Рабоча программа, НОДА, Музыка и движение, 3 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с УО.
вариант 2

«Музыка и движение»
3 класс

Разработана:
Воробьевой А. О.
учителем

2023 год

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Музыке и движению» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по «Музыке и движению» в 3
классе рассчитана на 34 недели и составляет 68 часов (2 часа в неделю).
«Музыка и движение»―учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определенной
самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе
уроков «Музыка и движение» знания, исполнительские умения и навыки не являются
самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей,
вкуса учащихся.
2. Содержание обучения.
Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающимися являются музыкальноритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и
действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек,
колокольчиков и т.д.). Уроки музыки и движения учат воспринимать звуки окружающего
мира, направлены сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, музыкарассматривается
как средство развития эмоциональной и личностной сферы.
Программно-методический материал по программе «Музыка и движение» включает 4
раздела: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных
инструментах».

«Слушание музыки». В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое
способствует расширению представлений учащихся о музыкальных произведениях. Учащихся
побуждают эмоционально реагировать на музыку разного характера, с помощью учителя
используют вербальные и невербальные средства общения, чтобы объяснить услышанное.

«Пение». Песенный репертуар доступный по своим музыкально-ритмическим
особенностям для пения, и понимания учащимися. Мелодии песен простые, тексты ясные,
конкретные, небольшие по объему. Репертуар песен подобран в соответствии с возрастом и
особенностями речевого развития детей. Значительная роль на уроках отводится вокальным
упражнениям: «распевание» на попевках и простых по звукослоговой структуре слов песен.
Программой предусмотрено пение под сопровождение музыкального произведения и без него.
Программа предусматривает постоянную работу как над произношением слов, так и над
смысловым содержанием песен. Это направление работы интегрируется с логопедической
работой с учащимися.

«Движение под музыку». Уроки «Музыка и движение» направлены на выработку
динамической координации движений учащихся, их точности и четкости, способность
удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое

значение здесь приобретают упражнения по развитию тонкой моторики: сжимание и
разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды
движений в суставах и совершенствованием взаимодействия различных анализаторов. Эти
упражнения проводятся под музыку. Уроки «Музыка и движение» в данном контексте
являются катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие учащихся с умеренной,
тяжелой умственной отсталостью.

«Игра на музыкальных инструментах». На уроках «Музыка и движение» активно
используются ударно шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки,
барабан, маракас, металлофон и другие, в том числе и самодельные музыкальные
инструменты. Как правило, музицирование на инструментах предполагает ансамбль с
аккомпанементом педагога. Игра на инструменте развивает музыкальную память и ритм,
вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию.
Содержание разделов
№
1.
2.
3.
4.

Название раздела
Слушание музыки.
Движение под музыку
Игра на музыкальных инструментах.
Пение
Итого:

Кол-во
часов
17
15
21
15
68

3. Планируемые результаты
Личностные
- умение выполнять инструкции педагога;

Предметные
- развитие слуховых и двигательных
восприятий,
танцевальных,
певческих,
- умение использовать по назначению хоровых умений, освоение игре на доступных
учебные материалы;
музыкальных инструментах, эмоциональное и
практическое обогащение опыта в процессе
- умение выполнять действия по образцу и музыкальных занятий, игр, музыкальнопо подражанию;
танцевальных, вокальных и инструментальных
выступлений:
- умение оценивать состояние сверстников и
 интерес
к
различным
видам
взрослых по мимике и пантомимике;
музыкальной деятельности (слушание,
пение, движение под музыку, игра на
музыкальных инструментах);
 умение слушать музыку и выполнять
простейшие танцевальные движения;
 освоение приемов игры на
музыкальных инструментах,
сопровождение
мелодии
игрой
на
музыкальных
инструментах;
- готовность к участию в совместных
музыкальных мероприятиях:
 умение
проявлять
адекватные
эмоциональные реакции от совместной
и
самостоятельной
музыкальной




деятельности;
стремление
ксовместной
и
самостоятельной
музыкальной
деятельности;
умение
использовать
полученные
навыки для участия в представлениях,
концертах, спектаклях.

4. Система оценки
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс
образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены
его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной оценки достижений ребёнка в
сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика
развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения
СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,
основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или
невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической
помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

5.

Тематическое планирование.

Тематическое планирование по предмету «Музыка и движение»
3 класс
2 часа в неделю /68 часов в год
I четверть
№

Тема урока

Кол-во
часов

Слушание музыки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Мир музыки. Вводный урок. Слушание музыкальнойрусской
народной сказки «Репка»
Обыгрывание содержания сказки «Репка»
Погремушки, бубенцы
Слушание музыкальной русской народной сказки «Колобок».
Музыкальныеигрушки.
Определение последовательности событий в сказке
«Колобок». Шумовые инструменты
Обыгрывание содержания сказки «Колобок»
Шумовые инструменты
Слушание музыкальной русской народной сказки «Руковичка».
Музыкальные игрушки.
«Улыбнулось Солнышко». Побуждение к прослушиванию мелодии
различного характера
Слушание музыкальной русской народной сказки «Волк и семеро
козлят». Музыкальные игрушки.
Побуждение к прослушиванию мелодии различного характера «В
осеннем лесу».
Слушание музыкальной русской народной сказки «Заяц Хваста».
Музыкальные игрушки.
Определение последовательности событий в сказке «Заяц Хваста».
Шумовые инструменты
Побуждение к прослушиванию мелодии различного характера
«Бабушка Маруся».
Слушание музыкальной русской народной сказки «Курочка ряба».
Шумовые инструменты
Определение последовательности событий сказки
«Курочка ряба» Музыкальные игрушки
Слушание музыкальной русской народной сказки «Бобовое
зернышко». Шумовые инструменты
Определение последовательности событий сказки
«Бобовое зернышко» Музыкальные игрушки
Обобщающий урок, повторение материала

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование по предмету «Музыка и движение»
3 класс
2 часа в неделю/68 часов в год
II четверть
№

Тема урока

Кол-во
часов

Движение под музыку
18
19
20
21
22

Слушание «Осенняя песенка», муз. Васильев,
сл. Плещеева. Игра на шумовых инструментах
Слушание звучания музыкальных инструментов, звучащих
предметов и игрушек, простых мелодий разных музыкальных жанров
Слушание «Осенняя песенка», муз. Васильев,
сл. Плещеева. Игра на шумовых инструментах
Коррекция внимания, памяти, развивать двигательную активность,
развивать ориентирование в пространстве «Разноцветные зонтики»
Голоса предметов (узнавание звуков различных
предметов). Погремушки, бубенцы.

1
1
1
1
1

23
24
25
26
27

28
29
30
31
32

«Утро в лесу». Побуждение к прослушиванию мелодии различного
характера
Игры на различие звуков по длительности звучания, силе, темпу
Звуки животных. Игра на шумовых инструментах
«Снеговик и елочка». Развивать ориентирование в пространстве
Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью приобщения к
подпеванию несложных песен, сопровождая пение жестами.
Развивать мелкую моторику рук. «Голубые варежки»
Игры на ориентировку в пространстве класса с учетом динамики
музыкального произведения
Музыкальные игры на различие и воспроизведение серий звуков
«Зимняя пляска» - разбор персонажей
«Голубые санки». Побуждение к прослушиванию мелодии
различного характера
«Новогодний хоровод». Учить подпевать повторяющиеся слова

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Тематическое планирование по предмету «Музыка и движение»
3 класс
2 часа в неделю /68 часов в год
III четверть
№

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

46
47

48
49
50
51
52

53

Тема урока
Игра на музыкальных инструментах.
Музыкальный инструмент бубенцы. Слушаем «Капли».
«Тихие и громкие звоночки» игра с бубенцами
Музыкальный инструмент бубенцы. Элементы игры.
«Тихие и громкие звоночки»игра с бубенцами
Музыкальный инструмент ложки. Слушаем «Горох»
«Бубенчики», муз. Н. Ветлугиной (игра с колокольчиком)
Комплекс ОРУ. Ходьба одиночно, парами под музыку.
Голоса предметов (узнавание звуков различных предметов)
Игра на шумовых инструментах. Слушаем «Дождик»
Коррекция внимания, учить узнавать звучание музыкальных
инструментов «Музыкальная шкатулка»
Коррекция внимания, учить узнавать звучание музыкальных
инструментов «Птичка-невеличка»
Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к
прослушиванию мелодии различного характера «По сугробам »
Коррекция внимания, памяти, мышления развивать двигательную
активность, развивать ориентирование в пространстве (умение
двигаться стайкой в указанном направлении) «Солдатушки, бравы
ребятушки»
Коррекция внимания «Подарок для мамы» различного характера
«Колобок музыкант»
Коррекция внимания, памяти с помощью побуждения к
прослушиванию мелодии различного характера «Оладушки у
бабушки»
Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью побуждения к
прослушиванию мелодии «Подарок для мамы»
Слушание «Дождик», муз. Г. Лобачева Игра на шумовых
инструментах
Коррекция внимания, учить узнавать звучание музыкальных
инструментов «Музыкальный магазинчик»
Коррекция внимания с помощью побуждения к прослушиванию
мелодии различного характера «Пироги пекла лиса»
Коррекция внимания, памяти, мышления с помощью побуждения
принимать активное участие в пении, подпевать взрослому
повторяющиеся слова; учить узнавать знакомые песни и
эмоционально откликаться на них «Весенняя капель»
Обобщающий урок, повторение материала.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1

Тематическое планирование по предмету «Музыка и движение»
3 класс
2 часа в неделю /68 часов в год
IV четверть
№
Тема урока

Кол-во
часов

Пение
54
55
56
57
58
59
60
61
62

63
64
65
66
67
68

Танцевать под музыку: «Кораблик»- раскачиваться. Подпевание
Топанье, хлопанье в ладоши «Гуси». Подпевание
Движение под музыку «Кузнечик» парами и одиночно.
Движение под музыку «Малинка».
Танцевать под музыку: «Буренка Даша», бег, ходьба.
«Буренка Даша» Подпевание. Движение под музыку.
Движения под музыку «Где же ручки»,муз. Т. Ломовой, ОРУ.
Движение под музыку «Малинка» парами, одиночно.
Музыкально-ритмические игры на подражание движениям
животных: ходить как медведь, прыгать как заяц, топать как слон,
бегать как лошадка.
«Зайки серые сидят», сл. В. Антоновой, муз. Г. Финаровского
(подражание движениям зайца)
«Медвежата», сл. Н. Френкеля, муз. М. Красева (подражание
движениям медвежонка)
Движения под музыку «Мы флажки свои поднимем», муз.
Вилькорейской
Танцевать под музыку: «Звонкий колокольчик» - поворачиваться в
разные стороны
Музыкально-дидактическая игра: «Угадай, на чём играю?»
Обобщающий урок. Повторение материала.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».