Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)
ОДОБРЕНА
УТВЕРЖДЕНА
МО школы
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.
от 01.09.2023 г. № 51
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
профильный труд «Швейное дело»
5класс
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело»)
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» («Швейное дело») относится к предметной
области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая
программа по учебному предмету «Профильный труд» в 5 классе в соответствии с
учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 206 часов в год (6 часов в
неделю).
Цель и задачи учебного предмета «Профильный труд» «Швейное дело»
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего возраста в процессе
формирования их трудовой культуры.
Задачи обучения:
− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности);
− обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в
семье и по месту жительства;
− расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
_
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии
и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
− формирование представлений о производстве,
структуре
производственного
процесса, деятельности производственного предприятия,
содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили
трудового обучения в образовательной организации;
− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в
условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими
возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
− формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
− формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности
- совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности
−коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
−
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
− развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») в 5 классе определяет следующие
задачи:
− формирование знаний о санитарно - гигиенических требованиях к рабочим
местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними;
− формирование умений выполнять прямые, косые, крестообразные, петлеобразные,
петельные, стебельчатые, тамбурные стежки;
− формирование умений составить коллекцию тканей -гладкокрашеных, с
печатным рисунком, с блестящей поверхностью, с ворсовой поверхностью, определять
лицевую и изнаночную стороны тканей, долевое и поперечное направление нитей в
ткани;
− формирование умений пришивать плоские пуговицы и пуговиц на стойке,
определять места оторванной пуговицы, стачивать распоровшийся шов;
− формирование умения производить влажно-тепловую обработку хлопчатобумажных
тканей;
− формирование умения работать на швейной машине;
− формирование умений выполнять машинные швы: стачныевзаутюжку и вразутюжку,
двойной шов, шов вподгибку с закрытым срезом. − формирование умений строить
чертеж салфетки и подготавливатьткани к раскрою, раскладывать выкройку на ткани и
раскраивать детали.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») в 5 классе
Личностные результаты:
сформированность начальных представлений о собственных возможностях;
овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
владение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
сформированность начальных навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками на уроках профильного труда;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
сформированность установки на бережное отношение к материальным ценностям.
Минимальный уровень:
Предметные результаты
Достаточный уровень:
− знать правила техники безопасности;
− понимать значимость организации
школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю
дисциплину;
− знать названия некоторых материалов
изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту;
−
иметьпредставленияобосновныхсвойствахи
спользуемых материалов;
− знать правила хранения материалов и
санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
− уметь отобрать (с помощью учителя)
материалы и инструменты, необходимые
для работы;
− иметь представления о принципах
действия, общем устройстве швейной
машины и ее основных частей;
− владеть базовыми умениями, лежащими
− читать (с помощью учителя)
технологическую карту, используемую в
процессе изготовления изделия;
− заботливо и бережно относиться к
общественному достоянию;
− уметь выразить отношение к результатам
собственной и чужой творческой
деятельности («нравится» / «не нравится»);
− производить влажно-тепловую
обработку хлопчатобумажных тканей;
− выполнять машинные швы: стачные
взаутюжку и вразутюжку,
двойной шов, шов вподгибку с закрытым
срезом;
− уметь подготавливать ткани к раскрою,
раскладывать выкройку на ткани и
раскраивать детали;
− соблюдать в процессе выполнения
трудовых заданий порядок и аккуратность.
− знать правила техники безопасности и
соблюдать их;
−понимать значимость организации
школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину и чёткое умение
организовывать своё рабочее место;
− производить самостоятельный отбор
материала и инструментов,
необходимых для работы;
− определять возможности различных
материалов, осуществлять их
целенаправленный выбор (с помощью
учителя) в соответствии с физическими,
декоративно-художественными и
конструктивными свойствами в
зависимости от задач предметнопрактической деятельности;
-конструктивными свойствами в
основе
распространенных прои
зависимостив от
задачнаиболее
предметнопрактической деятельности;
− экономно расходовать материалы;
− планировать предстоящую практическую
работу;
−знать отимальные и доступные
технологические приемы ручной и
машинной обработки швейных
материалов в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей;
− осуществлять текущий самоконтроль
выполняемых практических действий и
корректировку хода практической
работы;
− соблюдать правила подготовки швейной
машины к работе;
− знать основные механизмы
швейных машин с
электроприводом; − знать приемы
выполнения ручных и машинных
работ;
− уметь определять хлопчатобумажные ткани,
знать их свойства;
− выполнять прямые, косые,
крестообразные, петлеобразные,
петельные, стебельчатые, тамбурные
стежки;
− пришивать плоские пуговицы и
пуговиц на стойке, определять места
оторванной пуговице, стачивать
распоровшийся шов;
− производить влажно-тепловую
обработку хлопчатобумажных тканей;
− выполнять машинные швы: стачные
взаутюжку и вразутюжку,двойной шов,
шов вподгибку с закрытым срезом;
− уметь строить чертеж салфетки и
подготавливать ткани к раскрою,
раскладывать выкройку на ткани и
раскраивать детали;
− понимать общественную значимость
своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности;
-чёткое умение организовывать своё
рабочее место
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение профильному труду в 5 классе носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Распределение, что
позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения
профильного труда к практико-теоретическому изучению, с учётом значимости
усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
Программа по профильному труду включает теоретические и практические
занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного
материала и постепенного ввода нового.
Обучающиеся выполняют установочные и тренировочные упражнения, а также
учебно-производственные и рабочие упражнения, которые представлены в виде
определенных заданий. Учебно-производственные упражнения являются
совокупностью взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых
получается конечный результат в виде изделия, имеющего общественно полезное
значение.
Эти упражнения, называемые обычно практическими работами, обязательно
включают элементы нового (новая конструкция изделия, новая технология, новые
материалы и т.д.).
В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который представляет
собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и
наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации
таблиц, схем и т. д.
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметов.
Данная программа предусматривает обязательное обсуждениехарактеристик изделия,
продумывание плана предстоящей работы, оценки сделанного. Большое внимание
уделяется технике безопасности.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
образовательной программы по учебному предмету
«Профильный труд» («Швейное дело») в 5 классе
Оценка
личностных
результатов
предполагает,
прежде
всего,
оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика; 3
балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− полностью излагает изученный материал в объеме программы по швейному делу;
− умеет использовать таблицы, схемы;
− понимает и объясняет терминологию предмета
− самостоятельно выстраивает ответ
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом
вопросе:
− не может самостоятельно привести пример;
− отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но
эти знания излагает не полностью
− демонстрирует несвязную монологическую речь;
− воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится
Критерии оценки предметных результатов. Практическая работа
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− умеет ориентироваться в технологической карте, последовательно и аккуратно
выполняет операции на швейной машине;
− умеет рассказать о последовательности выполнения данного практического
задания;
− умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном; −
соблюдает правила техники безопасности
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− последовательно выполняет практическую работу, соблюдает правила техники
безопасности, но допускает 1–2 неточности:
− неаккуратно выполняет машинную строчку;
− незначительно нарушает пооперационную последовательность.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− последовательно выполняет практическую работу, но допускает 3–4 ошибки при
выполнении, неточности при обработке:
− грубо нарушает пооперационную последовательность; −
нарушает правила техника безопасности;
− не умеет пользоваться технологической картой
Оценка «2» не ставится
Содержание разделов
№
Название раздела
Кол-во
часов
Контрольные
работы, тесты
1
Швейная машина с электрическим приводом
16
1
2
Волокна и ткани
14
1
3
Работа с тканью. Изготовление полотенца
10
4
Ремонт одежды
10
5
Построение чертежа салфетки
12
6
Работа с тканью. Изготовление салфетки
20
7
Работа с бумагой
16
8
Машинные швы. Стачной шов
4
9
Работа с тканью. Изготовление мешочка для
24
1
1
1
хранения работ
10
Машинные швы. Двойной шов
4
11
Работа с тканью. Изготовление наволочки
22
12
Машинные швы. Накладной шов
6
13
Работа с тканью. Изготовление сумки
20
14
Практическое повторение
26
1
204
7
Итого:
1