Рабочая программа с НОДА Основы безопасности жизнедеятельности 4 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)
ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с УО.
вариант 1

«Основы безопасности жизнедеятельности»
4 класс

Разработала: Иванова А.Ю.
учитель

г. Сланцы
2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасной
жизнедеятельности» для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Одним из аспектов работы по формированию социальных
представлений у учащихся с умственной отсталостью выделяется обучение
их безопасной жизнедеятельности, способам и средствам сохранения
здоровья.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель обучения - воспитание и формирование обучающегося, знающего
и умеющего принимать необходимые меры по предотвращению или
устранению чрезвычайной ситуации и не являющегося носителем или
источником возникновения экстремальных ситуаций.
Задачи обучения:
 формирование у учащихся знаний о здоровом образе жизни, об
опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного
поведения при их возникновении;
 развитие качеств личности учащихся, необходимых для ведения
здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в
повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 развивать познавательные возможности учащихся;
 воспитание у учащихся чувства ответственности за личную и
общественную безопасность, ценностного отношения к своему
здоровью и жизни и здоровью и жизни окружающих;
 обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и
правильно действовать в случае их наступления, оказывать первую
медицинскую помощь.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Чрезвычайные ситуации. Общие понятия
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве,
экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные
бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы),
смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по
2

защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации
природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия
по защите от наводнений.
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание
всем!».
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры
содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
2. Основы здорового образа жизни
Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие
сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая
работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа
жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание.
Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни.
Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных
заболеваний.
Основы личной гигиены
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на
умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика
вредных привычек.
3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста
Ожоги. Как уберечься от ожогов.
Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах
насекомых
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах
насекомых.
Болезни, их причины и связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит
тело человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и
суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы
дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных
3

заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми
продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь
при отравлении грибами.
Первая медицинская помощь при отравлении газами
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми
токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления
угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста,
первая медицинская помощь
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы,
вывихи и растяжения связок.
Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга,
попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
4. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила
поведения обучающихся.
Безопасное поведение дома
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть
дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись
быть взрослым.
Электричество и газ как источники возможной опасности. Лекарства и
средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил
поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
Лифт — наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.
Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами
в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и
печным отоплением.
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми
людьми.
Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде
дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в
дверь. Где можно и где нельзя играть.
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
4

Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок
(беседа) по телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
5. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его
опасность.
Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров.
Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.
Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
6. Безопасное поведение на улицах и дорогах
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог.
Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и
регулировщика.
Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при
аварийной ситуации в транспорте.
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства.
Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в
транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее
движение. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства.
Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость
движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь
автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
7. Безопасное поведение на природе.
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека.
Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила
поведения.
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как
ориентироваться в лесу.
Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование.
Правила
поведения. пляже.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с
5

опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по
льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила
поведения на пляже.
Содержание разделов
№

Наименование раздела

4 класс количество
часов
5
3

1

Чрезвычайные ситуации.

2

Основы здорового образа жизни

3

Основы медицинских знаний и оказание
первой медицинской помощи
Опасные ситуации, возникающие в
повседневной жизни, правила поведения
обучающихся.

4

5
5

5

Пожарная безопасность и поведение при
пожаре.

5

6

Безопасное поведение на улицах и дорогах

5

7

Безопасное поведение на природе.

6

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1. Личностные результаты:








Освоение основ здорового образа жизни и бережное отношение
детей к своему здоровью.
Овладение приемами сохранения здоровья.
Расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Осознанная борьба с вредными привычками.
Ознакомление с различными видами опасностей и способами
поведения и действия в них.
Развитие всех высших психических функций.
Развитие навыков самоконтроля, воспитание базовых
эмоций личности, адекватности поведения.
6

2. Предметные результаты:
Класс
4

Минимальный уровень

Достаточный уровень

правила перехода дороги;
правила движения на
велосипедах; правила
безопасного поведения при
следовании железнодорожным
транспортом, обязанности
пассажиров; основные правила
поведения на воде, при купании,
при отдыхе у воды, при катании
на лодке;
способы и средства спасания
утопающих, основные
спасательные средства;
как ориентироваться на
местности; когда следует
вызвать «скорую помощь» и
порядок её вызова; основные
понятия- «здоровье»,
«здоровый образ жизни»
факторы, влияющие на
состояние здоровья(курение, алкоголь,
токсикомания).

7

правильно переходить дорогу,
перекрёсток;
организовать безопасную
переправу через небольшой ручей
или канаву;
вызвать «скорую помощь»,
оказать первую помощь при
порезах и ссадинах, ушибах,
небольшом ожоге, при попадании
инородного тела в глаз, ухо или
нос, при укусе насекомыми,
собакой, кошкой, при
кровотечении из носа;

Тематическое планирование
по предмету «Основы безопасной жизнедеятельности»
4 класс
I четверть (8 часов)
№
Тематика урока
п/п
1 Правила перехода дороги, выбор места для игр.
2
3
4
5
6
7
8

Правила безопасности при использовании транспорта.
Разбор конкретных случаев ДТП.
Как вести себя со злоумышленниками.
Предупреждение бытового травматизма: шалости на
балконах, крышах, у открытого окна.
Основные причины бытового травматизма: игры с огнём,
химические вещества.
Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы
экстренной помощи.
Если горит у соседей.
От маленькой искры большой пожар бывает.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

II четверть (8 часов)
№
Тематика урока
п/п
1 Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Факторы, влияющие на здоровье
2 Основы здорового образа жизни и безопасность человека.
3 Режим дня. Здоровое питание
4 Вредные привычки, их влияние на здоровье. Курение и его
влияние на состояние здоровья.
5 Профилактика вредных привычек.
6 Алкоголь и его влияние на умственную и физическую
работоспособность человека
7 Наступает Новый год. Обращение с пиротехникой.
8 Правила поведения на каникулах.

8

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

III четверть (11 часов)
Тематика урока

№
п/п
1 Основные виды травм у детей младшего школьного
возраста, первая медицинская помощь.
2 Переломы, вывихи и растяжения связок.
3 Когда следует вызывать «скорую помощь» и какой порядок
ее вызова.
4 Кровотечение, первая медицинская помощь.
5 Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз,
ухо, нос, первая медицинская помощь.
6 Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак,
кошек.
7 Безопасность на льду в весенний период времени.
8 Чрезвычайные ситуации природного происхождения –
стихийные бедствия.
9 Опасность на улице. Как распознать и правильно
среагировать.
10 Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури
(штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их
последствия, мероприятия по защите.
11 Организация оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

IV четверть (7 часов)
№
Тематика урока
п/п
1 Правила перехода дорог. Перекрестки.
2 Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное
поведение при следовании железнодорожным транспортом,
обязанности пассажира.
3 Причины дорожно-транспортного травматизма.
4 Правила безопасности на воде.
5 Правила поведения на природе.
6 Костер. Меры пожарной безопасности при разведении
костра.
7 Правила поведения во время летних каникул. Повторение за
год.
За год 34 часа
9

Кол-во
часов
1
1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».