Рабочая программа по профильному труду Подготовка младшего обслуживающего персонала 9 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

МО школы

Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»

пр.№ 1 от 30.08.2023 г.
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

профильный труд «Подготовка младшего
обслуживающего персонала»
9 класс

Разработала: Рябкова Р.А.учитель трудового обучения

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Подготовка
младшего обслуживающего персонала») составлена на основе Федеральной
адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» («Подготовка младшего
обслуживающего персонала») относится к предметной области «Технология» и
является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному
предмету «Профильный труд» в 9 классе в соответствии с учебным планом
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 340 часов в год (10 часов в неделю).
Цель и задачи учебного предмета «Профильный труд» «Подготовка
младшего обслуживающего персонала»
Цельобучения :
• подготовка обучающихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием
которых является уборка квартир, производственных, служебных, медицинских
учреждений, салонов транспорта, работа в пищеблоках, прачечных.
Задачи обучения:
• научить выполнять определённые программой виды работ по алгоритму;
• сформировать навыки безопасного поведения при работе с устройствами, механизмами,
химическими средствами;
• сформировать элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность
работы в небольшом коллективе;
• обеспечить получение опыта деятельности;
• передать технологию выбора моющих средств в зависимости от материала и вида работ;
• передать технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ

Рабочаяпрограмма по учебному предмету
младшего обслуживающего персонала» 9 класс
ставитследующие:
Цели:
- коррекцияличностиумственноотсталогоребенка;
- формированиесоциальногоопытаиповедения;
- практическаяподготовкаксамостоятельнойжизниитруду;
- формирование знаний, умений и навыков,
обслуживаниюсебяи других.

«Подготовка

способствующих

Задачи:

- Воспитание положительных качеств личности ученика

(трудолюбия,настойчивости,уменияработатьвколлективеи т.д.)
- Воспитаниеуважениякрабочемучеловеку;

- Воспитаниепривычкикчистоте,сознательномувыполнениюсанитарногигиенических правилвбытуи напроизводстве;
- Формированиеушкольниковэстетическогоотношенияктруду.
Личностные результаты
 уважительно относится к людям труда и результатам их деятельности
 проявлять самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей
 понимать личную ответственности за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность
 осознанно относиться к выбору профессии
 гордится школьными успехами и достижениями, своими и товарищей;
 соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе
 бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- представления о правилах безопасной
работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при
выполнении работы;
- владение базовыми умениями, лежащими
в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов
(шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);
- чтение (с помощью учителя)
технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия;
- понимание значения и ценности труда;
- понимание красоты труда и его

Достаточный уровень:
-удалять пыль, подметать мусор, мыть
вручную или с помощью приспособлений
стены, полы, потолки, оконные рамы и
стекла, дверные блоки, мебель, чистить
ковровые покрытия;
-мыть и дезинфицировать ванны, раковины
и
другое
санитарно-техническое
оборудование;
-убирать двор, ухаживать за растениями на
приусадебном участке;
-соблюдать правила безопасности при
мытье
холодильников,
пользовании
другими электроприборами;

результатов;
- заботливое и бережное отношение к
общественному достоянию и родной
природе;
- понимание значимости организации
школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю
дисциплину;
- выражение отношения к результатам
собственной
и
чужой
творческой
деятельности («нравится»/«не нравится»);
- организация (под руководством учителя)
совместной работы в группе;
- осознание необходимости соблюдения в
процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;
- выслушивание предложений и мнений
товарищей, адекватное реагирование на
них;
- комментирование и оценка в
доброжелательной форме достижения
товарищей, высказывание своих
предложений и пожеланий;
- проявление заинтересованного отношения
к деятельности своих товарищей и
результатам их работы;
- выполнение общественных поручений по
уборке мастерской после уроков трудового
обучения;
- посильное участие в благоустройстве и
озеленении территорий; охране природы и
окружающей среды.

-собирать мусор и выносить его в
установленное место;
-соблюдать правила санитарии и гигиены в
убираемом помещении;
-овладеть элементарными приёмами общего
ухода за больными людьми;
-мыть посуду, сервировать стол, чистить
овощи и выполнять другие работы
помощника повара, соблюдая санитарногигиенические
правила
и
правила
безопасной работы на пищеблоке;
-соблюдать
этические
правила
при
взаимоотношениях
с
окружающими
людьми (больными, маленькими детьми и
другими).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 класс
Вводное занятие
Работа младшего медперсоналав поликлинике
Объекты работы. Физиотерапевтический кабинет.
Теоретические сведения. Кабинет физиотерапии: назначение, обязанности санитарки по
уборке. Ознакомление с работой стоматологического, хирургического, глазного и других
кабинетов, с особенностями работы в них санитарки. Правила безопасности при уборке
кабинета физиотерапии.
Практические работы. Протирка пола, подоконников, столов. Подбор чистящих и
моющих средств. Чистка и мытье ванн и раковин. Чистка и обработка ковровых изделий,
мягкой мебели.
Гигиена лечебно-профилактического учреждения
Теоретические сведения. Понятие гигиены. Факторы внешней среды, влияющие на
здоровье человека. Санитарный режим в лечебном учреждении. Загрязнение воздуха в

больничном помещении и меры противодействия этому. Борьба с пылью. Общие
обязанности санитарки по уборке помещения. Виды уборки помещения (текущая,
генеральная, сезонная).
Работа в больничной столовой
Объекты работы. Столовая в больнице.
Теоретические сведения. Гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к
столовой в больнице. Требования к обработке посуды. Режим мытья посуды и столовых
приборов.
Практические работы. Участие в разноске пиши по отделениям больницы. Подготовка
раздаточной к выдаче пищи больным и столового зала к их приходу. Сбор посуды.
Удаление и сбор пищевых отходов. Мытье, обезжиривание, ополаскивание и сушка столовой посуды и приборов.
Практическое повторение
Вид работы. Проведение ежедневной уборки в открытых для доступа посетителей
помещениях лечебно-профилактического учреждения.
Вводное занятие
Ежедневная уборка помещений в больнице,
открытых для доступа посетителей
Объекты работы. Стены и полы в коридорах, холлах на лестничных площадках в
больнице.
Теоретические сведения. Повышение требований к качеству уборки больничных
помещений. Виды и назначение уборочного инвентаря, моющих средств. Рабочая одежда,
хранение и уход. Правила безопасности при обращении с моющими средствами и при
выполнении уборки.
Практические работы. Уяснение задания и срока его выполнения. Подготовка к уборке
инвентаря и моющих средств. Уборка указанных помещений. Проверка и оценка
выполненной работы.
Работа санитарки в приемном отделении больницы
Объекты работы. Больные люди.
Теоретические сведения. Приемное отделение в больнице, назначение помещения.
Требования к санитарной обработке больных.
Правила и способы транспортировки больных. Прием и хранение вещей больного.
Больничная кровать: виды и правила пользования. Гигиенические требования к
больничному белью. Правила и порядок смены постельного инательного белья у
больного. Положение больного при различных заболеваниях.
Практические работы. Уборка ванной комнаты. Подготовка гигиенической ванны.
Дезинфекция губок, мочалок. Помощь больным в одевании. Транспортировка больных в
отделении (перевозка, переноска, сопровождение). Подготовка кровати для приема
больного. Перекладывание больного с тележки (носилок) на постель. Уборка помещений
приемного отделения.
Практическое повторение
Виды работы. Участие в подготовке помещений приемного отделения больницы к
приему больных. Участие в санитарной обработке больных и их транспортировка в
палаты.
Самостоятельная работа
Обсуждение больных в приемном отделении больницы под контролем качества работы и
времени, затраченного на ее выполнение.
Вводное занятие
Понятие об инфекционных заболеваниях
Теоретические сведения. Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Источники и
пути передачи инфекции. Признаки наиболее распространенных инфекционных

заболеваний (повышение температуры тела и др.). Дезинфекция и дезинсекция: виды,
значение, проведение, препараты, правила безопасности.
Упражнение. Стерилизация* предметов по уходу за больным.
Общий уход за больными
Объекты работы. Больной человек.
Теоретические сведения. Личная гигиена больного: основные требования, значение.
Туалет больного (обработка рук и ног, половых органов, заднего прохода и естественных
складок тела). Приготовление постели. Сроки и способы смены постельного белья. Порядок выдачи постельного белья и одежды. Правила пользования дезинфицирующими
растворами. Создание лечебно-охранительногорежима при уборке палаты. Холодильник:
устройство, правила размораживания и уборки.
Проводится на учебном оборудовании.
Практические работы. Помощь больному в утреннем туалете. Приготовление постели
для больного. Смена постельного белья. Сбор и транспортировка использованного
постельного белья. Уборка палаты. Обработка и стерилизация предметов по уходу за
больным. Размораживание и уборка холодильника.
Практическое повторение
Виды работы. Уход за больными в больничной палате.
Самостоятельная работа
Уход за больными в больнице под контролем качества и производительности труда.
Вводное занятие
Уход за больными в неврологическомотделении больницы
Объекты работы. Больной человек.
Теоретические сведения. Особенности работы санитарки в неврологическом отделении
больницы. Ознакомление с состоянием больных при наиболее распространенных нервных
болезнях. Осложнения при нервных болезнях. Особенности ухода за больными с нарушением кровообращения головного мозга с парезами и параличами. Уход за больными
с частичной или полной потерей речи. Правила кормления больных, которые не могут
принимать пищу самостоятельно.
Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка постели для
различных неврологических больных. Об-работка кожи больного. Кормление больного.
Очистка ротовой полости влажным тампоном. Подготовка клизмы, грелки. Уборка и
проветривание палаты исходя из состояния больных.
Уход за больными в отделении заболеваний внутренних органов
Объекты работы. Больной человек.
Теоретические сведения. Понятие о болезнях внутренних органов. Особенности работы
санитарки терапевтического отделения больницы. Уход за больным с заболеваниями
органов дыхания. Уход за больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Выполняется на учебном оборудовании.
Наблюдение за кожей больного. Профилактика пролежней. Особенности работы
санитарки гастроэнтерологического отделения. Уход за больным при рвоте, остром
гастрите, язвенной болезни. Участие санитарки в подготовке больного к рентгеноскопии
желудка и кишечника.
Умения. Ориентировка в выполнении заданий и планирование последовательности
действий — по устным инструкциям работников больницы. Отчет о проделанной работе.
Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Измерение температуры
тела у больного. Приготовление грелки, пузыря со льдом, горчичников и банок. Смена
нательного и постельного белья больного. Подача судна, мочеприемника больному,
обработка и дезинфекция плевательниц, суден, мочеприемников, обработка и
стерилизация наконечников для клизмы, газоотводных трубок.
Уход за больными в хирургическом отделении больницы

Объекты работы. Больной человек.
Теоретические сведения. Особенности работы санитарки в хирургическом отделении
больницы. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о предоперационном периоде.
Участие санитарки в подготовке больного к операции. Понятие о послеоперационном
периоде. Правила транспортировки больного. Правила подготовки палаты и постели для
больного после операции. Содержание и уход за больными с ушибами, растяжением,
вывихом, переломом. Особенности ухода за больным в гипсовой повязке.
Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка
гигиенической ванны. Оказание помощи больному в принятии ванны. Транспортировка
больного. Уборка и проветривание палаты. Подготовка постели для больного с
различными видами травмы. Приготовление гипсовых бинтов, лангетов, грелки, пузыря
со льдом. Переворачивание и перекладывание больного. Подача больному судна,
мочеприемника.
Практическое повторение
Виды работы. Уборка помещений больницы, помощь медсестрам в уходе за больными.
Самостоятельная работа
Уход за больными под контролем качества работы и времени, затраченного на ее
выполнение.
Выполняется на учебном оборудовании.
Критерии оценивания предметных результатов

Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно
применять и произносить термины.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить учебный материал своими словами;
- правильно и обстоятельно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «3» ставится, если ученик:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- не всегда и (или) неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.
Отметка «2» ставится

Нормы оценок практических работ
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы,
учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество выполненной работы и
рабочего времени, затраченного на работу.
Отметка «5» ставится, если учеником:
- правильно организовывалось рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
- работа выполнена с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если учеником:
- допускались незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего
места;
- в основном правильно выполнялись приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- работа сделана с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
- допускались недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
- работа сделана с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности;
Отметка «2» не ставится

Тематическое планирование

9 класс
Содержание
№
(наименование
п/п
разделов и тем)
1.
2.
3.
4.
5.

Вводное занятие
Работа младшего медперсонала в
поликлинике
Гигиена лечебно-профилактического
учреждения
Работа в больничной столовой в
разноске пищи
Практическое

Всего
часов,

По рабочей программе
теория
Практические
работы, тест,

2
25

1
10

1
15

25

10

15

20

8

12

25

10

15

6.

7.
8.
9.
10.

повторение
Ежедневная уборка помещений в
больнице, открытых для доступа
посетителей
Работа санитарки в приемном отделении
Практическое повторение
Понятие об инфекционных
заболеваниях
Общий уход за больными

25

10

15

25
25
18

10
10
6

15
15

25
25

10
10

15
15

12

11.

Практическое повторение

12.

Уход за больными в неврологическом
отделении больницы
Уход за больными в отделении
заболеваний внутренних органов
Уход за больными в хирургическом
отделении больницы
Практическое повторение

25

10

15

25

10

15

25

10

15

25

10

15

Итого

340

135

205

13.
14.
15.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».