Рабочая программа по предмету Коррекционно-развивающие занятия, 9 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Коррекционно-развивающие занятия»
9 класс

Разработана : Лапошко Е.П.,
учителем начальных классов
2023г
г. Сланцы.

Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекционно-развивающие
занятия»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу
«Коррекционно-развивающие занятия» в 9 классе рассчитана на 34 недели и составляет
102 часа (3 часа в неделю).
«Коррекционно-развивающие занятия» направлены на коррекцию отдельных
сторон психической деятельности и личностной сферы; дополнительную помощь в
освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся
особенно трудными.
Содержание обучения
Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»
представлено следующими разделами: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие»,
«Кинестическое восприятие», «Восприятие вкуса».
Раздел «Зрительное восприятие». Дифференциация предметов по цвету, форме,
размеру. Ориентация на листе бумаги. Составление узоров из геометрических фигур.
Раздел «Слуховое восприятие». Звуки вокруг. Определение местоположения
звука. Выполнение действий по звуковому сигналу. Одинаковые по звучанию объекты.
Различение звуков окружающей среды: стук, стон, звон, гудение, жужжание, крик, рев.
Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади).
Различение звуков животных, птиц. Музыкальные инструменты, звук музыкальных
инструментов. Чувство ритма. Речевые и неречевые звуки.
Раздел «Кинестическое восприятие». Эмоционально-двигательная реакция на
прикосновение человека. Ориентировка в схеме тела человека, в собственном теле.
Согласованность действий и движений разных частей тела. Нанизывание деревянных
бусин на нитку (шнурок) в определенной последовательности по образцу. Наматывание
нитки на карандаш. Конструирование. Складывание кубиков в коробку, вынимание
кубиков из коробки. Имитация повадок животных. Воображаемые действия (вдеть нитку в
иголку, наколоть дров, подбросить мяч).
Раздел «Восприятие вкуса, запаха». Запахи вокруг нас. Восприятие запаха:
приятный, неприятный. Восприятие вкуса: соленый, горький, сладкий.
№
1.
2.
3.
4.

Раздел

Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Кинестическое восприятие
Восприятие вкуса
Итого:

2

Кол-во
часов
12
55
27
7
102

Планируемые результаты
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
- распознавать предметы по запаху, вкусу;
- классифицировать предметы по определенному признаку: цвету, форме, размеру;
- определять звучащие предметы на слух.
Система оценки
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной
оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ
результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного
года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных
показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по
инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со
значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не
всегда узнает объект», «не узнает объект».
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи
с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

3

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Тематическое планирование Коррекционно – развивающие занятия 9 класс
Тема
Кол-во
Личностные результаты
Предметные результаты
часов
Зрительное восприятие
Дифференциация предметов по цвету
1
овладение начальными навыками классифицировать предметы по
адаптации в динамично
определенному признаку: цвету,
Дифференциация предметов по форме
1
изменяющемся и
форме
Дифференциация предметов по размеру
1
развивающемся мире;
Определение местоположения предмета,
1
рисунка на листе бумаги
развитие навыков сотрудничества
Подбери пару к картинке
1
с взрослыми и сверстниками в
Цветные узоры
1
разных социальных ситуациях,
Узоры из геометрических фигур
1
умения не создавать
Игра «Чья тень?»
1
конфликтов и находить выходы
Игра «Чего не хватает?»
1
из спорных ситуаций
Игра «Что изменилось?»
1
Игра «Сделай так же»
1
Узнавание знакомых предметов
1
Слуховое восприятие
Звуки вокруг нас
1
овладение начальными навыками определять звучащие предметы на
адаптации в динамично
слух
Игра «Догадайся, откуда звук»
1
изменяющемся и
Выполнение действий по звуковому сигналу
1
(поворот головы на определенный звук)
развивающемся мире;
Формирование умений находить одинаковые 1
развитие навыков сотрудничества
по звучанию объекты.
с взрослыми и сверстниками в
Различение звуков окружающей среды. Стук, 1
разных социальных ситуациях,
стон, звон
умения не создавать
Различение звуков окружающей среды.
1
конфликтов и находить выходы
Гудение, жужжание
из спорных ситуаций
Определение направления звука в
1
пространстве (справа — слева — спереди —

4

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

сзади)
Игра «Определи направление звука»
Различение звуков животных
Игра «Чей голос?»
Различение звуков окружающей среды. Крик,
рев
Игра «Я вижу, я слышу»
Различие звуков животных/птиц
Звук музыкальных инструментов
Музыкальные инструменты
Какой звучит инструмент
Игра «Наши ушки на макушке»
Игра «Определи по звуку»
Я - барабанщик
Развитие чувства ритма. Дидактическая игра
«Мы — барабанщики»
Игра на маракасах по образцу
Различение речевых и неречевых звуков

35. Эмоционально-двигательная реакция на
прикосновения человека.
36. Эмоционально-двигательная реакция на
соприкосновение педагога
37. Эмоционально-двигательная реакция на
соприкосновение одноклассника
38. Ориентировка в собственном теле.
39. Ориентировка в схеме тела человека.
40. Развитие согласованности действий и
движений разных частей тела.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кинестическое восприятие
овладение начальными навыками
адаптации в динамично
изменяющемся и
развивающемся мире;
развитие навыков сотрудничества
с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить выходы

5

Ориентироваться в собственном теле;
выполнять согласованные движения
разными частями тела

-выполнять манипуляцию с
предметами

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

из спорных ситуаций

Дид игра «Покажи части тела на себе»
Дид игра «Покажи части тела на кукле»
Игра «Поиграем ручками»
Игра«Поиграем ножками».
Игра «Много ушей у трех малышей».
Поддержание правильной осанки.
Игра «Сделай по рисунку и замри»
Собери бусины
Нанизывание деревянных бусин на нитку
(шнурок)
Нанизывание деревянных бусин на нитку по
образцу в определенной последовательности
Наматывание веревки на карандаш
Игра «Кто быстрее»
Наматывание ниток в клубок
Конструирование «Строитель»
Конструирование «Магнитный конструктор»
Конструктор с шуроповертом
Конструктор Тайл-Блокс
Складывание кубиков в коробку, вынимание
из коробки
Упражнения на расслабление и снятие
мышечных зажимов
Выразительность движений (имитация
повадок животных)
Воображаемые действия (вдеть нитку в
иголку, наколоть дров, подбросить мяч)

62. Запахи вокруг нас
63. Восприятие запаха

1
1

Восприятие вкуса
овладение начальными навыками
адаптации в динамично

6

распознавать предметы по запаху,
вкусу

64.
65.
66.
67.
68.

Запах приятный
Запах неприятный
Восприятие вкуса: соленый
Восприятие вкуса: горький

1
1
1
1
1

Игра ГОРЬКИЙ, СОЛЁНЫЙ.
69. Слуховое восприятие

70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.

Практические упражнения на локализацию
неподвижного источника звука.
Локализование подвижного источника звука.
Практические упражнения на локализацию
подвижного источника звука.
Надевание колец на стержень.
Разбери пирамидку.
ЧЕЙ ЗВУК? Различение звукоподражаний АВАВ, МЯУ-МЯУ.
На чём играет Петрушка?
Как говорят животные?
Как говорят домашние животные?
Музыкальные инструменты.
Какой звучит инструмент?
Упражнения на закрепление. Локализование
подвижного и неподвижного источника звука.
Локализование удалённого подвижного
источника звука.
Локализование удалённого подвижного
источника звука. Практикум.
Локализование удалённого неподвижного

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

изменяющемся и
развивающемся мире;
развитие навыков сотрудничества
с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций
овладение начальными навыками определять звучащие предметы на
адаптации в динамично
слух
изменяющемся и
развивающемся мире;
развитие навыков сотрудничества
с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций

1
1
1
7

84.

85.
86.

87.
88.

89.
90.

91.
92.
93.
94.

95.
96.
97.

источника звука.
Упражнения на закрепление. Локализование
удалённого неподвижного и подвижного
источника звука.
Прослеживание за близко расположенным
перемещающимся источником звука.
Практические упражнения. Прослеживание за
близко расположенным перемещающимся
источником звука.
Прослеживание за близко расположенным
неподвижным источником звука.
Упражнения на закрепление. Прослеживание за
близко расположенным перемещающимся и
неподвижном источником звука.
Прослеживание за отдалённо расположенным
перемещающимся источником звука.
Практические упражнения. Прослеживание за
отдалённо расположенным перемещающимся
источником звука.
Прослеживание за отдалённо расположенным
неподвижным источником звука.
Игра на слуховое восприятие: Покажи, назови.
Прослеживание за отдалённо расположенным
перемещающимся источником звука.
Упражнения на закрепления. Прослеживание за
отдалённо расположенным перемещающимся
источником звука.
Нахождение одинаковых по звучанию
источников.
Нахождение разных по звучанию источников.
Упражнения на закрепление. Нахождение

1

1
1

1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1

8

98.
99.
100.
101.
102.

одинаковых и разных по звучанию источников.
Различение звуков окружающей среды. Стук,
стон.
Различение звуков окружающей среды. Звон,
гудение.
Различение звуков окружающей среды. Звон,
гудение. Практикум.
Различение звуков окружающей среды.
Жужжание.
Различение звуков окружающей среды.
Жужжание. Практикум.

1
1
1
1
1

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».