Рабочая программа по предмету Домоводство, 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми
и множественными нарушениями развития (вариант2)
вариант 2

«Домоводство»
(для 9 класса)

Разработана : Лапошко Е.П.,
учителем начальных классов
2023г
г. Сланцы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с TMHP является расширение представлений об
окружающем природном мире. Подобранный программный материал по
предмету «Домоводство» рассчитан на формирование у обучающихся
представлений о кухонной мебели, техники безопасности при пользовании ей,
кухонной посуде. Закрепление навыков проводится с помощью дидактических
и жестово – образных игр, разрезных картинок, раскрасок и экскурсий в
кабинет СБО, де обучающиеся на практике отрабатывают тот или иной навык
обращения с предметами. Раздел ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ так же состоит
из игр , в процессе которых обучающиеся приобретают минимальные
представления о приготовлении пищи. Раздел ПОКУПКИ предусматривает
игры связанные с игрой – покупкой. В разделе УХОД ЗА ВЕЩАМИ
рассматриваются элементарные представления о вещах, уход за ними.
УБОРКА ПОМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ- знакомство с веником, метлой,
тряпкой и практикум для обучающихся . ( Вынос мусора, вытирание стола,
подметание пола).
Формирование представлений должно происходить по принципу «от
частного к общему». Рабочая программа по учебному предмету
«Домоводство» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной,
тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант2) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной,
тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант2), а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Домоводство» относится к предметной области
«Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий природный мир» в 9 классе рассчитана на 34 учебные

2

недели и составляет 170 часов в год (5 часов в неделю). Федеральная
адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи учебного предмета «Домоводство».
Цель обучения: повышение самостоятельности обучающихся в выполнении
хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и
электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи,
осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

3

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «Домоводство» представлено
следующими разделами :
Кухонная мебель, кухонная посуда, жестово – образные игры и
дидактические игры, приготовление пищи, покупки, уборка помещения и
территории.
В разделах параллельно рассматриваются навыки техники безопасности,
навыки аккуратности и эстетичности .
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

п/п

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

Кухонная мебель

40

-

2.

Кухонная посуда

40

-

3.

Жестово – образные игры. Дидактические игры

48

-

4.

Приготовление пищи

23

-

5.

Покупки

6

6.

Уход за вещами

7

7.

Уборка помещения и территории

6

Всего :

170

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП УО (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные:
- основы персональной идентичности, осознание своей
принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;

4

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир вего органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
Предметные:
- Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения
(обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
-- Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных
ролях людей.
-- Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни.
- Представления об обязанностях и правах обучающегося.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в
оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект»,
«не узнает объект».

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 часов в неделю

Домоводство
№

3

Личностные результаты

Предметные результаты

Кухонная мебель.
Знакомство с кухней.

1

Знакомство. Стол.

1

Для чего нужен стол.

1

4

Экскурсия в кабинет СБО.

1

5

Знакомство .Стул.

1

6

Стулья на кухне.

1

7

Игра СЕЛИ - ПРИСЕЛИ.

1

8

Экскурсия в кабинет СБО.

1

9

Плита.

1

10

Знакомство .Плита.

1

11

Для чего нужна плита.

1

Видеть и различать кухонную мебель, уметь ей
пользоваться

2

Кол – во часов

Установить зрительный контакт с собеседником

1

Тема

6

1

13

Плита. Техника
безопасности.

1

14

Работа с разрезной
картинкой .Плита.

1

15

Экскурсия в кабинет СБО.

1

16

Дидактическая игра КАК
НУЖНО.

1

17

Работа по картинкам.
Плита, стул, стол.

1

18

Работа с разрезной
картинкой.

1

19

Работа с раскраской.

1

20

Игра. ПОКАЖИ, НАЗОВИ
ПРЕДМЕТЫ НА КУХНЕ.

1

21

Холодильник.

1

22

Знакомство.
Холодильник.

1

23

Работа с разрезной
картинкой. Холодильник.

1

24

Игра ВЫДЕЛИ ПРЕДМЕТ.

1

25

Холодильник. Техника

Видеть и различать кухонную мебель, уметь ей пользоваться

Работа с раскраской.
Плита.

Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации

12

1

7

Экскурсия в кабинет СБО.

1

27

Дидактическая игра
МАГАЗИН.

1

28

Выдели предмет.
Холодильник, плита.

1

29

Храним в холодильнике
овощи.

1

30

Храним в холодильнике
фрукты.

1

31

Микроволновая печь.

1

32

Знакомство тактильно,
зрительно.

1

33

Работа по картинкам.

1

34

Микроволновая печь.
Техника безопасности.

1

35

Выдели предмет.
микроволновая печь.

1

36

Экскурсия в кабинет СБО.

1

37

Работа по картинкам и
карточкам.

1

38

Дидактическая игра
СОГРЕЕМ ОБЕД.

1

Видеть и различать кухонную мебель, уметь ей пользоваться

26

Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации

безопасности.

8

1

40

Упражнения на
закрепление. Кухонная
мебель.

1

41

.Кухонная посуда.
Знакомство с кухонной
посудой.

1

2 четверть
42

Посуда для сервировки
стола.

1

1
43

Работа по картинкам.

44

Тарелка.

1

45

Знакомство тактильно,
зрительно.

1

46

Игра ЧТО ЭТО?

1

47

Для чего нужна тарелка.

1

48

Знакомство тактильно,
зрительно.

1

49

Жестово - образная игра
НАКРЫВАЕМ НА СТОЛ…

Видеть и различать кухонную посуду, уметь ей пользоваться

Дидактическая игра
ПОКАЖИ, НАЗОВИ.

Осознанное использование вербальной и невербальной
коммуникации

39

9

1

51

Знакомство тактильно,
зрительно.

1

52

Для чего нужна стакан.

1

53

Экскурсия в кабинет СБО.

1

54

Выделение предмета.
Стакан.

1

55

Кружка.

1

56

Знакомство тактильно,
зрительно. Кружка.

1

57

Для чего нужна кружка.

1

58

Выделение предмета.
Кружка.

1

59

Экскурсия в кабинет СБО.

1

60

Игра с предметами
посуды .

1

61

Ложка столовая.

1

62

Знакомство тактильно,
зрительно. Ложка.

1

63

Что мы делаем ложкой.

1

64

Экскурсия в кабинет СБО.

1

Видеть и различать кухонную посуду, уметь ей пользоваться

Стакан.

Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации

50

10

1

66

Игра ЧТО ЭТО?

1

67

Ложка чайная.

1

68

Знакомство тактильно
зрительно. Ложка чайная.

1

69

Что мы делаем чайной
ложкой.

1

70

Игра с предметами
чайной посуды .

1

71

Манипуляция предметов
в игре.

1

72

Вилка.

1

73

Знакомство тактильно,
зрительно. Вилка.

1

74

Вилка. Техника
безопасности.

1

75

Работа по картинкам.

1

76

Накрываем на стол.
Элементы этикета за
столом.

1

77

Экскурсия в кабинет СБО.

1

78

Работа с разрезной
картинкой. Чайная

1

Видеть и различать кухонную посуду, уметь ей пользоваться

Выделение предмета.

Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации

65

11

Упражнения на
закрепление. Различение
посуды для сервировки
стола.

1

80

Посуда для
приготовления пищи.

1

81

3 четверть.

1

Жестово - образные
игры. Дидактические
игры.
Просмотр мультфильма
ФЕДОРИНО ГОРЕ.
82

Работа по сюжетным
картинка. ФЕДОРИНО
ГОРЕ.

1

83

Работа с раскраской
ФЕДОРИНО ГОРЕ.

1

84

Кастрюля.

1

85

Знакомство тактильно,
зрительно. Кастрюля.

1

86

Для сего нужна кастрюля.

1

87

Экскурсия в кабинет СБО.

1

88

Работа с раскраской.

1

Освоение элементарных навыков самообслуживания на
кухне, простейших представлений о ней.

79

Осознанное использование вербальной и невербальной
коммуникации

посуда.

12

Выделение предмета.
Кастрюля.

1

90

Сковорода.

1

91

Знакомство тактильно,
зрительно.

1

92

Выделение предмета.
Сковорода.

1

93

Для сего нужна
сковорода.

1

94

Работа с разрезной
картинкой. Посуда.

1

95

Экскурсия в кабинет СБО.

1

96

Чайник.

1

97

Знакомство тактильно,
зрительно.

1

98

Работа с разрезной
картинкой. Чайник.

1

99

Что нам нужен чайник.

1

100

Игра с предметами
посуды для
приготовления пищи.

1

101

Половник.

1

Освоение элементарных навыков самообслуживания на кухне, простейших
представлений о ней.

89

Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации

Посуда.

13

1

103

Работа с разрезной
картинкой. Посуда.

1

104

Что мы делаем
половником.

1

105

Выделение предмета.
Половник.

1

106

Дидактическая игра Я
УМЕЮ.

1

107

Лопатка.

1

108

Знакомство тактильно,
зрительно. Лопатка.

1

109

Работа по картинкам.

1

110

Жестово - образная игра
с лопаткой.

1

111

Узнавание кухонных
принадлежностей.

1

112

Различение кухонных
принадлежностей.

1

113

Дидактическая игра
ПОСУДА.

1

114

Выделение предмета.

Освоение элементарных навыков самообслуживания на кухне, простейших
представлений о ней.

Знакомство тактильно,
зрительно. Половник.

Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации

102

1

14

1

116

Знакомство тактильно,
зрительно. Разделочная
доска.

1

117

Работа по картинкам.

1

118

Выделение предмета.
Разделочная доска.

1

119

Экскурсия в кабинет СБО.

1

120

Дуршлаг.

1

121

Знакомство тактильно,
зрительно. Дуршлак.

1

122

Что мы делаем
дуршлаком.

1

123

Игра с предметами
кухонной посуды.

1

124

Экскурсия в кабинет СБО.

1

125

Ковшик.

1

126

Для чего нужен ковшик.

1

127

Практические упражнения
на закрепления по теме.

1

128

Дидактическая игра

на кухне, простейших представлений о ней.

Разделочная доска.

Освоение элементарных навыков самообслуживания

115

Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации

Лопатка.

1

15

КОСТРЮЛЬКИ.

Гигиена при
приготовлении пищи.
Отработка
последовательности
гигиенических требований
при приготовлении пищи.

1

131

Жестово - образная
ВАРИМ СУП.

1

132

Работа с разрезной
картинкой.

1

133

Дидактическая игра
НАЛИВАЕМ ЧАЙ.

1

134

Жестово - образная
ГОТОВИМ ЧАЙ.

1

135

Дидактическая игра
ВСТЕЧАЕМ ГОСТЕЙ.

1

4 четверть

1

130

136

Жестово - образная игра
КАША.

137

Жестово - образная игра
СУП.

138

Жестово - образная игра

11

1

Освоение элементарных навыков самообслуживания на кухне, простейших
представлений о ней.

129

1

Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации

Приготовление пищи.

16

Жестово - образная игра
ПОМОЩНИКИ НА КУХНЕ.

1

140

Жестово - образная игра
Я УМЕЮ.

1

141

Жестово - образная игра
ДЕЛАЙ КАК Я.

1

142

Жестово - образная игра
УГОЩАЕМ ГОСТЕЙ.

1

143

Экскурсия в кабинет СБО.

1

144

Дидактическая игра К
НАМ ПРИШЛИ ГОСТИ.

1

145

Работа по картинкам.

1

146

Дидактическая игра
МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ.

1

147

Работа с раскраской.

1

148

Я ПОМОЩНИК. Ролевая
игра.

1

149

Экскурсия в кабинет СБО.

1

150

Дидактическая игра
ГОТОВЛЮ ОБЕД.

1

151

Практические упражнения
на закрепления по теме.

1

Освоение элементарных навыков самообслуживания на кухне, простейших
представлений о ней.

139

Осознанное использование вербальной и невербальной коммуникации

КОМПОТ.

17

153

Магазин.

1

154

Работа по картинке.
Магазин.

1

155

Игра. МАГАЗИН.

1

156

Соблюдение
последовательности
покупки хлеба.

1

157

Складывание покупок в
пакет.Игра.

1

Уход за вещами.

1

158

Знакомство с понятием
ВЕЩИ.

159

Знакомство со
стиральной машиной.

1

160

Для чего нужна
стиральная машина.

1

161

Как закладывать вещи в
стиральную машину. Игра
- практикум.

1

162

Знакомство с утюгом.

1

Освоение элементарных навыков
самообслуживания в магазине,
простейших представлений о нем.

Планирование покупок.
Хлеб.

Освоение элементарных навыков
самообслуживания и уход за вещами.

152

Осознанное использование вербальной и
невербальной коммуникации

1

Осознанное использование
вербальной и невербальной
коммуникации

Покупки.

18

164

Техника безопасности при
пользовании утюгом.

1

Уборка помещения и
территории.

1

165
Уборка стола от крошек.
Практикум.
166

Уборка рабочего места.
Практикум.

1

167

Знакомство с веником,
метлой. Тактильно,
зрительно.

1

168

Уборка пола.
Подметание. Практикум.

1

169

Вынос мусора. Практикум.

170

Игра. Я УМЕЮ.

1
1

самообслуживания

1

Освоение элементарных навыков

Для чего нужен утюг.

Осознанное использование вербальной и
невербальной коммуникации

163

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».