Рабочая программма по предмету Математические представления 7 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр. № 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Математические представления»
7 класс

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития.
Учебный предмет «Математические представления» относится к предметной области
«Математика». В соответствии с учебным планом рабочая программа по предмету
«Математические представления» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа
(3 часа в неделю).
Цель обучения математике — формирование элементарных математических представлений
и умений и применение их в повседневной жизни.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного
материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей
действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении
повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия
могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам
какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы
необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного
количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных
блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем
адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах
телевизионных передач и многое другое.
II. Содержание обучения
Содержание учебного предмета «Математические представления» представлено
следующими разделами: «Количественные представления», «Представления о форме»,
«Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Раздел «Количественные представления»
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в
единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение
множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение,
уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2,
по 3, по 5).
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа
цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 — 3 (1 — 5, 1 — 10, 0 — 10).
Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной)
последовательности. Состав числа 2 (3, 4, ..., 10, 11, 12) из двух слагаемых. Сложение (вычитание)
предметных множеств в пределах 5 (10, 11, 12). Запись арифметического примера на увеличение
(уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10, 11, 12). Решение задач на увеличение
на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10, 11, 12). Запись решения задачи в виде
арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5
(10). Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр).

Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен
денег.
Раздел «Представления о величине»: различение однородных (разнородных по одному
признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом
приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета
из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по
возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение
предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение
предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.
Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их
назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по
толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение
предметов по глубине. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины
отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Представление о форме: узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб»,
«призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник,
точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической
фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник)
из 2-х (3-x, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической
фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование
геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг).
Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной)
величины. Измерение отрезка.
Пространственные представления: ориентация в пространственном расположении
частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди),
зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения
предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу
(внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в
середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз,
вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине
(центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая,
левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения)
из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх,
сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед,
после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание
(различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера,

сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера,
сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен
года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание
последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по
часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение
времени с началом и концом деятельности.

№

Раздел
«Количественные представления»
«Представления о форме»
«Представления о величине»
«Пространственные
представления»
5. «Временные представления»
Итого:
1.
2.
3.
4.

Кол-во
часов
56
12
8
15
11
102

III. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместнойдеятельности;
- формирование уважительного отношения к окружающим.
Предметные результаты:
- элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые),
пространственные, временные представления;
- представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку
пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
- умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
- умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 12;
- умение обозначать арифметические действия знаками;
- умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц;
Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских
задач:
- умение определять длину, вес, объем, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;
- умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона;
- умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и
прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с
началом и концом деятельности.

IV. Система оценки знаний
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной
оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ
результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного
года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением
бальной системы оценивания:
 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи;
 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла – удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

№

Тема

IV. Тематическое планирование
Кол-во Личностные результаты
часов

Предметные результаты

Представления о величине
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Входящая диагностика.
Понятия «больше – меньше»
Понятия «длинный-короткий»
Понятия «широкий – узкий», «шире – уже».
Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже»,
«одинаковые».
Понятия
«толстый-тонкий»,
«толще-тоньше», одинаковой (равной) толщены.
Понятия «глубокий-мелкий»,
«глубже-мельче».
Понятия
«тяжелый-легкий»,
«тяжелее-легче», одинаковые (равные).

1
1
1
1
1
1
1
1

Социально-эмоциональное
участие в процессе
общения и совместной
деятельности; развитие
навыков сотрудничества с
взрослыми и сверстниками
в разных социальных
ситуациях, умения не
создавать конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

Умение различать и сравнивать
предметы величине.

Пространственные представления
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Пространственные представления «вверх», «вниз»,
«направо», «налево».
Определение предметов в пространстве «далеко»,
«близко», «около», «рядом».
Движение в заданном направлении в пространстве
(вперед, назад).
Перемещение в пространстве различных помещений
школы.
Ориентация на плоскости. Понятие «вверху-внизу-в
середине».
Ориентация на плоскости. «Правая сторона», «левая
сторона».

1
1
1
1
1
1

Формирование
уважительного отношения к
окружающим.

Умение ориентироваться в схеме
тела, в пространстве, на
плоскости.

Количественные представления
1

15.

Нахождение одинаковых предметов.

16.

Разъединение и объединение множеств.

1

17.

"Один", "много", "мало", "пусто".

1

18.

Сравнение множеств.

1

19.

Преобразование множеств.

1

20.
21.
22.
23.

1
1
1
1

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Число и цифра 1.
Письмо цифр 1 по трафарету, по точкам.
Число и цифра 2. Образование.
Письмо цифр 1 и 2 по трафарету и по точкам. В
прописи.
Простые арифметические задачи на сложение.
Простые арифметические задачи на вычитание.
Число и цифра 3.
Письмо цифр 3 по трафарету, по точкам. В прописи.
Простые арифметические задачи на сложение.
Простые арифметические задачи на вычитание.
Письмо цифр 4 по трафарету, по точкам. В прописи.
Простые арифметические задачи на сложение.
Простые арифметические задачи на вычитание.
Письмо цифр 5 по трафарету, по точкам. В прописи.
Простые арифметические задачи на сложение.
Простые арифметические задачи на вычитание.
Решение задач на увеличение в пределах 5.

37.

Решение примеров с помощью калькулятора.

1

38.

Представление о денежном знаке.

1

39.

Различение монет разного достоинства.

1

40.

Монеты достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей. Решение

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Социально-эмоциональное
участие в процессе
общения и совместной
деятельности; развитие
навыков сотрудничества с
взрослыми и сверстниками
в разных социальных
ситуациях, умения не
создавать конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций.

Представления о количестве,
числе, знакомство с цифрами,
составом числа в доступных
ребенку пределах, счет, решение
простых арифметических задач с
опорой на наглядность.

примеров.
41.

Сравнение групп предметов. Отношения «больше»,

1

Умение обозначать
арифметические действия
знаками.

«меньше», «столько же».
42.

Знаки «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно).

43.

48.
49.
50.
51.
52.

Сравнение групп предметов. «На сколько больше? На 1
сколько меньше?»
Пространственные представления
Определение месторасположение предметов.
1
Формирование
Ориентация в пространстве «на», «в», «перед», «за».
1
уважительного отношения к
Ориентация в пространстве «внутри», «над», «под».
1
окружающим.
Ориентация в пространстве «напротив», «между», «в
1
середине», «в центре».
Составление ряда из предметов.
1
Кто первый? Кто последний?
1
Понятия «перед», «после», «за».
1
Определи месторасположение предметов в ряду.
1
Повторение пройденного материала.
1

53.

Числовой ряд от 0 до 5.

44.
45.
46.
47.

54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.

1

Количественные представления
Социально-эмоциональное
участие в процессе
Определи место числа в числовом ряду.
общения и совместной
деятельности; развитие
Счет в прямой и обратной последовательности.
навыков сотрудничества с
Письмо цифр 6 по трафарету, по точкам. В прописи.
взрослыми и сверстниками
Простые арифметические задачи на сложение.
в разных социальных
Простые арифметические задачи на вычитание.
ситуациях, умения не
Письмо цифр 7 по трафарету, по точкам. В прописи.
создавать конфликтов и
Простые арифметические задачи на сложение.
находить выходы из
Простые арифметические задачи на вычитание.
спорных ситуаций.
Письмо цифр 8 по трафарету, по точкам. В прописи.
Простые арифметические задачи на сложение.
Простые арифметические задачи на вычитание.

Умение ориентироваться в схеме
тела, в пространстве.

Умение пересчитывать предметы
в доступных пределах.

Умение решать задачи на
увеличение и уменьшение на
одну, несколько единиц.

Временные представления
1
Формирование
1
уважительного отношения к
1
окружающим.
1

86.
87.

Части суток (утро, день, вечер, ночь).
Последовательность дней недели.
Вчера, сегодня, завтра.
Соотношение деятельности с временным
промежутком «сейчас» и «потом».
Соотношение деятельности с временным
1
промежутком «послезавтра» и «позавчера».
Последовательность времен года.
1
Последовательность месяцев в году.
1
Сравнение по возрасту. Кто старше? Кто младше?
1
Часы. Определение времени.
1
Определи время по часам.
1
Повторение пройденного материала.
1
Количественные представления
1
Число10. Порядковый счет в пределах 10.
Определи место числа в числовом ряду.
1
Социально-эмоциональное
Счет в прямой и обратной последовательности.
1
участие в процессе
Сравнение чисел в числовом ряду.
1
общения и совместной
Простые арифметические задачи на сложение в
1
деятельности; развитие
пределах 10.
навыков сотрудничества с
1
Число11. Порядковый счет в пределах 11.
взрослыми и сверстниками
Определи место числа в числовом ряду.
1
в разных социальных
ситуациях, умения не
Счет в прямой и обратной последовательности.
1
создавать конфликтов и
Сравнение чисел в числовом ряду.
1
находить выходы из
спорных ситуаций.
Простые арифметические задачи на сложение в
1
пределах 11.
1
Число12. Порядковый счет в пределах 12.
Определи место числа в числовом ряду.
1

88.

Счет в прямой и обратной последовательности.

1

89.

Сравнение чисел в числовом ряду.

1

65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.

Умение различать части суток,
соотносить действие с
временными промежутками,
составлять и прослеживать
последовательность событий;
определять время по часам,
соотносить время с началом и
концом деятельности.

Умение представлять множество
двумя другими множествами в
пределах 12.

Простые арифметические задачи на сложение в
1
пределах 12.
Представления о форме
91. Круг. Выделение предмета в форме круга. Обводка и
1
штриховка круга.
Формирование
92. Шар. Выделение предмета в форме шара на основе
1
уважительного отношения к
тактильного обследования. Дифференциация «Круг –
окружающим.
шар».
93. Квадрат. Выделение предмета в форме квадрата.
1
Раскрашивание предметов в форме квадрата.
94. Куб. Выделение куба на основе тактильного
1
обследования.
95. Прямоугольник. Выделение прямоугольника на
1
основе тактильного обследования. Обводка и
штриховка прямоугольника по контуру (шаблону,
трафарету).
96. Брусок. Выделение бруска на основе тактильного
1
обследования.
97. Треугольник. Выделение предмета в форме
1
треугольника. Раскрашивание предметов в форме
треугольника.
98. Дифференциация геометрических фигур (круг,
1
квадрат, прямоугольник, треугольник).
99. Узнавание (различение) геометрических тел.: «шар»,
1
«куб», «брусок».
100. Узнавание (различение) геометрических фигур:
1
треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка,
линия (прямая, ломаная).
101. Соотнесение геометрической формы с
1
геометрической фигурой.
102. Итоговая диагностика.
1
90.

Умение различать и сравнивать
предметы по форме.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».