Рабочая программа, НОДА, Профильный труд ПМОП, 6 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

МО школы

Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»

пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с УО.
вариант 1

профильный труд «Подготовка младшего
обслуживающего персонала»
6 класс

Разработала: Рябкова Р.А.учитель трудового обучения

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Подготовка
младшего обслуживающего персонала») составлена на основе Федеральной
адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» («Подготовка младшего
обслуживающего персонала») относится к предметной области «Технология» и
является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному
предмету «Профильный труд» в 6 классе в соответствии с учебным планом
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 204 часа в год (6 часов в неделю).
Цель и задачи учебного предмета «Профильный труд» «Подготовка
младшего обслуживающего персонала»
Цельобучения :
• подготовка обучающихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием
которых является уборка квартир, производственных, служебных, медицинских
учреждений, салонов транспорта, работа в пищеблоках, прачечных.
Задачи обучения:
• научить выполнять определённые программой виды работ по алгоритму;
• сформировать навыки безопасного поведения при работе с устройствами, механизмами,
химическими средствами;
• сформировать элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность
работы в небольшом коллективе;
• обеспечить получение опыта деятельности;
• передать технологию выбора моющих средств в зависимости от материала и вида работ;
• передать технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ

Рабочаяпрограмма по учебному предмету
младшего обслуживающего персонала» 6 класс
ставитследующие:

«Подготовка

Цели:
- коррекцияличностиумственноотсталогоребенка;
- формированиесоциальногоопытаиповедения;
- практическаяподготовкаксамостоятельнойжизниитруду;
формирование
знаний,
умений
способствующихобслуживаниюсебяи других.

и

навыков,

Задачи:

-

Воспитание
положительных
качеств личности
ученика
(трудолюбия,настойчивости,уменияработатьвколлективеи т.д.)
Воспитаниеуважениякрабочемучеловеку;

Воспитаниепривычкикчистоте,сознательномувыполнениюсанитарногигиенических правилвбытуи напроизводстве;
- Формированиеушкольниковэстетическогоотношенияктруду.

-

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному
предмету «Профильный труд» «Подготовка младшего обслуживающего
персонала»

6 класс
Личностные результаты
 уважительно относится к людям труда и результатам их деятельности
 проявлять самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей
 понимать личную ответственности за свои поступки на основе представлений
этических нормах и правилах поведения в современном обществе
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность

о

Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание названий некоторых материалов;
изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
- представления об основных свойствах
используемых материалов;
- знание правил хранения материалов;
санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
- отбор (с помощью учителя) материалов и
инструментов, необходимых для работы;
- представления о правилах безопасной

Достаточный уровень:
-ухаживать за территорией вокруг школы;
-проводить ежедневную уборку спального
помещения;
-изготавливать фартук с помощью швейной
машины;
-шить мягкую игрушку;
-изготавливать аппликацию с элементами
строительных конструкций;
-ухаживать за паркетным полом;
-сервировать стол;
-разносить пищу по столам;
-производить сбор грязной посуды, уборку
пола;
-ремонтировать одежду и постельное белье;
-работать пылесосом;

работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при
выполнении работы;

-ухаживать за мебелью в зависимости от
материала покрытия.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 класс
Вводное занятие
Работа на участке
Объект работы. Территория вокруг школы.
Теоретические сведения. Аллеи, дорожки и площадки около школы: расположение,
назначение, правила ухода. Виды сорных растений. Инвентарь для выполнения
уборочных работ: виды, назначения, рабочие позы и приемы. Правила безопасности при
уборке.
Практические работы. Сгребание опавших листьев граблями. Выдергивание и удаление
сорных растений. Подметание, выравнивание, посыпание песком дорожек и площадок.
Переноска собранного мусора. Подготовка уборочного инвентаря к хранению и складирование в отведенное место.
Ежедневная уборка спального помещения
Объект работы. Пол, подоконники, отопительные радиаторы в спальне.
Теоретические сведения. Тряпка для уборки. Назначение в зависимости от вида работы,
используемая ткань, маркировка, требования к состоянию во время работы и при
хранении. Последовательность уборки. Определение качества уборки. Правила
безопасности при протирке подоконника и отопительного радиатора.
Умения. Проверка работы. Коллективное обсуждение выполненных работ.
Практические работы. Крепление тряпки на швабру. Протирка подоконников,
радиаторов, радиаторных ниш. Промывка тряпки во время работы. Влажная протирка
иола. Проверка результатов работы. Коллективное обсуждение качества работы.
Работа с тканью
Изделие. Фартук квадратной формы с завязками (из готового кроя).
Теоретические сведения. Фартук: ткани для изготовления, детали, швы. Виды отделки.
Практические работы. Наметывание первого и второго подгиба. Обработка срезов на
швейной машине швом вподгибку. Изготовление завязок. Присоединение завязок: подгиб
противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и прострачивание.
Отделка фартука вышивкой или аппликацией.
Практическое повторение
Виды работы. Уборка школьного участка, спальных помещений. Самопроверка
результата работы. Коллективное обсуждение качества работы.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
Вводное занятие
Работа с тканью
Изделие. Мягкая игрушка по выбору: медвежонок, собачка, утка,рыбка, зайчик.
Теоретические сведения. Ткани, применяемые для изготовления мягких игрушек, их
название. Способ выполнения петельного стежка.
Упражнение. Выполнение петельных стежков на образце.
Практические работы. Сметывание и соединение основных деталей готового кроя
обтачным швом или петельными стежками, вывертывание и набивка ватой.
Присоединение дополнительных деталей (хвоста, клюва, плавника, глаза и пр.).
Устройство жилого помещения
Изделие. Аппликации «Жилая комната», «Прихожая», «Кухня».
Теоретические сведения. Элементы строительной конструкции: стена, пол, потолок,
дверной проем, оконный проем, ниша для радиатора. Оборудование дома: плинтус,

подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь (одинарная, двойная),
штепсельная розетка, вентиляционная решетка. Инструменты и материалы для
выполнения аппликации: цветная бумага, шаблон, карандаш, линейка, угольник,
ножницы, кисточка, клей.
Практические работы. Выбор цветной бумаги. Разметка, вырезание и расположение
деталей на бумаге . Проверка расположения. Наклеивание деталей. Надписывание на
аппликациях названий предметов, новых для учащихся. Нахождение строительных
элементов в здании школы
Уход за паркетным полом
Объект работы. Паркетный пол в жилом или административном помещении.
Теоретические сведения. Покрытия паркетного пола: виды, назначение и различение по
внешнему виду. Щетка для натирки пола мастикой: виды, правила обращения и
сбережения. Электрополотер: устройство, пользование, правила безопасности при
обращении.
Умение. Работа электрополотером.
Практические работы. Удаление пятен на паркетном полу. Влажная уборка паркетного
пола, покрытого лаком. Подготовка пола, покрытого мастикой, к натирке. Натирка пола
щеткой и электрополотером. Проверка результата работы.
Практическое повторение
Вид работы. Изготовление мягкой игрушки из готового кроя.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
Вводное занятие
Работа в столовой
Объект работы. Школьная столовая.
Теоретические сведения. Понятие о гигиене питания. Фаянсовая и стеклянная посуда.
Свойства алюминия как материала для посуды и столовых приборов. Требования к
работнику столовой: одежда, поведение. Правила подготовки стола к подаче пищи. Эстетическое оформление стола. Правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды.
Умения. Ориентировка по показу учителя. Планирование последовательности действий в
ходе коллективного обсуждения.
Практические работы. Сервировка стола. Разноска пищи по столам. Подача пищи. Сбор
грязной посуды в тележки. Выполнение санитарных требований и правил этикета при
сборе грязной посуды со столов. Разгрузка посуды в моечном отделении. Уборка и протирка столов. Уборка пола
Ремонт постельного белья
Объект работы. Наволочка. Простыня, пододеяльник.
Теоретические сведения. Виды ремонта: наложение заплат, обрезание ветхих краев.
Формы и размеры заплаты.
Упражнение. Пришивание заплаты к образцу.
Практические работы. Подготовка изделия к ремонту (обрезание ветхих краев). Раскрой
заплаты с учетом швов. Подгибание и заметывание срезов на заплате и изделии.
Наложение, приметывание и пришивание заплаты вручную косыми стежками или на
швейной машине. Утюжка отремонтированного изделия.
Ежедневная уборка помещения
Объекты работы. Учительская. Кабинеты руководителей школы. Методические
кабинеты. Классы. Складские помещения школы.
Теоретические сведения. Служебное помещение: виды, назначение, оборудование.
Порядок хранения и расположения вещей в каждом помещении. Правила уборки в
служебном помещении. Бытовой электропылесос: устройство, применение, пользование.
Умение. Работа пылесосом.

Практические работы. Протирка подоконников, отопительных радиаторов. Подметание
и протирка пола шваброй. Получение разрешения на протирку столов, настольных
осветительных приборов. Очистка мусорных корзин. Удаление пыли с помощью
пылесоса. Чистка уборочного инвентаря после применения и уборка в отведенные места.
Практическое повторение
Вид работы. Выполнение уборочных работ с использованием освоенных приемов.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
Вводное занятие
Работа с тканью
Объект работы. Постельное белье.
Теоретические сведения. Ткани для постельного белья. Виды ремонта. Размеры и формы
заплат. Требования к отремонтированным изделиям.
Практические работы. Подготовка изделия к ремонту. Подбор ткани для заплаты.
Определение места наложения заплаты и ее размера. Раскрой заплаты с учетом швов.
Подгибание и заметывание срезов. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной
машине. Ремонт постельного белья путем среза изношенной части.
Работа на участке
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Вскапывание почвы цветника: значение, глубина, приемы,
требования к качеству. Определение глубины вскапывания с помощью линейки. Понятие
о борозде.
Практические работы. Осмотр участка для вскапывания. Определение его границ и
направления борозд. Прокладывание первой борозды. Вскапывания с соблюдением
заданной глубины. Выравнивание вскопанной почвы граблями. Взаимопроверка
выполненной работы.
Уход за мебелью
Объект работы. Школьная мебель.
Теоретические сведения. Мебель: виды, назначение. Виды покрытия мебели (краска, лак,
ткань, кожзаменитель, пластик, эмаль). Средства и правила ухода за мебелью в
зависимости от материала покрытия.
Практические работы. Удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели. Уборка
мягкой мебели. Обновление поверхности полированной мебели с помощью полирующего
средства. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели.
Практическое повторение
Виды работы. Ремонт белья и одежды или пошив простейших изделий (салфетки для
уборки, мешочка для изделия и т. п.).
Самостоятельная работа
Наложение заплаты накладным швом на образце
Критерии оценивания предметных результатов

Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно
применять и произносить термины.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить учебный материал своими словами;

- правильно и обстоятельно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «3» ставится, если ученик:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- не всегда и (или) неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.
Отметка «2» ставится
Нормы оценок практических работ
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы,
учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество выполненной работы и
рабочего времени, затраченного на работу.
Отметка «5» ставится, если учеником:
- правильно организовывалось рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
- работа выполнена с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если учеником:
- допускались незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего
места;
- в основном правильно выполнялись приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- работа сделана с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
- допускались недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;

- работа сделана с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности;
Отметка «2» не ставится

Тематическое планирование
6 класс
Количество часов

№

Содержание

п/п

(наименование разделов и тем)

Всего
часов,

Теория

Практик
а

I четверть – 48 часов
1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Работа на участке

16

6

10

3.

Ежедневная уборка спального
помещения

10

2

8

4.

Работа с тканью
Фартук квадратной формы с завязками из готового
кроя
Обобщение и повторение пройденного материала.
Тест.
II четверть – 48 часов
Вводное занятие
Уборка школьного участка, спального помещения
Работа с тканью
Изделие. Мягкая игрушка

18

4

14

1

-

1

1
12
10

4
2

1
8
8

8
16
1

2
4
-

6
12
1

1
16

6

1
10

5.

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Устройство жилого помещения
Изделие. Аппликация «Жилая комната»
Уход за полом
Обобщающий урок по теме: «Уход за полом»
III четверть – 60 часов
Вводное занятие
Работа в столовой
Ремонт постельного белья с помощью заплаты
(наволочка, простыня)
Ежедневная уборка помещения

18

6

12

24

4

20

1

-

1

17
18

Обобщающий урок по теме: «Ежедневная уборка
помещения». Тест.
IV четверть – 48 часов
Вводное занятие
Работа на участке цветник

1
13

3

1
10

19
20
21

Уход за мебелью
Ежедневная уборка помещения
Практическое повторение

6
10
18

1
2
2

5
8
16

16

Итого

204

52

152


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».