Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 1 (дополнительный) класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)
ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

«Мир природы и человека»
1а (дополнительный) класс

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...................................................... 8

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного
плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Мир природы и человека» в 1 (дополнительном) классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 58 часов в год (сентябрь-октябрь –
1ч в неделю; ноябрь-декабрь, январь-май - 2 часа в неделю). Федеральная
адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель
и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Задачи обучения:
− ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях;

3

− накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях
окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;
− первоначальное накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
в 1 (дополнительном) классе определяет следующие задачи:
− ознакомление с элементарными представлениями об окружающем
мире;
− ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи
живой и неживой природы;
− ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене
времен года;
− понимание простейших взаимосвязей человека и природы;
− воспитание положительного отношения к окружающей действительности.

4

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

II.

Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе
носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными
предметами.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе
предусматривает первоначальное знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания в 1 классе
требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.
Сознательному усвоению учебного материала способствует использование активных методов обучения – проблемных и частично-поисковых.
Следует использовать различные игровые ситуации. Для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно, чтобы
обучение носило практический характер.
Содержание разделов
№
п/п

Название раздела,темы

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

Неживая природа

10

-

2.

Времена года. Осень

6

-

3.

Живая природа. Растения

10

-

4.

Времена года. Зима

6

-

5.

Живая природа. Животные

8

-

6.

Времена года. Весна

6

-

7.

Живая природа. Человек

10

-

8.

Времена года. Лето

2

-

58

-

Итого:

5

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;
− проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания
к животным.
Предметные:
Минимальный уровень:
− иметь первоначальные представления об объектах изучения;
− узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;
− относить изученные объекты к определенным группам;
− прививать первоначальные представления об элементарных правилах
безопасного поведения в природе и обществе;
− приобщать к кормлению зимующих птиц;
− знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость
его выполнения;
− знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
− освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации.
Достаточный уровень:
− иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;

6

− называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
− знать основные правила гигиены органов чувств;
− иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
− уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе
не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями,
качество выполнения упражнений.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
− «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;
− «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;
− «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.

7

№

Тема предмета

Кол-во
часов

IV.

1

Живая и неживая
природа

1

2

Живая и неживая
природа

1

3

Земля и Солнце

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дифференциация видов деятельности обучающихся

Программное содержание

Минимальный уровень

Неживая природа
Просмотр краткого видеосюПросматривают видеосюжет о
жета о планете Земля
планете Земля
Рассматривание рисунка в
Рассматривают объекты жиучебнике
вой и неживой природы на илУзнавание объектов живой и
люстрациях, фотографиях
неживой природы
Находят объекты живой и неНахождение и показ объектов живой природы на картинке
живой и неживой природы на Отвечают на вопросы
картинке
Просмотр краткого видеосюРассматривают рисунки
жета о планете Земля, Солнце Находят изученные объекты и
и Луне Рассматривание ринеживой природы (Земля и
сунка
Солнце) на иллюстрациях, фоНахождение и показ на картографиях
тинке Земли, Солнца, Луны
Срисовывают Солнце и Луну
Зарисовка объектов природы: Отвечают на вопросы
Солнца. Луны
Отгадывание загадок о Земле
и Солнце

Достаточный уровень
Просматривают видеосюжет и отвечают на вопросы о взаимосвязях
между изученными объектами живой и неживой природы, их месте
в окружающем мире
Находят и показывают изученные
объекты живой и неживой природы в натуральном виде в естественных условиях
Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы о взаимосвязях
между изученными объектами неживой природы, их месте в окружающем мире (Солнце, Земля).
Находят и указывают на изученные объекты неживой природы в
натуральном виде в естественных
условиях (видео Солнца и Земли)
Зарисовывают Солнце и Луну
Отгадывают загадки о Земле и
Солнце

8

4

Смена времен
года

1

5

День и ночь

1

6

Небо днем и ночью

1

7

Сутки

1

Просмотр презентации
Ответы на вопросы учителя
Рассматривание картинок:
зима – солнце светит,
мало, греет слабо, жизнь замирает;
лето – солнце долго светит,
греет сильно, все оживает
Составление рассказа по рисунку, нахождение несоответствия
Отгадывание загадок про времена года по картинкам
Просмотр видеосюжета о
смене дня и ночи
Рассматривание картинки
Ответы на вопросы по картинке Составление рассказа о
деятельности человека днём и
ночью
Выбор по картинке предметов
Просмотр краткого видеосюжета о сутках
Рассматривание схемы
Рассматривание рисунка,
нахождение ошибок
Прослушивание стихотворения
Ответы на вопросы

Просматривают презентацию
о смене времен года
Рассматривают картинки
Отвечают на вопросы
Составляют краткий рассказ
по рисунку
Отгадывают загадки с опорой
на картинки
-

Просматривают презентацию
Отвечают на вопросы о взаимосвязях между движением Солнца и
сменой времен года
Составляют рассказ по рисунку
Находят несоответствия
Отгадывают загадки

Просматривают видеосюжет о
смене дня и ночи на иллюстрациях, фотографиях
Рассматривают картинки
Отвечают на вопросы
Составляют краткий рассказ о
деятельности человека днем и
ночью по картинке с помощью
учителя
Просматривают краткий видеосюжет о сутках
Рассматривают рисунок
Прослушивают стихотворение
Отвечают на вопросы

Просматривают видеосюжет
Отвечают на вопросы о взаимосвязи дня и ночи
Составляют рассказ о деятельности человека днем и ночью
Выбирают предметы по картинке

Просматривают краткий видеосюжет о сутках
Отвечают на вопросы о взаимосвязи смены времени суток и положением Солнца
Рассматривают схемы, находят
ошибки
Прослушивают стихотворение

9

8

Сутки
Занятие людей в
течение суток

1

9

Занятие людей в
течение суток

1

10

Значение Солнца
в жизни человека

1

11

Солнце и жизнь
растений

1

Рассматривание схемы
Ознакомление с информацией
о занятиях людей в течение
суток
Различение частей суток:
утро, день, вечер, ночь
Составление короткого рассказа о деятельности в различное время суток
Составление расписания уроков по рисунку
Изображение рисунка урока
Просмотр видеосюжета о значении Солнца в жизни человека
Рассматривание картинки
Отгадывание загадок
Разучивание игры «Горелки»
Составление рассказа о влиянии Солнца на жизнь людей

Прослушивание текста о влиянии Солнца на развитие растений
Рассматривание рисунков
Составление краткого рассказа по рисункам

Рассматривают схему
Прослушивают информацию о
занятиях людей в течение суток
Различают части суток по фотографиям и иллюстрациям
Изображают рисунок
Отвечают на вопросы

Рассматривают схему
Прослушивают информацию о
взаимосвязи занятий людей и времени суток
Различают части суток в естественных условиях
Составляют короткий рассказ
Составляют расписание уроков по
рисунку

Просматривают видеосюжет о
значении Солнца в жизни человека.
Рассматривают картинки о
влиянии Солнца на жизнь людей
Разучивают игру и играют в
нее
Отгадывают загадки с опорой
на картинки
Составляют краткий рассказ
Прослушивают текст о значении Солнца в жизни растений
Рассматривают иллюстрации,
фотографии
Составляют краткий рассказ
по рисунку

Просматривают видеосюжет
Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни человека
Рассматривают картинки
Отгадывают загадки
Разучивают игру и играют в нее
Составляют рассказ

Прослушивают текст
Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни растений
Рассматривают рисунки
Составляют краткий рассказ по серии рисунков

10

12

Времена года

1

13

Осень

1

14

Осень
Признаки осени

1

15

Выявление
начального уровня
знаний и умений
обучающихся

1

Знакомство с временами года и
их названиями
Определение времен года по
изображению
Составление рассказа по картинке, наблюдение взаимосвязи
изменений в неживой и живой
природе по временам года

Знакомятся с первоначальными представлениями о
временах года и их названиями по иллюстрациям, фотографиям
Соотносят рисунки с определенными временами года
Узнают времена года по картинкам
Наблюдают взаимосвязь изменений неживой и живой
природы по временам года
Времена года. Осень
Наблюдения: изменение
Наблюдают изменения в
окраски
природе осенью по иллюлистьев, листопад, увядание
страциям
трав Нахождение рисунка в со- Находят рисунки признаков
ответствии с темой
осени на иллюстрациях, фоРабота с календарем с помощью тографиях
учителя
Работают с календарем с поСоставление рассказа с опорой мощью учителя
на иллюстрации
Составляют краткий рассказ
Прослушивание стихотворения с опорой на иллюстрации
Прослушивают стихотворение
Отвечают на вопросы
Просмотр видеосюжета о приПросматривают видеосюжет
знаках осени
о признаках осени
Нахождение рисунка в соответ- Рассматривают иллюстраствии с темой
ции, фотографии
Работа с календарем
Работают с календарем с помощью учителя

Знакомятся с первоначальными
представлениями о взаимосвязи
времен года
Знакомятся с временами года и их
названиями в естественных условиях
Определяют время года по изображению
Составляют рассказ по картинке

Отвечают на вопросы о взаимосвязи солнца и осенних изменениях в природе
Наблюдают и называют признаки
осени в естественных условиях
Работают с календарем частично
самостоятельно
Составляют рассказ по иллюстрациям

Просматривают видеосюжет о
признаках осени
Отвечают на вопросы о взаимосвязи признаков осени и осенних
месяцев

11

Составление рассказа с опорой
на схему о перелете птиц
Прослушивание стихотворения
Срисовывание осенних листьев
из учебника в тетрадь

Прослушивают стихотворение
Раскрашивают изображения
осенних листьев
Отвечают на вопросы
Рассматривают занятия людей осенью на иллюстрациях, фотографиях
Составляют краткий рассказ
по рисунку с помощью учителя
Выбирают по рисунку сезонную одежду для осени
Отвечают на вопросы
Выбирают по рисунку инструменты для уборки сада
Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетания
Перечисляют осенние месяцы с помощью учителя
Показывают предметы урожая
Отвечают на вопросы

16

Занятия и одежда
людей осенью

1

Рассматривание рисунка
Составление рассказа по рисунку
Выбор по рисунку одежды для
осенней прогулки людей

17

Осень
Урожай

1

Выбор по рисунку инструментов для уборки сада
Работа с опорными словами
(урожай, грибы)
Перечисление осенних месяцев
Название предметов урожая

18

Осень
Грибы

1

Рассматривание рисунков
Называние нескольких грибов
Работа с опорными словами
(урожай, грибы)
Прослушивание стихотворения

Рассматривают рисунки
Называют 1-2 гриба
Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетание

Находяти называют осенние месяцыв натуральном виде в естественных условиях
Составляют рассказ о перелетных
птицах
Срисовывают осенние листья
Рассматривают занятия людей осенью в естественных условиях
Составляют рассказ по рисунку, с
частичной помощью учителя
Выбирают сезонную одежду для
осени
Отвечают на вопросы
Выбирают инструменты для
уборки сада в натуральном виде в
естественных условиях
Работают с опорными словами
(урожай, грибы), составляют предложение
Перечисляют осенние месяцы с
частичной помощью учителя
Называют и показывают предметы
урожая
Отвечают на вопросы
Рассматривают рисунки
Называют 2-3 гриба
Работают с опорными словами
(урожай, грибы), составляют предложение

12

Перечисление осенних месяцев
по схемам

19

Растения
Части растений

1

20

Растения
Строение и сходство растений

1

Прослушивают стихотворение
Перечисляют осенние месяцы по рисункам
Отвечают на вопросы
Живая природа. Растения
Просмотр краткого видеосюПросматривают краткий вижета о растениях леса
деосюжет о растениях леса
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунок
Нахождение на иллюстрациях
Находят на иллюстрациях
объектов природы (дерево, цве- объекты природы (дерево,
ток, трава, кустарник)
цветок, трава, кустарник)
Работа со словарем (лес, дерево, Работают со словарем (лес,
трава)
дерево, трава), составляют
Рассматривание схемы строесловосочетание
ния растений
Рассматривают схемы строеЧасти растений: корень, стебель ния растений
(ствол), лист, цветок
Работают со словарем (цвеРабота со словарем (цветок,
ток, стебель, лист, корень),
стебель, лист, корень)
составляют словосочетание
Отвечают на вопросы
Рассматривание схемы Нахождение части растений по рисунку
Ответы на вопросы по различию растений
Сравнение частей растений и
нахождение сходства (лист,
стебель, корень)

Прослушивают стихотворение и
повторяют 2-3 строки
Перечисляют осенние месяцы по
схемам
Отвечают на вопросы

Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса
Рассматривают рисунок
Находят объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник) в
натуральном виде в естественных
условиях
Работают со словарем (лес, дерево,
трава), составляют предложение
Рассматривают схемы строения
растений
Показывают части растений
Работают со словарем (цветок,
стебель, лист, корень), составляют
предложение
Отвечают на вопросы
Рассматривают схемы
Рассматривают схемы
Находят части растений по
Находят части растений в натурисунку
ральном виде в естественных
Отвечают на вопросы с поусловиях. Отвечают на вопросы.
мощью учителя
Сравнивают части растений (лист,
Сравнивают части растений
стебель, корень) и находят сход(лист, стебель, корень) по ил- ство
люстрациям

13

21

Различия растений
Разнообразие растений

1

Рассматривание иллюстрации
Нахождение объектов природы
на рисунке (цветы)
Нахождение сходства и различия объектов природы (цветы)
по рисунку
Зарисовка листьев разных растений
Прослушивание стихотворения
Составление рассказа об уходе
за растениями

22

Семена растений

1

Рассматривание изображения
растений и семян
Составление рассказа об использовании семян (в приготовлении пищи) Составление рассказа по картинке (выращивание растения из семян)
Практическая работа по посадке растения (семени)
Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода)

Рассматривают иллюстрации
Находят объекты природы на
рисунке (цветы)
Находят сходства объектов
природы (цветы) по рисунку
Раскрашивают листья разных
растений
Прослушивают стихотворение
Составляют краткий рассказ
об уходе за растениями с помощью учителя
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Рассматривают изображения
растений и семян
Составляют краткий рассказа
об использовании семян (в
приготовлении пищи) по
картинке с помощью учителя
Сажают семена растения
(практическая работа)
Работают с опорными словами (семена, свет, тепло,
вода), составляют словосочетание.
Отвечают на вопросы с помощью учителя

Рассматривают иллюстрации
Находят объекты природы в натуральном виде в естественных
условиях (цветы)
Находят сходства и различия объектов природы (цветы)
Рисуют листья разных растений по
образцу
Прослушивают стихотворение
Составляют рассказ об уходе за
растениями
Отвечают на вопросы
Рассматривают растения и семена
в натуральном виде
Составляют рассказ по картинке
(выращивание растения из семян)
Сажают семена растения (практическая работа)
Работают с опорными словами (семена, свет, тепло, вода), составляют предложения
Отвечают на вопросы

14

23

Плоды
Овощи

1

24

Плоды
Фрукты

1

25

Ягоды

1

26

Овощи, фрукты,
ягоды

1

Рассматривание сюжетных рисунков
Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (овощи)
Нахождение и называние знакомых объектов на картинке
(овощи)

Рассматривают рисунки
Прослушивают учебный
текст
Рассматривают иллюстрации
(овощи)
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Находят и указывают знакомые объекты на картинке
(овощи)
Рассматривание иллюстрации
Рассматривают иллюстрации
(фрукты)
(фрукты)
Ответы на вопросы учителя
Отвечают на вопросы с поНахождение и называние знако- мощью учителя
мых объектов на картинке
Находят и указывают знако(фрукты)
мые объекты на картинке
Составление рассказа о пользе
(фрукты)
фруктов с помощью учителя
Составляют рассказ о пользе
фруктов с помощью учителя
Прослушивание учебного текПрослушивают учебный
ста Рассматривание иллюстратекст
ции (ягоды)
Рассматривают иллюстрации
Называние ягод
(ягоды)
Нахождение и называние знако- Находят и называют (указымых объектов на картинке
вают по слову) некоторые
(ягоды)
знакомые ягоды на картинке
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Называние нескольких овощей, Называют овощи, фрукты,
фруктов, ягод
ягоды (по 1-2)
Обобщение представлений о
Различают овощи, фрукты,
плодах
ягоды в натуральном виде

Рассматривают рисунки
Прослушивают учебный текст
Рассматривают овощи в натуральном виде
Отвечают на вопросы
Находят и называют знакомые
объекты на картинке (овощи)

Рассматривают фрукты в натуральном виде
Отвечают на вопросы
Находят и называют знакомые
объекты на картинке (фрукты)
Составляют рассказ о пользе
фруктов
Прослушивают учебный текст.
Рассматривают ягоды в натуральном виде.
Находят и называют знакомые
ягоды на картинке
Отвечают на вопросы

Называют овощи, фрукты, ягоды
(по 2-3)
Различают овощи, фрукты, ягоды
на картинке

15

27

Приспособление
растений к сезонным изменениям

1

28

Приспособление
растений к разным
условиям жизни

1

Различение понятий: овощи,
фрукты, ягоды
Составление рассказа о пользе
овощей, фруктов и ягод с помощью учителя
Прослушивание стихотворения
о витаминах
Наблюдения за жизнью
растений в своей местности:
рост, цветение, образование
плодов и семян; приспособление к смене времен года Рассматривание иллюстрации,
определение времени года

Прослушивание вводного слова
учителя
Просмотр краткого видео о
жизни растений в разных условиях
Рассматривание иллюстрации,
определение условий жизни
растения

Отвечают на вопросы с помощью учителя
Составляют рассказ о пользе
овощей, фруктов и ягод с помощью учителя
Прослушивают стихотворение о витаминах
Наблюдают за жизнью
растений в своей местности:
рост, цветение, образование
плодов и семян в натуральном виде в естественных
условиях
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Рассматривают иллюстрации
Определяют времена года по
состоянию растений на картинке с помощью учителя
Прослушивают вводное
слово учителя
Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях
Рассматривают иллюстрации
Отвечают на вопросы с помощью учителя

Отвечают на вопросы
Составляют рассказ о пользе овощей, фруктов и ягод
Прослушивают стихотворение о
витаминах и повторяют 1-2 строки
Наблюдают за жизнью
растений в своей местности: рост,
цветение, образование плодов и
семян в натуральном виде в естественных условиях
Отвечают на вопросы
Рассматривают иллюстрации
Определяют времена года по состоянию растений на картинке

Прослушивают вводное слово учителя
Просматривают краткое видео о
жизни растений в разных условиях
Рассматривают иллюстрации
Показывают на картинке разные
условия жизни растений
Отвечают на вопросы

16

29

Уход за растениями

1

30

Растения (обобщающий урок)

1

Рассматривание иллюстраций
об основных приемах ухода за
растениями
Практические действия: протирать листья, поливать растения,
рыхлить почву
Инвентарь для ухода за растениями, называние предметов
Названия растений и инвентаря

Рассматривают иллюстрации
об основных приемах ухода
за растениями
Выполняют практическую
работу: протирают листья,
поливают растения, рыхлят
почву с помощью учителя
Рассматривают инвентарь
для ухода за растениями,
называют предметы с помощью учителя
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Практическое определение объ- Показывают объекты приектов природы (деревьев и куроды (деревьев и кустарнистарников) на пришкольном
ков) на пришкольном
участке (экскурсия)
участке (экскурсия)
Рассматривание рисунков
Рассматривают рисунки
Определение и называние знаПоказывают знакомые объкомых объектов природы (дере- екты природы (деревья, кувья, кустарники)
старники) на иллюстрациях
Работа с опорными словами (ка- Отвечают на вопросы с полина, сирень, смородина, крымощью учителя
жовник)
Работают с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) с помощью учителя

Рассматривают иллюстрации об
основных приемах ухода за растениями
Выполняют практическую работу:
протирают листья, поливают растения, рыхлят почву
Рассматривают инвентарь для
ухода за растениями, называют
предметы
Отвечают на вопросы

Показывают и называют объекты
природы (деревьев и кустарников)
на пришкольном участке (экскурсия)
Рассматривают рисунки
Показывают и называют знакомые
объекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях
Отвечают на вопросы
Работают с опорными словами
(калина, сирень, смородина, крыжовник), составляют предложения

17

31

Зима
Признаки зимы
Экскурсия в природу

1

32

Признаки зимы
Зимние месяцы

1

33

Зимующие птицы

1

Времена года. Зима
Рассматривание сюжетного ри- Рассматривают сюжетный
сунка
рисунок
Работа по схемам
Работают по схемам
Проведение опыта совместно с Проводят опыт совместно с
учителем
учителем (наблюдение за таРабота с опорными словами
янием снега в помещении)
(зима, снегопад)
Отвечают на вопросы с поВырезание снежинки
мощью учителя
Работают с опорными словами (зима, снегопад), составляют словосочетания
Раскрашивают снежинку
Просмотр краткого видео о при- Просматривание краткого
знаках зимы
видео о признаках зимы
Нахождение и называние приПоказывают признаки сезона
знаков сезона на иллюстрациях в естественных условиях
Работа с опорными словами
Отвечают на вопросы с по(снег, снежинки, воробей, вомощью учителя
рона)
Работают с опорными слоСоставление рассказа о зиме по вами (снег, снежинки, вороопорным знакам (схемам)
бей, ворона), составляют словосочетание
Составляют рассказ о зиме
по картинкам
Наблюдения за зимующими
Наблюдают за зимующими
птицами и их описание: ворона, птицами: ворона, воробей
воробей
Рассматривают рисунок
Рассматривание рисунка
Отвечают на вопросы с помощью учителя

Рассматривают рисунок
Работают по схемам
Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега
в помещении)
Отвечают на вопросы
Работают с опорными словами
(зима, снегопад), составляют предложение
Вырезают снежинку
Просматривание краткого видео о
признаках зимы
Называют признаки зимы в естественных условиях
Называют зимние месяцы
Отвечают на вопросы
Работают с опорными словами
(снег, снежинки, воробей, ворона),
составляют предложения
Составляют рассказ о зиме по
опорной схеме
Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы

18

34

Животные зимой

1

35

Зимняя одежда и
обувь

1

36

Занятия людей зимой

1

37

Животные: звери,
птицы, рыбы,
насекомые

1

Рассматривание рисунков
Сравнение внешнего вида животных в различное время года
Нахождение несоответствия в
изображении, тексте

Рассматривают рисунок
Наблюдают за животными в
различное время года на картинках.
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Находят несоответствия в
изображении, тексте с помощью учителя
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунок
Выбор нужных предметов
Отвечают на вопросы с поодежды для зимней прогулки
мощью учителя
Разучивание текста и правил
Выбирают нужные предметы
подвижной игры «Мороз Крас- одежды для зимней прогулки
ный Нос»
Разучивают правила подвижной игры «Мороз Красный
Нос»
Прослушивают стихотворный текст
Живая природа. Животные
Рассматривание рисунков с
Рассматривают рисунки с
изображением животных
изображением животных
Показ и называние знакомых
Показывают знакомых жиживотных
вотных
Просмотр видео о разнообразии Просматривают видео о разживотного мира
нообразии животного мира
Ответы на вопросы по теме
Отвечают на вопросы с поурока
мощью учителя

Рассматривают рисунок.
Наблюдают за животными и сравнивают их внешний вид в различное время года на картинках
Отвечают на вопросы
Находят несоответствия в изображении, тексте
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы
Выбирают нужные предметы
одежды для зимней прогулки
Разучивают правила подвижной
игры «Мороз Красный Нос»
Прослушивают стихотворный
текст и запоминают 2-3 строки

Рассматривают рисунки с изображением животных
Показывают и называют знакомых
животных
Просматривают видео о разнообразии животного мира
Отвечают на вопросы

19

38

Сходство и различие животных

1

39

Зимние животные.
Виртуальный зоопарк - экскурсия

1

40

Детёныши животных

1

Прослушивание вводных слов
учителя
Рассматривание рисунков с
изображением животных Называние и показ знакомых животных
Нахождение и называние различия животных (форма тела,
окраска, повадки, место обитания)
Сравнение животных по внешнему виду, окраске
Работа по опорным словам
(шерсть, перья, чешуя)
Составление рассказа по опорным вопросам
Просмотр краткой презентации
и прослушивание комментариев
учителя
Рассматривание рисунков
Называние детенышей зверей,
птиц, рыб
Составление рассказа по картинке
Разучивание игры «Один –
много» (детеныши животных)

Прослушивают вводное
слово учителя
Рассматривают рисунки с
изображением животных
Показывают знакомых животных по слову учителя
Находят и называют различия животных (форма тела,
окраска, повадки, место обитания)
Составляют словосочетания
по опорным словам (шерсть,
перья, чешуя)
Составляют рассказ по опорным вопросам с помощью
учителя
Просматривают краткую
презентацию и прослушивают комментарии учителя
Рассматривают рисунки
Показывают детенышей зверей, птиц, рыб
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Составляют рассказ по картинке с помощью учителя
Разучивают игру «Один –
много» (детеныши животных)

Прослушивают вводное слово учителя
Рассматривают рисунки с изображением животных
Показывают и называют знакомых
животных
Сравнивают животных по отличительным признакам (форма тела,
окраска, повадки, место обитания)
с опорой на картинку
Составляют рассказ-описание по
опорным словам (шерсть, перья,
чешуя)

Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя
Рассматривают рисунки
Показывают и называют детенышей зверей, птиц, рыб
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ по картинке
Разучивают игру «Один – много»
(детеныши животных)

20

41

Домашние животные

1

Прослушивание текста «Домашние животные»
Определение и называние животных по рисунку
Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов
из молока, шерсти)
Составление описательного
рассказа о домашнем животном
Рисование (аппликация) «Мое
домашнее животное»

42

Дикие животные

1

43

Приспособление
животных к смене
времён года

1

Просмотр краткого видео о диких животных
Рассматривание рисунка и
называние изображенных животных
Рассматривание рисунков и
нахождение соответствия
Название сказок про диких животных
Сочинение сказки по рисунку
Просмотр краткого видео
Рассматривание рисунка
Работа с опорными словами
Составление рассказов с опорой
на картинку
Просмотр видео и ответы на вопросы о кормлении птиц зимой

Прослушивают текст «Домашние животные»
Показывают изображения
животных на картинке
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Составляют рассказ по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти) с помощью учителя
Рисуют «Мое домашнее животное»
Просматривают краткое видео о диких животных
Рассматривают рисунок и
показывают изображенных
животных
Называют сказки про диких
животных по картинкам
Отвечают на вопросы с помощью учителя

Прослушивают текст «Домашние
животные»
Показывают и называют изображения животных на картинке
Отвечают на вопросы
Составляют описательный рассказ
о домашнем животном
Выполняют аппликацию «Мое домашнее животное»

Просматривают краткое видео
Рассматривают рисунок
Составляют словосочетания
с опорными словами
Составляют краткий рассказ
с опорой на картинку

Просматривают краткое видео
Рассматривают рисунок
Составляют предложения с опорными словами
Составляют рассказ с опорой на
картинку
Просматривают видео и отвечают
на вопросы о кормлении птиц зимой

Просматривают краткое видео о
диких животных
Рассматривают рисунок и называют изображенных животных
Называют сказки про диких животных
Отвечают на вопросы
Сочиняют сказку по рисунку

21

44

Весна
Признаки весны

1

Просматривают видео и отвечают на вопросы о кормлении птиц зимой с помощью
учителя
Времена года. Весна
Рассматривание рисунков
Рассматривают рисунки с
Нахождение отличий
изображением 2 времен года
Определение с помощью учиНаходят 1-2 отличия
теля по схемам причин сезонПоказывают с помощью учиных изменений
теля по схемам причины сеПрослушивание стихотворения зонных изменений
Работа с опорными словами
Отвечают на вопросы с по(весна, ручьи, почки)
мощью учителя
Прослушивают стихотворение
Составляют словосочетания
с опорными словами (весна,
ручьи, почки)

Рассматривают рисунки с изображением 2 времен года
Находят 2-3 отличия
Показывают и называют по схемам причины сезонных изменений
Отвечают на вопросы
Прослушивают стихотворения
Составляют предложения с опорными словами (весна, ручьи,
почки),

22

45

Признаки весны
Весенние месяцы

1

Прослушивание текста
Нахождение признаков весны
по иллюстрациям
Ответы на вопросы по тексту
учебника
Рисование объектов природы
(подснежника) по образцу Разучивание стихотворения Работа с
опорными словами (сосульки,
жук, бабочка, грач, скворец)

46

Перелётные
птицы

1

Просмотр видео о перелетных
птицах
Рассматривание рисунка
Называние перелетных птиц
Составление рассказа по рисунку и опорным словам

47

Животные весной

1

Рассматривание и называние
изображенных объектов природы (животные весной)
Составление рассказа по рисунку и опорным словам
Называние детенышей животных

Прослушивают текст
Показывают признаки весны
в естественных условиях и
по иллюстрациям
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Раскрашивают объекты природы (подснежники)
Прослушивают стихотворение
Составляют словосочетания
с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач,
скворец)
Просматривают видео о перелетных птицах
Рассматривают рисунки с
изображением птиц
Показывают 1-2 перелетные
птицы
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Составляют рассказ по рисунку и опорным словам с
помощью учителя
Рассматривают и показывают животных весной на
картине
Составляют рассказ по рисунку и опорным словам
Показывают детенышей животных

Прослушивают текст
Показывают и называют признаки
весны в естественных условиях и
по иллюстрациям
Отвечают на вопросы
Рисуют объекты природы (подснежники) по образцу
Прослушивают стихотворение и
запоминают 2-3 строки Составляют предложения с опорными
словами (сосульки, жук, бабочка,
грач, скворец)
Просматривают видео о перелетных птицах
Рассматривают сюжетный рисунок
Показывают и называют 2-3 перелетные птицы в
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ по рисунку

Рассматривают и называют животных весной на картине
Составляют рассказ по рисунку
Показывают и называют детенышей животных
Просматривают видео о жизни животных весной

23

48

49

50

51

Признаки весны.
Экскурсия в природу
Весенняя одежда
и обувь

1

Занятия людей
весной

1

Человек

1

1

Просмотр видео о жизни живот- Просматривают видео о
ных весной
жизни животных весной
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунок
Выполнение задания по риВыполняют задания по рисунку
сунку с помощью учителя
Прослушивание стихотворения Прослушивают стихотвореРассматривание рисунка
ние
Ответы на вопросы с опорой на Отвечают на вопросы с покартинку
мощью учителя

Живая природа. Человек
Прослушивание вводных слов
Прослушивают вводные
учителя
слова учителя
Нахождение сходства и разлиНаходят сходство людей по
чия людей по картинке (внешкартинке в естественных
ний вид, пол, возраст)
условиях (внешний вид, пол,
Называние изображенных лювозраст) с помощью учителя
дей
Называют изображенных люРассказ о себе по плану
дей
Прослушивание стихотворения Рассказывают о себе по кратРабота с опорными словами
кому плану
Прослушивают стихотворение
Составляют словосочетания
с опорными словами

Отвечают на вопросы

Рассматривают рисунок
Выполняют задания по рисунку
Прослушивают стихотворение и
повторяют 1-2 строки
Отвечают на вопросы

Прослушивают вводные слова
учителя
Находят сходство и различия людей в естественных условиях и по
картинке (внешний вид, пол, возраст).
Называют и показывают изображенных людей
Рассказывают о себе по плану
Прослушивают стихотворение, повторяют 3-4 строки
Составляют предложения с опорными словами
Отвечают на вопросы

24

52

53

54

Человек
Отличия по полу и
возрасту
Человек.
Части тела

1

Гигиенические
навыки. Урокпрактикум «Я
знаю и умею»/
контроль предметных ЗУН

1

1

Отвечают на вопросы с помощью учителя
Прослушивание вводных слов
Прослушивают вводные
учителя
слова учителя
Прослушивание (чтение) стихо- Прослушивают стихотворетворения, работа с текстом
ние
Нахождение и показ частей тела Находят и показывают части
на рисунке (на объекте), назытела на себе
вание частей тела
Называют части тела на карИгра в дидактическую игру
тинке
«Части тела»
Играют в дидактическую
Игра «Театр теней»
игру «Части тела»
Работа с опорными словами (го- Составляют словосочетания
лова, шея, туловище, руки,
с опорными словами (гоноги)
лова, шея, туловище, руки,
Составление рассказа о себе по ноги)
опорным вопросам
Составляют рассказ о себе с
помощью учителя
Просмотр краткого видео.
Просматривают краткое виРазучивание правил гигиены.
део.
Рассматривание рисунков.
Разучивают правила гигиены
Определение правила гигиены
по картинкам.
по рисункам.
Рассматривают рисунки.
Составление рассказа о правиОтвечают на вопросы с полах ухода за телом.
мощью учителя.
Выполнение заданий на диффе- Выполняют упрощенные заренциацию предметов по назна- дания на дифференциацию
чению.
предметов по назначению.
Разучивание стихотворения
Прослушивают стихотворение

Прослушивают вводные слова
учителя
Прослушивают стихотворение, работают с текстом
Находят и называют частей тела
на себе
Играют в дидактическую игру
«Части тела»
Составляют предложение с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги)
Составляют рассказ о себе по
опорным вопросам

Просматривают краткое видео.
Разучивают правила гигиены в
натуральном виде в естественных
условиях.
Рассматривают рисунки.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания на дифференциацию предметов по назначению.
Прослушивают и заучивают 2-3
строки стихотворения

25

55

Лицо человека

1

Рассматривание рисунка
Выполнение задания по рисунку
Игра «Свет мой, зеркальце,
скажи»
Нахождение сходства и различия лиц по рисунку
Называние частей лица человека
Рисование своего портрета

56

Глаза
Охрана зрения

1

Определение функции глаз по
рисункам
Рисование предмета
Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) у себя и на картинке
Работа с опорными словами
(брови, веки, ресницы)
Разучивание
правил гигиены глаз
Дидактическая игра по
иллюстрациям «Назови, кому
принадлежат глаза»
Разучивание гимнастики для
глаз «Автобус»

Рассматривают рисунок
Выполняют задания по рисунку
Играют в игру «Свет мой,
зеркальце, скажи»
Находят сходство лиц одноклассников
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Показывают части лица человека на рисунке
Раскрашивают портрет
Рассматривают рисунок,
определяют функции глаз с
помощью учителя
Рисуют глаз по образцу
Находят и показывают части
объекта (брови, веки, ресницы) у себя и на картинке
Составляют словосочетания
с опорными словами (брови,
веки, ресницы)
Разучивают
правил гигиены глаз
Играют по
иллюстрациям «Назови,
кому принадлежат глаза»
Разучивают гимнастику для
глаз «Автобус»

Рассматривают рисунок
Выполняют задания по рисунку
Играют в игру «Свет мой, зеркальце, скажи»
Находят сходство и различия лиц
одноклассников и на картинках
Отвечают на вопросы
Показывают части лица человека
на рисунке
Рисуют свой портрет
Рассматривают рисунок, определяют функции глаз Рисуют глаз по
образцу
Находят и называют части объекта
(брови, веки, ресницы) у себя и на
картинке
Составляют предложения с опорными словами (брови, веки, ресницы)
Разучивают
правил гигиены глаз
Играют по иллюстрациям
«Назови, кому принадлежат глаза»
Разучивают гимнастику для глаз
«Автобус»

26

57

Уши
Орган слуха

1

Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы
Определение функции уха
Отгадывание загадок Нахождение и называние
объекта у себя и на картинке
Работа с опорными словами
(уши, слух)
Разучивание правил гигиены
ушей
Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому
принадлежит голос»
Объяснение смысла выражения
«Ушки на макушке»

58

Нос
Орган дыхания

1

Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы
Определение функции носа у
себя
Практическая работа «Узнай по
запаху»
Нахождение и называние объекта у себя и на картинке
Работа с опорными словами
(нос, запах, обоняние, дыхание)
Разучивание правил гигиены
носа
Дидактическая игра
по иллюстрациям «Назови,
кому принадлежит нос»

Прослушивают текст (строение уха)
Определяют функции ушей с
помощью учителя
Находят и показывают
парный объект у себя и на
картинке
Составляют словосочетания
с опорными словами (уши,
слух)
Разучивают правила гигиены
ушей по картинкам
Играют по иллюстрациям
«Назови, кому
принадлежит голос»
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Прослушивают текст (строение носа)
Определяют функцию носа у
себя (по своим ощущениям)
Играют в игру «Узнай по запаху» (практическая работа)
Находят и показывают нос у
себя и у одноклассников.
Составляют словосочетания
с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание)
Разучивают1-2 правила гигиены носа с опорой на картинки

Прослушивают текст (строение
уха).
Определяют функции ушей
Находят, показывают и называют
парный объект у себя и на картинке
Составляют предложения с опорными словами (уши, слух)
Разучивают правила гигиены ушей
Играют по иллюстрациям
«Назови, кому
принадлежит голос»
Объясняют смысл выражения
«Ушки на макушке»
Отвечают на вопросы
Прослушивают текст (строение
носа)
Определяют функцию носа у себя
(по своим ощущениям)
Играют в игру «Узнай по запаху»
(практическая работа)
Находят и показывают нос у себя
и у одноклассников, сравнивают
Составляют предложения с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание)
Разучивают 2-3 правила гигиены
носа
Играют по иллюстрациям
«Назови, кому принадлежит нос»

27

Составление рассказа (обоняние собаки)
Объяснение смысла выражения
«Держать нос по ветру»

Играют по иллюстрациям
«Назови, кому принадлежит
нос»
Отвечают на вопросы с помощью учителя

Составляют рассказ об обонянии
собаки
Объясняют смысл выражения
«Держать нос по ветру»
Отвечают на вопросы

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».