
Сравнивают 2 предмета по
скорости движения предметов
Различают понятия: тяжёлый, лёгкий, тяжелее,
легче
Различают 2 предмета по
массе
Сравнивают 2 предмета
по массе
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота,
толщина, скорость движения предметов)

Различают предметы по скорости движения предметов
Употребляют в речи слова:
быстро, медленно, быстрее,
медленнее
Сравнивают предметы по
скорости движения предметов (2 - 4 предмета)
Различают предметы по
массе
Употребляют в речи слова:
тяжёлый, лёгкий, тяжелее,
легче
Сравнивают предметы по
массе (2 - 4 предмета)
Сравнивают предметы по одному или нескольким признакам (цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота, толщина, скорость движения
предметов)

17

19

Сравнение предметных совокупностей по количеству
предметов их составляющих:
много, мало, несколько, один, ни
одного

1

20

Временные представления: давно,
недавно, молодой,
старый

1

21

Сравнение предметных совокупностей по количеству
предметов их составляющих:
больше, меньше,
столько же, одинаковое количество,

1

Сравнение двух-трех предметных
совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Оценивание количества предметов
в совокупностях на глаз: много –
мало, несколько, один, ни одного
Сравнение количества предметов
одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее
составляющих (стало несколько,
много; осталось несколько, мало, ни
одного)
Ориентирование во времени на основе усвоения представлений
«давно», «недавно» применительно
к событиям в личном опыте обучающихся
Сравнение по возрасту: молодой –
старый, моложе (младше) – старше
Сравнение по возрасту двух - трех
людей из ближайшего социального
окружения обучающихся (членов
семьи, участников образовательного процесса)
Сравнение небольших предметных
совокупностей путем установления
взаимно однозначного соответствия
между ними или их частями:
больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же,
сколько, лишние, недостающие
предметы

Различают предметные совокупности по количеству
предметов их составляющих: много, мало, несколько, один, ни одного
(с помощью учителя)

Различают предметные совокупности по количеству предметов их составляющих, используют в собственной речи
слова: много, мало, несколько,
один, ни одного

Различают временные
представления: давно, недавно, раньше, позже, молодой, старый, моложе,
старше (на примере близких людей, с помощью
наглядного материала)

Различают временные представления, используют в собственной речи слова: давно, недавно,
раньше, позже, молодой, старый, моложе, старше

Различают количественные отношения: больше,
меньше, столько же, одинаковое количество, лишние, недостающие предметы (возможно с помощью)

Различают количественные отношения, используют в собственной речи слова: больше,
меньше, столько же, одинаковое количество, лишние, недостающие предметы

18

лишние, недостающие предметы
22

Сравнение объёмов
жидкостей, сыпучих веществ

1

Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их
составляющих
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях: больше, меньше, одинаково,
равно, столько же

Различают 2 предмета по
объёму.
Сравнивают 2 предмета по
объёму
Сравнивают предметы по
одному из признаков
(цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота,
толщина, масса, объём)

Различают предметы по объёму
Используют в собственной речи
слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же
Сравнивают 2 - 4 предмета по
объёму
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам
(цвет, форма, размер, длина,
ширина, высота, толщина,
масса, объём)

Первый десяток – 66 часа
23

Количество и счет
Число и цифра 1

1

24

Число и цифра 2
Образование числа
2 путем присчитывания единицы
Пара

1

Знакомство с числом и цифрой 1
Обозначение цифрой (запись) числа
1 Соотношение количества, числительного и цифры
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 2
Определение места числа 2 в числовом ряду Числовой ряд в пределах 2
Счёт предметов в пределах 2 Соотношение количества, числительного
и цифры
Сравнение чисел в пределах 2
Усвоение понятия «пара предметов»: определение пары предметов,
составление пары из знакомых
предметов

Различают, читают и записывают число 1 (возможно с помощью учителя)
Образовывают, различают, читают и записывают число 2 (возможно с
помощью учителя)

Различают, читают и записывают число 1
Образовывают, различают, читают и записывают число 2

19

25

26
27

Число и цифра 2
Сложение и вычитание в пределах 2
Шар
Простые арифметические задачи на
сложение и вычитание

1

1
1

Знакомство с арифметическими
действиями: сложение, вычитание;
их название: плюс, минус; их значение прибавить, вычесть
Знакомство со знаком «=», его значением (равно, получится)
Составление математического числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на
основе соотнесения с предметнопрактической деятельностью (ситуацией)
Запись математического выражения
в виде равенства (примера): 1 + 1 =
2, 2 – 1 = 1
Задача, ее структура: условие, вопрос, решение и ответ. Составление арифметических задач на
нахождение суммы, остатка по
предложенному сюжету
Знакомство с объёмной фигурой
шар: распознавание, называние
Определение форм предметов окружающей среды путем соотнесения с
шаром
Дифференциация круга и шара
Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи
на круг, похожи на шар)
Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы
(мяч, апельсин – похожи на шар,
одинаковые по форме; монета,

Решают примеры на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала
Составляют и решают
простые арифметические
задачи на нахождение
суммы, остатка с помощью учителя
Распознают объёмную фигуру: шар
Дифференцируют объёмные и плоские фигуры:
шар и круг

Решать примеры на сложение и
вычитание
Составляют и решают простые
арифметические задачи на
нахождение суммы, остатка
Распознают и называют объёмную фигуру: шар
Дифференцируют и называют
объёмные и плоские фигуры:
шар и круг

20

28

Число и цифра 3
Образование, счет в
пределах 3

1

29

Число и цифра 3
Сравнение предметных множеств и
чисел в пределах 3
Получение числа 2
путем отсчитывания единицы
Сложение и вычитание в пределах 3
Решение простых
задач на нахождение суммы

1

Состав числа 3

1

30

31

1

пуговица – похожи на круг, одинаковые по форме и т. п.), разной
формы
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 3
Числовой ряд в пределах 3
Определение места числа 3 в числовом ряду
Счет предметов в пределах 3
Соотношение количества, числительного и цифры
Количественные и порядковые числительные, их дифференциация
Знание числового ряда в пределах 3
Счет предметов в пределах 3
Использование порядковых числительных для определения порядка
следования предметов
Сравнение чисел в пределах 3
Изучение состава чисел 2, 3
Знакомство с переместительным
свойством сложения (практическое
использование)
Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы,
по предложенному сюжету

Образовывают, различают, читают и записывают число 3 (возможно с
помощью учителя)
Считают в прямом и обратном порядке с помощью числового ряда

Образовывают, различают, читают и записывают число 3
Считают в прямом и обратном
порядке

Образовывают, различают, читают и записывают число 3
Сравнивают предметные
множества и числа в пределах 3 (возможно с помощью учителя)
Различают действие сложения, записывают его в
виде примера
Составляют и решают
простые арифметические
задачи на нахождение
суммы, записывают решение в виде арифметического примера (с помощью учителя)

Образовывают, различают, читают и записывают число 3
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 3

Различают действие сложения,
записывают его в виде примера
Составляют и решают простые
арифметические задачи на
нахождение суммы, записывают решение в виде арифметического примера

21

32

Решение примеров
на сложение и вычитание

1

Практическое использование переместительного свойства сложения

Образовывают, различают, читают и записывают число 3

Образовывают, различают, читают и записывают число 3
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых

33

Решение задач
Куб

1

Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел)
Решают примеры на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала
Различают объёмные и
плоские фигуры: куб и
квадрат

Решают примеры на сложение и
вычитание
Различают и называют объёмные и плоские фигуры: куб и
квадрат

34

Число и цифра 4
Образование числа
4
Счет до 4

1

Составление арифметических задач
на нахождение суммы, остатка по
предложенному сюжету
Определение форм предметов окружающей среды путем соотнесения с
кубом
Дифференциация квадрата и куба
Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи
на квадрат, похожи на куб)
Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы
(кубик игровой, деталь конструктора в форме куба – похожи на куб,
одинаковые по форме; платок, салфетка – похожи на квадрат, одинаковые по форме и т. п.), разной
формы
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 4.
Числовой ряд в пределах 4. Определение места числа 4 в числовом
ряду. Счет предметов в пределах 4.
Соотношение количества, числительного и цифры

Образовывают, различают, читают и записывают число 4 (возможно с
помощью).
Считают в прямом и обратном порядке с помощью числового ряда

Образовывают, различают, читают и записывают число 4.
Считают в прямом и обратном
порядке

22

Число и цифра 4
Сравнение предметных множеств и
чисел в пределах 4
Получение числа 3
путем отсчитывания единицы
Числовой ряд 1-4
Сравнение чисел,
запись и решение
примеров в пределах 4

1

Счет предметов в пределах 4 Соотношение количества, числительного и цифры
Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 4
Изучение состава числа 4

Образовывают, различают, читают и записывают число 4
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 4
(возможно с помощью учителя)

Образовывают, различают,
читают и записывают число
4
Сравнивают предметные
множества и числа в пределах 4

1

37

Решение простых
задач на нахождение суммы

1

Состав числа 4
Решение примеров
на сложение и вычитание
Решение задач на
нахождение
остатка
Брус

1
1

Образовывают, различают, читают и записывают число 4
Сравнивают числа в пределах 4
(возможно с помощью).
Составляют, записывают, решают примеры на сложение и
вычитание с помощью счётного
и дидактического материала
Составляют и решают простые
арифметические задачи на
нахождение суммы, записывают решение в виде арифметического примера (с помощью
учителя)
Образовывают, различают, читают и записывают число 4
Пользуются таблицей состава
чисел (из двух чисел)
Читают, записывают, решают
примеры на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала
Распознают объёмную фигуру:
брус

Образовывают, различают,
читают и записывают число
4
Сравнивают числа в пределах 4
Составляют, записывают, решают примеры на сложение
и вычитание
Составляют и решают простые арифметические задачи
на нахождение суммы, записывают решение в виде
арифметического примера

38
39

Сравнение чисел в пределах 4
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изображение состава числа 4
Решение примеров на последовательное присчитывание по 1 единице (1 + 1 + 1 + = 4)
Составление и решение арифметических задач на нахождение
суммы в пределах 4 по предложенному сюжету
Составление задач по готовому
решению
Закрепление знания состава
числа 4
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изображение состава числа 4
Составление и решение арифметических задач на нахождение
остатка в пределах 4 по предложенному сюжету

35

36

40

1

Образовывают, различают,
читают и записывают число
4
Пользуются таблицей состава чисел первого десятка
из двух слагаемых
Составляют, читают, записывают, решают примеры на
сложение и вычитание
Распознают и называют объёмную фигуру: брус.
23

41

Число и цифра 5.
Образование, счет в
пределах 5

1

42

Число и цифра 5
Сравнение предметных множеств в
пределах 5
Получение числа 4
путем отсчитывания единицы

1

Знакомство с объёмной фигурой
брус: распознавание, называние
Определение формы предметов
окружающей среды путем соотнесения с брусом
Дифференциация прямоугольника и бруса. Дифференциация
предметов окружающей среды по
форме (похожи на прямоугольник, похожи на брус)
Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой
формы (коробка, шкаф – похожи
на брус, одинаковые по форме;
тетрадь, классная доска – похожи
на прямоугольник, одинаковые
по форме и т. п.), разной формы
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 5.
Числовой ряд в пределах 5.
Определение места числа 5 в
числовом ряду.
Счет предметов в пределах 5. Соотношение количества, числительного и цифры
Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 5
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изображение состава числа 5
Изучение состава числа 5

Различают объёмные и плоские
фигуры: брус и прямоугольник

Различают и называют объёмные и плоские фигуры:
брус и прямоугольник

Образовывают, различают, читают и записывают число 5
(возможно с помощью).
Считают в прямом и обратном
порядке с помощью числового
ряда

Образовывают, различают,
читают и записывают число
5.
Считают в прямом и обратном порядке

Образовывают, различают, читают и записывают число 5
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 5
(возможно с помощью)

Образовывают, различают,
читают и записывают число
5
Сравнивают предметные
множества и числа в пределах 5

24

43

Числовой ряд 1-5
Сравнение чисел,
запись и решение
примеров в пределах 5

1

44

Решение простых
задач на нахождение суммы, остатка

1

45

Состав числа 5.
Сравнение, запись
и решение примеров в пределах 5.
Решение задач

1

46

Числа и цифры от 1
до 5
Повторение

1

47

1

Составление и решение примеров на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изображение состава числа 5
Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 5 с помощью последовательного присчитывания по 1 (1 + 1 + 1 + 1 + 1 =
5)
Счет предметов в пределах 5
Изучение состава числа 5.
Составление и решение арифметических задач на нахождение
суммы, остатка в пределах 5 по
предложенному сюжету.
Составление задач по готовому
решению
Закрепление знания состава
числа 5
Сравнение чисел в пределах 5
Составление и решение примеров на сложение и вычитание
Составление и решение арифметических задач на нахождение
суммы, остатка в пределах 5 по
предложенному сюжету
Составление задач по готовому
решению
Сравнение предметных множеств
и чисел в пределах 5

Сравнивают числа в пределах 5
(возможно с помощью).
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие
на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала

Сравнивают числа в пределах 5.
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание

Составляют и решают простые
арифметические задачи на
нахождение суммы, остатка, записывают решение в виде арифметического примера (с помощью учителя)

Составляют и решают простые арифметические задачи
на нахождение суммы,
остатка, записывают решение в виде арифметического
примера

Образовывают, различают, читают и записывают число 5
Пользуются таблицей состава
чисел (из двух чисел)
Читают, записывают, решают
примеры на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала

Образовывают, различают,
читают и записывают число
5
Пользуются таблицей состава чисел первого десятка
из двух слагаемых
Составляют, читают, записывают, решают примеры на
сложение и вычитание, требующие выполнения одного
действия
Образовывают, различают,
читают и записывают число
5

Образовывают, различают, читают и записывают число 5

25

48

Точка, линии

1

49

Числа и цифры от 1
до 5
Овал

1

Составление и решение примеров на сложение и вычитание в
пределах 5
Составление и решение арифметических задач на нахождение
суммы, остатка в пределах 5
Знакомство с геометрическими
фигурами: точка, линия
Распознавание, называние Дифференциация точки и круга
Линии прямые и кривые: распознавание, называние, дифференциация
Моделирование прямых, кривых
линий на основе практических
действий с предметами (веревка,
проволока, нить и пр.)
Нахождение линий в иллюстрациях, определение их вида
Изображение кривых линий на
листке бумаги
Знакомство с геометрической
фигурой овал: распознавание,
называние
Определение формы предметов
путем соотнесения с овалом (похожа на овал, овальная; не похожа на овал) Дифференциация
круга и овала; дифференциация
предметов окружающей среды по
форме (похожи на круг, похожи
на овал)

Пользуются таблицей состава
чисел (из двух чисел)
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 5
(возможно с помощью)
Читают, записывают, решают
примеры в одно действие на
сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического
материала
Различают геометрические фигуры: точка, линия, прямая линия, кривая линия
Строят прямую линию с помощью линейки, проводят кривую
линию

Пользуются таблицей состава чисел первого десятка
из двух слагаемых
Сравнивают предметные
множества и числа в пределах 5)
Составляют, читают, записывают, решают примеры на
сложение и вычитание, требующие выполнения одного
действия
Различают и называют геометрические фигуры: точка,
линия, прямая линия, кривая
линия
Строят прямую линию с помощью линейки (через одну
и две точки), проводят кривую линию

Различают 2 предмета по форме
(овал)
Сравнивают 2 предмета по
форме
Сравнивают предметы по одному признаку (цвет, форма,
размер)
Различают геометрические фигуры (овал)
Обводят геометрические фигуры (овал) по трафарету

Различают предметы по
форме (овал)
Сравнивают 2 - 4 предмета
по форме
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер)
Различают геометрические
фигуры (овал)

26

50
51

Число 0
Цифра 0

1
1

52

Число и цифра
Образование, счет в
пределах 6

1

Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой
формы (зеркало, поднос – похожи на овал, одинаковые по
форме; тарелка, часы – похожи
на круг, одинаковые по форме и
т. п.), разной формы
Получение нуля на основе практических действий с предметами,
в результате которых не остается
ни одного предмета, использованного для счета
Название, обозначение цифрой
числа 0
Число 0 как обозначение ситуации отсутствия предметов, подлежащих счету Сравнение чисел
с числом 0
Нуль как результат вычитания (2
– 2 = 0)
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 6
Числовой ряд в пределах 6
Определение места числа 6 в
числовом ряду
Счет предметов в пределах 6
Соотношение количества, числительного и цифры

Обводят геометрические фигуры (овал) по контуру, шаблону и трафарету

Образовывают, различают, читают и записывают число 0
Сравнивают число 0 с числами
в пределах 5 (возможно с помощью)
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие
на вычитание с помощью счётного и дидактического материала

Образовывают, различают,
читают и записывают число
0
Сравнивают число 0 с числами в пределах 5
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на вычитание

Образовывают, различают, читают и записывают число 6 (с
помощью учителя)
Считают в прямом и обратном
порядке с помощью числового
ряда
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 6
(возможно с помощью)
Определяют следующее число,
предыдущее число по

Образовывают, различают,
читают и записывают число
6
Считают в прямом и обратном порядке
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 6
Определяют следующее
число, предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
27

53
54

Число и цифра 6
Сравнение предметных множеств и
чисел в пределах 6

1
1

55

Получение числа 5
путем отсчитывания единицы

1

56
57

Числовой ряд 1-6
Числовой ряд 1-6
Сравнение предметных множеств и
чисел, запись и решение примеров в
пределах 6
Числовой ряд 1-6
Решение задач
Построение прямой
линии через одну
точку, две точки

1
1

58
59

1
1

отношению к данному числу с
опорой на числовой ряд
Счет предметов в пределах 6
Образовывают, различают, чиИзучение состава числа 6
тают и записывают число 6
Соотношение количества, числи- Сравнивают предметные мнотельного и цифры
жества в пределах 6 (возможно
Сравнение предметных мнос помощью)
жеств, чисел в пределах 6
Определяют следующее число,
Определение следующего числа, предыдущее число по отношепредыдущего числа по отношению к данному числу с опорой
нию к данному числу с опорой на на числовой ряд
числовой ряд и без опоры на чис- Оперируют количественными и
ловой ряд
порядковыми числительными с
Составление и решение примепомощью учителя
ров на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изображение состава числа 6
Счет в заданных пределах
Образовывают, различают, чиСложение и вычитание чисел в
тают и записывают число 6
пределах 6
Сравнивают числа в пределах 6
Решение текстовых арифметиче- (возможно с помощью)
ских задач на нахождение
Пользуются таблицей состава
суммы, остатка в пределах 6
чисел (из двух чисел)
Составление и решение арифме- Составляют, записывают, ретических задач по предложеншают примеры в одно действие
ному сюжету, готовому решению на сложение и вычитание с поСоставление и решение арифме- мощью счётного и дидактичетических задач по краткой заского материала
писи с использованием иллюРазличают линии: прямая, кристраций
вая
Знакомство с линейкой

Образовывают, различают,
читают и записывают число
6
Сравнивают предметные
множества в пределах 6
Определяют следующее
число, предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
Оперируют количественными и порядковыми числительными

Образовывают, различают,
читают и записывают число
6.
Сравнивают числа в пределах 6.
Пользуются таблицей состава чисел первого десятка
из двух слагаемых.
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание.
Различают и называют линии: прямая, кривая.

28

60

Число и цифра 7
Образование, счёт в
пределах 7

1

61
62

Число и цифра 7
Сравнение предметных множеств и
чисел в пределах 7
Запись и решение
примеров в пределах 7
Получение числа 6
путем отсчитывания единицы

1
1

63

1

Использование линейки как чертежного инструмента
Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю
листа бумаги Построение прямой
линии через одну точку, две
точки
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 7
Числовой ряд в пределах 7
Определение места числа 7 в
числовом ряду
Счет предметов в пределах 7
Соотношение количества, числительного и цифры
Получение следующего числа
путем присчитывания (прибавления) 1 к числу
Получение предыдущего числа
путем отсчитывания (вычитания)
1 от числа
Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 7
Изучение состава числа 7
Сложение и вычитание чисел в
пределах 7
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изображение
состава числа 7

Строят прямую линию с помощью линейки, проводят кривую
линию

Строят прямую линию с помощью линейки (через одну
и две точки), проводят кривую линию

Образовывают, различают, читают и записывают число 7
(возможно с помощью)
Считают в прямом и обратном
порядке с помощью числового
ряда
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 7
(возможно с помощью)
Определяют следующее число,
предыдущее число по отношению к данному числу с опорой
на числовой ряд

Образовывают, различают,
читают и записывают число
7
Считают в прямом и обратном порядке
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 7
Определяют следующее
число, предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд

Образовывают, различают, читают и записывают число 7
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 7
(возможно с помощью)
Определяют следующее число,
предыдущее число по отношению к данному числу с опорой
на числовой ряд

Образовывают, различают,
читают и записывают число
7
Сравнивают предметные
множества и числа в пределах 7
Определяют следующее
число, предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
29

64
65

66
67
68

Числовой ряд 1-7
Сравнение чисел,
запись и решение
примеров в пределах 7
Решение задач
Сутки, неделя
Отрезок

1
1

1
1
1

Решение текстовых арифметических задач на нахождение
суммы, остатка в пределах 7
Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций
Знакомство с понятием сутки как
мере времени. Краткое обозначение суток (сут.)
Знакомство с понятием неделя
Изучение соотношения: неделя –
семь суток
Различение названий дней недели Изучение порядка дней недели
Получение отрезка на основе
практических действий с предметами (отрезание куска веревки,
нити) Получение отрезка как части прямой линии
Распознавание, называние отрезка
Построение отрезка произвольной длины с помощью линейки
Сравнение отрезков по длине на
глаз (самый длинный, самый

Оперируют количественными и
порядковыми числительными с
помощью
Образовывают, различают, читают и записывают число 7
Сравнивают числа в пределах 7
(возможно с помощью)
Пользуются таблицей состава
чисел (из двух чисел)
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие
на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала
Различают временные понятия:
сутки, неделя, дни недели, порядок дней недели (возможно с
помощью дидактического материала)
Строят отрезок произвольной
длины с помощью линейки
Сравнивают отрезки по длине
«на глаз» (самый длинный, самый короткий, длиннее, короче,
одинаковой длины) с помощью
педагога

Оперируют количественными и порядковыми числительными
Образовывают, различают,
читают и записывают число
7
Сравнивают числа в пределах 7
Пользуются таблицей состава чисел первого десятка
из двух слагаемых.
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание
Различают, называют временные понятия: сутки, неделя, дни недели, порядок
дней недели
Строят прямую линию с помощью линейки, проводят
кривую линию
Сравнивают отрезки по
длине «на глаз» (самый
длинный, самый короткий,
длиннее, короче, одинаковой
длины)

30

69

Число и цифра 8
Образование, счёт в
пределах 8

1

70

Число и цифра 8

1

71

Сравнение предметных множеств и
чисел в пределах 8

1

короткий, длиннее, короче, одинаковой длины)
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 8
Числовой ряд в пределах 8
Определение места числа 8 в
числовом ряду
Счет предметов в пределах 8
Соотношение количества, числительного и цифры
Сравнение отрезков по длине на
основе результатов измерения в
мерках
Счет предметов в пределах 8
Соотношение количества, числительного и цифры.
Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 8
Изучение состава числа 8
Сложение и вычитание чисел в
пределах 8
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изображение состава числа 8
Практическое знакомство с переместительным свойством сложения, его использование при решении примеров

Образовывают, различают, читают и записывают число 8
(возможно с помощью)
Считают в прямом и обратном
порядке с помощью числового
ряда
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 8
(возможно с помощью)
Определяют следующее число,
предыдущее число по отношению к данному числу с опорой
на числовой ряд
Образовывают, различают, читают и записывают число 8
Сравнивают предметные множества в пределах 8 (возможно
с помощью)
Определяют следующее число,
предыдущее число по отношению к данному числу с опорой
на числовой ряд
Оперируют количественными и
порядковыми числительными с
помощью
Строят треугольник на плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки (возможно помощь педагога)

Образовывают, различают,
читают и записывают число
8
Считают в прямом и обратном порядке
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 8
Определяют следующее
число, предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
Образовывают, различают,
читают и записывают число
8
Сравнивают предметные
множества в пределах 8
Определяют следующее
число, предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
Оперируют количественными и порядковыми числительными
Строят треугольник на плоскости по точкам (вершинам)
с помощью линейки

31

72

Числовой ряд 1-8

1

73

Сравнение, запись
и решение примеров в пределах 8
Решение задач
Построение квадрата. Построение
прямоугольника
Построение треугольника

1

Число и цифра 9
Образование, счёт в
пределах 9

1

74
75

76

77

1
1

1

Построение треугольника по точкам (вершинам) с помощью линейки
Решение текстовых арифметических задач на нахождение
суммы, остатка в пределах 8
Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций
Построение квадрата по точкам
(вершинам) с помощью линейки

Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 9
Числовой ряд в пределах 9
Определение места числа 9 в
числовом ряду
Счет предметов в пределах 9
Соотношение количества, числительного и цифры
Построение прямоугольника по
точкам (вершинам) с помощью
линейки

Образовывают, различают, читают и записывают число 8
Сравнивают числа в пределах 8
(возможно с помощью)
Пользуются таблицей состава
чисел (из двух чисел)
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие
на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала
Строят квадрат на плоскости по
точкам (вершинам) с помощью
линейки (возможна помощь педагога)
Считают в прямом и обратном
порядке с помощью числового
ряда
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 9
(возможно с помощью)
Определяют следующее число,
предыдущее число по отношению к данному числу с опорой
на числовой ряд
Строят прямоугольник на плоскости по точкам (вершинам) с
помощью линейки (возможна
помощь педагога)

Образовывают, различают,
читают и записывают число
8
Сравнивают числа в пределах 8
Пользуются таблицей состава чисел первого десятка
из двух слагаемых
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание
Строят квадрат на плоскости
по точкам (вершинам) с помощью линейки
Образовывают, различают,
читают и записывают число
9
Считают в прямом и обратном порядке.
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 9
Определяют следующее
число, предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд

32

Число и цифра 9
Сравнение предметных множеств и
чисел в пределах 9
Запись и решение
примеров в пределах 9
Получение числа 8
путем отсчитывания единицы

1

80
81

Числовой ряд 1-9
Сравнение, запись
и решение примеров в пределах 9

1
1

82
83

Решение задач
Числовой ряд 1-9.
закрепление

1
1

78

79

1

Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 9
Сложение и вычитание чисел в
пределах 9. Счет по 3
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изображение состава числа 9
Рассмотрение в практическом
плане ситуации, когда невозможно от меньшего количества
предметов отнять большее количество предметов
Составление примеров на вычитание на основе понимания невозможности вычитания из меньшего числа большего числа
Решение текстовых арифметических задач на нахождение
суммы, остатка в пределах 9
Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций

Образовывают, различают, читают и записывают число 9
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 9
(возможно с помощью)
Определяют следующее число,
предыдущее число по отношению к данному числу с опорой
на числовой ряд
Оперируют количественными и
порядковыми числительными с
помощью

Образовывают, различают, читают и записывают число 9
Сравнивают числа в пределах 9
(возможно с помощью)
Пользуются таблицей состава
чисел (из двух чисел)
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие
на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала

Строят прямоугольник на
плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки
Образовывают, различают,
читают и записывают число
9
Сравнивают предметные
множества и числа в пределах 9
Определяют следующее
число, предыдущее число по
отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд
Оперируют количественными и порядковыми числительными

Образовывают, различают,
читают и записывают число
9
Сравнивают числа в пределах 9
Пользуются таблицей состава чисел первого десятка
из двух слагаемых
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание
33

84

Мера длины – сантиметр

1

85

Число 10
Образование, счёт в
пределах 10

1

86

Число 10. Закрепление «Первый десяток»
Контроль предметных ЗУН на конец
учебного года

1

87

1

Знакомство с мерой длины – сантиметром
Краткое обозначение сантиметра
(см)
Знакомство с прибором для измерения длины – линейкой
Измерение длины предметов и
отрезков с помощью линейки
Запись и чтение числа, полученного при измерении длины в сантиметрах (6 см)
Построение отрезка заданной
длины
Образование, название, запись
числа 10
Числовой ряд в пределах 10
Определение места числа 10 в
числовом ряду
Счёт в прямом и обратном порядке
Счет предметов в пределах 10

Получение 1 десятка из 10 единиц на основе практических действий с предметными совокупностями
Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 10

Различают меру длины – сантиметр
Умеют кратко обозначать
меру длины
Учатся измерять дину отрезка
с помощь линейки (возможно
с помощью)

Различают и называют меру
длины – сантиметр
Умеют кратко обозначать
меру длины
Учатся измерять дину отрезка с помощь линейки

Образовывают, различают, читают и записывают число 10
(возможно с помощью)
Считают в прямом и обратном
порядке в пределах 10
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 10
(возможно с помощью)
Пользуются таблицей состава
чисел (из двух чисел)

Образовывают, различают,
читают и записывают число
10
Считают в прямом и обратном порядке в пределах 10
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 10
Пользуются таблицей состава чисел первого десятка
из двух слагаемых
Образовывают, различают, чи- Образовывают, различают,
тают и записывают число 10
читают и записывают число
(возможно с помощью)
10
Считают в прямом и обратном Заменяют 10 единиц 1 депорядке в пределах 10 (счёт по сятком (1 дес. = 10 ед.)
2)

34

88

Сравнение предметных множеств в
пределах 10
Получение числа 9
путем отсчитывания единицы

1

Изучение состава числа 10
Сложение и вычитание чисел в
пределах 10
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изображение состава числа 10

89

Запись и решение
примеров в пределах 10
Сравнение предметных множеств в
в пределах 10

1

Сложение и вычитание чисел в
пределах 10
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изображение состава числа 10
Решение текстовых арифметических задач на нахождение
суммы, остатка в пределах 10

Повторение. Сложение и вычитание
в пределах 10

1

90

91

1

Решение текстовых арифметических задач на нахождение
суммы, остатка в пределах 10
Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций

Заменяют 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.)
Сравнивают предметные множества в пределах 10 (с помощью дидактического материала)
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 10
(возможно с помощью)
Пользуются таблицей состава
чисел (из двух чисел)
Образовывают, различают, читают и записывают число 10
(возможно с помощью)
Сравнивают числа в пределах
10 (возможно с помощью)
Пользуются таблицей состава
чисел (из двух чисел)
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала
Решают примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью
счётного и дидактического материала
Пользуются переместительным свойством сложения с помощью учителя

Сравнивают предметные
множества и числа в пределах 10
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 10
Пользуются таблицей состава чисел первого десятка
из двух слагаемых
Образовывают, различают,
читают и записывают число
10
Сравнивают числа в пределах 10
Пользуются таблицей состава чисел первого десятка
из двух слагаемых
Составляют, записывают,
решают примеры в одно
действие на сложение и вычитание
Решают примеры на сложение и вычитание в пределах
10, требующие выполнения
одного действия
Пользуются переместительным свойством сложения
Пользуются таблицей состава чисел первого десятка
из двух слагаемых.
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».