Рабочая программа, НОДА, Речь и альтернативная коммуникация, 3 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с УО.
вариант 2

«Речь и альтернативная коммуникация»
3 класс

Разработана: Кашина Ю.М.,
учителем начальных классов

2023 г.

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к предметной
области «Язык и речевая практика».В соответствии с учебным планом рабочая программа по
предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 102часа (3 часа в неделю).
Цель обучения- формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Смыслом обучении социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное
поэтапное планомерное расширение жизненного опыта повседневных социальных контактов в
доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению
ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную,
дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребёнку
пределах, организованное включение в общение.
II.

Планируемые результаты

Личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы изспорныхситуаций.
Предметные результаты:
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека;
- овладение доступными средствами коммуникации общения вербальными и невербальными:
понимание обращенной речи, умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:
жестами взглядом;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
III.
Содержание обучения
Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено
следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации».
Раздел «Коммуникация». Установление контакта с собеседником: установление
зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя. Привлечение к себе внимания звуком (словом,
предложением). Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Прощание с
собеседником звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний жестом (словом,
предложением). Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Обращение с
2

просьбой о помощи. Выражение согласия жестом (словом, предложением). Выражение
несогласия жестом (словом, предложением). Выражение благодарности жестом (словом,
предложением). Выражение удовольствия/неудовольствия с помощью графического
изображения, звучащим предметом. Ответы на вопросы (жестом, движением, словом,
предложением). Ответы на вопросы, предлагающие согласие/несогласие с помощью звучащего
предмета.Поддержание
диалога
на
заданную
тему:
поддержание
зрительногоконтактассобеседником,соблюдениедистанции(очередности)вразговоре.
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Узнавание/называние имен одноклассников, имен членов семьи, педагогов класса. Понимание
слов, обозначающих предмет: овощи (огурец, кабачок, лук, чеснок, горох, бобы), фрукты
(яблоко, груша, апельсин, лимон, абрикос, персик, виноград), ягоды (клубника, смородина
красная, смородина черная, земляника, черника, голубика, клюква, брусника), орехи, бытовые
приборы (телевизор, холодильник, микроволновая печь, электрический чайник, утюг),
съедобные и несъедобные грибы, транспорт (автобус, автомобиль, специальный транспорт).
Понимание слов, обозначающих действие предмета: ходить, бегать, летать, ехать, плавать,
ползать, молчать, кричать, рисовать, танцевать. Понимание слов, указывающих на предмет (я,
он, мой, твой).
№

Раздел
1. Коммуникация
2. Развитие
речи
вербальной
и
коммуникации

Кол-во
часов
27
средствами 75
невербальной
Итого: 102

3

IV.
Система оценки знаний
Для организации и аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс
образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося привлекаются
членыего семьи. Задача экспертнойгруппы - выработка согласованнойоценкидостижений ребёнка в
сфере жизненных компетенций. Основой служит анализрезультатов обучения ребёнка, динамика
развития его личности.
В качестве промежуточной(годовой) аттестации выступает оценкарезультатов освоения
СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося поитогамучебногогода.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением бальной
системы оценивания:
 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений всвязи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся уобучающегося
нарушений,
оценивается
его
эмоциональное
состояние,
другиевозможныеличностныерезультаты.
4

Тематическое планирование
Тема
Кол-во Личностные результаты
часов
Коммуникация
Установление контакта с собеседником
1
Устанавливать контакт с
собеседником.
Установление зрительного контакта с собеседником
1
Социально-эмоциональное
Установление контакта с собеседником: учет
1
участие в процессе
эмоционального состояния собеседника
общения и совместной
Поддержание зрительного контакта с собеседником
1
деятельности
Реагирование на собственное имя
1
Привлечение к себе внимание (жестом, словом,
1
предложением)
Приветствие собеседника (жестом, словом, предложением) 1
Приветствие собеседника «Здравствуйте»
1
Прощание с собеседником (жестом, словом,
1
предложением )
Прощание с собеседником «До свидания»
1
Выражение своих желаний (жестом, словом,
1
предложением)
Указание взглядом на объект при выражении своих
1
желаний
Обращение с просьбой о помощи (жестом, словом,
1
предложением)
Выражение согласия (жестом, словом, предложением)
1
Выражение несогласия (жестом, словом, предложением )
1
Выражение благодарности (жестом, словом,
1
предложением)
Выражение благодарности «Спасибо»
1
Выражение удовольствия/неудовольствия с помощью
1
графического изображения
Выражение удовольствия/неудовольствия звучащим
1
предметом
Ответы на вопросы (жестом, движением, словом,
1
предложением)
Указание взгляда на объект при ответе на вопросы
1
V.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Предметные результаты
Уметь:
- выражать свои желания
жестом, словом, предложением;
- приветствовать собеседника
жестом, словом, предложением;
- прощаться с собеседником
жестом, словом, предложением;
- обращаться с просьбой о
помощи жестом, словом,
предложением;
- выражать согласие/несогласие
жестом, словом, предложением;
- выражать благодарность
жестом, словом, предложением;
- выражать
удовольствие/неудовольствие с
помощью графического
изображения, звучащим
предметом;
- отвечать на вопросы жестом,
движением, словом,
предложением;
-задавать вопросы жестом,
движением, предложением;
- отвечать на вопросы
предлагающие
согласие/несогласие с помощью
звучащего предмета

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

Задавание вопросов (жестом, движением, предложением)
1
Ответы на вопросы, предлагающие согласие/несогласие с 1
помощью звучащего предмета
Реагирование на собственное имя
1
Формирование
уважительного отношения
Узнавание/называние имен одноклассников
1
к окружающим
Узнавание/называние имен педагогов класса
1
Узнавание/называние имен членов семьи
1
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Понимание слов, обозначающих предмет: овощи (огурец,
1
Социально-эмоциональное
кабачок)
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
Соотнесение слова и картинки: огурец, кабачок
1
развитие навыков
Понимание слов, обозначающих предмет овощи: овощи
1
сотрудничества с взрослыми
(лук, чеснок)
и сверстниками в
Соотнесение слова и картинки: лук, чеснок
1
разныхсоциальных
Понимание слов, обозначающих предмет: овощи (горох,
1
ситуациях, умения не
бобы)
создавать конфликтов и
Соотнесение слова и картинки: горох, бобы
1
находить выходы
Понимание слов, обозначающих предмет: фрукты (яблоко, 1
изспорныхситуаций
груша)
Соотнесение слова и картинки: яблоко, груша
1
Понимание слов, обозначающих предмет: фрукты
1
(апельсин, лимон)
Соотнесение слова и картинки: апельсин, лимон
1
Понимание слов, обозначающих предмет: фрукты
1
(абрикос, персик)
Соотнесение слова и картинки: абрикос, персик
1
Понимание слов, обозначающих предмет: фрукты
1
(виноград)
Социально-эмоциональное
Соотнесение слова и картинки: виноград
1
участие в процессе общения
Понимание слов, обозначающих предмет: ягоды
1
и совместной деятельности;
(клубника)
развитие навыков
Соотнесение слова и картинки: клубника
1
сотрудничества с взрослыми
Понимание слов, обозначающих предмет: ягоды
1
и сверстниками в
(смородина черная, красная)
6

Знать и называть имена
одноклассников, педагогов,
членов семьи

Понимать слова, обозначающие
предмет. Соотносить слова и
картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

Понимать слова, обозначающие
предмет. Соотносить слова и
картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

Соотнесение слова и картинки: смородина черная и
красная
Понимание слов, обозначающих предмет: ягоды
(земляника)
Соотнесение слова и картинки: земляника
Понимание слов, обозначающих предмет: ягоды (черника,
голубика)
Соотнесение слова и картинки: черника, голубика
Понимание слов, обозначающих предмет: ягоды (клюква,
брусника)
Соотнесение слова и картинки: клюква, брусника
Понимание слов, обозначающих предмет: орехи
Соотнесение слова и картинки: орехи
Понимание слов, обозначающих предмет: бытовые
приборы (телевизор)
Соотнесение слова и картинки: телевизор
Понимание слов, обозначающих предмет: бытовые
приборы (холодильник)
Соотнесение слова и картинки: холодильник
Понимание слов, обозначающих предмет: бытовые
приборы (микроволновая печь)
Соотнесение слова и картинки: микроволновая печь
Понимание слов, обозначающих предмет: бытовые
приборы (электрический чайник)
Соотнесение слова и картинки: электрический чайник
Понимание слов, обозначающих предмет: бытовые
приборы (утюг)
Соотнесение слова и картинки: утюг
Понимание слов, обозначающих предмет: грибы
(съедобные грибы)
Соотнесение слова и картинки: съедобные грибы
Понимание слов, обозначающих предмет: грибы
(несъедобные грибы)
Упражнение «Съедобные и несъедобные грибы»

1
1
1
1

разныхсоциальных
ситуациях, умения не
создавать конфликтов и
находить выходы
изспорныхситуаций

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в
разныхсоциальных
ситуациях, умения не
создавать конфликтов и
находить выходы
изспорныхситуаций

Понимать слова, обозначающие
предмет. Соотносить слова и
картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.

76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.

Рассматривание иллюстраций «Грибы»
Подбор картинки по словесной инструкции
Соотнесение слова и картинки: несъедобные грибы
Понимание слов, обозначающих предмет: транспорт
(автобус)
Соотнесение слова и картинки: автобус
Понимание слов, обозначающих предмет: транспорт
(автомобиль)
Соотнесение слова и картинки: автомобиль
Понимание слов, обозначающих предмет: транспорт
(специальный транспорт – скорая помощь, пожарная
машина, полиция)
Соотнесение слова и картинки: специальный транспорт –
скорая помощь, пожарная машина, полиция
Упражнение «Найди транспорт»
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
ходить
Соотнесение слова и картинки: ходить
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
бегать
Соотнесение слова и картинки: бегать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
летать
Соотнесение слова и картинки: летать
Понимание слов, обозначающих действие предмета: ехать
Соотнесение слова и картинки: ехать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
плавать
Соотнесение слова и картинки: плавать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
ползать
Соотнесение слова и картинки: ползать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
молчать

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в
разныхсоциальных
ситуациях, умения не
создавать конфликтов и
находить выходы
изспорныхситуаций

Понимать слова, обозначающие
действие предмета. Соотносить
слова и картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в
разныхсоциальных
ситуациях, умения не
создавать конфликтов и
находить выходы
изспорныхситуаций

Понимать слова, обозначающие
действие предмета. Соотносить
слова и картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации

Соотнесение слова и картинки: молчать
Понимание слов, обозначающих действие предмета:
кричать
93. Соотнесение слова и картинки: кричать
94. Соотнесение слова и картинки: рисовать
95. Понимание слов, обозначающих действие предмета:
танцевать
96. Соотнесение слова и картинки: танцевать
97. Игра «Угадай действие»
98. Понимание слов, указывающих на предмет: я
99. Понимание слов, указывающих на предмет: он
100. Понимание слов, указывающих на предмет: мой
101. Понимание слов, указывающих на предмет: твой
102. Практическое упражнение «Это чей предмет?»
91.
92.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в
разныхсоциальных
ситуациях;

Понимать слова, обозначающие
признак предмета. Соотносить
слова и картинки.
Использовать средства
вербальной и невербальной
коммуникации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».