Рабочая программа по профильному труду Подготовка младшего обслуживающего персонала 8 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

МО школы

Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»

пр.№ 1 от 30.08.2023 г.
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

профильный труд «Подготовка младшего
обслуживающего персонала»
8класс
Разработала: Рябкова Р.А.учитель трудового обучения

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Подготовка
младшего обслуживающего персонала») составлена на основе Федеральной
адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» («Подготовка младшего
обслуживающего персонала») относится к предметной области «Технология» и
является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному
предмету «Профильный труд» в 8 классе в соответствии с учебным планом
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 272 часов в год (8 часов в неделю).
Цель и задачи учебного предмета «Профильный труд» «Подготовка
младшего обслуживающего персонала»
Цельобучения :
• подготовка обучающихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием
которых является уборка квартир, производственных, служебных, медицинских
учреждений, салонов транспорта, работа в пищеблоках, прачечных.
Задачи обучения:
• научить выполнять определённые программой виды работ по алгоритму;
• сформировать навыки безопасного поведения при работе с устройствами, механизмами,
химическими средствами;
• сформировать элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность
работы в небольшом коллективе;
• обеспечить получение опыта деятельности;
• передать технологию выбора моющих средств в зависимости от материала и вида работ;
• передать технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ

Рабочаяпрограмма по учебному предмету
младшего обслуживающего персонала» 8 класс
ставитследующие:
Цели:

«Подготовка

- коррекцияличностиумственноотсталогоребенка;
- формированиесоциальногоопытаиповедения;
- практическаяподготовкаксамостоятельнойжизниитруду;
- формирование знаний, умений и навыков,
обслуживаниюсебяи других.

способствующих

Задачи:

- Воспитание положительных качеств личности ученика

(трудолюбия,настойчивости,уменияработатьвколлективеи т.д.)
- Воспитаниеуважениякрабочемучеловеку;

- Воспитаниепривычкикчистоте,сознательномувыполнениюсанитарногигиенических правилвбытуи напроизводстве;
- Формированиеушкольниковэстетическогоотношенияктруду.
Личностные результаты
 уважительно относится к людям труда и результатам их деятельности
 проявлять самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей
 понимать личную ответственности за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность
 осознанно относиться к выбору профессии
 гордится школьными успехами и достижениями, своими и товарищей;
 соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе
 бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- представления о правилах безопасной
работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при
выполнении работы;
- владение базовыми умениями, лежащими
в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов
(шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);
- чтение (с помощью учителя)
технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия;
- понимание значения и ценности труда;
- понимание красоты труда и его
результатов;
- заботливое и бережное отношение к
общественному достоянию и родной
природе;
- понимание значимости организации

Достаточный уровень:
- соблюдать правила санитарии и гигиены в
убираемом производственном помещении;
-пользоваться средствами для обработки
санузла, соблюдать правила обращения с
моющими, дезинфицирующими и
дезодорирующими средствами;
-убирать санузлы;
-пользоваться стиральной машиной и
моющими средствами;
-сортировать белье для стирки в стиральной
машине;
-выбирать режим стирки;
-устранять неисправности в электроутюге;
-пользоваться гладильным прессом;
-выполнять подкрахмаливание изделий;
-применять при стирке
антиэлектростатики;
-соблюдать личную гигиену медицинского
работника;

школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю
дисциплину;

-ухаживать за руками и спецодеждой;
-изготавливать перевязочный материал;
-выполнять уборку в лечебном учреждении;
-освобождать холодильник от продуктов;
-ухаживать за больными;
-бережно относиться к спецодежде,
ремонтировать ее;
- соблюдать правила безопасности при
использовании стиральной машины,
электроутюга и другого
электрооборудования .

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
Вводное занятие
Уборка помещений на производственном предприятии
Объект работы. Пол в помещении на швейной фабрике.
Теоретические сведения. Значение уборки для производительной работы цеха.
Распорядок дня работы на фабрике. Время, отводимое на уборку. Работа уборщицы:
обязанности, основные требования. Правила безопасности при уборке производственных
и других помещений на швейной фабрике (столовой, раздевалки, медпункта).
Умения. Ориентировка и планирование на основе наблюдений за уборкой, проводимой
работниками фабрики.
Практические работы. Подметание проходов в пошивочном цехе в установленные на
предприятии сроки. Сбор и транспортировка отходов. Складирование отходов. Протирка
пола. Уборка лестниц и помещений фабрики.
Уборка санитарных узлов
Объекты работы. Оборудование, пол и стены санитарного узла.
Теоретические сведения. Санузел: причина повышенной чистоты. Устройство.
Спецодежда (резиновые сапоги и перчатки, непромокаемый фартук). Средства для
обеззараживания санузла. Санитарно-техническое оборудование: виды (раковина, слив,
ванна, унитаз, писсуар, гигиенический душ), материал изготовления (эмалированный
чугун, керамика), свойства. Унитаз: устройство (клозетная чаша, смывной бачок,
состоящий из корпуса, поплавкового и спускного клапанов). Засор унитаза: причины и
следствия. Приспособления для обработки саноборудования: виды (щетка, вантуз),
назначение, пользование. Средства для чистки керамики и эмали. Правила безопасности
при употреблении раствора хлорной извести. Общие правила при уборке санузлов.
Подготовка к использованию и хранение спецодежды и орудий труда. Обработка
резиновых перчаток (мытье, стерилизация, сушка). Соблюдение личной гигиены.
Умения. Ориентировка по устной инструкции учителя. Работа под контролем качества и
затраченного времени. Работа вантузом.
Практические работы. Чистка и мойка оборудования и пола в санузле. Применение
чистящих паст и раствора хлорной извести. Ликвидация засоров в ванне и умывальнике с
помощью вантуза.
Содержание темы изменяется и дополняется учителем в соответствии с условиями
базового предприятия (учреждения).
Только в школе на оборудовании, предназначенном для учебных целей.
Практическое повторение

Вид работы. Уборка помещений на производственном предприятии.
Самостоятельная работа
Уборка определенных участков производственного помещения
Вводное занятие
Стирка белья
Объект работы. Прачечная.
Теоретические сведения. Организация работы в прачечной. Стиральные машины —
виды (полуавтоматы и автоматы), устройство. Моющие средства (стиральные порошки):
марки, назначение, определение нужного для стирки количества. Сортировка белья для
стирки. Выбор режимов стирки. Назначение кипячения белья. Правила безопасности при
механической стирке и использовании синтетических моющих средств.
Практические работы. Сортировка белья. Закладывание в барабан машины белья в
соответствии с программой стирки. Отмеривание и засыпание стирального порошка.
Установка программы стирки. Стирка. Промывка машины после стирки. Досушивание и
утюжка белья.
Влажно-тепловая обработка изделия из ткани
Объект работы. Электроутюг.
Теоретические сведения. Назначение влажно-тепловой обработки тканевых изделий.
Электрический утюг: виды, различие по устройству и весу, неисправности и меры по их
предотвращению. Режимы влажно-тепловой обработки в соответствии с видом ткани.
Приспособления для утюжки изделий. Правила безопасности. Брак при утюжке. Влажнотепловая обработка с помощью гладильных прессов. Правила безопасного пользования
гладильным прессом. Приемы складывания выглаженных изделий.
Умение. Складывание изделия.
Практические работы. Подготовка рабочего места. Установка терморегулятором
теплового режима утюжки. Утюжка и складывание изделия.
Подкрахмаливание и антиэлектростатическая обработка ткани
Объекты работы. Средства для подкрахмаливания и антиэлектростатической обработки
ткани антиэлектростатиками.
Теоретические сведения. Свойства накрахмаленного изделия из ткани. Изделия, для
которых применяется подкрахмаливание. Средства, применяемые для подкрахмаливания.
Мягкое и жесткое подкрахмаливание. Правила безопасности работы со средствами для
подкрахмаливания. Ткани, способные наэлектризовываться. Антиэлектростатики,
применяемые при стирке: виды, свойства, пользование, техника безопасности.
Практические работы. Определение количества крахмала для отработки того или иного
объема белья. Приготовление подкрахмаливающего клейстера. Подготовка текстильного
изделия к подкрахмаливанию. Подкрахмаливание, отжим, сушка и утюжка изделия.
Обработка синтетической ткани антиэлектростатиком, проверка его действия.
Практическое повторение
Виды работ. Механическая стирка, досушивание, утюжка белья.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
Вводное занятие
Личная гигиена медицинского персонала
Объекты работы. Руки. Спецодежда.
Теоретические сведения. Значение личной гигиены для медицинского персонала.
Самооценка состояния здоровья. Наиболее часто встречающиеся инфекционные
заболевания: виды, признаки, профилактика. Уход за руками и спецодеждой.
Умения. Ориентировка по показу и объяснению учителя. Уход за руками. Обработка
спецодежды.

Практические работы. Стрижка ногтей. Мытье рук со щеткой. Смазывание рук кремами,
спирто-глицериновыми смесями. Оценка состояния спецодежды. Подготовка спецодежды
к стирке. Подкрахмаливание, сушка, утюжка и мелкий ремонт спецодежды.
Изготовление перевязочного материала
Объекты работы. Салфетка. Тампон. Турунда (марлевый жгутик), ватный шарик.
Теоретические сведения. Перевязочный материал: виды (салфетка, тампон, турунда,
ватный шарик), назначение, требования к изготовлению. Разница между тампоном и
турундой: назначение, изготовление. Гигиенические требования к лицам,
изготавливающим перевязочный материал.
Умение. Раскрой марли и бинтов.
Практические работы. Изготовление, складывание салфеток и тампонов. Проверка
выполненной работы.
Ежедневная уборка помещений, открытых для доступа посетителей в лечебнопрофилактическом учреждении
Объекты работы. Пол, подоконник, стенная панель, бытовой холодильник.
Теоретические сведения. Уборка помещения в лечебном учреждении: значение,
требования. Средства для влажной уборки пола. Элементарные этические правила при
взаимоотношениях с больными. Правила освобождения холодильника от продуктов.
Умения. Ориентировка исходя из требований, предъявляемых к уборке. Составление
плана работы.
Практические работы. Подготовка инвентаря и материалов к уборке. Распределение
помещений для уборки. Проведение уборки. Сравнение времени и качества уборки.
Размораживание, мытье и сушка холодильников.
Практическое повторение
Вид работы. Ежедневная уборка в лечебном учреждении.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
Вводное занятие
Общие требования к уходу за больными
Теоретические сведения. Общее представление о деонтологии (долг медицинского
работника перед больным, уважение к больному, сострадание к больному,
ответственность за состояние больного). Возможный контакт санитарки с больным и ее
поведение в этом случае. Разбор конкретных примеров из практики санитарок.
Работа младшего медперсонала в поликлинике
Объекты работы. Помещения терапевтического отделения. Лабораторная посуда.
Теоретические сведения. Поликлиника: структура (регистратура, отделения, профильные
кабинеты, лаборатории, процедурные).
Тема изучается в течение всей четверти.
Внутренний распорядок работы, назначение подразделений. Обязанности санитарки
терапевтического отделения.
Практические работы. Подклеивание амбулаторных карт в регистратуре. Помощь в
разноске амбулаторных карт. Чистка, мытье, и сушка лабораторной посуды. Уборка
холлов и коридоров в поликлинике.
Внешний вид медицинского работника
Объекты работы. Спецодежда.
Теоретические сведения. Требования к внешнему виду работника медицинского
учреждения. Спецодежда: гигиеническое значение, правила выдачи и сроки носки, виды
ремонта. Последовательность выполнения настрочного машинного шва при наложении
заплаты. Устройство бытовой стиральной машины. Моющие средства: способы
применения. Безопасность при использовании. Электроутюг, устройство, регулировка.
Электробезопасность.

Упражнение. Стирка белья в стиральной машине.
Практическое повторение
Виды работы. Помощь работникам регистратуры. Уборка помещений терапевтического
отделения.
Самостоятельная работа
Уборка кабинетов и других помещений в поликлинике на оценку производительности и
качества труда.
Критерии оценивания предметных результатов

Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно
применять и произносить термины.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить учебный материал своими словами;
- правильно и обстоятельно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «3» ставится, если ученик:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- не всегда и (или) неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.
Отметка «2» ставится
Нормы оценок практических работ
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы,
учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество выполненной работы и
рабочего времени, затраченного на работу.
Отметка «5» ставится, если учеником:
- правильно организовывалось рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
- работа выполнена с учетом установленных требований;

- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если учеником:
- допускались незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего
места;
- в основном правильно выполнялись приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- работа сделана с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
- допускались недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
- работа сделана с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности;
Отметка «2» не ставится

Тематическое планирование
8 класс
Всего
часов,

теория

2
20

1
8

1
12

3.

Вводное занятие
Уборка помещений на производственном
предприятии
Уборка санитарных узлов

15

5

10

4.

Практическое повторение

22

9

13

5.

Стирка белья
Организация работы в прачечной

20

8

12

6.

Влажно-тепловая обработка изделия из ткани

20

8

12

7.

Подкрахмаливание и антиэлектростатическая
обработка ткани

20

8

12

8.

Практическое повторение

20

8

12

9.

Личная гигиена медицинского персонала

5

10

1.
2.

Практические
работы, тест,

15

12.

Изготовление перевязочного материала
Ежедневная уборка помещений, открытых для
доступа посетителей в лечебнопрофилактическом учреждении
Практическое повторение

13.

Общие требования к уходу за больными

18

6

12

14.

Работа младшего обслуживающего персонала
в поликлинике

15

5

10

15.

Внешний вид медицинского работника

15

5

10

16.

Практическое повторение

15

5

10

Итого

272

102

170

10.
11.

15
20

5

10
8

12

20

8

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».