Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат») ОДОБРЕНА МО школы пр.№ 1 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» от 01.09.2023 г. № 51 Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 «Предметно-практические действия» 7 класс Разработана: Воробьевой О.В., учителем начальных классов 2023 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» в 7 классе рассчитана на 34 недели и составляет 34 часа (1 час в неделю). Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Предметнопрактические действия»: - освоение простых действий с предметами и материалами; - умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий; - овладение навыками самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. II. Планируемые результаты Личностные результаты: - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности Предметные результаты: - уметь следовать определенному порядку при выполнении действий с материалами и предметами III. Содержание образования Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия» представлено следующими разделами: «Действия с материалами», «Действия с предметами». Раздел «Действия с материалами». Сминание материала (газеты, кальки) двумя руками, одной рукой, пальцами. Разрывание материала (газеты, ваты) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание материала (шнура). Раздел «Действия с предметами». Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарика). Встряхивание предмета (бутылочки с бусинами, крупой, маракасы). Вращение 2 предмета (гайки, болты, крышки на банке). Толкание от себя (притягивание к себе) входной двери. Нажимание на предмет (на кнопку) кистью, пальцами. Нанизывание бусин на нитку. № 1. 2. Раздел Действия с материалами Действия с предметами Итого: Кол-во часов 23 11 34 IV. Система оценки Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов: - что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода; - что из полученных знаний и умений он применяет на практике; - насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Оценка предметных результатов Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением бальной системы оценивания: ➢ 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; ➢ 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; ➢ 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; ➢ 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; ➢ 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; ➢ 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Оценка личностных результатов 0-баллов – нет фиксируемой динамики; 1-балл – минимальная динамика; 2-балла –удовлетворительная динамика; 3-балла – значительная динамика 3 Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный руководитель и воспитатель. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. 4 V. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Тематическое планирование Тема Кол-во Личностные результаты часов Действия с материалами Сминание газеты двумя руками 1 развитие навыков Сминание газеты одной рукой 1 сотрудничества с взрослыми и Сминание газеты пальцами 1 сверстниками в разных Сминание кальки двумя руками 1 социальных ситуациях, умения Сминание кальки одной рукой 1 не создавать конфликтов и Сминание кальки пальцами 1 находить выходы из спорных Разрывание ваты двумя руками, направляя руки в 1 ситуаций; разные стороны социально-эмоциональное Разрывание ваты двумя руками, направляя одну 1 участие в процессе общения и руку к себе, другую от себя совместной деятельности Разрывание ваты пальцами обеих рук, направляя 1 одну руку к себе, другую от себя Размазывание пластилина сверху вниз 1 Размазывание пластилина слева направо 1 Размазывание пластилина по кругу 1 Аппликация из пластилина "Петушок" 1 Аппликация из пластилина "На ферме" 1 Разминание пластилина двумя руками 1 Разминание пластилина одной рукой 1 Пересыпание крупы двумя руками 1 Пересыпание крупы с использованием лопатки 1 Пересыпание крупы с использованием стаканчика 1 Переливание воды с использованием стаканчика 1 Переливание воды с использованием ложки 1 Наматывание на катушку шнура 1 Наматывание в клубок шнура 1 Действия с предметами 5 Предметные результаты уметь следовать определенному порядку при выполнении действий с материалами и предметами 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Встряхивание бутылочки с бусинами Встряхивание бутылочки с крупой Музыкальный инструмент "Маракасы". Игра на маракасах Игра на маракасах. Повтори по образцу Открывание входной двери (толкание от себя) Закрывание входной двери (притягивание к себе) Завинчивание крышки банок Работа с конструктором с болтами и гайками Нажимание на кнопку всей кистью Нажимание на кнопку пальцам Нанизывание бусин на нитку развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; социальноэмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 уметь следовать определенному порядку при выполнении действий с материалами и предметами