МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми
и множественными нарушениями развития (вариант2)
вариант 2
«Домоводство»
(для 9 класса)
Разработана : Лапошко Е.П.,
учителем начальных классов
2023г
г. Сланцы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с TMHP является расширение представлений об
окружающем природном мире. Подобранный программный материал по
предмету «Домоводство» рассчитан на формирование у обучающихся
представлений о кухонной мебели, техники безопасности при пользовании ей,
кухонной посуде. Закрепление навыков проводится с помощью дидактических
и жестово – образных игр, разрезных картинок, раскрасок и экскурсий в
кабинет СБО, де обучающиеся на практике отрабатывают тот или иной навык
обращения с предметами. Раздел ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ так же состоит
из игр , в процессе которых обучающиеся приобретают минимальные
представления о приготовлении пищи. Раздел ПОКУПКИ предусматривает
игры связанные с игрой – покупкой. В разделе УХОД ЗА ВЕЩАМИ
рассматриваются элементарные представления о вещах, уход за ними.
УБОРКА ПОМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ- знакомство с веником, метлой,
тряпкой и практикум для обучающихся . ( Вынос мусора, вытирание стола,
подметание пола).
Формирование представлений должно происходить по принципу «от
частного к общему». Рабочая программа по учебному предмету
«Домоводство» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной,
тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант2) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной,
тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант2), а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Домоводство» относится к предметной области
«Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий природный мир» в 9 классе рассчитана на 34 учебные
2
недели и составляет 170 часов в год (5 часов в неделю). Федеральная
адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи учебного предмета «Домоводство».
Цель обучения: повышение самостоятельности обучающихся в выполнении
хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и
электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи,
осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
3
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «Домоводство» представлено
следующими разделами :
Кухонная мебель, кухонная посуда, жестово – образные игры и
дидактические игры, приготовление пищи, покупки, уборка помещения и
территории.
В разделах параллельно рассматриваются навыки техники безопасности,
навыки аккуратности и эстетичности .
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
п/п
Количество
Контрольные
часов
работы
1.
Кухонная мебель
40
-
2.
Кухонная посуда
40
-
3.
Жестово – образные игры. Дидактические игры
48
-
4.
Приготовление пищи
23
-
5.
Покупки
6
6.
Уход за вещами
7
7.
Уборка помещения и территории
6
Всего :
170
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП УО (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные:
- основы персональной идентичности, осознание своей
принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
4
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир вего органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
Предметные:
- Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения
(обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
-- Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных
ролях людей.
-- Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни.
- Представления об обязанностях и правах обучающегося.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в
оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект»,
«не узнает объект».
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 часов в неделю
Домоводство
№
3
Личностные результаты
Предметные результаты
Кухонная мебель.
Знакомство с кухней.
1
Знакомство. Стол.
1
Для чего нужен стол.
1
4
Экскурсия в кабинет СБО.
1
5
Знакомство .Стул.
1
6
Стулья на кухне.
1
7
Игра СЕЛИ - ПРИСЕЛИ.
1
8
Экскурсия в кабинет СБО.
1
9
Плита.
1
10
Знакомство .Плита.
1
11
Для чего нужна плита.
1
Видеть и различать кухонную мебель, уметь ей
пользоваться
2
Кол – во часов
Установить зрительный контакт с собеседником
1
Тема
6
1
13
Плита. Техника
безопасности.
1
14
Работа с разрезной
картинкой .Плита.
1
15
Экскурсия в кабинет СБО.
1
16
Дидактическая игра КАК
НУЖНО.
1
17
Работа по картинкам.
Плита, стул, стол.
1
18
Работа с разрезной
картинкой.
1
19
Работа с раскраской.
1
20
Игра. ПОКАЖИ, НАЗОВИ
ПРЕДМЕТЫ НА КУХНЕ.
1
21
Холодильник.
1
22
Знакомство.
Холодильник.
1
23
Работа с разрезной
картинкой. Холодильник.
1
24
Игра ВЫДЕЛИ ПРЕДМЕТ.
1
25
Холодильник. Техника
Видеть и различать кухонную мебель, уметь ей пользоваться
Работа с раскраской.
Плита.
Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации
12
1
7
Экскурсия в кабинет СБО.
1
27
Дидактическая игра
МАГАЗИН.
1
28
Выдели предмет.
Холодильник, плита.
1
29
Храним в холодильнике
овощи.
1
30
Храним в холодильнике
фрукты.
1
31
Микроволновая печь.
1
32
Знакомство тактильно,
зрительно.
1
33
Работа по картинкам.
1
34
Микроволновая печь.
Техника безопасности.
1
35
Выдели предмет.
микроволновая печь.
1
36
Экскурсия в кабинет СБО.
1
37
Работа по картинкам и
карточкам.
1
38
Дидактическая игра
СОГРЕЕМ ОБЕД.
1
Видеть и различать кухонную мебель, уметь ей пользоваться
26
Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации
безопасности.
8
1
40
Упражнения на
закрепление. Кухонная
мебель.
1
41
.Кухонная посуда.
Знакомство с кухонной
посудой.
1
2 четверть
42
Посуда для сервировки
стола.
1
1
43
Работа по картинкам.
44
Тарелка.
1
45
Знакомство тактильно,
зрительно.
1
46
Игра ЧТО ЭТО?
1
47
Для чего нужна тарелка.
1
48
Знакомство тактильно,
зрительно.
1
49
Жестово - образная игра
НАКРЫВАЕМ НА СТОЛ…
Видеть и различать кухонную посуду, уметь ей пользоваться
Дидактическая игра
ПОКАЖИ, НАЗОВИ.
Осознанное использование вербальной и невербальной
коммуникации
39
9
1
51
Знакомство тактильно,
зрительно.
1
52
Для чего нужна стакан.
1
53
Экскурсия в кабинет СБО.
1
54
Выделение предмета.
Стакан.
1
55
Кружка.
1
56
Знакомство тактильно,
зрительно. Кружка.
1
57
Для чего нужна кружка.
1
58
Выделение предмета.
Кружка.
1
59
Экскурсия в кабинет СБО.
1
60
Игра с предметами
посуды .
1
61
Ложка столовая.
1
62
Знакомство тактильно,
зрительно. Ложка.
1
63
Что мы делаем ложкой.
1
64
Экскурсия в кабинет СБО.
1
Видеть и различать кухонную посуду, уметь ей пользоваться
Стакан.
Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации
50
10
1
66
Игра ЧТО ЭТО?
1
67
Ложка чайная.
1
68
Знакомство тактильно
зрительно. Ложка чайная.
1
69
Что мы делаем чайной
ложкой.
1
70
Игра с предметами
чайной посуды .
1
71
Манипуляция предметов
в игре.
1
72
Вилка.
1
73
Знакомство тактильно,
зрительно. Вилка.
1
74
Вилка. Техника
безопасности.
1
75
Работа по картинкам.
1
76
Накрываем на стол.
Элементы этикета за
столом.
1
77
Экскурсия в кабинет СБО.
1
78
Работа с разрезной
картинкой. Чайная
1
Видеть и различать кухонную посуду, уметь ей пользоваться
Выделение предмета.
Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации
65
11
Упражнения на
закрепление. Различение
посуды для сервировки
стола.
1
80
Посуда для
приготовления пищи.
1
81
3 четверть.
1
Жестово - образные
игры. Дидактические
игры.
Просмотр мультфильма
ФЕДОРИНО ГОРЕ.
82
Работа по сюжетным
картинка. ФЕДОРИНО
ГОРЕ.
1
83
Работа с раскраской
ФЕДОРИНО ГОРЕ.
1
84
Кастрюля.
1
85
Знакомство тактильно,
зрительно. Кастрюля.
1
86
Для сего нужна кастрюля.
1
87
Экскурсия в кабинет СБО.
1
88
Работа с раскраской.
1
Освоение элементарных навыков самообслуживания на
кухне, простейших представлений о ней.
79
Осознанное использование вербальной и невербальной
коммуникации
посуда.
12
Выделение предмета.
Кастрюля.
1
90
Сковорода.
1
91
Знакомство тактильно,
зрительно.
1
92
Выделение предмета.
Сковорода.
1
93
Для сего нужна
сковорода.
1
94
Работа с разрезной
картинкой. Посуда.
1
95
Экскурсия в кабинет СБО.
1
96
Чайник.
1
97
Знакомство тактильно,
зрительно.
1
98
Работа с разрезной
картинкой. Чайник.
1
99
Что нам нужен чайник.
1
100
Игра с предметами
посуды для
приготовления пищи.
1
101
Половник.
1
Освоение элементарных навыков самообслуживания на кухне, простейших
представлений о ней.
89
Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации
Посуда.
13
1
103
Работа с разрезной
картинкой. Посуда.
1
104
Что мы делаем
половником.
1
105
Выделение предмета.
Половник.
1
106
Дидактическая игра Я
УМЕЮ.
1
107
Лопатка.
1
108
Знакомство тактильно,
зрительно. Лопатка.
1
109
Работа по картинкам.
1
110
Жестово - образная игра
с лопаткой.
1
111
Узнавание кухонных
принадлежностей.
1
112
Различение кухонных
принадлежностей.
1
113
Дидактическая игра
ПОСУДА.
1
114
Выделение предмета.
Освоение элементарных навыков самообслуживания на кухне, простейших
представлений о ней.
Знакомство тактильно,
зрительно. Половник.
Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации
102
1
14
1
116
Знакомство тактильно,
зрительно. Разделочная
доска.
1
117
Работа по картинкам.
1
118
Выделение предмета.
Разделочная доска.
1
119
Экскурсия в кабинет СБО.
1
120
Дуршлаг.
1
121
Знакомство тактильно,
зрительно. Дуршлак.
1
122
Что мы делаем
дуршлаком.
1
123
Игра с предметами
кухонной посуды.
1
124
Экскурсия в кабинет СБО.
1
125
Ковшик.
1
126
Для чего нужен ковшик.
1
127
Практические упражнения
на закрепления по теме.
1
128
Дидактическая игра
на кухне, простейших представлений о ней.
Разделочная доска.
Освоение элементарных навыков самообслуживания
115
Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации
Лопатка.
1
15
КОСТРЮЛЬКИ.
Гигиена при
приготовлении пищи.
Отработка
последовательности
гигиенических требований
при приготовлении пищи.
1
131
Жестово - образная
ВАРИМ СУП.
1
132
Работа с разрезной
картинкой.
1
133
Дидактическая игра
НАЛИВАЕМ ЧАЙ.
1
134
Жестово - образная
ГОТОВИМ ЧАЙ.
1
135
Дидактическая игра
ВСТЕЧАЕМ ГОСТЕЙ.
1
4 четверть
1
130
136
Жестово - образная игра
КАША.
137
Жестово - образная игра
СУП.
138
Жестово - образная игра
11
1
Освоение элементарных навыков самообслуживания на кухне, простейших
представлений о ней.
129
1
Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации
Приготовление пищи.
16
Жестово - образная игра
ПОМОЩНИКИ НА КУХНЕ.
1
140
Жестово - образная игра
Я УМЕЮ.
1
141
Жестово - образная игра
ДЕЛАЙ КАК Я.
1
142
Жестово - образная игра
УГОЩАЕМ ГОСТЕЙ.
1
143
Экскурсия в кабинет СБО.
1
144
Дидактическая игра К
НАМ ПРИШЛИ ГОСТИ.
1
145
Работа по картинкам.
1
146
Дидактическая игра
МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ.
1
147
Работа с раскраской.
1
148
Я ПОМОЩНИК. Ролевая
игра.
1
149
Экскурсия в кабинет СБО.
1
150
Дидактическая игра
ГОТОВЛЮ ОБЕД.
1
151
Практические упражнения
на закрепления по теме.
1
Освоение элементарных навыков самообслуживания на кухне, простейших
представлений о ней.
139
Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации
КОМПОТ.
17
153
Магазин.
1
154
Работа по картинке.
Магазин.
1
155
Игра. МАГАЗИН.
1
156
Соблюдение
последовательности
покупки хлеба.
1
157
Складывание покупок в
пакет.Игра.
1
Уход за вещами.
1
158
Знакомство с понятием
ВЕЩИ.
159
Знакомство со
стиральной машиной.
1
160
Для чего нужна
стиральная машина.
1
161
Как закладывать вещи в
стиральную машину. Игра
- практикум.
1
162
Знакомство с утюгом.
1
Освоение элементарных навыков
самообслуживания в магазине,
простейших представлений о нем.
Планирование покупок.
Хлеб.
Освоение элементарных навыков
самообслуживания и уход за вещами.
152
Осознанное использование вербальной и
невербальной коммуникации
1
Осознанное использование
вербальной и невербальной
коммуникации
Покупки.
18
164
Техника безопасности при
пользовании утюгом.
1
Уборка помещения и
территории.
1
165
Уборка стола от крошек.
Практикум.
166
Уборка рабочего места.
Практикум.
1
167
Знакомство с веником,
метлой. Тактильно,
зрительно.
1
168
Уборка пола.
Подметание. Практикум.
1
169
Вынос мусора. Практикум.
170
Игра. Я УМЕЮ.
1
1
самообслуживания
1
Освоение элементарных навыков
Для чего нужен утюг.
Осознанное использование вербальной и
невербальной коммуникации
163
19
20