Рабочая программа по предмету Математические представления, 9 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГКОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

МО школы

Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»

пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Математические представления»
9 класс

Разработана : Лапошко Е.П.,
учителем начальных классов
2023г
г. Сланцы

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
Учебный предмет «Математические представления» относится к предметной
области «Математика». В соответствии с учебным планом рабочая программа по
предмету «Математические представления» в 9 классе рассчитана на 34 недели и
составляет 68 часов (2 часа в неделю).
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и
умений и применение их в повседневной жизни.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного
материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей
действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,
решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные
соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и
инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение
пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда,
при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества
испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося
закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона,
календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и
многое другое.
Содержание обучения
Содержание учебного предмета «Математические представления» представлено
следующими разделами: «Количественные представления», «Представление о величине»,
«Представление о форме», «Временные представления».
Раздел «Количественные представления». Нахождение одинаковых предметов.
Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много»,
«мало», «пусто»).
Раздел «Представление о величине». Различение однородных (разнородных по
одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине
способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Различение однородных
(разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение
однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине.
Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов
по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение.
Раздел «Представление о форме». Узнавание (различение) геометрических тел:
«шар», «куб», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами.
фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник,
квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
круг, прямоугольник) из 2-х (3-x, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры
2

(треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической
фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).
Построение геометрических фигур по точкам.
Раздел «Временные представления». Узнавание (различение) дней недели.
Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.
Соотнесение деятельности с временным промежутком: вчера, сегодня, завтра, давно.
Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Сравнение людей по
возрасту.
№
Раздел
Кол-во
часов
1. Представление о величине
16
2. Представление о форме
44
3. Временные представления
8
4. Итого:
102
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его
цифрой в пределах пяти;
- умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
- умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона.
Система оценки знаний
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной
оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ
результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного
года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных
показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по
инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со
3

значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не
всегда узнает объект», «не узнает объект».
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи
с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

4

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тематическое планирование математические представления 9 класс
Тема
Кол-во
Личностные результаты
часов

Предметные результаты

Представление о величине
Большой – маленький
1
социально-эмоциональное
умение различать и сравнивать
участие в процессе общения и предметы по величине
Я большая – ты маленький
1
совместной деятельности;
Дифференциация двух предметов по величине
1
развитие навыков
(большой - маленький)
сотрудничества с взрослыми и
Сравнение двух предметов по величине (большой – 1
сверстниками в разных
маленький) путем приложения
социальных ситуациях,
Длинный - короткий
1
умения не создавать
Дифференциация двух предметов по длине
1
конфликтов и находить
(длинный – короткий)
выходы из спорных ситуаций
Сравнение двух предметов по длине путем
1
(длинный – короткий) путем наложения
Высокий – низкий
Дифференциация двух предметов по высоте
(высокий – низкий)
Сравнение двух предметов по высоте (высокий –
низкий) путем приставления
Широкий – узкий
Дифференциация двух предметов по ширине
(широкий - узкий)
Сравнение двух предметов по ширине (широкий –
узкий) путем наложения
Весы
Дифференциация двух предметов по весу (легкий –

социально-эмоциональное
умение различать и сравнивать
участие в процессе общения и предметы по величине
совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций

1
1
1
1
1
1
1
1

5

тяжелый)
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Представление о форме
Геометрическая фигура круг
1
социально-эмоциональное
умение различать и сравнивать
участие в процессе общения и предметы по форме
Выделение круга на основе тактильного
1
совместной деятельности;
обследования
развитие навыков
Обводка круга по контуру
1
сотрудничества с взрослыми и
Обводка круга по шаблону
1
сверстниками в разных
Обводка круга по трафарету
1
социальных ситуациях,
Штриховка круга
1
умения не создавать
Соотнесение формы предметов с геометрической
1
конфликтов и находить
фигурой круг
выходы из спорных ситуаций
Сборка геометрической фигуры круг из 4 частей
1
Шар
Дифференциация «Круг – шар»
Геометрическая фигура квадрат
Выделение квадрата на основе тактильного
обследования
Обводка квадрата по контуру
Обводка квадрата по шаблону
Обводка квадрата по трафарету
Составление квадрата из счетных палочек
Построение квадрата по точкам
Штриховка квадрата
Соотнесение формы предметов с геометрической
фигурой квадрат
Сборка геометрической фигуры квадрат из 4 частей
Различение геометрических фигур круг и квадрат
Куб

1
1
1
1

социально-эмоциональное
умение различать и сравнивать
участие в процессе общения и предметы по форме
совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6

38. Дифференциация «Квадрат - куб»
39. Геометрическая фигура треугольник
40. Выделение треугольника на основе тактильного
обследования
41. Обводка треугольника по контуру
42. Обводка треугольника по шаблону
43. Обводка треугольника по трафарету
44. Составление квадрата из счетных палочек
45. Построение треугольника по точкам
46. Штриховка треугольника по образцу
47. Соотнесение формы предметов с геометрической
фигурой треугольник
48. Дифференциация геометрических фигур (круг,
квадрат, треугольник)
49. Геометрическая фигура прямоугольник
50. Выделение прямоугольника на основе тактильного
обследования
51. Обводка прямоугольника по контуру
52. Обводка прямоугольника по шаблону
53. Обводка прямоугольника по трафарету
54. Составление прямоугольника из счетных палочек
55. Построение прямоугольника по точкам
56. Штриховка прямоугольника по образцу
57. Соотнесение формы предметов с геометрической
фигурой прямоугольник
58. Дифференциация геометрических фигур (круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник)
59. Брусок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

социально-эмоциональное
умение различать и сравнивать
участие в процессе общения и предметы по форме
совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций

1
1
1
1
1
1
1
1
1

7

60. Дифференциация «Прямоугольник - брусок»
Дни недели
Последовательность дней недели
Смена дней: вчера, сегодня, завтра
Соотнесение деятельности с временным
промежутком: давно, недавно
65. Времена года: зима, весна, лето, осень
66. Последовательность сезонов в году
67. Сравнение людей по возрасту
Повторение. Сравнение людей по возрасту
61.
62.
63.
64.

1
Временные представления
1
социально-эмоциональное
Соотносить действия с
участие в процессе общения и временными промежутками
1
совместной деятельности;
1
развитие навыков
1
сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных
1
социальных ситуациях,
1
умения не создавать
1
конфликтов и находить
1
выходы из спорных ситуаций

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».