рабочая программа по предмету Человек 5 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Человек»
5 класс

Разработана: Воробьевой О.В.,
учителем начальных классов

2023г.

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
Учебный предмет «Человек» относится к предметной области «Окружающий мир».
В соответствии с учебным планом рабочая программа по предмету «Окружающий
социальный мир» в 5 классе рассчитана на 34 недели и составляет 68 часа (2 часа в неделю).
Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его
активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания
себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в
процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
II.

Планируемые результаты

Личностные результаты:
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире
Предметные результаты:
- умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться;
- представление о собственном теле, отнесение себя к определенному полу.
III.
Содержание обучения
Содержание учебного предмета «Человек» представлено следующими разделами:
«Представление о себе», «Гигиена тела», «Обращение с одеждой и обувью», «Туалет»,
«Прием пищи», «Семья».
Раздел «Представление о себе». Представления о своем теле, его строении, о своих
двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни. Идентификация себя как
мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова
(волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги
(колено, ступня, пальцы, пятка). Называние своего имени и фамилии.
Раздел «Гигиена тела». Включает задачи по формированию умений умываться,
мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться. Различение
вентилей с горячей и холодной водой. Соблюдение последовательности действий при мытье
и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды,
намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание
рук. Нанесение крема на руки. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение
2

последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание
тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную
щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий
при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание
шампуня с волос, вытирание волос. Мытье ушей. Чистка ушей. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание
ног, смывание мыла, вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье
и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла,
вытирание тела.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью». Назначение одежды. Назначение обуви.
Различение по сезонам предметов одежды. Узнавание головных уборов: шапка, шляпа,
кепка, панама, платок. Различение сезонных головных уборов. Различение сезонной обуви.
Выбор одежды, обуви для прогулки по погоде. Виды одежды: повседневная, праздничная,
рабочая, домашняя, спортивная. Виды обуви: спортивная, домашняя, выходная, рабочая.
Алгоритм действий при раздевании/одевании верхней одежды. Алгоритм действий при
обувании обуви. Различение лицевой (изнаночной) стороны одежды, передней (задней)
стороны одежды, верха (низа) одежды. Выворачивание одежды. Различение правого/левого
ботинка/сапога.
Раздел «Туалет». Сообщение о желании сходить в туалет. Последовательность
действий в туалете. Пользование туалетной бумагой.
Раздел «Прием пищи». Сообщение о желании пить. Питье через соломинку, из
кружки/стакана. Последовательность действий при питье из кружки: захват кружки
(стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание
(вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в
кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание
ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами,
опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение
вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку.
Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Раздел «Семья». Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение)
обучающихсяи взрослых. Определение своей социальной роли в семье.
№
Раздел
Кол-во
часов
1.
Представление о себе
13
2.
Гигиена тела
19
3.
Обращение с одеждой и обувью
17
4.
Туалет
3
5.
Прием пищи
13
6.
Семья
3
Итого:
68
IV.
Система оценки знаний
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося
3

привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной
оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ
результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного
года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением
бальной системы оценивания:
➢ 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
➢ 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи;
➢ 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
➢ 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
➢ 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
➢ 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи
с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

4

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Тема

Я - человек
Я – мальчик/девочка
Части тела человека
Нахождение частей тела на себе/другом
человеке
Назначение частей тела
Части головы человека: волосы, уши,
шея, лицо
Части лица человека: глаза, брови, нос,
лоб, рот
Части туловища: спина, живот
Части руки: локоть, ладонь, пальцы
Части ноги: колени, ступня, пальцы,
пятка
Мои имя, фамилия
Мой возраст
Игра "Где, что у меня"

14. Атрибуты в умывальной комнате
15. Различение вентилей с горячей и
холодной водой
16. Гигиена рук
17. Алгоритм действий при мытье рук
18. Гигиена лица
19. Алгоритм действий при мытье лица
20. Подстригание ногтей ножницами

V.
Тематическое планирование
Кол-во
Личностные результаты
Предметные результаты
часов
Представление о себе
1
овладение начальными навыками представление о собственном теле,
адаптации
в
динамично отнесение себя к определенному полу
1
изменяющемся
и
развивающемся
1
мире
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Гигиена тела
формирование
социально умение обслуживать себя: принимать
ориентированного
взгляда
на гигиенические процедуры
окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной
и социальной частей;
овладение начальными навыками
адаптации
в
динамично

5

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Гигиена полости рта
Уход за зубами
Алгоритм действий при чистки зубов
Очищение носового хода
Расчесывание волос
Алгоритм действий при мытье волос
Гигиена ушей
Уход за ушами
Гигиена ног
Алгоритм действий при мытье ног
Гигиена тела
Алгоритм действий при мытье тела

33. Одежда. Назначение одежды
34. Обувь. Назначение обуви
35. Различение по сезонам предметов
одежды
36. Узнавание головных уборов: шапка,
шляпа, кепка, панама, платок
37. Различение сезонных головных уборов
38. Различение сезонной обуви
39. Выбор одежды, обуви для прогулки по
погоде
40. Виды одежды: повседневная,
праздничная, рабочая, домашняя,
спортивная
41. Виды обуви: спортивная, домашняя,
выходная, рабочая
42. Алгоритм действий при раздевании
верхней одежды

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

изменяющемся и развивающемся умение обслуживать себя: принимать
мире
гигиенические процедуры

Обращение с одеждой и обувью
формирование
социально умение обслуживать себя: одеваться и
ориентированного
взгляда
на раздеваться
окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной
и социальной частей;
овладение начальными навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся
мире

1

1
1

6

43. Алгоритм действий при одевании
комплекта одежды
44. Алгоритм действий при обувании обуви
45. Различение лицевой (изнаночной)
стороны одежды
46. Различение передней (задней) стороны
одежды
47. Различение верха (низа) одежды
48. Выворачивание одежды
49. Различение правого (левого)
ботинка/сапога

1
1
1
1
1
1
1

50. Сообщение о желании сходить в туалет
51. Последовательность действий в туалете
52. Пользование туалетной бумагой

1
1
1

Сообщение о желании пить
Питье через соломинку
Питье из кружки (стакана)
Последовательность действий при питье
из кружки (стакана)
Наливание жидкости в кружку
Сообщение о желании есть
Еда руками
Еда ложкой
Алгоритм приема пищи ложкой
Еда вилкой

1
1
1
1

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

1
1
1
1
1
1

формирование
социально умение обслуживать себя: одеваться и
ориентированного
взгляда
на раздеваться
окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной
и социальной частей;
овладение начальными навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся
мире

Туалет
формирование социально
ориентированного взгляда на
окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной
и социальной частей
Прием пищи

умение обслуживать себя: ходить в
туалет

умение обслуживать себя: принимать
пищу

формирование
социально
ориентированного
взгляда
на
окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной
и социальной частей;

7

63. Алгоритм приема пищи вилкой
64. Использование салфетки при приеме
пищи
65. Накладывание пищи в тарелку
66. Узнавание членов семьи
67. Ребенок и взрослые в семье
68. Определение своей социальной роли в
семье

1
1
1
1
1
1

овладение начальными навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся
мире
Семья
формирование социально
ориентированного взгляда на
окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной
и социальной частей

8

знать членов семьи


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».