Рабочая программа по предмету Окружающий природный мир, 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми
и множественными нарушениями развития (вариант2)
вариант 2

«Окружающий природный мир»
(для 9 класса)

Разработана : Лапошко Е.П.,
учителем начальных классов

2023г
г. Сланцы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с TMHP является расширение представлений об
окружающем природном мире. Подобранный программный материал по
предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у
обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи
живой, неживой природы и человека.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок
получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в
природе — сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных
изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие
закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием
растительного и животного мира, получает представления о среде обитания
животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание
обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и
животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер
переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за
домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять
доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление
аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию
любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от
частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом,
например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот
объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем
ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор),
учится их различать, объединять в группы (съедобные или несъедобные
грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни
человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих
задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов
(подосиновик, сыроежка), различение съедобных и несъедобных грибов,
знание значения грибов, способов переработки грибов.

2

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий
природный мир» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной,
тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант2) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной,
тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант2), а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Окружающий природный мир» относится к
предметной области «Естествознание» и является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Окружающий природный мир» в 9 классе рассчитана
на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Окружающий природный
мир».
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачами являются: формирование представлений об объектах и явлениях
неживой природы, формирование временных представлений, формирование
представлений о растительном и животном мире. Программа представлена
следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир»,
«Временные представления», «Объекты неживой природы».

3

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»
представлено следующими разделами: « Животный и растительный мир»,
«Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой
природы».
Раздел «Животный и растительный мир»:
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание
(различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе
и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель,
осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки,
листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня,
груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.
Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание
(различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина,
бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа,
редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения
овощей в жизни человека.Знание способов переработки овощей. Узнавание
(различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника,
черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу,
запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни
человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение)
грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик,
опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения
гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов.
Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов
переработки грибов. Узнавание или различение садовых цветочнодекоративных растений (астра,гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза,
лилия, пион, гвоздика).
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище,
шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, poгa, грива, пятачок, вымя, уши). Знание
основных признаков животного. Установление связи строения тела

4

животного с егообразом жизни. Узнавание (различение) домашних
животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание
способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание
значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними
животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных
(теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь,
лось, белка). Объединение диких животных в группу «дикие животные».
Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание
(различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок,
зайчонок, бельчонок, ежонок).
Времена года .Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень,
зима) по характерным признакам. Представление о годе как о
последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни
животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни
растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение
явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

п/п

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

Времена года. Осень

16

-

2.

Времена года. Зима.

27

-

3.

Животный и растительный мир.

15

-

4.

Времена года. Весна

10

-

Всего :

68

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП УО (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных

5

потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные:
1) основы персональной идентичности, осознание своей
принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и
совместнойдеятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир вего органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся иразвивающемся мире;
Предметные:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене
времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в
жизни человека.
3) Элементарные представления о течении времени.
Система оценки достижений
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в
оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;

6

«узнает объект», «не всегда узнает объект»,
«не узнает объект».

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 часа в неделю
Окружающий природный мир 9 класс

Личностные результаты

1

Установить
зрительный
контакт с собеседником

1

Наша школа. Экскурсия.

2

Правила поведения в общественных местах ( в школе).

1

3

Школьная площадка. Экскурсия.

1

4

Рисунки на асфальте.

1

5

Осмотр цветников.

1

6

День рябины.

1

7

Спортивные упражнения на воздухе.

1

8

Шире круг! Подвижные игры на воздухе.

1

9

Осенняя пора золотая. Экскурсия.

1

10

Работа по картинкам. Осень.

1

11

Деревья осенью.

1

Предметные результаты

явления природы.

Времена года.

Кол
–во
часов

признаки,

Тема

Знать время года осень, ее

№

8

12

Осенний наряд деревьев.

1

13

Явления природы: листопад.

1

14

Красавица клумба.

1

15

Сбор природного материала.

1

16

Собираем веточки, палочки.

1

Время года зима

1

2 четверть

1

18

Деревья зимой.

19

Зимние зарисовки.

1

20

Далеко ли это?

1

21

В гости к зиме.

1

22

Кто первый увидит?

1

23

Разные-одинаковые (снежинки).

1

24

Уроки дедушки Мороза..

1

25

Работа с разрезной картинкой.

1

26

Погода зимой

1

27

Экскурсия в школьный сад.

1

28

Снежная зима.

1

Установить
зрительный
контакт с собеседником

явления природы.

Зима.

Знать время года зима, ее признаки,

17

9

1

30

Зимние забавы.

1

31

Работа по картинкам. Зима.

1

32

Признаки зимы.

1
3 четверть

1

33

Подвижные зимние игры на воздухе.

34

Работа с природным материалом. Домик зимой.

1

35

Аппликация .Зима.

1

36

Вьюга, метель.

1

37

Работа с раскраской. Зимний день

1

38

А у нас во дворе….

1

39

Дидактическая игра "На дворе зима".

1

40

Наблюдения в природе.

1

41

Работа с раскраской. Зима.

1

42

Дидактическая игра "Покажи, назови".

1

43

Урок - обобщение. "Зима в гости к нам пришла".

1

Животный и растительный мир.

1

44

Дикие животные. Заяц.

45

Работа с разрезной картинкой.

Установить
зрительный
контакт с собеседником

явления природы

Что нам принесла зима?

Знать время года зима, ее признаки,

29

10

1

48

Домашние животные. Кошка.

1

49

Прослушивание сказки " Кошкин дом"

1

50

Домашние животные. Собака.

1

51

Дидактическая игра " Кто это?"

1

4 четверть

1

52

Птицы.

53

Дид игра КТО ЭТО?

1

54

Сравнение птиц и зверей.

1

55

Знакомство с понятием "вредно"- "полезно".

1

56

Работа по картинкам. "Полезно".

1

57

Вредные и полезные растения. Познавательный урок.

1

58

Дидактическая игра "Вредно- полезно".

1

Времена года. Весна.

1

59

Путешествие в лес.

60

Экскурсия в сад.

1

61

Аппликация " Весеннее дерево".

1

62

Животный и растительный мир весной.

1

Установить зрительный контакт
с собеседником

Установить зрительный контакт
с собеседником

явления
природы.

Работа с разрезной картинкой. Медведь.

и вредные растения.

47

Знать и различать животных, полезные

1

года весна, ее
признаки,

Дикие животные. Медведь.

Знать время

46

11

63

Работа с разрезной картинкой на весеннюю тематику.

1

64

Дидактическая игра " Признаки весны".

1

65

Весна в гости к нам пришла.

1

66

Встречаем весну.

1

67

Весенние забавы.

1

68

Красавица весна.

1

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».