Рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация 5 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Речь и альтернативная коммуникация»
5 класс

Разработана: Воробьевой О.В.,
учителем начальных классов

2023 г.

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к предметной
области «Язык и речевая практика». В соответствии с учебным планом рабочая программа по
предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 136 часов (4 часа в неделю).
Цель обучения — формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное
поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению
ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную,
дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку
пределах, организованное включение в общение.
II.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека;
- овладение доступными средствами коммуникации и общения — вербальными и
невербальными: понимание обращенной речи, умение пользоваться средствами альтернативной
коммуникации: жестами, взглядом;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
- узнавание и различение образов графем (букв).
III.
Содержание обучения
Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено
следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел «Коммуникация». Установление контакта с собеседником: установление
зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя. Привлечение к себе внимания звуком (словом,
предложением). Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Прощание с
собеседником звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний жестом (словом,
2

предложением). Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Обращение с
просьбой о помощи. Выражение согласия жестом (словом, предложением). Выражение
несогласия жестом (словом, предложением). Выражение благодарности жестом (словом,
предложением). Выражение удовольствия/неудовольствия с помощью графического
изображения, звучащим предметом. Ответы на вопросы (жестом, движением, словом,
предложением). Ответы на вопросы, предлагающие согласие/несогласие с помощью звучащего
предмета. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с
собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Узнавание/называние имен одноклассников, имен членов семьи, педагогов класса. Понимание
слов, обозначающих предмет: овощи (огурец, кабачок, лук, чеснок, горох, бобы), фрукты
(яблоко, груша, апельсин, лимон, абрикос, персик, виноград), ягоды (клубника, смородина
красная, смородина черная, земляника, черника, голубика, клюква, брусника), орехи, бытовые
приборы (телевизор, холодильник, микроволновая печь, электрический чайник, утюг),
съедобные и несъедобные грибы, транспорт (автобус, автомобиль, специальный транспорт).
Понимание слов, обозначающих действие предмета: летать, ехать, плавать, ползать, молчать,
кричать, читать, писать, считать, танцевать. Понимание слов, обозначающих признак предмета:
серый, коричневый, бордовый, голубой, горький, острый, маленький, большой, огромный,
средний. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояния (хорошо, плохо).
Понимание слов, указывающих на предмет (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих
число, количество предметов (один, первый, два, второй, три, третий, четыре, четвертый, пять,
пятый). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на).
Раздел «Чтение и письмо». Звук и буква А, У. Штриховка букв, закрашивание букв,
печатание букв, составление букв из элементов. Узнавание/различение графического
изображения букв А, У. Называние букв.
№
Раздел
Кол-во
часов
1. Коммуникация
23
2. Развитие
речи
средствами 103
вербальной
и
невербальной
коммуникации
3. Чтение и письмо
10
Итого: 136
IV.
Система оценки знаний
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс
образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены
его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной оценки достижений ребёнка в
сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика
развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения
СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
3

- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением бальной
системы оценивания:
➢ 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
➢ 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
➢ 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
➢ 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
➢ 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
➢ 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

4

Тематическое планирование
Тема
Кол-во Личностные результаты
часов
Коммуникация
Установление контакта с собеседником
1
Устанавливать контакт с
собеседником.
Установление зрительного контакта с собеседником
1
Социально-эмоциональное
Установление контакта с собеседником: учет
1
участие в процессе
эмоционального состояния собеседника
общения и совместной
Поддержание зрительного контакта с собеседником
1
деятельности
Реагирование на собственное имя
1
Привлечение к себе внимание (жестом, словом,
1
предложением)
Приветствие собеседника (жестом, словом,
1
предложением)
Приветствие собеседника «Здравствуйте»
1
Прощание с собеседником (жестом, словом,
1
предложением)
Прощание с собеседником «До свидания»
1
Выражение своих желаний (жестом, словом,
1
предложением)
Указание взглядом на объект при выражении своих
1
желаний
Обращение с просьбой о помощи (жестом, словом,
1
предложением)
Выражение согласия (жестом, словом, предложением) 1
Выражение несогласия (жестом, словом,
1
предложением)
Выражение благодарности (жестом, словом,
1
предложением)
Выражение благодарности «Спасибо»
1
Выражение удовольствия/неудовольствия с помощью 1
графического изображения
Выражение удовольствия/неудовольствия звучащим
1
предметом
V.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Предметные результаты
Уметь:
- выражать свои желания
жестом, словом, предложением;
- приветствовать собеседника
жестом, словом, предложением;
- прощаться с собеседником
жестом, словом, предложением;
- обращаться с просьбой о
помощи жестом, словом,
предложением;
- выражать согласие/несогласие
жестом, словом, предложением;
- выражать благодарность
жестом, словом, предложением;
- выражать
удовольствие/неудовольствие с
помощью графического
изображения, звучащим
предметом;

20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Ответы на вопросы (жестом, движением, словом,
предложением)
Указание взгляда на объект при ответе на вопросы
Задавание вопросов (жестом, движением,
предложением)
Ответы на вопросы, предлагающие
согласие/несогласие с помощью звучащего предмета

- отвечать на вопросы жестом,
движением, словом,
предложением;
-задавать вопросы жестом,
движением, предложением;
- отвечать на вопросы
предлагающие
согласие/несогласие с помощью
звучащего предмета
Знать и называть имена
одноклассников, педагогов,
членов семьи

1
1
1
1

Реагирование на собственное имя
1
Формирование
уважительного отношения
Узнавание/называние имен одноклассников
1
к окружающим
Узнавание/называние имен педагогов класса
1
Узнавание/называние имен членов семьи
1
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Понимание слов, обозначающих предмет: овощи
1
Социально-эмоциональное
Понимать слова, обозначающие
(огурец, кабачок)
участие в процессе общения предмет. Соотносить слова и
и совместной деятельности;
картинки.
Соотнесение слова и картинки: огурец, кабачок
1
развитие
навыков
Использовать средства
Понимание слов, обозначающих предмет овощи:
1
сотрудничества с взрослыми вербальной и невербальной
овощи (лук, чеснок)
и сверстниками в разных
коммуникации
Соотнесение слова и картинки: лук, чеснок
1
социальных ситуациях,
Понимание слов, обозначающих предмет: овощи
1
умения не создавать
(горох, бобы)
конфликтов и находить
Соотнесение слова и картинки: горох, бобы
1
выходы из спорных
Понимание слов, обозначающих предмет: фрукты
1
ситуаций
(яблоко, груша)
Соотнесение слова и картинки: яблоко, груша
1
Понимание слов, обозначающих предмет: фрукты
1
(апельсин, лимон)
Соотнесение слова и картинки: апельсин, лимон
1
Понимание слов, обозначающих предмет: фрукты
1
(абрикос, персик)
Соотнесение слова и картинки: абрикос, персик
1
Понимание слов, обозначающих предмет: фрукты
1
(виноград)
6

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

Соотнесение слова и картинки: виноград
Понимание слов, обозначающих предмет: ягоды
(клубника)
Соотнесение слова и картинки: клубника
Понимание слов, обозначающих предмет: ягоды
(смородина черная, красная)
Соотнесение слова и картинки: смородина черная и
красная
Понимание слов, обозначающих предмет: ягоды
(земляника)
Соотнесение слова и картинки: земляника
Понимание слов, обозначающих предмет: ягоды
(черника, голубика)
Соотнесение слова и картинки: черника, голубика
Понимание слов, обозначающих предмет: ягоды
(клюква, брусника)
Соотнесение слова и картинки: клюква, брусника
Понимание слов, обозначающих предмет: орехи
Соотнесение слова и картинки: орехи
Понимание слов, обозначающих предмет: бытовые
приборы (телевизор)
Соотнесение слова и картинки: телевизор
Понимание слов, обозначающих предмет: бытовые
приборы (холодильник)
Соотнесение слова и картинки: холодильник
Понимание слов, обозначающих предмет: бытовые
приборы (микроволновая печь)
Соотнесение слова и картинки: микроволновая печь
Понимание слов, обозначающих предмет: бытовые
приборы (электрический чайник)
Соотнесение слова и картинки: электрический чайник
Понимание слов, обозначающих предмет: бытовые
приборы (утюг)
Соотнесение слова и картинки: утюг

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

Понимать слова, обозначающие
предмет. Соотносить слова и
картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

73.

74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.

Понимание слов, обозначающих предмет: грибы
(съедобные грибы)
Соотнесение слова и картинки: съедобные грибы
Понимание слов, обозначающих предмет: грибы
(несъедобные грибы)
Соотнесение слова и картинки: несъедобные грибы
Понимание слов, обозначающих предмет: транспорт
(автобус)
Соотнесение слова и картинки: автобус
Понимание слов, обозначающих предмет: транспорт
(автомобиль)
Соотнесение слова и картинки: автомобиль
Понимание слов, обозначающих предмет: транспорт
(специальный транспорт – скорая помощь, пожарная
машина, полиция)
Соотнесение слова и картинки: специальный
транспорт – скорая помощь, пожарная машина,
полиция
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
летать:
Соотнесение слова и картинки: летать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
ехать
Соотнесение слова и картинки: ехать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
плавать
Соотнесение слова и картинки: плавать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
ползать
Соотнесение слова и картинки: ползать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
молчать
Соотнесение слова и картинки: молчать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:

1
1
1
1
1
1
1

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций

Понимать слова, обозначающие
предмет. Соотносить слова и
картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций

Понимать слова, обозначающие
действие предмета. Соотносить
слова и картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.

кричать
Соотнесение слова и картинки: кричать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
читать:
Соотнесение слова и картинки: читать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
писать
Соотнесение слова и картинки: писать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
считать
Соотнесение слова и картинки: считать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
танцевать
Соотнесение слова и картинки: танцевать
Игра «Угадай действие»
Понимание слов, обозначающих признак предмета:
серый
Понимание слов, обозначающих признак предмета:
коричневый
Понимание слов, обозначающих признак предмета:
бордовый
Понимание слов, обозначающих признак предмета:
голубой
Понимание слов, обозначающих признак предмета:
горький
Понимание слов, обозначающих признак предмета:
острый
Понимание слов, обозначающих признак предмета:
маленький
Понимание слов, обозначающих признак предмета:
большой
Понимание слов, обозначающих признак предмета:
огромный
Понимание слов, обозначающих признак предмета:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций

Понимать слова, обозначающие
действие предмета. Соотносить
слова и картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций

Понимать слова, обозначающие
признак предмета. Соотносить
слова и картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

средний
105. Понимание слов, обозначающих признак действия,
состояние: хорошо
106. Понимание слов, обозначающих признак действия,
состояние: плохо
107. Игра «Хорошо, плохо»

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций
Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций
Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций

1
1
1

108. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак:
я
109. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак:
он
110. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак:
мой
111. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак:
твой
112. Игра «Покажи чей»

1

113. Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов: один
114. Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов: первый
115. Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов: два
116. Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов: второй
117. Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов: три
118. Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов: третий

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
10

Понимать слова, обозначающие
признак действия, состояния.
Соотносить слова и картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

Понимать слова, указывающих
на предмет, его признак.
Соотносить слова и картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

Понимать слова, обозначающие
число, количество. Соотносить
слова и картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

119. Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов: четыре
120. Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов: четвертый
121. Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов: пять
122. Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов: пятый
123. Игра «Я найду»

1

124. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении: в
125. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении: на
126. Игра «Найди и покажи»

1

127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

Буква и звук А
Составление буквы А из элементов
Штриховка буквы А
Печатание буквы А
Буква и звук У
Составление буквы У из элементов
Штриховка буквы У
Печатание буквы У
Закрашивание зашумленных букв А
Закрашивание зашумленных букв У

1
1
1
1

1

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций

Понимать слова, обозначающие
число, количество. Соотносить
слова и картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности.

Понимать слова, обозначающие
число, количество. Соотносить
слова и картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации
Развивать предпосылки к письму
и чтению через изучение букв и
звуков (А, У), штриховку,
раскрашивание.
Узнавать/различать графическое
изображение букв

1
Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».