Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат») ОДОБРЕНА УТВЕРЖДЕНА МО школы Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» пр.№ 1 от 30.08.2023 г. от 01.09.2023 г. № 51 Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 профильный труд «Швейное дело» 5класс 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Профильный труд» («Швейное дело») относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 206 часов в год (6 часов в неделю). Цель и задачи учебного предмета «Профильный труд» «Швейное дело» Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Задачи обучения: − развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности); − обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; − расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; _ расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; − ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; − формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации; − ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся; − формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; − формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности - совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности −коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); - коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; − развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») в 5 классе определяет следующие задачи: − формирование знаний о санитарно - гигиенических требованиях к рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними; − формирование умений выполнять прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, петельные, стебельчатые, тамбурные стежки; − формирование умений составить коллекцию тканей -гладкокрашеных, с печатным рисунком, с блестящей поверхностью, с ворсовой поверхностью, определять лицевую и изнаночную стороны тканей, долевое и поперечное направление нитей в ткани; − формирование умений пришивать плоские пуговицы и пуговиц на стойке, определять места оторванной пуговицы, стачивать распоровшийся шов; − формирование умения производить влажно-тепловую обработку хлопчатобумажных тканей; − формирование умения работать на швейной машине; − формирование умений выполнять машинные швы: стачныевзаутюжку и вразутюжку, двойной шов, шов вподгибку с закрытым срезом. − формирование умений строить чертеж салфетки и подготавливатьткани к раскрою, раскладывать выкройку на ткани и раскраивать детали. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») в 5 классе Личностные результаты: сформированность начальных представлений о собственных возможностях; овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; сформированность начальных навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками на уроках профильного труда; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; сформированность установки на бережное отношение к материальным ценностям. Минимальный уровень: Предметные результаты Достаточный уровень: − знать правила техники безопасности; − понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; − знать названия некоторых материалов изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту; − иметьпредставленияобосновныхсвойствахи спользуемых материалов; − знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; − уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты, необходимые для работы; − иметь представления о принципах действия, общем устройстве швейной машины и ее основных частей; − владеть базовыми умениями, лежащими − читать (с помощью учителя) технологическую карту, используемую в процессе изготовления изделия; − заботливо и бережно относиться к общественному достоянию; − уметь выразить отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится» / «не нравится»); − производить влажно-тепловую обработку хлопчатобумажных тканей; − выполнять машинные швы: стачные взаутюжку и вразутюжку, двойной шов, шов вподгибку с закрытым срезом; − уметь подготавливать ткани к раскрою, раскладывать выкройку на ткани и раскраивать детали; − соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность. − знать правила техники безопасности и соблюдать их; −понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину и чёткое умение организовывать своё рабочее место; − производить самостоятельный отбор материала и инструментов, необходимых для работы; − определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметнопрактической деятельности; -конструктивными свойствами в основе распространенных прои зависимостив от задачнаиболее предметнопрактической деятельности; − экономно расходовать материалы; − планировать предстоящую практическую работу; −знать отимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки швейных материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; − осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; − соблюдать правила подготовки швейной машины к работе; − знать основные механизмы швейных машин с электроприводом; − знать приемы выполнения ручных и машинных работ; − уметь определять хлопчатобумажные ткани, знать их свойства; − выполнять прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, петельные, стебельчатые, тамбурные стежки; − пришивать плоские пуговицы и пуговиц на стойке, определять места оторванной пуговице, стачивать распоровшийся шов; − производить влажно-тепловую обработку хлопчатобумажных тканей; − выполнять машинные швы: стачные взаутюжку и вразутюжку,двойной шов, шов вподгибку с закрытым срезом; − уметь строить чертеж салфетки и подготавливать ткани к раскрою, раскладывать выкройку на ткани и раскраивать детали; − понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; -чёткое умение организовывать своё рабочее место II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение профильному труду в 5 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Распределение, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного труда к практико-теоретическому изучению, с учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. Программа по профильному труду включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового. Обучающиеся выполняют установочные и тренировочные упражнения, а также учебно-производственные и рабочие упражнения, которые представлены в виде определенных заданий. Учебно-производственные упражнения являются совокупностью взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде изделия, имеющего общественно полезное значение. Эти упражнения, называемые обычно практическими работами, обязательно включают элементы нового (новая конструкция изделия, новая технология, новые материалы и т.д.). В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д. Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждениехарактеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценки сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») в 5 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Устный ответ Оценка «5» ставится, если обучающийся: − полностью излагает изученный материал в объеме программы по швейному делу; − умеет использовать таблицы, схемы; − понимает и объясняет терминологию предмета − самостоятельно выстраивает ответ Оценка «4» ставится, если обучающийся: − воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе: − не может самостоятельно привести пример; − отвечает на наводящие вопрос. Оценка «3» ставится, если обучающийся: − обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью − демонстрирует несвязную монологическую речь; − воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя. Оценка «2» не ставится Критерии оценки предметных результатов. Практическая работа Оценка «5» ставится, если обучающийся: − умеет ориентироваться в технологической карте, последовательно и аккуратно выполняет операции на швейной машине; − умеет рассказать о последовательности выполнения данного практического задания; − умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном; − соблюдает правила техники безопасности Оценка «4» ставится, если обучающийся: − последовательно выполняет практическую работу, соблюдает правила техники безопасности, но допускает 1–2 неточности: − неаккуратно выполняет машинную строчку; − незначительно нарушает пооперационную последовательность. Оценка «3» ставится, если обучающийся: − последовательно выполняет практическую работу, но допускает 3–4 ошибки при выполнении, неточности при обработке: − грубо нарушает пооперационную последовательность; − нарушает правила техника безопасности; − не умеет пользоваться технологической картой Оценка «2» не ставится Содержание разделов № Название раздела Кол-во часов Контрольные работы, тесты 1 Швейная машина с электрическим приводом 16 1 2 Волокна и ткани 14 1 3 Работа с тканью. Изготовление полотенца 10 4 Ремонт одежды 10 5 Построение чертежа салфетки 12 6 Работа с тканью. Изготовление салфетки 20 7 Работа с бумагой 16 8 Машинные швы. Стачной шов 4 9 Работа с тканью. Изготовление мешочка для 24 1 1 1 хранения работ 10 Машинные швы. Двойной шов 4 11 Работа с тканью. Изготовление наволочки 22 12 Машинные швы. Накладной шов 6 13 Работа с тканью. Изготовление сумки 20 14 Практическое повторение 26 1 204 7 Итого: 1