Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат») ОДОБРЕНА МО школы пр.№ 1 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» от 01.09.2023 г. № 51 Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 «Окружающий социальный мир» 3 класс Разработана: Кашина Ю.М., учителем начальных классов 2023 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Учебный предмет «Окружающий социальный мир» относится к предметной области «Окружающий мир». В соответствии с учебным планом рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа (1 час в неделю). Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». II. Планируемые результаты Личностные результаты: - социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; - формирование уважительного отношения к окружающему миру; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Предметные результаты: - формирование представления о мире, созданном руками человека. - овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. - накопление положительного опыта сотрудничества. Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир» представлено следующими разделами: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Страна», «Населённый пункт». III. № Содержание обучения Раздел 1. Школа 2. Предметы и материалы изготовленные человеком 3. Страна 4. Населённый пункт 2 Кол-во часов 8 18 2 6 Итого: 34 IV. Система оценки знаний Для организации и аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося привлекаются членыего семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов: - что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода; - что из полученных знаний и умений он применяет на практике; - насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Оценка предметных результатов Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением бальной системы оценивания: 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Оценка личностных результатов 0-баллов – нет фиксируемой динамики; 1-балл – минимальная динамика; 2-балла –удовлетворительная динамика; 3-балла – значительная динамика Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный руководитель и воспитатель. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. 3 Тематическое планирование Тема Кол-во Личностные результаты часов Знакомство с помещением класса. 1 Социально-эмоциональное участие в процессе общения Экскурсия по школе. 1 и совместной деятельности Класс и атрибуты (парта, классная доска) 1 Знакомство с правилами поведения в школе. 1 Школьные принадлежности 1 Знакомство с зонами класса 1 Распорядок школьного дня 1 Школьный двор 1 Свойства бумаги (рвётся). Практическое упражнение. 1 Свойства бумаги (мнётся). Практическое упражнение. 1 Свойства бумаги (намокает). Практическое упражнение. 1 Предметы из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга) 1 Упражнение с ножницами. 1 Свойства дерева 1 Предметы из дерева 1 Нахождение в классе предметов из дерева 1 Свойства стекла 1 Предметы из стекла 1 Нахождение в классе предметов из стекла 1 Свойства резины 1 Нахождение в классе предметов из резины 1 Свойства металла 1 Рассматривание предметов из металла 1 Ткань. Тактильные упражнения «Лоскутки» 1 Пластмасса 1 Нахождение в классе предметов из пластмассы 1 Наша страна 1 Рассматривание иллюстраций «Россия» 1 Формирование Мой город 1 уважительного отношения к Рассматривание иллюстраций «Мой город» 1 окружающему миру Дом, в котором я живу 1 Дома ждёт меня семья 1 V. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Предметные результаты Знать помещения школы, правила поведения в школе. Иметь представление о свойствах бумаги Иметь представление о свойствах дерева Иметь представление о свойствах резины Иметь представление о разных видах ткани Знать название страны, города. 33. 34. Правила безопасности и поведения дома Практическое задание «Как правильно?» 1 1 5 Знать правила безопасности дома