Рабочая программа по предмету Окружающий социальный мир 9 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГКОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Окружающий социальный мир»
9 класс

Разработана : Лапошко Е.П.,
учителем начальных классов

2023г
г. Сланцы

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» относится к предметной области
«Окружающий мир». В соответствии с учебным планом рабочая программа по предмету
«Окружающий социальный мир» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102
часа (3 часа в неделю).
Цель обучения — формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и
предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими миром: представления о мире,
созданном руками человека, представления об окружающих людях. Овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие
межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и
участия в общественной жизни. Представления об обязанностях и правах обучающегося.
Представление о стране проживания Россия.
Содержание обучения
Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир» представлено следующими
разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Город»,
«Транспорт», «Традиции и обычаи».
Раздел «Квартира, дом, двор».
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная),
прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения
помещений квартиры. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха,
игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки
белья, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и
поведения во дворе. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка,
вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.
Раздел «Продукты питания».
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по
внешнему виду, на вкус. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог,
сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание (различение) мясных
продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления)
(мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарштребующих
обработки (приготовления) (греча, рис, пшено, крупы, бобовые). Узнавание (различение)
кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения
кондитерских изделий.
Раздел «Предметы быта».
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
2

обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен,
кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при
пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол,
стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов
мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная). Узнавание (различение)
предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник,
половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного
инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание
назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть,
ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, 6pa, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы).
Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей
часов).
Раздел «Школа».
Узнавание (различение) помещений образовательной организации. Знание назначения
помещений образовательной организации. Нахождение помещений образовательной
организации. Знание профессий людей, работающих в образовательной организации.
Соотнесение работника образовательной организации с его профессией. Узнавание
(различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной
территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории образовательной
организации. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание
(соблюдение)
распорядка
школьного
дня.
Узнавание
(различение)
школьных
принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш,
точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования.
Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива
класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание
положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств).
Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Раздел «Транспорт».
Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения
в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная
машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта.
Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом
(посадка в автобус, покупка билета).
Раздел «Страна».
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание названия столицы России.
Раздел «Традиции, обычаи».
Знание традиций и атрибутов праздников. Знание школьных традиций.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий социальный мир»:
представления о мире, созданном руками человека, интерес к объектам, созданным человеком;
представления о доме, образовательной организации, о расположенных в них и рядом объектах
(мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте;
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в
3

общественных местах.
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах поведения
согласно социальным ролям в различных ситуациях;
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы
контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося.
Развитие межличностных и групповых отношений: представления о дружбе, других
обучающихся, сверстниках;умение находить друзей на основе личных симпатий;
умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать,
сочувствовать, проявлять внимание;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной
деятельности;
умение организовывать свободное время с учетом своих и совместныхинтересов;
Накопление положительного опыта сотрудничества

и участия в общественной жизни:

представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании,участие в них;
использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на
праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
Представления об обязанностях и правах обучающегося:
представления о праве на жизнь, на образование, на труд, нанеприкосновенность личности и
достоинства;
представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука иливнучки, гражданина.
№
1

Школа

Раздел

Кол часов
16

2

Школьный двор

13

3

Населённый пункт

14

4

Транспорт

11

5
6
7
8

Страна
Традиции , обычаи
Магазин
Квартира
Итого:

2
6
10
30
102

Система оценки знаний
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс
образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены
4

его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной оценки достижений ребёнка в
сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика
развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения
СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,
основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или
невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической
помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

5

Тематическое планирование
Окружающий социальный мир 9 класс
3 часа в неделю

№

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Школа
Класс.
Узнавание и различение зон класса.
Школьные принадлежности для
работы
в классе.
Экскурсия «Помещения школы».
Экскурсия. Раздевалка.
Экскурсия. Коридор.
Экскурсия. Столовая.
Правила этикета в столовой.
Экскурсия. Актовый зал.
Правила поведения в общественном
месте.
Экскурсия. Кабинет СБО.
Поведение в школе.
Работники школы
Узнавание и различение мальчика и
девочки по внешнему виду.
Знание способов дружеских
отношений.
Умение выражать свой интерес к
другому человеку.
Школьный двор
Школьный двор. Экскурсия.
Центральный вход школы.
Газон. Экскурсия.
Обобщение результатов экскурсии.
Забор.
Обобщение результатов экскурсии.
Школьный сад. Экскурсия.
Обобщение результатов экскурсии.
Школьная площадка. Экскурсия.
2 четверть
Обобщение результатов экскурсии.
Улица. Экскурсия.
Обобщение результатов экскурсии.
Обобщение результатов экскурсии.
Населённый пункт
Улица. Проезжая часть. Экскурсия.
Обобщение результатов экскурсии.
Улица. Тротуар. Экскурсия.
Обобщение результатов экскурсии.
Улица. Пешеходный переход.
Экскурсия.

кол Личностные
часов результаты
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Предметные
результаты

Устанавливать
контакт с
собеседником.
Социальноэмоциональное
участие в процессе
общения и
совместной
деятельности

Узнавание и
различение зон класса.
Правила поведения в
общественном месте.

Устанавливать
контакт с
собеседником.
Социальноэмоциональное
участие в процессе
общения и
совместной
деятельности

Знать школьный двор.

Устанавливать
контакт с
собеседником.
Социальноэмоциональное

Знать понятия УЛИЦА

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

55
56

57
58
59
60
61
62

63
64
65
66
67
68
69

Зебра. Практические упражнения.
Обобщение результатов экскурсии.
Светофор. Знакомство.
Экскурсия к светофору.
Для чего нам нужен светофор.
Игра СВЕТОФОР.
Экскурсия «Улица. Поведение на
улице».
Обобщение результатов экскурсии.
Игра ПЕРЕХОДИМ ДОРОГУ.
Транспорт
Машина.
Просмотр мультфильма
АТОМОБИЛИ
Работа по картинкам.
Для чего нужна машина.
Игра ПОЕХАЛИ
Автобус.
3 четверть
Назначение автобуса.
Работа по картинкам . Автобус.
Пользование общественным
транспортом.
Узнавание транспорта.
Экскурсия . Автобус. Поведение в
автобусе.
Страна
Название нашего государства.

участие в процессе
общения и
совместной
деятельности

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Устанавливать
контакт с
собеседником.
Социальноэмоциональное
участие в процессе
общения и
совместной
деятельности

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Устанавливать
контакт с
собеседником.
Социальноэмоциональное
участие в процессе
общения и
совместной
деятельности

1
1

Знание нашего города.
Традиции, обычаи
Традиции класса .День рождения.
Школьные традиции. Поздравления,
награждения.
Традиция .Праздник НОВЫЙ ГОД,
Как готовятся к Новому году.
Традиция . Праздник ПАСХА,

Как готовятся к празднику пасхи.
Магазин
Магазин продуктовый.
Продукты питания.
Молоко. Молочные продукты.
Мясо. Мясные продукты.
Мука. Мучные продукты.
Складывание покупок в пакет.
Последовательность покупки. Хлеб,

Знать общественный
транспорт

1
1
1
1
1
1

Знать название нашего
государства

Устанавливать
контакт с
собеседником.
Социальноэмоциональное
участие в процессе
общения и
совместной
деятельности

Знать традиции класса.

Устанавливать
контакт с
собеседником.
Социальноэмоциональное
участие в процессе

Знать продукты
питания.

1
1
1
1
1
1
1
7

70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

молоко.
Гид игра НАПОЛНЯЕМ
ПРДУКТОВУЮ КОРЗИНУ.
Напитки. Виды напитков.
Гид игра МАГАЗИН.
Квартира, дом.
Дом.
Части дома.
Прихожая.
Кухня.
Гостиная.
Спальня.
Игра МОЙ ДОМ.
Дом каменный.
4 четверть
Работа с разрезной картинкой.
Дом деревянный.
Дом дачный.
Дом городской.
Подъезд.
Лестничная площадка.
Работа с раскраской.
Правила поведения в общественном
месте.
Семья.
Мама. Работа с фото.
Папа. Работа с фото.
Сестра. Работа с фото.
Брат. Работа с фото.
Бабушка. Работа с фото.
Дедушка. Работа с фото.
Я. Соотнесение себя с фото.
Домашние животные. Работа с фото.
Игра. Семейный альбом.
Учитель. Соотнесение педагога с
фото.
Воспитатель. Соотнесение
воспитателя с фото.
Работа с фото. Наша школьная жизнь.
Дид игра. КТО ЭТО?

общения и
совместной
деятельности

1
1
1
1

Устанавливать
контакт с
собеседником.
Социальноэмоциональное
участие в процессе
общения и
совместной
деятельности

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8

Знать виды домов и
части дома.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».