Рабочая программа по Домоводству 5 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Домоводство»
5 класс

Разработана: Воробьевой О.В.,
учителем начальных классов

2023 г.

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
Учебный предмет «Домоводство» относится к предметной области «Окружающий
мир». В соответствии с учебным планом рабочая программа по предмету «Домоводство» в
5 классе рассчитана на 34 недели и составляет 102 часа (3 часа в неделю).
Цель обучения — повышение самостоятельности обучающихся в выполнении
хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и
электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок,
уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Обучение обучающегося с умственной отсталостью, с TMHP ведению домашнего
хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни.
Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия
обучающегося в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в
соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими
хозяйственно — бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих,
но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в
трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории
актуальны для формирования бытовой деятельности обучающихся и перспективны для
получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
II.

Планируемые результаты

Личностные результаты:
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей
Предметные результаты:
- умение выполнять доступные бытовые виды работ: уборка, уход за одеждой и обувью,
ручная стирка, уход за посудой и кухонным инвентарем;
- умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику
III.
Содержание обучения
Программа по «Домоводству» включает следующие разделы: «Покупки»,
«Обращение с кухонным инвентарем», «Уход за вещами», «Уборка помещения и
территории».
Раздел «Покупки». Планирование покупок. Выбор места совершения покупок.
Продуктовый магазин. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. Соблюдение
последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту,
ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты
2

скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание
продуктов в места хранения.
Раздел «Обращение с кухонным инвентарем». Обращение с посудой. Различение
предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для
приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание
(различение) кухонных принадлежностей (терка, лопаточка, разделочная доска, шумовка,
дуршлаг, половник). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с
посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание
посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды:
очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим
средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами.
Различение бытовых приборов по назначению (электрочайник, тостер, холодильник). Знание
правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение
последовательности действий при пользовании электробытовых приборов. Хранение
бытовых приборов.
Раздел «Уход за вещами». Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор
моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание
белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на
просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение
емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства,
намачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, вынимание белья, вывешивание
белья на просушку. Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга,
шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности
действии при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного
режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание
белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды.
Вывешивание одежды на «плечики». Уход за обувью. Соблюдение последовательности
действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной
тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение
последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение
крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание
поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.
Раздел «Уборка помещения и территории». Уборка мебели. Уборка с
поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение
последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой,
приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с
поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера раскладывание
предметов интерьера по местам, вышивание использованной воды. Уборка пола.
Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение
последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное
место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Соблюдение
последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой,
добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола,
выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок. Уборка бытового мусора.
Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка и хранение инвентаря.
3

№
1.
2.
3.
4.

Раздел
Покупки
Обращение с кухонным
инвентарем
Уход за вещами
Уборка помещения и территории
Итого:

Кол-во
часов
8
32
33
29
102

IV.
Система оценки знаний
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной
оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ
результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного
года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением
бальной системы оценивания:
➢ 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
➢ 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи;
➢ 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
➢ 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
➢ 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
➢ 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
4

Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи
с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

5

V.
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема

Тематическое планирование
Кол-во
часов

Личностные результаты

Покупки
развитие
навыков
сотрудничества с взрослыми и
сверстниками
в
разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов
и
находить
выходы
из
спорных
ситуаций;
формирование
социально
ориентированного взгляда на
окружающий мир в его
органичном
единстве
и
разнообразии природной и
социальной частей
Обращение с кухонным инвентарем
Экскурсия в кабинет СБО
1
развитие
навыков
Посуда. Обращение с посудой
1
сотрудничества с взрослыми и
Посуда для сервировки стола: тарелка, стакан,
1
сверстниками
в
разных
кружка
социальных
ситуациях,
Посуда для сервировки стола: ложка, вилка, нож
1
умения
не
создавать
Игра «Накрываем на стол»
1
конфликтов
и
находить
Посуда для приготовления пищи: кастрюля,
1
выходы
из
спорных
сковорода
ситуаций;
Игра «Приготовь суп»
1
Планирование покупок
Выбор места совершения покупок. Магазин
Магазин продуктовый
Отделы продуктового магазина
Касса магазина. Расчет на кассе за покупки
Последовательность действий при расчете на кассе
Раскладывание продуктов в места хранения
Игра «Магазин»

1
1
1
1
1
1
1
1

6

Предметные результаты

Уметь находить отделы в
продуктовом магазине

умение выполнять доступные
бытовые виды работ: уход за
посудой, кухонным инвентарем;

16. Посуда для приготовления пищи: чайник,
половник
17. Кухонные принадлежности: шумовка, дуршлаг
18. Кухонные принадлежности: разделочная доска.
Назначение
19. Кухонные принадлежности: терка. Назначение
20. Кухонные принадлежности: лопаточка
21. Чистая и грязная посуда
22. Очищение остатков пищи с посуды
23. Замачивание посуды
24. Протирание посуды губкой
25. Чистка посуды
26. Ополаскивание посуды
27. Сушка посуды
28. Последовательность действий при мытье и сушки
посуды
29. Знакомство с бытовыми приборами
30. Бытовые приборы. Электрический чайник.
Назначение
31. Бытовые приборы. Электрический чайник.
Последовательность действий при использовании
чайника
32. Нахождение на картинки изображение чайника
33. Бытовые приборы. Тостер. Назначение
34. Бытовые приборы. Тостер. Последовательность
действий при использовании тостера
35. Нахождение на картинке тостера
36. Бытовые приборы. Холодильник. Назначение.
37. Бытовые приборы. Холодильник.
Последовательность действий при использовании
холодильника
38. Правила техники безопасности при пользовании
электробытовыми приборами

формирование социально
ориентированного взгляда на
окружающий мир в его
органичном единстве и
разнообразии природной и
социальной частей

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

7

умение выполнять доступные
бытовые виды работ: уход за
посудой, кухонным инвентарем;
умение использовать в домашнем
хозяйстве бытовую технику

39. Игра «Найди и разложи»
40. Хранение бытовых приборов
41. Ручная стирка
42. Наполнение емкости для стирки водой
43. Моющие средства для ручной стирки: мыло,
порошок
44. Сортировка белья перед стиркой: белое, цветное
45. Замачивание белья
46. Застирывание белья
47. Полоскание белья
48. Выжимание белья
49. Вывешивание белья на просушку
50. Последовательность действий при ручной стирке
51. Игра «Маленькая хозяюшка»
52. Знакомство с утюгом. Назначение
53. Части утюга: подошва, шнур, регулятор
температуры, клавиша пульверизатора
54. Установка гладильной доски
55. Установление температурного режима
56. Подключение утюга к сети
57. Раскладывание белья на гладильной доске
58. Смачивания белья водой
59. Движение руки с утюгом
60. Складывание белья
61. Чистка одежды
62. Складывание одежды
63. Вывешивание одежды на плечики
64. Уход за обувью
65. Мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки
66. Мытье обуви: протирание обуви влажной тряпкой
67. Мытье обуви: протирание обуви сухой тряпкой

1
1
Уход за вещами
1
развитие
навыков умение выполнять доступные
1
сотрудничества с взрослыми и бытовые виды работ: уход за
1
сверстниками
в
разных одеждой и обувью
социальных
ситуациях,
1
умения
не
создавать
1
конфликтов
и
находить
1
выходы
из
спорных
1
ситуаций;
1
формирование социально
1
ориентированного взгляда на
1
окружающий мир в его
1
органичном единстве и
1
разнообразии природной и
1
социальной частей
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8

68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.

Мытье обуви: просушивание обуви
1
Последовательность действий при мытье обуви
1
Чистка обуви. Средства для чистки обуви
1
Чистка обуви. Нанесение крема на ботинок.
1
Распределение крема по поверхности ботинка
Чистка обуви. Натирание поверхности ботинка
1
Последовательность действий при чистке обуви
1
Уборка помещения и территории
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора 1
развитие
навыков
Вытирание поверхности мебели: приготовление
1
сотрудничества с взрослыми и
тряпок
сверстниками
в
разных
Вытирание поверхности мебели: наполнение таза
1
социальных
ситуациях,
водой
умения
не
создавать
Вытирание поверхности мебели: добавление
1
конфликтов
и
находить
моющего средства в воду
выходы
из
спорных
Вытирание поверхности мебели: уборка предметов 1
ситуаций;
с поверхности мебели
Вытирание поверхности мебели
1
формирование социально
ориентированного взгляда на
Вытирание предметов интерьера
1
окружающий мир в его
Раскладывание предметов интерьера по местам
1
органичном единстве и
Выливание использованной воды
1
разнообразии природной и
Последовательность действий при мытье
1
социальной частей
поверхности мебели
Уборка пола. Сметание мусора на полу в
1
определенное место
Уборка пола. Заметание мусора на совок.
1
Высыпание мусора в урну
Вынос мусора
1
Последовательность действий при уборке пола
1
Мытье пола. Наполнение емкости для мытья пола
1
водой
Мытье пола. Добавление моющего средства в воду 1

9

умение выполнять доступные
бытовые виды работ: уход за
одеждой и обувью

умение выполнять доступные
бытовые виды работ: уборка

90. Мытье пола. Намачивание и отжимание тряпки
91. Мытье пола
92. Мытье пола. Выливание использованной воды
93. Мытье пола. Просушивание мокрых тряпок
94. Последовательность действий при мытье пола
95. Игра «Мамины помощники»
96. Знакомство с уборочным инвентарем
97. Уход за рабочим инвентарем
98. Уборка бытового мусора
99. Подметание территории
100. Сгребание листьев
101. Уборка рабочего инвентаря
102. Я знаю, я умею

развитие
навыков умение выполнять доступные
сотрудничества с взрослыми и бытовые виды работ: уборка
сверстниками
в
разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов
и
находить
выходы
из
спорных
ситуаций;
формирование социально
ориентированного взгляда на
окружающий мир в его
органичном единстве и
разнообразии природной и
социальной частей

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».