Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат») ОДОБРЕНА УТВЕРЖДЕНА МО школы Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» пр.№ 1 от 30.08.2023 г. от 01.09.2023 г. № 51 Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 профильный труд «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 9 класс Разработала: Рябкова Р.А.учитель трудового обучения 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Подготовка младшего обслуживающего персонала») составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Профильный труд» («Подготовка младшего обслуживающего персонала») относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 9 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 340 часов в год (10 часов в неделю). Цель и задачи учебного предмета «Профильный труд» «Подготовка младшего обслуживающего персонала» Цельобучения : • подготовка обучающихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка квартир, производственных, служебных, медицинских учреждений, салонов транспорта, работа в пищеблоках, прачечных. Задачи обучения: • научить выполнять определённые программой виды работ по алгоритму; • сформировать навыки безопасного поведения при работе с устройствами, механизмами, химическими средствами; • сформировать элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность работы в небольшом коллективе; • обеспечить получение опыта деятельности; • передать технологию выбора моющих средств в зависимости от материала и вида работ; • передать технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ Рабочаяпрограмма по учебному предмету младшего обслуживающего персонала» 9 класс ставитследующие: Цели: - коррекцияличностиумственноотсталогоребенка; - формированиесоциальногоопытаиповедения; - практическаяподготовкаксамостоятельнойжизниитруду; - формирование знаний, умений и навыков, обслуживаниюсебяи других. «Подготовка способствующих Задачи: - Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия,настойчивости,уменияработатьвколлективеи т.д.) - Воспитаниеуважениякрабочемучеловеку; - Воспитаниепривычкикчистоте,сознательномувыполнениюсанитарногигиенических правилвбытуи напроизводстве; - Формированиеушкольниковэстетическогоотношенияктруду. Личностные результаты уважительно относится к людям труда и результатам их деятельности проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей понимать личную ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе активно включаться в общеполезную социальную деятельность осознанно относиться к выбору профессии гордится школьными успехами и достижениями, своими и товарищей; соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны Предметные результаты Минимальный уровень: - представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; - владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.); - чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; - понимание значения и ценности труда; - понимание красоты труда и его Достаточный уровень: -удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия; -мыть и дезинфицировать ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование; -убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке; -соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании другими электроприборами; результатов; - заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; - понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; - выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); - организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; - осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; - выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них; - комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий; - проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы; - выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; - посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды. -собирать мусор и выносить его в установленное место; -соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении; -овладеть элементарными приёмами общего ухода за больными людьми; -мыть посуду, сервировать стол, чистить овощи и выполнять другие работы помощника повара, соблюдая санитарногигиенические правила и правила безопасной работы на пищеблоке; -соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми (больными, маленькими детьми и другими). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 класс Вводное занятие Работа младшего медперсоналав поликлинике Объекты работы. Физиотерапевтический кабинет. Теоретические сведения. Кабинет физиотерапии: назначение, обязанности санитарки по уборке. Ознакомление с работой стоматологического, хирургического, глазного и других кабинетов, с особенностями работы в них санитарки. Правила безопасности при уборке кабинета физиотерапии. Практические работы. Протирка пола, подоконников, столов. Подбор чистящих и моющих средств. Чистка и мытье ванн и раковин. Чистка и обработка ковровых изделий, мягкой мебели. Гигиена лечебно-профилактического учреждения Теоретические сведения. Понятие гигиены. Факторы внешней среды, влияющие на здоровье человека. Санитарный режим в лечебном учреждении. Загрязнение воздуха в больничном помещении и меры противодействия этому. Борьба с пылью. Общие обязанности санитарки по уборке помещения. Виды уборки помещения (текущая, генеральная, сезонная). Работа в больничной столовой Объекты работы. Столовая в больнице. Теоретические сведения. Гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к столовой в больнице. Требования к обработке посуды. Режим мытья посуды и столовых приборов. Практические работы. Участие в разноске пиши по отделениям больницы. Подготовка раздаточной к выдаче пищи больным и столового зала к их приходу. Сбор посуды. Удаление и сбор пищевых отходов. Мытье, обезжиривание, ополаскивание и сушка столовой посуды и приборов. Практическое повторение Вид работы. Проведение ежедневной уборки в открытых для доступа посетителей помещениях лечебно-профилактического учреждения. Вводное занятие Ежедневная уборка помещений в больнице, открытых для доступа посетителей Объекты работы. Стены и полы в коридорах, холлах на лестничных площадках в больнице. Теоретические сведения. Повышение требований к качеству уборки больничных помещений. Виды и назначение уборочного инвентаря, моющих средств. Рабочая одежда, хранение и уход. Правила безопасности при обращении с моющими средствами и при выполнении уборки. Практические работы. Уяснение задания и срока его выполнения. Подготовка к уборке инвентаря и моющих средств. Уборка указанных помещений. Проверка и оценка выполненной работы. Работа санитарки в приемном отделении больницы Объекты работы. Больные люди. Теоретические сведения. Приемное отделение в больнице, назначение помещения. Требования к санитарной обработке больных. Правила и способы транспортировки больных. Прием и хранение вещей больного. Больничная кровать: виды и правила пользования. Гигиенические требования к больничному белью. Правила и порядок смены постельного инательного белья у больного. Положение больного при различных заболеваниях. Практические работы. Уборка ванной комнаты. Подготовка гигиенической ванны. Дезинфекция губок, мочалок. Помощь больным в одевании. Транспортировка больных в отделении (перевозка, переноска, сопровождение). Подготовка кровати для приема больного. Перекладывание больного с тележки (носилок) на постель. Уборка помещений приемного отделения. Практическое повторение Виды работы. Участие в подготовке помещений приемного отделения больницы к приему больных. Участие в санитарной обработке больных и их транспортировка в палаты. Самостоятельная работа Обсуждение больных в приемном отделении больницы под контролем качества работы и времени, затраченного на ее выполнение. Вводное занятие Понятие об инфекционных заболеваниях Теоретические сведения. Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Источники и пути передачи инфекции. Признаки наиболее распространенных инфекционных заболеваний (повышение температуры тела и др.). Дезинфекция и дезинсекция: виды, значение, проведение, препараты, правила безопасности. Упражнение. Стерилизация* предметов по уходу за больным. Общий уход за больными Объекты работы. Больной человек. Теоретические сведения. Личная гигиена больного: основные требования, значение. Туалет больного (обработка рук и ног, половых органов, заднего прохода и естественных складок тела). Приготовление постели. Сроки и способы смены постельного белья. Порядок выдачи постельного белья и одежды. Правила пользования дезинфицирующими растворами. Создание лечебно-охранительногорежима при уборке палаты. Холодильник: устройство, правила размораживания и уборки. Проводится на учебном оборудовании. Практические работы. Помощь больному в утреннем туалете. Приготовление постели для больного. Смена постельного белья. Сбор и транспортировка использованного постельного белья. Уборка палаты. Обработка и стерилизация предметов по уходу за больным. Размораживание и уборка холодильника. Практическое повторение Виды работы. Уход за больными в больничной палате. Самостоятельная работа Уход за больными в больнице под контролем качества и производительности труда. Вводное занятие Уход за больными в неврологическомотделении больницы Объекты работы. Больной человек. Теоретические сведения. Особенности работы санитарки в неврологическом отделении больницы. Ознакомление с состоянием больных при наиболее распространенных нервных болезнях. Осложнения при нервных болезнях. Особенности ухода за больными с нарушением кровообращения головного мозга с парезами и параличами. Уход за больными с частичной или полной потерей речи. Правила кормления больных, которые не могут принимать пищу самостоятельно. Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка постели для различных неврологических больных. Об-работка кожи больного. Кормление больного. Очистка ротовой полости влажным тампоном. Подготовка клизмы, грелки. Уборка и проветривание палаты исходя из состояния больных. Уход за больными в отделении заболеваний внутренних органов Объекты работы. Больной человек. Теоретические сведения. Понятие о болезнях внутренних органов. Особенности работы санитарки терапевтического отделения больницы. Уход за больным с заболеваниями органов дыхания. Уход за больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Выполняется на учебном оборудовании. Наблюдение за кожей больного. Профилактика пролежней. Особенности работы санитарки гастроэнтерологического отделения. Уход за больным при рвоте, остром гастрите, язвенной болезни. Участие санитарки в подготовке больного к рентгеноскопии желудка и кишечника. Умения. Ориентировка в выполнении заданий и планирование последовательности действий — по устным инструкциям работников больницы. Отчет о проделанной работе. Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Измерение температуры тела у больного. Приготовление грелки, пузыря со льдом, горчичников и банок. Смена нательного и постельного белья больного. Подача судна, мочеприемника больному, обработка и дезинфекция плевательниц, суден, мочеприемников, обработка и стерилизация наконечников для клизмы, газоотводных трубок. Уход за больными в хирургическом отделении больницы Объекты работы. Больной человек. Теоретические сведения. Особенности работы санитарки в хирургическом отделении больницы. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о предоперационном периоде. Участие санитарки в подготовке больного к операции. Понятие о послеоперационном периоде. Правила транспортировки больного. Правила подготовки палаты и постели для больного после операции. Содержание и уход за больными с ушибами, растяжением, вывихом, переломом. Особенности ухода за больным в гипсовой повязке. Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка гигиенической ванны. Оказание помощи больному в принятии ванны. Транспортировка больного. Уборка и проветривание палаты. Подготовка постели для больного с различными видами травмы. Приготовление гипсовых бинтов, лангетов, грелки, пузыря со льдом. Переворачивание и перекладывание больного. Подача больному судна, мочеприемника. Практическое повторение Виды работы. Уборка помещений больницы, помощь медсестрам в уходе за больными. Самостоятельная работа Уход за больными под контролем качества работы и времени, затраченного на ее выполнение. Выполняется на учебном оборудовании. Критерии оценивания предметных результатов Нормы оценок теоретических знаний При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины. Отметка «5» ставится, если ученик: - полностью усвоил учебный материал; - умеет изложить учебный материал своими словами; - правильно и обстоятельно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя; - самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами. Отметка «4» ставится, если ученик: - в основном усвоил учебный материал; - допускает незначительные ошибки при изложении учебного материала своими словами; - правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя; - подтверждает ответ конкретными примерами. Отметка «3» ставится, если ученик: - не усвоил существенную часть учебного материала; - допускает значительные ошибки при изложении учебного материала своими словами; - не всегда и (или) неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя; - затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами. Отметка «2» ставится Нормы оценок практических работ Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество выполненной работы и рабочего времени, затраченного на работу. Отметка «5» ставится, если учеником: - правильно организовывалось рабочее место; - правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески; - работа выполнена с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности. Отметка «4» ставится, если учеником: - допускались незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - в основном правильно выполнялись приемы труда; - работа выполнялась самостоятельно; - работа сделана с незначительными отклонениями; - полностью соблюдались правила техники безопасности. Отметка «3» ставится, если учеником: - допускались недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - отдельные приемы труда выполнялись неправильно; - была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе; - работа сделана с нарушением отдельных требований; - не полностью соблюдались правила техники безопасности; Отметка «2» не ставится Тематическое планирование 9 класс Содержание № (наименование п/п разделов и тем) 1. 2. 3. 4. 5. Вводное занятие Работа младшего медперсонала в поликлинике Гигиена лечебно-профилактического учреждения Работа в больничной столовой в разноске пищи Практическое Всего часов, По рабочей программе теория Практические работы, тест, 2 25 1 10 1 15 25 10 15 20 8 12 25 10 15 6. 7. 8. 9. 10. повторение Ежедневная уборка помещений в больнице, открытых для доступа посетителей Работа санитарки в приемном отделении Практическое повторение Понятие об инфекционных заболеваниях Общий уход за больными 25 10 15 25 25 18 10 10 6 15 15 25 25 10 10 15 15 12 11. Практическое повторение 12. Уход за больными в неврологическом отделении больницы Уход за больными в отделении заболеваний внутренних органов Уход за больными в хирургическом отделении больницы Практическое повторение 25 10 15 25 10 15 25 10 15 25 10 15 Итого 340 135 205 13. 14. 15.