Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

«Основы безопасности жизнедеятельности»
5-9 классы

Разработана:
Сергеевой Л.И., учителем

2023 г.
г.Сланцы

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета, реализуемого учреждением ГБОУ ЛО «Сланцевская школаинтернат» в части, формируемой участниками образовательных отношений для 5-9
классов разработана с учётом нормативно-правовых документов:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273 ФЗ ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность
образовательной организации»
 Приказа Минобразования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
Федерального Государственного Образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.
 СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Срок реализации программы 5 лет.
Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов
рассчитана на 1 ч. в неделю (всего 170 ч).
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в
социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального,
эмоционального развития детей с умственной отсталостью испытывают трудности в
осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «ОБЖ»
позволяет
планомерно
формировать
осмысленное
восприятие
социальной
действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель реализации программы – формирование представлений о человеке, его
социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах
поведения.
Задачи реализации программы:
1.
2.

3.

Формирование у обучающихся современного уровня культуры
безопасности жизнедеятельности;
Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения в
повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
Формирование потребности в соблюдении требований, предъявляемых к
гражданину
Российской
Федерации
в
области
безопасности
жизнедеятельности;

4.

Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

5.

Выработка у обучающихся антиэксстремистской и антитеррористической
личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным
веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика предмета:

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» занимает важное место среди
учебных предметов. Отбор содержания предмета «ОБЖ» направлен на формирование
знаний, умений, навыков, направленных на:

 социальную адаптацию обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
 повышение уровня общего развития обучающихся и воспитание у них
максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального
развития дети испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим
программа учебного предмета «ОБЖ» позволяет планомерно формировать осмысленное
восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь
представлений об окружающем мире и умений ориентироваться в нем, включаться в
социальные отношения.
В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и
уточнить представления учащегося с особенностями развития о том мире, в котором он
живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые
будут окружать его на протяжении всей жизни. Во время обучения содержание работы по
предмету начинается с развития его представлений о себе. Социальную природу «я»
ребёнок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую
очередь со своими близкими. В этот период идёт накопление представлений о ближайшем
окружении детей. В дальнейшем, получая представления о социальной жизни, в которую
он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с
нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок
учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и
здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в
школе.
Описание ценностных ориентиров содержания рабочей программы.

культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм;
патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества; труд и творчество как
отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное.;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
Формирование понимания ценности здорового образа жизни;
Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к окружающей среде;
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и

ответственного отношения к собственным поступкам;
Освоение социальных норм, правил поведения и ролей;
Формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнидеятельности;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
Предметные результаты
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
Формирование установки на здоровой образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
Понимание необходимости сохранения природы и окружающих среды для
полноценной жизни человека;
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и х последствия для
личности, общества и государства.

Содержание предмета.
Класс

5 класс

6 класс

Тематика содержания.

Человек, среда его обитания, безопасность человека
Опасные ситуации техногенного характера
Опасные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и
государства
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
Факторы разрушающие здоровье
Первая помощь и правила ее оказания
Социальная безопасность
Дорожная безопасность
Пожарная безопасность
Основы здорового образа жизни
Безопасность в природных условиях
Опасные ситуации в природных условиях
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Основы комплексной безопасности

Кол-во
часов

5
6
2
3
3
4
3
3
5
3
7
5
5
6
3
5
14

7 класс

8 класс

9 класс

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития
человека
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Пожарная безопасность
Безопасность на дорогах
Безопасность на водоемах
Экология и безопасность
Защита населения РФ от ЧС
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Национальная безопасность России в современном мире
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и
национальная безопасность России
Организованные основы по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по
защите населения отчрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской
Федерации
Основы образа жизни
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Оказание первой медицинской помощи

11
10
3
2
3
2
2
8
8
5
4
3
3
4

6
3
3
3
2

Тематическое планирование.
5 класс
Количество часов в год 34 (1 час в неделю)

№

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.

Тема урока

Кол-во
часов

Человек, среда его обитания, безопасность человека
Город как среда обитания
1
Жилище человека, особенности
1
жизнеобеспечения жилища
Особенности природных условий в городе
1
Взаимопонимания людей, проживающих в
1
городе, и безопасность
Безопасность в повседневной жизни
1
Опасные ситуации техногенного характера
Дорожное движение, безопасность участников
1
дорожного движения
Пешеход. Безопасность пешехода.
1
Пассажир. Безопасность пассажира.
1
Водитель
1
Пожарная безопасность
1

Дата
проведе
ния

6.
1.
2.
1.
2.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.

1.
2.

3.
1.

Безопасное поведение в бытовых ситуациях
1
Опасные ситуации природного характера
Погодные явления и безопасность человека
1
Безопасность на водоемах
1
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера
1
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
1
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение
Антиобщественное поведение и его опасность
1
Обеспечение личной безопасности дома
1
Обеспечение личной безопасности на улице
1
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства
Экстремизм и терроризм: основные понятия и
1
причины их возникновения
Виды экстремистской и террористической
1
деятельности
Виды террористических актов и их последствия
1
Ответственность несовершеннолетних за
1
антиобщественное поведение и участие в
террористической деятельности
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
О здоровом образе жизни
1
Двигательная активность и закаливание
1
организма – необходимые условия укрепленияздоровья
Рациональное питание. Гигиена питания
Факторы разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье

1
1

6 классе
Количество часов в год 34 (1 час в неделю)

№

1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1.

Тема урока

Социальная безопасность
Криминогенные ситуации на улице.
Безопасное поведение с незнакомыми взрослыми и
подростками.
Обеспечение личной безопасности на улице.
Дорожная безопасность
Правила дорожного движения и их история.
Общие положения, основные понятия и термины,
принятые в правилах дорожного движения.
Дорога, элементы дороги.
Как правильно переходить дорогу. Перекрёстки.
Соблюдение правил движения велосипедистами.
Причины дорожно-транспортного травматизма
Обобщающий урок-экскурсия по правилам дорожного
движения
Пожарная безопасность
Правила пожарной безопасности. Причины возникновения
пожара.

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Дата
проведения

2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.

Противопожарный режим дома.
Противопожарный режим в школе.
Первичные средства пожаротушения.
Проверочная работа "Противопожарная безопасность и
поведение на пожаре".
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и профилактика утомлений.
Режим питания. Закаливание.
Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье
человека.
Влияние социальной среды на развитие и здоровье
человека.
Безопасность в природных условиях
Погодные явления и безопасность.
Опасные погодные явления.
Подготовка и организация похода.
Требования к одежде и обуви, правила ухода за ней во
время похода.
Определение своего местонахождения и направление
движения на местности.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими
животными
Опасные ситуации в природных условиях
Укусы насекомых и защита от них
Клещевой энцефалит и его профилактика
Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи
в природных условиях

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

1.
2.
3.
4.
5.

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в
весенний период.
Оказание первой медицинской помощи при травмах
(практическое занятие)
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и
солнечном ударе, отморожении и ожоге (практическое
занятие)
Оказание первой медицинской помощи при укусах змей
и насекомых
Итоговое занятие.

1
1
1
1
1

7 класс
Количество часов в год 34 (1 час в неделю)
№

1.
2.
3.
4.

Тема урока

Кол-во
часов

Основы комплексной безопасности
Человек, среда его обитания, безопасность человека
Различные природные явления и причины их
возникновения
Опасные и чрезвычайные ситуации природного
характера
Обеспечение личной безопасности в условиях
чрезвычайных ситуациях природного характера

1
1
1
1

Дата
проведения

1

6.

Общее понятие об опасных и чрезвычайных ситуациях
в городе
Особенности природных условий в городе

7.

Безопасность на улицах города

1

8.

Пассажир – участник дорожного движения

1

9.

Пешеход – участник дорожного движения

1

5.

1

10. Обеспечение личной безопасности в повседневной
жизни.
11. Правила общения с незнакомыми людьми

1

12. Опасные и аварийные ситуации в доме, квартире

1

1

13. Обеспечение личной безопасности в различных
1
бытовых ситуациях.
14 Проверочная работа по правилам комплексной
1
безопасности
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
1. Здоровый образ жизни
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
1.
2.
3.
4.
5.

Режим дня.
Здоровое питание. Гигиена питания.
Значение двигательной активности, физической
культуры для совершенствования физических и
духовных качеств человека
Уход за телом
Вредные привычки, их влияние на здоровье.

1
1
1
1

Профилактика вредных привычек.
1
Режим труда и отдыха. Утомление и переутомление.
1
Психологическая уравновешенность
1
Стресс и его влияние на человека
1
Проверочная работа "За здоровый образ жизни"
1
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Основные виды травм
1
Общие правила оказания первой помощи
1
Первая медицинская помощь при помощи наружном
1
кровотечении
Первая медицинская помощь при ушибах и переломах
1
Первая медицинская помощь при отравлении
1

Первая медицинская помощь при ожогах и
обморожении
7. Общие правила транспортировки пострадавшего
8. Практическое занятие по оказанию первой
медицинской помощи
19. Итоговый урок
6.

1
1
1
1

8 класс
Количество часов в год 34 (1 час в неделю)

№

Тема урока
Пожарная безопасность

Кол-во
часов

Дата
проведения

1.
2.
3.

1.
2.

ТБ на уроках ОБЖ. Пожары в жилых и общественных
зданиях, их причина и последствия.
Профилактика пожаров в повседневной жизни и
организация защиты населения
Права, обязанности и ответственность граждан в
области пожарной безопасности. Обеспечение
личной безопасности при пожарах
Безопасность на дорогах
Организация дорожного движения. Обязанности
пешеходов и пассажиров.
Велосипедист-водитель транспортного средства.

1
1
1

1
1

1

2.

Безопасность на водоемах
Безопасное поведение на водоемах в различных
условиях.
Безопасный отдых у воды.

3.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

1

1.

Экология и безопасность
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

1

1.

2.

1.
2.

1.
2.
3.

1

Правила безопасного поведения при неблагоприятной
1
экологической обстановке.
Защита населения РФ от ЧС
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного
1
характера
Аварии на радиационно-опасных объектах и их
1
возможные последствия.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера
Обеспечение радиационной безопасности населения
1
Аварии на химически опасных объектах и их
1
возможнее последствия
Обеспечение химической защиты населения
1
1

6.

Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики
и их возможные последствия.
Обеспечение защиты населения от последствий
взрывопожароопасных объектах.
Оповещение о ЧС техногенного характера.

7.

Эвакуация населения

1

8.

Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС
техногенного характера.

1

4.
5.

1
1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
1.

2.
3.
4.

Общие понятия о здоровье как основной ценности
человека.
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и
социальная сущность.
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья
человека и общества.
Здоровый образ жизни как необходимое условие
сохранения и укрепления здоровья человека и
общества.

1
1
1
1

3.

1
Здоровый образ жизни и профилактика основных
неинфекционных заболеваний
1
Вредные привычки и их влияние на здоровье
1
Профилактика вредных привычек
1
Здоровый образ жизни и безопасность
жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее
1
значение
Первая медицинская помощь при отравлениях
1
аварийно химически опасными веществами
Первая медицинская помощь при травмах
1

4.

Первая медицинская помощь при утомлении

1

5.

Итоговый урок

1

5.
6.
7.
8.

1.
2.

9 класс
Количество часов в год 34 (1 час в неделю)
№

1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.

1.
2.

1.

2.

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
проведения

Национальная безопасность России в современном мире
Россия в мировом сообществе
1
Национальные интересы России в современном
1
мире
Основные угрозы национальным интересам и
1
безопасности России
Формирование общей культуры населения вобласти
1
безопасности жизнедеятельности
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и
национальная безопасность России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие
1
понятия и определения, их классификация
Чрезвычайные ситуации природного характера,
их причины и последствия
Чрезвычайные ситуации техногенного
1
характера, их причины и последствия
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и
национальная безопасность России
Военная угроза национальной безопасности
1
России
Международный терроризм – угроза
1
национальной безопасности России
Организованные основы по защите населения страны от чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и
1
ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Гражданская оборона как составная часть
1
национальной безопасности и
обороноспособности страны

МЧС России – федеральный орган управления вобласти
1
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения
от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных
1
ситуаций
2. Инженерная защиты населения и территорий от
1
чрезвычайных ситуаций
3. Оповещение населения о чрезвычайных
1
ситуациях
4. Эвакуация населения
1
5.
Аварийно-спасательные и другие неотложные
1
работы в очагах поражения
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
1. Виды террористических акций, их цели и
1
способы осуществления
2. Законодательная и нормативно-правовая база по
1
организации борьбы с терроризмом
3. Систем борьбы с терроризмом
1
4. Правила поведения при угрозе
1
террористического акта
5. Государственная политика противодействия
1
наркотизму
6. Профилактика наркомании
1
Основы образа жизни
1. Здоровье человека – как индивидуальная, так и
1
общественная ценность
2. Здоровый образ жизни и его составляющие
1
3. Репродуктивное здоровье населения –
национальная безопасность России
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
1. Ранние половые связи и их последствия
1
2. Инфекции, передаваемые половым путем
1
3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе
1
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
1. Брак и семья
1
2. Семья и здоровый образ жизни человека
1
3. Основы семейного права в Российской
1
Федерации
Оказание первой медицинской помощи
1. Первая медицинская помощь при массовых
1
поражениях
2. Первая медицинская помощь при передозировке
1
в приеме психоактивных веществ
человека
2
3. Здоровый образ жизни и профилактика вредных
привычек
Первая помощь и правила ее оказания
2
1. Первая помощь при различных видах
повреждений
1
2. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах
3.

3

Первая помощь при отравлениях

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».