Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат») ОДОБРЕНА МО школы пр.№ 1 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» от 01.09.2023 г. № 51 Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы Разработана: Сергеевой Л.И., учителем 2023 г. г.Сланцы Пояснительная записка Рабочая программа предмета, реализуемого учреждением ГБОУ ЛО «Сланцевская школаинтернат» в части, формируемой участниками образовательных отношений для 5-9 классов разработана с учётом нормативно-правовых документов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Приказа Минобразования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» Срок реализации программы 5 лет. Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов рассчитана на 1 ч. в неделю (всего 170 ч). Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития детей с умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «ОБЖ» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Цель реализации программы – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Задачи реализации программы: 1. 2. 3. Формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности; Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; Формирование потребности в соблюдении требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; 4. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; 5. Выработка у обучающихся антиэксстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Общая характеристика предмета: Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» занимает важное место среди учебных предметов. Отбор содержания предмета «ОБЖ» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на: социальную адаптацию обучающихся с интеллектуальными нарушениями; повышение уровня общего развития обучающихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «ОБЖ» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь представлений об окружающем мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления учащегося с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. Во время обучения содержание работы по предмету начинается с развития его представлений о себе. Социальную природу «я» ребёнок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими близкими. В этот период идёт накопление представлений о ближайшем окружении детей. В дальнейшем, получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Описание ценностных ориентиров содержания рабочей программы. культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм; патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине; семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества; труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.; нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Планируемые результаты. Личностные результаты Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; Формирование понимания ценности здорового образа жизни; Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к окружающей среде; Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Освоение социальных норм, правил поведения и ролей; Формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнидеятельности; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения; Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; Предметные результаты Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; Формирование установки на здоровой образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью; Понимание необходимости сохранения природы и окружающих среды для полноценной жизни человека; Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и х последствия для личности, общества и государства. Содержание предмета. Класс 5 класс 6 класс Тематика содержания. Человек, среда его обитания, безопасность человека Опасные ситуации техногенного характера Опасные ситуации природного характера Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни Факторы разрушающие здоровье Первая помощь и правила ее оказания Социальная безопасность Дорожная безопасность Пожарная безопасность Основы здорового образа жизни Безопасность в природных условиях Опасные ситуации в природных условиях Первая медицинская помощь при неотложных состояниях Основы комплексной безопасности Кол-во часов 5 6 2 3 3 4 3 3 5 3 7 5 5 6 3 5 14 7 класс 8 класс 9 класс Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Пожарная безопасность Безопасность на дорогах Безопасность на водоемах Экология и безопасность Защита населения РФ от ЧС Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Национальная безопасность России в современном мире Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России Организованные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения отчрезвычайных ситуаций мирного и военного времени Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации Основы образа жизни Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья Оказание первой медицинской помощи 11 10 3 2 3 2 2 8 8 5 4 3 3 4 6 3 3 3 2 Тематическое планирование. 5 класс Количество часов в год 34 (1 час в неделю) № 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. Тема урока Кол-во часов Человек, среда его обитания, безопасность человека Город как среда обитания 1 Жилище человека, особенности 1 жизнеобеспечения жилища Особенности природных условий в городе 1 Взаимопонимания людей, проживающих в 1 городе, и безопасность Безопасность в повседневной жизни 1 Опасные ситуации техногенного характера Дорожное движение, безопасность участников 1 дорожного движения Пешеход. Безопасность пешехода. 1 Пассажир. Безопасность пассажира. 1 Водитель 1 Пожарная безопасность 1 Дата проведе ния 6. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. Безопасное поведение в бытовых ситуациях 1 Опасные ситуации природного характера Погодные явления и безопасность человека 1 Безопасность на водоемах 1 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Чрезвычайные ситуации природного характера 1 Чрезвычайные ситуации техногенного характера 1 Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение Антиобщественное поведение и его опасность 1 Обеспечение личной безопасности дома 1 Обеспечение личной безопасности на улице 1 Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства Экстремизм и терроризм: основные понятия и 1 причины их возникновения Виды экстремистской и террористической 1 деятельности Виды террористических актов и их последствия 1 Ответственность несовершеннолетних за 1 антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни О здоровом образе жизни 1 Двигательная активность и закаливание 1 организма – необходимые условия укрепленияздоровья Рациональное питание. Гигиена питания Факторы разрушающие здоровье Вредные привычки и их влияние на здоровье 1 1 6 классе Количество часов в год 34 (1 час в неделю) № 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. Тема урока Социальная безопасность Криминогенные ситуации на улице. Безопасное поведение с незнакомыми взрослыми и подростками. Обеспечение личной безопасности на улице. Дорожная безопасность Правила дорожного движения и их история. Общие положения, основные понятия и термины, принятые в правилах дорожного движения. Дорога, элементы дороги. Как правильно переходить дорогу. Перекрёстки. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма Обобщающий урок-экскурсия по правилам дорожного движения Пожарная безопасность Правила пожарной безопасности. Причины возникновения пожара. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. Противопожарный режим дома. Противопожарный режим в школе. Первичные средства пожаротушения. Проверочная работа "Противопожарная безопасность и поведение на пожаре". Основы здорового образа жизни Здоровый образ жизни и профилактика утомлений. Режим питания. Закаливание. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Безопасность в природных условиях Погодные явления и безопасность. Опасные погодные явления. Подготовка и организация похода. Требования к одежде и обуви, правила ухода за ней во время похода. Определение своего местонахождения и направление движения на местности. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными Опасные ситуации в природных условиях Укусы насекомых и защита от них Клещевой энцефалит и его профилактика Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях 1. 2. 3. 4. 5. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний период. Оказание первой медицинской помощи при травмах (практическое занятие) Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге (практическое занятие) Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых Итоговое занятие. 1 1 1 1 1 7 класс Количество часов в год 34 (1 час в неделю) № 1. 2. 3. 4. Тема урока Кол-во часов Основы комплексной безопасности Человек, среда его обитания, безопасность человека Различные природные явления и причины их возникновения Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуациях природного характера 1 1 1 1 Дата проведения 1 6. Общее понятие об опасных и чрезвычайных ситуациях в городе Особенности природных условий в городе 7. Безопасность на улицах города 1 8. Пассажир – участник дорожного движения 1 9. Пешеход – участник дорожного движения 1 5. 1 10. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. 11. Правила общения с незнакомыми людьми 1 12. Опасные и аварийные ситуации в доме, квартире 1 1 13. Обеспечение личной безопасности в различных 1 бытовых ситуациях. 14 Проверочная работа по правилам комплексной 1 безопасности Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека 1. Здоровый образ жизни 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 1. 2. 3. 4. 5. Режим дня. Здоровое питание. Гигиена питания. Значение двигательной активности, физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека Уход за телом Вредные привычки, их влияние на здоровье. 1 1 1 1 Профилактика вредных привычек. 1 Режим труда и отдыха. Утомление и переутомление. 1 Психологическая уравновешенность 1 Стресс и его влияние на человека 1 Проверочная работа "За здоровый образ жизни" 1 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Основные виды травм 1 Общие правила оказания первой помощи 1 Первая медицинская помощь при помощи наружном 1 кровотечении Первая медицинская помощь при ушибах и переломах 1 Первая медицинская помощь при отравлении 1 Первая медицинская помощь при ожогах и обморожении 7. Общие правила транспортировки пострадавшего 8. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи 19. Итоговый урок 6. 1 1 1 1 8 класс Количество часов в год 34 (1 час в неделю) № Тема урока Пожарная безопасность Кол-во часов Дата проведения 1. 2. 3. 1. 2. ТБ на уроках ОБЖ. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах Безопасность на дорогах Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист-водитель транспортного средства. 1 1 1 1 1 1 2. Безопасность на водоемах Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых у воды. 3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. 1 1. Экология и безопасность Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. 1 1. 2. 1. 2. 1. 2. 3. 1 Правила безопасного поведения при неблагоприятной 1 экологической обстановке. Защита населения РФ от ЧС Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного 1 характера Аварии на радиационно-опасных объектах и их 1 возможные последствия. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера Обеспечение радиационной безопасности населения 1 Аварии на химически опасных объектах и их 1 возможнее последствия Обеспечение химической защиты населения 1 1 6. Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах. Оповещение о ЧС техногенного характера. 7. Эвакуация населения 1 8. Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. 1 4. 5. 1 1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 1. 2. 3. 4. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. 1 1 1 1 3. 1 Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний 1 Вредные привычки и их влияние на здоровье 1 Профилактика вредных привычек 1 Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Первая медицинская помощь пострадавшим и ее 1 значение Первая медицинская помощь при отравлениях 1 аварийно химически опасными веществами Первая медицинская помощь при травмах 1 4. Первая медицинская помощь при утомлении 1 5. Итоговый урок 1 5. 6. 7. 8. 1. 2. 9 класс Количество часов в год 34 (1 час в неделю) № 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. 2. 1. 2. Тема урока Кол-во часов Дата проведения Национальная безопасность России в современном мире Россия в мировом сообществе 1 Национальные интересы России в современном 1 мире Основные угрозы национальным интересам и 1 безопасности России Формирование общей культуры населения вобласти 1 безопасности жизнедеятельности Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России Опасные и чрезвычайные ситуации, общие 1 понятия и определения, их классификация Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия Чрезвычайные ситуации техногенного 1 характера, их причины и последствия Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России Военная угроза национальной безопасности 1 России Международный терроризм – угроза 1 национальной безопасности России Организованные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени Единая государственная система предупреждения и 1 ликвидации чрезвычайных ситуаций Гражданская оборона как составная часть 1 национальной безопасности и обороноспособности страны МЧС России – федеральный орган управления вобласти 1 защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных 1 ситуаций 2. Инженерная защиты населения и территорий от 1 чрезвычайных ситуаций 3. Оповещение населения о чрезвычайных 1 ситуациях 4. Эвакуация населения 1 5. Аварийно-спасательные и другие неотложные 1 работы в очагах поражения Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации 1. Виды террористических акций, их цели и 1 способы осуществления 2. Законодательная и нормативно-правовая база по 1 организации борьбы с терроризмом 3. Систем борьбы с терроризмом 1 4. Правила поведения при угрозе 1 террористического акта 5. Государственная политика противодействия 1 наркотизму 6. Профилактика наркомании 1 Основы образа жизни 1. Здоровье человека – как индивидуальная, так и 1 общественная ценность 2. Здоровый образ жизни и его составляющие 1 3. Репродуктивное здоровье населения – национальная безопасность России Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье 1. Ранние половые связи и их последствия 1 2. Инфекции, передаваемые половым путем 1 3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе 1 Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья 1. Брак и семья 1 2. Семья и здоровый образ жизни человека 1 3. Основы семейного права в Российской 1 Федерации Оказание первой медицинской помощи 1. Первая медицинская помощь при массовых 1 поражениях 2. Первая медицинская помощь при передозировке 1 в приеме психоактивных веществ человека 2 3. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек Первая помощь и правила ее оказания 2 1. Первая помощь при различных видах повреждений 1 2. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах 3. 3 Первая помощь при отравлениях 2