Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГКОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат») ОДОБРЕНА МО школы пр.№ 1 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» от 01.09.2023 г. № 51 Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 по профильному труду «Картонажное дело» 9 класс Разработала: Рябкова Р.А. – учитель трудового обучения 2023 г. г.Сланцы Пояснительная записка. Целью трудового обучения является - подготовка детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности. Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат). Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии со своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки. Программа по профильному труду представлена следующим направлением «Картонажное дело». В учебном плане предмет представлен с 5 по 9 год обучения. Рабочая программа по предмету «Картонажное дело» в 9 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 170 часов в год (5 часов в неделю). Цель обучения предмета Профильный труд«Картонажное дело» - подготовка детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности. В процессе обучения решаются следующие задачи: овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия; обогащение положительного опыта и установки на активное использование основанных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким; развитие интереса к трудовой деятельности; овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий; обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Характеристика учебного предмета Программа построена на основе следующих разделов: «Бумага - (аппликация, картонажнопереплетные работы), «Квилинг», «Оригами», «Растениеводство», «Шитье». Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат). Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки. Личностные результаты: 1) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 2) формирование уважительного отношения к окружающим; 3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 4) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правил; 6) развитиенавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; Планируемые результаты освоения учебного предмета: Достаточный уровень - проявлять познавательный интерес; - проявлять и выражать свои эмоции; - обозначать свое понимание или непонимание вопроса; - участвовать в совместной, коллективной деятельности; - проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене; - проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым. Минимальный уровень - совместные действия с педагогом, родителями; - деятельность по подражанию; - деятельность по образцу; - деятельность по последовательной инструкции; - самостоятельная деятельность воспитанника; - умение ребенка исправить допущенные ошибки. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 9 класс № Разделы учебного Кол-во Виды учебной деятельности п/п предмета часов 1 Вводное занятие 1 2 Аппликация 34 3 Оригами 14 4 Объемные изделия. 105 Закрепляют правила поведения учащихся во время урока труда. Соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выполняют операции по инструкционной карте. Закрепляют навыки работы гладилкой. Слушают и воспринимают объяснения учителя. Принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе Ориентируются на плоскости: вверху, внизу, в середине(центре), Учатся вырезать детали, аккуратно наклеивать. Определяет место расположение деталей. Изображают на плоскости средствами аппликации заданный образ. Слышат, реагирует на обращенную речь в учебной ситуации, переходят от одной операции(задания) к другой с помощью учителя и в соответствии с психофизическими возможностями. Оценивают работу. Учатся складывать поделки из бумаги. Слышат обращенную речь и выполняют задание в течение заданного периода времени с помощью учителя. Овладевают приемами работы с бумагой. Оценивают работу. Учатся выполнять разметку, применять приемы фальцовки (сгибание листа бумаги). Резание листа бумаги 5 Практическая работа 16 ножницами по намеченным линиям. Приобретают опыт уважительного и творческого отношения к труду, Оценивают работу. Учатся ухаживать за растениями. Накапливают навыки самостоятельной продуктивной деятельности.