МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики» Рабочая программа общего образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант2) вариант 2 «Домоводство» (для 9 класса) Разработана : Лапошко Е.П., учителем начальных классов 2023г г. Сланцы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с TMHP является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Домоводство» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о кухонной мебели, техники безопасности при пользовании ей, кухонной посуде. Закрепление навыков проводится с помощью дидактических и жестово – образных игр, разрезных картинок, раскрасок и экскурсий в кабинет СБО, де обучающиеся на практике отрабатывают тот или иной навык обращения с предметами. Раздел ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ так же состоит из игр , в процессе которых обучающиеся приобретают минимальные представления о приготовлении пищи. Раздел ПОКУПКИ предусматривает игры связанные с игрой – покупкой. В разделе УХОД ЗА ВЕЩАМИ рассматриваются элементарные представления о вещах, уход за ними. УБОРКА ПОМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ- знакомство с веником, метлой, тряпкой и практикум для обучающихся . ( Вынос мусора, вытирание стола, подметание пола). Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант2) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант2), а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Домоводство» относится к предметной области «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» в 9 классе рассчитана на 34 учебные 2 недели и составляет 170 часов в год (5 часов в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Домоводство». Цель обучения: повышение самостоятельности обучающихся в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами. 3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание учебного предмета «Домоводство» представлено следующими разделами : Кухонная мебель, кухонная посуда, жестово – образные игры и дидактические игры, приготовление пищи, покупки, уборка помещения и территории. В разделах параллельно рассматриваются навыки техники безопасности, навыки аккуратности и эстетичности . Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количество Контрольные часов работы 1. Кухонная мебель 40 - 2. Кухонная посуда 40 - 3. Жестово – образные игры. Дидактические игры 48 - 4. Приготовление пищи 23 - 5. Покупки 6 6. Уход за вещами 7 7. Уборка помещения и территории 6 Всего : 170 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В соответствии с требованиями ФГОС к АООП УО (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Личностные: - основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»; -социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 4 - формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир вего органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; - формирование уважительного отношения к окружающим; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Предметные: - Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома. -- Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. -- Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. - Представления об обязанностях и правах обучающегося. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 часов в неделю Домоводство № 3 Личностные результаты Предметные результаты Кухонная мебель. Знакомство с кухней. 1 Знакомство. Стол. 1 Для чего нужен стол. 1 4 Экскурсия в кабинет СБО. 1 5 Знакомство .Стул. 1 6 Стулья на кухне. 1 7 Игра СЕЛИ - ПРИСЕЛИ. 1 8 Экскурсия в кабинет СБО. 1 9 Плита. 1 10 Знакомство .Плита. 1 11 Для чего нужна плита. 1 Видеть и различать кухонную мебель, уметь ей пользоваться 2 Кол – во часов Установить зрительный контакт с собеседником 1 Тема 6 1 13 Плита. Техника безопасности. 1 14 Работа с разрезной картинкой .Плита. 1 15 Экскурсия в кабинет СБО. 1 16 Дидактическая игра КАК НУЖНО. 1 17 Работа по картинкам. Плита, стул, стол. 1 18 Работа с разрезной картинкой. 1 19 Работа с раскраской. 1 20 Игра. ПОКАЖИ, НАЗОВИ ПРЕДМЕТЫ НА КУХНЕ. 1 21 Холодильник. 1 22 Знакомство. Холодильник. 1 23 Работа с разрезной картинкой. Холодильник. 1 24 Игра ВЫДЕЛИ ПРЕДМЕТ. 1 25 Холодильник. Техника Видеть и различать кухонную мебель, уметь ей пользоваться Работа с раскраской. Плита. Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации 12 1 7 Экскурсия в кабинет СБО. 1 27 Дидактическая игра МАГАЗИН. 1 28 Выдели предмет. Холодильник, плита. 1 29 Храним в холодильнике овощи. 1 30 Храним в холодильнике фрукты. 1 31 Микроволновая печь. 1 32 Знакомство тактильно, зрительно. 1 33 Работа по картинкам. 1 34 Микроволновая печь. Техника безопасности. 1 35 Выдели предмет. микроволновая печь. 1 36 Экскурсия в кабинет СБО. 1 37 Работа по картинкам и карточкам. 1 38 Дидактическая игра СОГРЕЕМ ОБЕД. 1 Видеть и различать кухонную мебель, уметь ей пользоваться 26 Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации безопасности. 8 1 40 Упражнения на закрепление. Кухонная мебель. 1 41 .Кухонная посуда. Знакомство с кухонной посудой. 1 2 четверть 42 Посуда для сервировки стола. 1 1 43 Работа по картинкам. 44 Тарелка. 1 45 Знакомство тактильно, зрительно. 1 46 Игра ЧТО ЭТО? 1 47 Для чего нужна тарелка. 1 48 Знакомство тактильно, зрительно. 1 49 Жестово - образная игра НАКРЫВАЕМ НА СТОЛ… Видеть и различать кухонную посуду, уметь ей пользоваться Дидактическая игра ПОКАЖИ, НАЗОВИ. Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации 39 9 1 51 Знакомство тактильно, зрительно. 1 52 Для чего нужна стакан. 1 53 Экскурсия в кабинет СБО. 1 54 Выделение предмета. Стакан. 1 55 Кружка. 1 56 Знакомство тактильно, зрительно. Кружка. 1 57 Для чего нужна кружка. 1 58 Выделение предмета. Кружка. 1 59 Экскурсия в кабинет СБО. 1 60 Игра с предметами посуды . 1 61 Ложка столовая. 1 62 Знакомство тактильно, зрительно. Ложка. 1 63 Что мы делаем ложкой. 1 64 Экскурсия в кабинет СБО. 1 Видеть и различать кухонную посуду, уметь ей пользоваться Стакан. Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации 50 10 1 66 Игра ЧТО ЭТО? 1 67 Ложка чайная. 1 68 Знакомство тактильно зрительно. Ложка чайная. 1 69 Что мы делаем чайной ложкой. 1 70 Игра с предметами чайной посуды . 1 71 Манипуляция предметов в игре. 1 72 Вилка. 1 73 Знакомство тактильно, зрительно. Вилка. 1 74 Вилка. Техника безопасности. 1 75 Работа по картинкам. 1 76 Накрываем на стол. Элементы этикета за столом. 1 77 Экскурсия в кабинет СБО. 1 78 Работа с разрезной картинкой. Чайная 1 Видеть и различать кухонную посуду, уметь ей пользоваться Выделение предмета. Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации 65 11 Упражнения на закрепление. Различение посуды для сервировки стола. 1 80 Посуда для приготовления пищи. 1 81 3 четверть. 1 Жестово - образные игры. Дидактические игры. Просмотр мультфильма ФЕДОРИНО ГОРЕ. 82 Работа по сюжетным картинка. ФЕДОРИНО ГОРЕ. 1 83 Работа с раскраской ФЕДОРИНО ГОРЕ. 1 84 Кастрюля. 1 85 Знакомство тактильно, зрительно. Кастрюля. 1 86 Для сего нужна кастрюля. 1 87 Экскурсия в кабинет СБО. 1 88 Работа с раскраской. 1 Освоение элементарных навыков самообслуживания на кухне, простейших представлений о ней. 79 Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации посуда. 12 Выделение предмета. Кастрюля. 1 90 Сковорода. 1 91 Знакомство тактильно, зрительно. 1 92 Выделение предмета. Сковорода. 1 93 Для сего нужна сковорода. 1 94 Работа с разрезной картинкой. Посуда. 1 95 Экскурсия в кабинет СБО. 1 96 Чайник. 1 97 Знакомство тактильно, зрительно. 1 98 Работа с разрезной картинкой. Чайник. 1 99 Что нам нужен чайник. 1 100 Игра с предметами посуды для приготовления пищи. 1 101 Половник. 1 Освоение элементарных навыков самообслуживания на кухне, простейших представлений о ней. 89 Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации Посуда. 13 1 103 Работа с разрезной картинкой. Посуда. 1 104 Что мы делаем половником. 1 105 Выделение предмета. Половник. 1 106 Дидактическая игра Я УМЕЮ. 1 107 Лопатка. 1 108 Знакомство тактильно, зрительно. Лопатка. 1 109 Работа по картинкам. 1 110 Жестово - образная игра с лопаткой. 1 111 Узнавание кухонных принадлежностей. 1 112 Различение кухонных принадлежностей. 1 113 Дидактическая игра ПОСУДА. 1 114 Выделение предмета. Освоение элементарных навыков самообслуживания на кухне, простейших представлений о ней. Знакомство тактильно, зрительно. Половник. Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации 102 1 14 1 116 Знакомство тактильно, зрительно. Разделочная доска. 1 117 Работа по картинкам. 1 118 Выделение предмета. Разделочная доска. 1 119 Экскурсия в кабинет СБО. 1 120 Дуршлаг. 1 121 Знакомство тактильно, зрительно. Дуршлак. 1 122 Что мы делаем дуршлаком. 1 123 Игра с предметами кухонной посуды. 1 124 Экскурсия в кабинет СБО. 1 125 Ковшик. 1 126 Для чего нужен ковшик. 1 127 Практические упражнения на закрепления по теме. 1 128 Дидактическая игра на кухне, простейших представлений о ней. Разделочная доска. Освоение элементарных навыков самообслуживания 115 Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации Лопатка. 1 15 КОСТРЮЛЬКИ. Гигиена при приготовлении пищи. Отработка последовательности гигиенических требований при приготовлении пищи. 1 131 Жестово - образная ВАРИМ СУП. 1 132 Работа с разрезной картинкой. 1 133 Дидактическая игра НАЛИВАЕМ ЧАЙ. 1 134 Жестово - образная ГОТОВИМ ЧАЙ. 1 135 Дидактическая игра ВСТЕЧАЕМ ГОСТЕЙ. 1 4 четверть 1 130 136 Жестово - образная игра КАША. 137 Жестово - образная игра СУП. 138 Жестово - образная игра 11 1 Освоение элементарных навыков самообслуживания на кухне, простейших представлений о ней. 129 1 Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации Приготовление пищи. 16 Жестово - образная игра ПОМОЩНИКИ НА КУХНЕ. 1 140 Жестово - образная игра Я УМЕЮ. 1 141 Жестово - образная игра ДЕЛАЙ КАК Я. 1 142 Жестово - образная игра УГОЩАЕМ ГОСТЕЙ. 1 143 Экскурсия в кабинет СБО. 1 144 Дидактическая игра К НАМ ПРИШЛИ ГОСТИ. 1 145 Работа по картинкам. 1 146 Дидактическая игра МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ. 1 147 Работа с раскраской. 1 148 Я ПОМОЩНИК. Ролевая игра. 1 149 Экскурсия в кабинет СБО. 1 150 Дидактическая игра ГОТОВЛЮ ОБЕД. 1 151 Практические упражнения на закрепления по теме. 1 Освоение элементарных навыков самообслуживания на кухне, простейших представлений о ней. 139 Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации КОМПОТ. 17 153 Магазин. 1 154 Работа по картинке. Магазин. 1 155 Игра. МАГАЗИН. 1 156 Соблюдение последовательности покупки хлеба. 1 157 Складывание покупок в пакет.Игра. 1 Уход за вещами. 1 158 Знакомство с понятием ВЕЩИ. 159 Знакомство со стиральной машиной. 1 160 Для чего нужна стиральная машина. 1 161 Как закладывать вещи в стиральную машину. Игра - практикум. 1 162 Знакомство с утюгом. 1 Освоение элементарных навыков самообслуживания в магазине, простейших представлений о нем. Планирование покупок. Хлеб. Освоение элементарных навыков самообслуживания и уход за вещами. 152 Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации 1 Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации Покупки. 18 164 Техника безопасности при пользовании утюгом. 1 Уборка помещения и территории. 1 165 Уборка стола от крошек. Практикум. 166 Уборка рабочего места. Практикум. 1 167 Знакомство с веником, метлой. Тактильно, зрительно. 1 168 Уборка пола. Подметание. Практикум. 1 169 Вынос мусора. Практикум. 170 Игра. Я УМЕЮ. 1 1 самообслуживания 1 Освоение элементарных навыков Для чего нужен утюг. Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации 163 19 20