Рабочая программа по предмету Математические представления 3 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Математические представления»
3 класс

Разработана: Кашина Ю.М.,
учителем начальных классов

2023 г.

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
Учебный предмет «Математические представления» относится к предметной области
«Математика». В соответствии с учебным планом рабочая программа по предмету
«Математические представления» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа
(3 часа в неделю).
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умений и
применение их в повседневной жизни.
Программа построена на основе следующих разделов: «Представление о форме»,
«Представление о величине», «Пространственные представления», «Временные
представления».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование уважительного отношения к окружающему миру;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
Предметные результаты:
- элементарные математические представления о форме, величине, пространственные, временные
представления;
- использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач;
II.
Содержание обучения
Содержание учебного предмета «Математические представления» представлено следующими
разделами:
Раздел Представление о форме (круг, шар, квадрат, куб, треугольник)
Раздел Представление о величине (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий,
широкий - узкий)
Раздел Количественные представления (много-мало, один)
Раздел Пространственные представления ориентировка в пространственном расположении:
верх, низ, право, лево, перемещение в пространстве в заданном направлении;
Раздел Временные представления (части суток, дни недели, времена года)
№
1.
2.
3.
4.
5.

Раздел
Представление о форме
Представление о величине
Количественные представления
Пространственные представления
Временные представления
Итого:
2

Кол-во часов
56
23
9
11
3
102

III.
Система оценки знаний
Для организации и аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс
образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося привлекаются
членыего семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной оценки достижений ребёнка
в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка,
динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения
СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением бальной
системы оценивания:
 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

3

Тематическое планирование
Тема
Кол-во Личностные результаты
часов
Коммуникация
Рассматривание иллюстраций «Круглые предметы»
1
Устанавливать контакт с
собеседником.
Круг
1
Социально-эмоциональное
Выделение круга на основе тактильного обследования
1
участие в процессе
Узнавание круга среди других фигур
1
общения и совместной
Обводка круга по контуру
1
деятельности
Обводка круга по шаблону
1
Аппликация «Разноцветные круги»
1
Обводка круга по трафарету
1
Штриховка круга
1
Складывание круга из 4-х частей
1
Выделение предмета в форме круга
1
Упражнения с круглыми предметами
1
Различение круглых предметов
1
Знакомство с формой шар
1
Выделение предмета в форме шара на основе тактильного 1
обследования
Нахождение в классе предметов в форме шара
1
Прокатывание предмета круглой формы по полу
1
Раскрашивание круга круговыми движениями
1
Объёмная аппликация «Мячик»
1
Дифференциация «Круг – шар»
1
Квадрат
1
Складывание квадрата из 4-х частей
1
1
Выделение квадрата на основе тактильного обследования
Обводка квадрата по контуру
1
Формирование
уважительного отношения
Различение квадратных предметов
1
к окружающим
Обводка квадрата по шаблону
1
Выделение квадратных предметов на картинке
1
Обводка квадрата по трафарету
1
Составление квадрата из счетных палочек
1
IV.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Предметные результаты

Узнавать и различать круг

Узнавать и различать квадрат

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

Аппликация «Разноцветные квадратики»
Штриховка квадрата по образцу
Куб
Нахождение в классе предметов в форме куба
Выделение куба на основе тактильного обследования
Выделение предмета в форме квадрата
Раскрашивание предметов в форме квадрата
Треугольник
Раскрашивание треугольника заданным цветом
Выделение треугольника на основе тактильного
обследования
Составление треугольника из счетных палочек
Складывание треугольника из 4-х частей
Обводка треугольника по контуру
Обводка треугольника по шаблону
Упражнение «Дорисуй треугольник»
Обводка треугольника по трафарету
Штриховка треугольника по образцу
Аппликация «Разноцветные треугольники»
Выделение предмета в форме треугольника
Различение треугольника от других фигур
Раскрашивание предметов в форме треугольника
Дифференциация геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник)
Графомоторное упражнение «Дорисуй фигуру»
Аппликация из геометрических фигур «Домик»
Аппликация из геометрических фигур «Грузовик»
Упражнение «Обведи круг, зачеркни квадрат, раскрась
треугольник»
Игра «Геометрическое лото»
Большой – маленький
Практическое упражнение «Большой слон, маленькая
мышка»
Я большая – ты маленький

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;

Узнавать и различать
треугольник
Овладение начальными
навыками адаптации в
динамично изменяющемся и
развивающемся мире

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
Понимать значения «Большойсотрудничества с взрослыми маленький
и сверстниками в разных
социальных ситуациях;

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.

Дифференциация двух предметов по величине (большой маленький)
Нахождение в классе больших и маленьких предметов
Сравнение двух предметов по величине (большой –
маленький) путем приложения
Длинный - короткий
Графомоторное упражнение «Прокати машинку по
дорожке»
Практическое упражнение «Сравни по длине»
Аппликация «Разные дорожки»
Нахождение длинных и коротких предметов на
иллюстрациях
Дифференциация двух предметов по длине (длинный –
короткий)
Сравнение двух предметов по длине путем (длинный –
короткий) путем наложения
Игровое упражнение с мячом
Высокий – низкий
Дифференциация двух предметов по высоте (высокий –
низкий)
Практическое упражнение «Высокий дом, низкий домик»
Сравнение двух предметов по высоте (высокий – низкий)
путем приставления
Широкий – узкий
Практическое упражнение «Широкая и узкая дорожка»
Дифференциация двух предметов по ширине (широкий узкий)
Сравнение двух предметов по ширине (широкий – узкий)
путем наложения
Нахождение широких и узких предметов на иллюстрациях
Много – мало
Выделение одного предмета
Практическое упражнение «Покажи один предмет»
Выделение на основе тактильного обследования (один –

1
1
1
Понимание значения
«Длинный-короткий»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Понимание значения «Высокий
-низкий»

1
1
1
1
1

Овладение начальными
навыками адаптации в
динамично изменяющемся и
развивающемся мире

Понимание значения
«Широкий-узкий»

1
1
1
1
1
1
6

Понимать значение «Многомало»

много) предметов
84. Выделение одного предмета из множества
85. Нахождение в классе заданного предмета
86. Выделение мало предметов, ориентируясь на величину
87. Выделение много предметов, ориентируясь на величину
88. Практическое упражнение «Один-много»
89. Ориентация в пространственном расположении: правая
рука.
90. Ориентация в пространственном расположении: левая
рука.
91. Практическое упражнение «Право-лево»
92. Ориентация в пространственном расположении: правая
нога.
93. Ориентация в пространственном расположении: левая
нога.
94. Ориентация на плоскости. Справа.
95. Ориентация на плоскости. Слева.
96. Ориентация на плоскости. Правый край листа.
97. Ориентация на плоскости. Левый край листа.
98. Ориентация на плоскости. Нижний край листа
99. Ориентация на плоскости. Верхний край листа
100. Части суток
101. Дни недели
102. Времена года

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях;

Уметь ориентироваться в
пространстве
Знать части суток, дни недели,
времена года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».