Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)
ОДОБРЕНА
УТВЕРЖДЕНА
МО школы
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.
от 01.09.2023 г. № 51
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
профильный труд «Подготовка младшего
обслуживающего персонала»
9 класс
Разработала: Рябкова Р.А.учитель трудового обучения
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Подготовка
младшего обслуживающего персонала») составлена на основе Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» («Подготовка младшего
обслуживающего персонала») относится к предметной области «Технология» и
является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному
предмету «Профильный труд» в 9 классе в соответствии с учебным планом
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 340 часов в год (10 часов в неделю).
Цель и задачи учебного предмета «Профильный труд» «Подготовка
младшего обслуживающего персонала»
Цельобучения :
• подготовка обучающихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием
которых является уборка квартир, производственных, служебных, медицинских
учреждений, салонов транспорта, работа в пищеблоках, прачечных.
Задачи обучения:
• научить выполнять определённые программой виды работ по алгоритму;
• сформировать навыки безопасного поведения при работе с устройствами, механизмами,
химическими средствами;
• сформировать элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность
работы в небольшом коллективе;
• обеспечить получение опыта деятельности;
• передать технологию выбора моющих средств в зависимости от материала и вида работ;
• передать технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ
Рабочаяпрограмма по учебному предмету
младшего обслуживающего персонала» 9 класс
ставитследующие:
Цели:
- коррекцияличностиумственноотсталогоребенка;
- формированиесоциальногоопытаиповедения;
- практическаяподготовкаксамостоятельнойжизниитруду;
- формирование знаний, умений и навыков,
обслуживаниюсебяи других.
«Подготовка
способствующих
Задачи:
- Воспитание положительных качеств личности ученика
(трудолюбия,настойчивости,уменияработатьвколлективеи т.д.)
- Воспитаниеуважениякрабочемучеловеку;
- Воспитаниепривычкикчистоте,сознательномувыполнениюсанитарногигиенических правилвбытуи напроизводстве;
- Формированиеушкольниковэстетическогоотношенияктруду.
Личностные результаты
уважительно относится к людям труда и результатам их деятельности
проявлять самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей
понимать личную ответственности за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии
гордится школьными успехами и достижениями, своими и товарищей;
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе
бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- представления о правилах безопасной
работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при
выполнении работы;
- владение базовыми умениями, лежащими
в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов
(шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);
- чтение (с помощью учителя)
технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия;
- понимание значения и ценности труда;
- понимание красоты труда и его
Достаточный уровень:
-удалять пыль, подметать мусор, мыть
вручную или с помощью приспособлений
стены, полы, потолки, оконные рамы и
стекла, дверные блоки, мебель, чистить
ковровые покрытия;
-мыть и дезинфицировать ванны, раковины
и
другое
санитарно-техническое
оборудование;
-убирать двор, ухаживать за растениями на
приусадебном участке;
-соблюдать правила безопасности при
мытье
холодильников,
пользовании
другими электроприборами;
результатов;
- заботливое и бережное отношение к
общественному достоянию и родной
природе;
- понимание значимости организации
школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю
дисциплину;
- выражение отношения к результатам
собственной
и
чужой
творческой
деятельности («нравится»/«не нравится»);
- организация (под руководством учителя)
совместной работы в группе;
- осознание необходимости соблюдения в
процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;
- выслушивание предложений и мнений
товарищей, адекватное реагирование на
них;
- комментирование и оценка в
доброжелательной форме достижения
товарищей, высказывание своих
предложений и пожеланий;
- проявление заинтересованного отношения
к деятельности своих товарищей и
результатам их работы;
- выполнение общественных поручений по
уборке мастерской после уроков трудового
обучения;
- посильное участие в благоустройстве и
озеленении территорий; охране природы и
окружающей среды.
-собирать мусор и выносить его в
установленное место;
-соблюдать правила санитарии и гигиены в
убираемом помещении;
-овладеть элементарными приёмами общего
ухода за больными людьми;
-мыть посуду, сервировать стол, чистить
овощи и выполнять другие работы
помощника повара, соблюдая санитарногигиенические
правила
и
правила
безопасной работы на пищеблоке;
-соблюдать
этические
правила
при
взаимоотношениях
с
окружающими
людьми (больными, маленькими детьми и
другими).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 класс
Вводное занятие
Работа младшего медперсоналав поликлинике
Объекты работы. Физиотерапевтический кабинет.
Теоретические сведения. Кабинет физиотерапии: назначение, обязанности санитарки по
уборке. Ознакомление с работой стоматологического, хирургического, глазного и других
кабинетов, с особенностями работы в них санитарки. Правила безопасности при уборке
кабинета физиотерапии.
Практические работы. Протирка пола, подоконников, столов. Подбор чистящих и
моющих средств. Чистка и мытье ванн и раковин. Чистка и обработка ковровых изделий,
мягкой мебели.
Гигиена лечебно-профилактического учреждения
Теоретические сведения. Понятие гигиены. Факторы внешней среды, влияющие на
здоровье человека. Санитарный режим в лечебном учреждении. Загрязнение воздуха в
больничном помещении и меры противодействия этому. Борьба с пылью. Общие
обязанности санитарки по уборке помещения. Виды уборки помещения (текущая,
генеральная, сезонная).
Работа в больничной столовой
Объекты работы. Столовая в больнице.
Теоретические сведения. Гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к
столовой в больнице. Требования к обработке посуды. Режим мытья посуды и столовых
приборов.
Практические работы. Участие в разноске пиши по отделениям больницы. Подготовка
раздаточной к выдаче пищи больным и столового зала к их приходу. Сбор посуды.
Удаление и сбор пищевых отходов. Мытье, обезжиривание, ополаскивание и сушка столовой посуды и приборов.
Практическое повторение
Вид работы. Проведение ежедневной уборки в открытых для доступа посетителей
помещениях лечебно-профилактического учреждения.
Вводное занятие
Ежедневная уборка помещений в больнице,
открытых для доступа посетителей
Объекты работы. Стены и полы в коридорах, холлах на лестничных площадках в
больнице.
Теоретические сведения. Повышение требований к качеству уборки больничных
помещений. Виды и назначение уборочного инвентаря, моющих средств. Рабочая одежда,
хранение и уход. Правила безопасности при обращении с моющими средствами и при
выполнении уборки.
Практические работы. Уяснение задания и срока его выполнения. Подготовка к уборке
инвентаря и моющих средств. Уборка указанных помещений. Проверка и оценка
выполненной работы.
Работа санитарки в приемном отделении больницы
Объекты работы. Больные люди.
Теоретические сведения. Приемное отделение в больнице, назначение помещения.
Требования к санитарной обработке больных.
Правила и способы транспортировки больных. Прием и хранение вещей больного.
Больничная кровать: виды и правила пользования. Гигиенические требования к
больничному белью. Правила и порядок смены постельного инательного белья у
больного. Положение больного при различных заболеваниях.
Практические работы. Уборка ванной комнаты. Подготовка гигиенической ванны.
Дезинфекция губок, мочалок. Помощь больным в одевании. Транспортировка больных в
отделении (перевозка, переноска, сопровождение). Подготовка кровати для приема
больного. Перекладывание больного с тележки (носилок) на постель. Уборка помещений
приемного отделения.
Практическое повторение
Виды работы. Участие в подготовке помещений приемного отделения больницы к
приему больных. Участие в санитарной обработке больных и их транспортировка в
палаты.
Самостоятельная работа
Обсуждение больных в приемном отделении больницы под контролем качества работы и
времени, затраченного на ее выполнение.
Вводное занятие
Понятие об инфекционных заболеваниях
Теоретические сведения. Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Источники и
пути передачи инфекции. Признаки наиболее распространенных инфекционных
заболеваний (повышение температуры тела и др.). Дезинфекция и дезинсекция: виды,
значение, проведение, препараты, правила безопасности.
Упражнение. Стерилизация* предметов по уходу за больным.
Общий уход за больными
Объекты работы. Больной человек.
Теоретические сведения. Личная гигиена больного: основные требования, значение.
Туалет больного (обработка рук и ног, половых органов, заднего прохода и естественных
складок тела). Приготовление постели. Сроки и способы смены постельного белья. Порядок выдачи постельного белья и одежды. Правила пользования дезинфицирующими
растворами. Создание лечебно-охранительногорежима при уборке палаты. Холодильник:
устройство, правила размораживания и уборки.
Проводится на учебном оборудовании.
Практические работы. Помощь больному в утреннем туалете. Приготовление постели
для больного. Смена постельного белья. Сбор и транспортировка использованного
постельного белья. Уборка палаты. Обработка и стерилизация предметов по уходу за
больным. Размораживание и уборка холодильника.
Практическое повторение
Виды работы. Уход за больными в больничной палате.
Самостоятельная работа
Уход за больными в больнице под контролем качества и производительности труда.
Вводное занятие
Уход за больными в неврологическомотделении больницы
Объекты работы. Больной человек.
Теоретические сведения. Особенности работы санитарки в неврологическом отделении
больницы. Ознакомление с состоянием больных при наиболее распространенных нервных
болезнях. Осложнения при нервных болезнях. Особенности ухода за больными с нарушением кровообращения головного мозга с парезами и параличами. Уход за больными
с частичной или полной потерей речи. Правила кормления больных, которые не могут
принимать пищу самостоятельно.
Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка постели для
различных неврологических больных. Об-работка кожи больного. Кормление больного.
Очистка ротовой полости влажным тампоном. Подготовка клизмы, грелки. Уборка и
проветривание палаты исходя из состояния больных.
Уход за больными в отделении заболеваний внутренних органов
Объекты работы. Больной человек.
Теоретические сведения. Понятие о болезнях внутренних органов. Особенности работы
санитарки терапевтического отделения больницы. Уход за больным с заболеваниями
органов дыхания. Уход за больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Выполняется на учебном оборудовании.
Наблюдение за кожей больного. Профилактика пролежней. Особенности работы
санитарки гастроэнтерологического отделения. Уход за больным при рвоте, остром
гастрите, язвенной болезни. Участие санитарки в подготовке больного к рентгеноскопии
желудка и кишечника.
Умения. Ориентировка в выполнении заданий и планирование последовательности
действий — по устным инструкциям работников больницы. Отчет о проделанной работе.
Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Измерение температуры
тела у больного. Приготовление грелки, пузыря со льдом, горчичников и банок. Смена
нательного и постельного белья больного. Подача судна, мочеприемника больному,
обработка и дезинфекция плевательниц, суден, мочеприемников, обработка и
стерилизация наконечников для клизмы, газоотводных трубок.
Уход за больными в хирургическом отделении больницы
Объекты работы. Больной человек.
Теоретические сведения. Особенности работы санитарки в хирургическом отделении
больницы. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о предоперационном периоде.
Участие санитарки в подготовке больного к операции. Понятие о послеоперационном
периоде. Правила транспортировки больного. Правила подготовки палаты и постели для
больного после операции. Содержание и уход за больными с ушибами, растяжением,
вывихом, переломом. Особенности ухода за больным в гипсовой повязке.
Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка
гигиенической ванны. Оказание помощи больному в принятии ванны. Транспортировка
больного. Уборка и проветривание палаты. Подготовка постели для больного с
различными видами травмы. Приготовление гипсовых бинтов, лангетов, грелки, пузыря
со льдом. Переворачивание и перекладывание больного. Подача больному судна,
мочеприемника.
Практическое повторение
Виды работы. Уборка помещений больницы, помощь медсестрам в уходе за больными.
Самостоятельная работа
Уход за больными под контролем качества работы и времени, затраченного на ее
выполнение.
Выполняется на учебном оборудовании.
Критерии оценивания предметных результатов
Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно
применять и произносить термины.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить учебный материал своими словами;
- правильно и обстоятельно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «3» ставится, если ученик:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- не всегда и (или) неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.
Отметка «2» ставится
Нормы оценок практических работ
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы,
учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество выполненной работы и
рабочего времени, затраченного на работу.
Отметка «5» ставится, если учеником:
- правильно организовывалось рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
- работа выполнена с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если учеником:
- допускались незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего
места;
- в основном правильно выполнялись приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- работа сделана с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
- допускались недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
- работа сделана с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности;
Отметка «2» не ставится
Тематическое планирование
9 класс
Содержание
№
(наименование
п/п
разделов и тем)
1.
2.
3.
4.
5.
Вводное занятие
Работа младшего медперсонала в
поликлинике
Гигиена лечебно-профилактического
учреждения
Работа в больничной столовой в
разноске пищи
Практическое
Всего
часов,
По рабочей программе
теория
Практические
работы, тест,
2
25
1
10
1
15
25
10
15
20
8
12
25
10
15
6.
7.
8.
9.
10.
повторение
Ежедневная уборка помещений в
больнице, открытых для доступа
посетителей
Работа санитарки в приемном отделении
Практическое повторение
Понятие об инфекционных
заболеваниях
Общий уход за больными
25
10
15
25
25
18
10
10
6
15
15
25
25
10
10
15
15
12
11.
Практическое повторение
12.
Уход за больными в неврологическом
отделении больницы
Уход за больными в отделении
заболеваний внутренних органов
Уход за больными в хирургическом
отделении больницы
Практическое повторение
25
10
15
25
10
15
25
10
15
25
10
15
Итого
340
135
205
13.
14.
15.