Рабочая программа, НОДА, Человек, 3 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с УО.
вариант 2

«Человек»
3 класс

Разработана: Кашина Ю.М.,
учителем начальных классов

2023 г.

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
Учебный предмет «Человек» относится к предметной области «Окружающий мир». В
соответствии с учебным планом рабочая программа по предмету «Человек» в 3 классе рассчитана на
34 учебные недели и составляет 68 часов (2 часа в неделю).
Цель обучения - приобщение обучающегося к социальному миру и развития представления о
себе.
Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «Я» ребёнок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими
людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе «Я» и своём ближайшем окружении и повышении уровня самостоятельности в
процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами «Представления о себе», «Гигиена тела»,
«Туалет», «Семья».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям
здоровья;
Предметные результаты:
- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
- накопление положительного опыта взаимодействия;
- формирование умения соблюдать гигиенические правила;
II.
Содержание обучения
Содержание учебного предмета состоит из следующих разделов: «Представление о себе»,
«Туалет», «Гигиена тела», «Семья»;
Раздел «Представление о себе» Осознание себя «Я», называние своего имени, упражнение
«Покажи, где…», узнавание мальчика и девочки по внешнему виду, различение мальчика и девочки
по внешнему виду, показ мальчика и девочки на картинке, части тела: голова, руки, ноги,
упражнения с картинками, показ частей тела на себе: голова, руки, ноги, упражнения на
ориентировку в собственном теле, показ и называние частей тела на кукле, части головы: глаза, уши,
нос, рот, волосы, упражнения с картинками, показ и называние частей головы на себе: глаза, уши,
нос, рот, волосы, упражнения на рассматривание себя в зеркале, действия, связанные с гигиеной
тела, знакомство с пиктограммами «видеть», «слышать», «есть», «идти», «нюхать», двигательные и
жестовые упражнения «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу», знакомство с помещениями
школы, нахождение своего класса.
Раздел «Туалет» Нахождение помещения «Туалет», запоминание маршрута «Класстуалет», сообщение о желании сходить в туалет (пиктограмма), сидение на унитазе и оправление
малой или большой нужды, пользование туалетной бумагой, смывание унитаза, выполнение
2

практических упражнений в соблюдении последовательности действий в туалете: нажимание кнопки
слива воды, выполнение практических упражнений в соблюдении последовательности действий в
туалете: поднимание крышки, опускание сидения, выполнение практических упражнений в
соблюдении последовательности действий в туалете: спускание и одевание брюк, колготок, трусов,
выполнение практических упражнений в соблюдении последовательности действий в туалете:
сидение на унитазе, оправление нужды в унитаз, использование алгоритма «Посещение туалета».
Раздел «Гигиена тела» Упражнение «Открываем/закрываем кран с водой», упражнение
«Моем руки после туалета», вытирание рук после мытья, соблюдение последовательности действий
при мытье и вытирании рук, правила умывания, соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании лица, мои зубки, уход за зубами, чистка зубов, отрабатывание действий
«открыть/закрыть тюбик с зубной пастой», отрабатывание действий «Намачивание щётки»,
отрабатывание действий «Выдавливание зубной пасты на щётку», соблюдение последовательности
действий «Чистка зубов», гигиена носа, пользование носовым платком, гигиена волос, предметы для
мытья волос (шампунь, полотенце, фен), запоминание последовательности мытья волос по
картинкам, практическое упражнение «Моем волосы кукле», сушим волосы феном, расчесывание
волос, гигиена ушей, гигиена ног, гигиена тела, просмотр мультфильма «Мойдодыр», практическое
упражнение «Чистые руки».
Раздел «Семья» Создание коллажа «Моя семья», Мама. Показ на фотографии., Папа. Показ
на фотографии, Бабушка. Показ на фотографии, Дедушка. Показ на фотографии, Брат/сестра. Показ
на фотографии, Узнавание (различение) членов семьи, Узнавание себя на семейной фотографии,
Домашние животные в семье. Показ на фотографии, Игра «Кто это?», Сюжетно-ролевая игра
«Семья», Узнавание (различение) одноклассников, Показ одноклассников по просьбе педагога,
Узнавание (различение) педагогов класса, Показ педагогов класса на фотографии.

№

Раздел
1.
2.
3.
4.

Представление о себе
Туалет
Гигиена тела
Семья

3

Кол-во
часов
18
10
25
15
Итого: 68

III.
Система оценки знаний
Для организации и аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс
образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося привлекаются
членыего семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной оценки достижений ребёнка
в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка,
динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения
СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением бальной
системы оценивания:
 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся уобучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие и возможные личностные
результаты.
4

Тематическое планирование
Тема
Кол-во Личностные результаты
часов
Осознание себя «Я»
1
Представление о себе как
«Я», осознание общности и
Называние своего имени
1
различий «Я» от других
Упражнение «Покажи, где…»
1
Узнавание мальчика и девочки по внешнему виду.
1
Различение мальчика и девочки по внешнему виду.
1
Показ мальчика и девочки на картинке
1
Части тела: голова, руки, ноги. Упражнения с картинками. 1
Показ частей тела на себе: голова, руки, ноги.
1
Упражнения на ориентировку в собственном теле.
1
Показ и называние частей тела на кукле.
1
Части головы: глаза, уши, нос, рот, волосы. Упражнения с 1
картинками.
Показ и называние частей головы на себе: глаза, уши, нос, 1
рот, волосы.
Упражнения на рассматривание себя в зеркале.
1
Действия, связанные с гигиеной тела
1
Знакомство с пиктограммами «видеть», «слышать»,
1
«есть», «идти», «нюхать».
Двигательные и жестовые упражнения «Я вижу, дышу,
1
нюхаю, говорю, кушаю, слышу».
Знакомство с помещениями школы
1
Нахождение своего класса
1
Нахождение помещения «Туалет»
1
Запоминание маршрута «Класс-туалет»
1
Сообщение о желании сходить в туалет (пиктограмма)
1
Сидение на унитазе и оправление малой или большой
1
нужды.
Пользование туалетной бумагой
1
Смывание унитаза. Выполнение практических
1
Социально-эмоциональное
упражнений в соблюдении последовательности действий в
участие в процессе общения
туалете: нажимание кнопки слива воды.
и совместной деятельности
Выполнение практических упражнений в соблюдении
1
IV.

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.

Предметные результаты
Знать и называть части тела

Знать правила пользования
туалетом

26.

27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

последовательности действий в туалете: поднимание
крышки, опускание сидения
Выполнение практических упражнений в соблюдении
последовательности действий в туалете: спускание и
одевание брюк, колготок, трусов
Выполнение практических упражнений в соблюдении
последовательности действий в туалете: сидение на
унитазе, оправление нужды в унитаз
Использование алгоритма «Посещение туалета»
Упражнение «Открываем/закрываем кран с водой»
Упражнение «Моем руки после туалета»
Вытирание рук после мытья
Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании рук
Правила умывания
Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании лица
Мои зубки. Уход за зубами.
Чистка зубов
Отрабатывание действий «Открыть/закрыть тюбик с
зубной пастой»
Отрабатывание действий «Намачивание щётки»
Отрабатывание действий «Выдавливание зубной пасты на
щётку»
Соблюдение последовательности действий «Чистка зубов»
Гигиена носа
Пользование носовым платком
Гигиена волос.
Предметы для мытья волос (шампунь, полотенце, фен)
Запоминание последовательности мытья волос по
картинкам
Практическое упражнение «Моем волосы кукле»
Сушим волосы феном
Расчесывание волос

1

1

1
1
1
1
1

Умение поддерживать образ
жизни, соответствующий
возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья

Соблюдать алгоритм мытья рук

1
1
1
1
1
1
1

Знать алгоритм чистки зубов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
6

Знать алгоритм мыть волос

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Гигиена ушей.
Гигиена ног.
Гигиена тела.
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Практическое упражнение «Чистые руки»
Создание коллажа «Моя семья»
Мама. Показ на фотографии.
Папа. Показ на фотографии.
Бабушка. Показ на фотографии.
Дедушка. Показ на фотографии.
Брат/сестра. Показ на фотографии.
Узнавание (различение) членов семьи
Узнавание себя на семейной фотографии
Домашние животные в семье. Показ на фотографии.
Игра «Кто это?»
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Узнавание (различение) одноклассников
Показ одноклассников по просьбе педагога
Узнавание (различение) педагогов класса
Показ педагогов класса на фотографии

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7

Знать членов своей семьи

Социально-эмоциональное
участие в процессе общения
и совместной деятельности

Называть имена
одноклассников и педагогов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».