Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГКОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)
ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
по профильному труду
«Картонажное дело»
9 класс
Разработала: Рябкова Р.А. –
учитель трудового обучения
2023 г.
г.Сланцы
Пояснительная записка.
Целью трудового обучения является - подготовка детей и подростков с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в
ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных
технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой
деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности,
положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными
материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику
безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается
практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений,
формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель,
подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать
результат).
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с
используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или
самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на
рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению
продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в
соответствии со своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие
качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в
течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями,
предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
Программа по профильному труду представлена следующим направлением
«Картонажное дело». В учебном плане предмет представлен с 5 по 9 год обучения.
Рабочая программа по предмету «Картонажное дело» в 9 классе в соответствии с
учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 170 часов в год (5 часов в
неделю).
Цель обучения предмета Профильный труд«Картонажное дело» - подготовка детей и
подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой
деятельности.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные
трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия;
обогащение положительного опыта и установки на активное использование
основанных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения,
социального развития и помощи близким;
развитие интереса к трудовой деятельности;
овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах;
формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных
изделий;
обогащение положительного опыта и установки на активное использование
освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения,
социального развития и помощи близким.
Характеристика учебного предмета
Программа построена на основе следующих разделов: «Бумага - (аппликация, картонажнопереплетные работы), «Квилинг», «Оригами», «Растениеводство», «Шитье».
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе
занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий
изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса
к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего
труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным
оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся
постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических
умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель,
подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми
материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) он создает
эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию;
планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество
выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями.
Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые
позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу
в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в
установленные сроки.
Личностные результаты:
1) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) формирование уважительного отношения к окружающим;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
4) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, общепринятых правил;
6) развитиенавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Достаточный уровень
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на
перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Минимальный уровень
- совместные действия с педагогом, родителями;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
9 класс
№
Разделы учебного
Кол-во
Виды учебной деятельности
п/п
предмета
часов
1
Вводное занятие
1
2
Аппликация
34
3
Оригами
14
4
Объемные изделия.
105
Закрепляют правила поведения учащихся
во время урока труда. Соблюдение
порядка на рабочем месте. Аккуратное и
бережное обращение с материалами и
инструментами. Соблюдение техники
безопасности и санитарно-гигиенических
требований. Выполняют операции по
инструкционной карте. Закрепляют
навыки работы гладилкой. Слушают и
воспринимают объяснения учителя.
Принимают цели и произвольно
включаются в деятельность, следуют
предложенному плану и работают в
общем темпе
Ориентируются на плоскости: вверху,
внизу, в середине(центре), Учатся
вырезать детали, аккуратно наклеивать.
Определяет место расположение деталей.
Изображают на плоскости средствами
аппликации заданный образ. Слышат,
реагирует на обращенную речь в учебной
ситуации, переходят от одной
операции(задания) к другой с помощью
учителя и в соответствии с
психофизическими возможностями.
Оценивают работу.
Учатся складывать поделки из бумаги.
Слышат обращенную речь и выполняют
задание в течение заданного периода
времени с помощью учителя.
Овладевают приемами работы с
бумагой. Оценивают работу.
Учатся выполнять разметку, применять
приемы фальцовки (сгибание листа
бумаги). Резание листа бумаги
5
Практическая работа
16
ножницами по намеченным линиям.
Приобретают опыт уважительного и
творческого отношения к труду,
Оценивают работу.
Учатся ухаживать за растениями.
Накапливают навыки самостоятельной
продуктивной деятельности.