рабочая программа Двигательное развитие

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГКОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа коррекционного курса
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Двигательное развитие»

2023г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
I.

Пояснительная записка……………………………………………………………..3

II.
III.

Описание учебного процесса……………………………………………………...6
Тематическое планировани……………………………………………………….7

2

I.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие»
(вариант 2) адресована обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
Двигательная активность является естественной потребностью человека.
Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности
всех систем и функций органов человека. У большинства обучающихся с TMHP
имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно
ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и
развитию способности к движению и функциональному использованию
двигательных навыков является целью занятий.
Целью программы является работа по обогащению сенсомоторного
опыта, поддержанию и развитию способности к движению и
функциональному использованию двигательных навыков.
Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие
имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика
возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая
передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное
развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся
инструкторами лечебной физкультуры и (или) учитель адаптивной физкультуры.
«Двигательное развитие» - мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона
движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов
передвижения; формирование функциональных двигательных навыков;
развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование
ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
Планируемые результаты освоения рабочей
коркционному курсу «Двигательное развитие».

программы

по

Личностные результаты:
 основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;
 социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
 формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей;
3

 формирование уважительного отношения к окружающим;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по коррекционному курсу «Двигательное развитие».
Минимальный уровень:
 Освоение доступных способов контроля над функциями собственного
тела: сидеть, стоять, передвигаться с помощью учителя.
 Освоение двигательных навыков, координации, последовательности
движений с помощью учителя.
Достаточный уровень:
 освоение доступных способов контроля над функциями собственного
тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием
технических средств);
 освоение двигательных навыков, координации, последовательности
движений;
 совершенствование физических качеств: ловкости, силы.
 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой:
усталость, болевые ощущения и другое;
 повышение
уровня
самостоятельности
в
освоении
и
совершенствовании двигательных умений.

4

Система оценки достижения обучающимися с умственной
отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по
коррекционному курсу «Двигательное развитие».
На основе AOOП разрабатываетя СИПР, результаты которого за
полугодие выступают в качестве текущей аттестации обучающихся. В
качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам
учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения
обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
o
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
o
что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
o
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности
психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить
вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе
выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических
работ. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся
должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные,
графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно
распределенным действиям. При оценке результативности достижений
необходимо учитывать степень самостоятельности обучающегося.
Для оценки сформированности каждого действия используется система
реально присутствующего опыта деятельности и его уровня:
•
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с
педагогом;
•
деятельность осуществляется по подражанию;
•
деятельность осуществляется по образцу;
•
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
•
деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка
взрослым к предмету деятельности;
•
самостоятельная деятельность;
•
умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций
внутри целостной деятельности используются условные обозначения:
·
действие (операция) сформировано – «ДА»;
·
действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;
·
действие выполняется частично, даже с помощью взрослого –
«ЧАСТИЧНО»;
·
действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ».
5

II.

Описание учебного предмета.

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие»
организуется в форме занятий. Исходя из особенностей развития
обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии / консилиума и индивидуальной
программы реабилитации и абилитации инвалида, занятие проводится для
состава всего класса, для группы обучающихся, а также индивидуально.
Предусмотрены следующие виды деятельности на занятии:
словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды и
т.д.; физические упражнения: с помощью, с частичной помощью, по образцу,
по словесной инструкции.
Содержание коррекционного курса «Двигательное развитие».
Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку
(правом, левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны
(вправо, влево, вперед в положении лежа на спине или животе, стоя или сидя),
повороты (вправо, влево в положении лежа на спине или животе, стоя или сидя),
«круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».
Выполнение движений пальцами рук: сгибание или разгибание фаланг пальцев,
сгибание пальцев в кулак и разгибание. Выполнение движений плечами.
Oпopa на предплечья, на кисти рук. Бросание мяча двумя руками (от
груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен,
из-за головы).
Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на
уровне груди (на уровне колен, над головой). Изменение позы в положении
лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в
положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево).
Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед,
назад, вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на
четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из
положения «лежа на спине».
Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях.
Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Стояние с
опорой (например, вертикализатор, костыли, трость), без опоры. Выполнение
движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги
назад. Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по
наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх,
вниз; с опорой, без опоры). Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая
бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе,
в приседе). Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад,
приставным шагом). Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед,
назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с
нескольких шагов, с разбега).
6

№
п/п

Название раздела

Количество
часов
1 класс

Количество
часов

Коррекция и формирование правильной постоянно
осанки
2. Формирование и укрепление мышечного
10
корсета
3. Коррекция и развитие сенсорной системы
10
4. Развитие
13
точности
движений
пространственной ориентировки

постоянно

1.

Итого:

10
10

14

33

34

III.Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
по коррекционным курсам «Двигательное развитие»
1 класс (33 часа)
Форма
Количество
Раздел
Тема урока
проведения

Двигательная 1 четверть
деятельность Упражнения для развития
мелкой моторики рук без
предметов.
Упражнения
для
формирования
правильной осанки.
Комплекс
упражнений
для
профилактики
плоскостопия
с
предметами.
Комплекс
упражнений
дыхательной гимнастики
в и.п. лежа.
Упражнения для развития
координации.
Упражнения для развития
мелкой моторики рук с
предметами.
Упражнения
для
формирования
правильной
осанки
с
предметами.

Дата

часов

9
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1

Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
7

Комплекс
упражнений
для
профилактики
плоскостопия
без
предметов.
Комплекс
упражнений
дыхательной гимнастики
в и.п. сидя.
2 четверть
Упражнения для развития
координации
с
предметами.
Упражнения на движение
без предметов.
«Бросай, поймай мячик».
«Кати мячик».

1
Выполнение
упражнений

1
8
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений
по Выполнение
упражнений

«Прокати
мяч
дорожке».
Выполнение движений в
определённом ритме.
Выполнение
двигательных упражнений
по короткой словесной
инструкции.
«У медведя во бору».
3 четверть
Движения под музыку или
звучащие
инструменты
«Самолёт».
«Мячик кверху».
«Догони мяч».
«Метко в цель».
«Мыльные пузыри».
«Поменяй предмет».
«Поменяй место».
Лягушка на болоте».
«Кто я?» (изображаем
движения животных).
4 четверть
«Попробуй повтори».
«Посадка
овощей
ориентирам».

Выполнение
упражнений

Выполнение
упражнений

1
1
1
1
1

Выполнение
упражнений

Игровой

1
1
9

Игровой

Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой

Выполнение
упражнений
по Выполнение
упражнений

1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
8

«Сбор
овощей
ориентирам».
«Возьми флажок».

по Выполнение
упражнений

1

Выполнение
упражнений
Выполнение
«Не урони мешочек».
упражнений
Выполнение
Имитационные
упражнения под песню упражнений

«Лошадка».
Сгибание пальцев в кулак
и разгибание с изменение
темпа

1
1

1
Выполнение
упражнений

1

Календарно-тематическое планирование
по коррекционным курсам «Двигательное развитие»
3 класс (34 часа)
Раздел

Тема урока

Двигательная
1 четверть
деятельность Упражнения для развития
мелкой моторики рук без
предметов.
Упражнения
для
формирования
правильной осанки.
Комплекс
упражнений
для
профилактики
плоскостопия
с
предметами.
Комплекс
упражнений
дыхательной гимнастики
в и.п. лежа.
Упражнения для развития
координации.
Упражнения для развития
мелкой моторики рук с
предметами.
Упражнения
для
формирования
правильной
осанки
с
предметами.
Комплекс
упражнений
для
профилактики

Форма
проведения

Количество
часов

Дата

9
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1

Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
9

плоскостопия
без
предметов.
Комплекс
упражнений
дыхательной гимнастикив
и.п. сидя.
2 четверть
Упражнения для развития
координации
с
предметами.
Упражнения на движение
без предметов.
«Бросай, поймай мячик».
«Кати мячик».

Выполнение
упражнений

1
8
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений
по Выполнение
упражнений

«Прокати
мяч
дорожке».
Выполнение движений в
определённом ритме.
Выполнение
двигательных упражнений
по короткой словесной
инструкции.
«У медведя во бору».
3 четверть
Движения под музыку или
звучащие
инструменты
«Самолёт».
«Мячик кверху».
«Догони мяч».
«Метко в цель».
«Мыльные пузыри».
«Бросай, поймай мяч»
«Поменяй предмет».
«Поменяй место».
Лягушка на болоте».
4 четверть
«Кто я?» (изображаем
движения животных).
«Попробуй повтори».
«Посадка
овощей
по
ориентирам».
«Сбор
овощей
по
ориентирам».

Выполнение
упражнений

1
1
1
1
1

Выполнение
упражнений

Игровой

1
1
9

Игровой

Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой

1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Игровой
Игровой
Игровой

1
1
1

Игровой

1
10

«Возьми флажок».
«Не урони мешочек».
Имитационные
упражнения под песню
«Лошадка».
Сгибание пальцев в кулак
и разгибание с изменение
темпа

Игровой
Игровой
Выполнение
упражнений

1
1

1
Выполнение
упражнений

1

Календарно-тематическое планирование
по коррекционным курсам «Двигательное развитие»
5 класс (34часа)
Раздел

Тема урока

Двигательная
1 четверть
деятельность Упражнения для развития
мелкой моторики рук без
предметов.
Упражнения
для
формирования
правильной осанки.
Комплекс
упражнений
для
профилактики
плоскостопия
с
предметами.
Комплекс
упражнений
дыхательной гимнастики
в и.п. лежа.
Упражнения для развития
координации.
Упражнения для развития
мелкой моторики рук с
предметами.
Упражнения
для
формирования
правильной осанки.
Комплекс
упражнений
для
профилактики
плоскостопия
без
предметов.
2 четверть
Наклоны и повороты
головы.

Форма
проведения

Количество
часов

Дата

8
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1

Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
8
Выполнение
упражнений

1
11

Наклоны и
туловища.
Приседания.

повороты Выполнение
упражнений

Выполнение
упражнений
Броски и ловля большого Выполнение
упражнений
мяча

Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной
рукой).
Упражнения для развития
координации.
Поочередная ловля мячей
разного размера.
Отстукивание
и
отхлопывание
разного
темпа.
3 четверть
«Колобок»: перекаты.

Упражнения на внимание
Упражнения на
выносливость

1
1

Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1

Выполнение
упражнений

1

Выполнение
упражнений

1
11

Выполнение
упражнений
«Разведчик»: ползание по- Выполнение
упражнений
пластунски.
Разложить 3 кубика по Выполнение
цветным
кружкам упражнений

(согласно цвету кубика);
«Покажи ручки»
«Маленькие - большие»
«Покажи колени»
«Кошка выгибает спину»
«Лягушонок»
«Прыгают на лужайке
зайчики»
«Птица машет крыльями»
«Ласточка летит»
4 четверть
Ходьба,
общеразвивающие
упражнения без предмета.
Выполнение по памяти
комбинаций движения.
Упражнения.

1

Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений

1
1
12

Наклоны и повороты
головы.
Игра «Волшебный
мешочек».
Игра «Кошка и мышки».

Выполнение
упражнений

1

Игровой

1
1

Игровой

Календарно-тематическое планирование
по коррекционным курсам «Двигательное развитие»
7 класс (34 часа)
Форма
Количество
Раздел
Тема урока
проведения

Двигательная
1 четверть
деятельность Упражнения для развития
мелкой моторики рук без
предметов.
Упражнения
для
формирования
правильной осанки.
Комплекс
упражнений
для
профилактики
плоскостопия
с
предметами.
Комплекс
упражнений
дыхательной гимнастики
в и.п. лежа.
Упражнения для развития
координации.
Упражнения для развития
мелкой моторики рук с
предметами.
Упражнения
для
формирования
правильной осанки.
Комплекс
упражнений
для
профилактики
плоскостопия
без
предметов.
2 четверть
Наклоны и повороты
туловища.
Приседания.
Броски и ловля большого
мяча

Дата

часов

8
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1

Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
8
Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений

1
1
1
13

Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной
рукой).
Упражнения на
гимнастической скамейке.
Передвижение в упоре
стоя на коленях с грузом
на спине (кубик,
резиновое кольцо).
Упражнения с лентами.
Упражнения с
теннисными мячами.
3 четверть
Упражнения с
гимнастической палкой.
Упражнения с флажками
«Покажи ручки»
«Покажи колени»
«Маленькие - большие»
«Кошка выгибает спину»
«Лягушонок»
«Прыгают на лужайке
зайчики»
«Птица машет крыльями»
«Ласточка летит»
«Открой ворота»
4 четверть
«Лодочка»
«Колечко»
Ходьба,
общеразвивающие
упражнения без предмета.
Выполнение по памяти
комбинаций движения.
Упражнения.
Упражнения на внимание
Упражнения на
выносливость
Наклоны и повороты
головы.

Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1

Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Выполнение
упражнений

1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений

1
1
1
14

Календарно-тематическое планирование
по коррекционным курсам «Двигательное развитие»
9 класс (34 часа)
Раздел

Тема урока

Двигательная
1 четверть
деятельность Упражнения для развития
мелкой моторики рук без
предметов.
Упражнения для
формирования
правильной осанки.
Комплекс упражнений
для профилактики
плоскостопия с
предметами.
Комплекс упражнений
дыхательной гимнастики
в и.п. лежа.
Упражнения для развития
координации.
Упражнения для развития
мелкой моторики рук с
предметами.
Упражнения для
формирования
правильной осанки с
предметами.
Комплекс упражнений
для профилактики
плоскостопия без
предметов.
2 четверть
Комплекс упражнений
дыхательной гимнастики
в и.п.сидя.
Упражнения для развития
координации с
предметами.
Упражнения на движение
без предметов.
«Бросай, поймай мячик».

Форма
проведения

Количество
часов

Дата

8
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1

Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
7
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений

1

Выполнение
упражнений

1
15

«Кати мячик».
«Прокати мяч по
дорожке».
Выполнение движений в
определённом ритме.
3 четверть
Выполнение
двигательных упражнений
по короткой словесной
инструкции.
«У медведя во бору».
Движения под музыку или
звучащие инструменты
«Самолёт».
«Мячик кверху».
«Догони мяч».
«Метко в цель».
«Мыльные пузыри».
«Бросай, поймай мяч».
«Поменяй предмет».
«Поменяй место».
4 четверть
«Лягушка на болоте».
«Кто я?» (изображаем
движения животных).
«Попробуй повтори».
«Посадка овощей по
ориентирам».
«Сбор овощей по
ориентирам».
«Возьми флажок».
«Не урони мешочек».
Имитационные
упражнения под песню
«Лошадка».
Сгибание пальцев в кулак
и разгибание с изменение
темпа.

Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений

1
1
1
10

Выполнение
упражнений

1
1
Выполнение
упражнений

1
Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой
Игровой

1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1

Игровой
Игровой
Игровой
Игровой

1
1
1

1
Выполнение
упражнений

1

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».