Рабочая программа по профильному труду Швейное дело 8 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

МО школы

Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»

пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

профильный труд «Швейное дело»
8 класс

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» относится к предметной
области «Технология» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 8 классе в
соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 238 часов в год (7 часов в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный
труд».
Цель обучения – повышение уровня познавательной активности
учащихся и развитие их способностей к осознанной регулярной трудовой
деятельности, формирование у учащихся необходимого объема
профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Задачи обучения:
 развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
 обучение

обязательному

общественно

полезному,

производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

 расширение

знаний

о

материальной

культуре

как

продукте

творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
 расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
 расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
 ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на
современном производстве;
 ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
 ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному
из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;
 формирование

трудовых

навыков

и

умений,

технических,

технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний,

необходимых

для

участия

в

общественно-полезном,

производительном труде;
 совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
 коррекция и развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
 коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение);

 коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе
формирования практических умений;
 развитие

регулятивной

функции

деятельности

(включающей

целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
 формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
«Швейное дело» в 8 классе определяет следующие задачи:
 отработка навыков проведения

влажно-тепловой обработки

хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых тканей;
 отработка навыков работы на электрической швейной машине;
 закрепление

умений

производить

простейшую

наладку

электрической швейной машины;
 отработка умений выполнять соединительные и краевые машинные
швы;
 отработка навыков

обработки срезов ткани косыми, долевыми,

поперечными, подкройными обтачками;
 формирование умений построения чертежа халата, блузки;
 отработка технологической последовательности обработки швейных
изделий.
Планируемые результаты
освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») в 8 классе
Личностные результаты:
 сформированность

адекватных представлений о собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

 овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
 владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 способность

к

осмыслению

картины

мира,

ее

временно-

пространственной организации.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело»)
на конец 8 класса
Минимальный
- знать правила техники безопасности;
- иметь представления об основных
свойствах используемыхматериалов;
- уметь отобрать (с помощью учителя)
материалы и инструменты,необходимые
для работы;
- иметь представления о принципах
действия, общем устройствемашины и ее
основных частей;
-владеть базовыми умениями, лежащими в
основе наиболеераспространенных
производственных технологических
процессов (шитье);
- читать (с помощью учителя)
технологическую карту, используемую в
процессе изготовления изделия;
- участвовать (под руководством учителя) в
совместной работе в группе
- соблюдать в процессе выполнения
трудовых заданий порядок и
аккуратность.

Достаточный
- знать правила техники безопасности и
соблюдать их;
- экономно расходовать материалы;
- планировать предстоящую практическую
работу;
-знать оптимальные и доступные
технологические приемы ручной и
машинной обработки швейных
материалов в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей;
-осуществлять текущий самоконтроль
выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы;
- соблюдать правила подготовки швейной
машины к работе;
- знать основные механизмы швейных
машин с электроприводом, настраивать
швейную машинку;
- знать приемы выполнения ручных и
машинных работ;
- уметь определять хлопчатобумажные,
льняные, шерстяные,шелковые ткани,
знать их свойства;
- понимать общественную значимость
своего труда, своих достиженийв области
трудовой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение профильному труду в 8 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых
знаний и умений формирования жизненных компетенций.
Программа по профильному труду включает теоретические и
практические занятия. При составлении программы учтены принципы
повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.
На уроках труда обучающиеся рассматривают образцы изделий,
различные наглядные пособия, наблюдают за действием учителя при показе
им трудовых приемов, за технологическим процессом во время просмотра
учебных видео. Наблюдения особым образом организованы, продуман
подбор объекта для наблюдений, четко поставлены задачи, даны объяснения,
как наблюдать и регистрировать результаты.
Также на уроках профильного труда обучающиеся выполняют
установочные и тренировочные упражнения, а также учебнопроизводственные и рабочие упражнения, которые даются в виде
определенных заданий. Учебно-производственные упражнения представляют
собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении
которых получается конечный результат в виде изделия, имеющего
общественно полезное значение. Эти упражнения, называемые обычно
практическими работами, обязательно включают элементы нового (новая
конструкция изделия, новая технология, новые материалы и т. д.).
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других
предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение
характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку
сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности.

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
образовательной программы по учебному предмету
«Профильный труд» («Швейное дело») в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 полностью излагает изученный материал в объеме программы по
швейному делу;
 умеет использовать таблицы, схемы;
 понимает и объясняет терминологию предмета;
 самостоятельно выстраивает ответ
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в
фактическом вопросе:
 не может самостоятельно привести пример;
 отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному
вопросу, но эти знания излагает не полностью;
 демонстрирует несвязную монологическая речь;

 воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценки предметных результатов. Практическая работа.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 умеет ориентироваться в технологической карте, последовательно и
аккуратно выполняет операции на швейной машине;
 умеет

рассказать

о

последовательности

выполнения

данного

практического задания;
 умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном;
 соблюдает правила техники безопасности
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 последовательно

выполняет

практическую

работу,

соблюдает

правила техники безопасности, но допускает 1-2 неточности:
 неаккуратно выполняет машинную строчку;
 незначительно нарушает пооперационную последовательность.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 последовательно выполняет практическую работу, но допускает 3-4
ошибки при выполнении, неточности при обработке:
 грубо нарушает пооперационную последовательность;
 нарушает правила техники безопасности;
 не умеет пользоваться технологической картой.
Оценка «2» не ставится.
Содержание разделов
№

Название темы

Кол-во
часов

1.

Вышивка гладью

20

2.

Построение чертежа основы блузки,

20

элементарное моделирование и раскрой

Контрольные
работы,
тесты
1

3.

Соединение деталей плечевых изделий

28

4.

Виды кокеток и способы их обработки.

10

5.

Изготовление выкройки халата на основе

13

1

выкройки ночной сорочки без плечевого шва
6.

Пошив халата, раскроенного на основе

21

1

1

выкройки ночной сорочки без плечевого шва
7.

Отделка легкой одежды

20

8.

Построение чертежа основы втачного рукава и

12

воротника на стойке
9.

Раскрой блузки с воротником и рукавами

8

1

10.

Соединение деталей блузки

42

1

11.

Особенности обработки изделий из

6

синтетических волокон
12.

Построение чертежа основы платья

11

13.

Пошив сарафана, раскроенного на основе

27

1

238

7

выкройки платья
Итого:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».