Рабочая программа, НОДА, Окружающий природный мир 7 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр. № 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного
аппарата с УО вариант 2

«Окружающий природный мир»
7 класс

2023 г.

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития.
Учебный предмет «Окружающий природный мир» относится к предметной области
«Окружающий мир». В соответствии с учебным планом рабочая программа по предмету
«Окружающий природный мир» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов
(2 часа в неделю).
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью и с TMHP является расширение представлений об окружающем природном мире.
Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан
на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи
живой, неживой природы и человека.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и
явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование
представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими
разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты
неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о
явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе — сезонных изменениях (лето,
осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие
закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и
животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится
выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи
между ними. Внимание обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и
животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений.
Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится
выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление
аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе,
бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему».
Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где
растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч).
Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать,
объединять в группы (съедобные или несъедобные грибы). Ребенок получает представление о
значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол,
консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих
задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик,
сыроежка), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов
переработки грибов.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 9 год обучения. Кроме того, в рамках
коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с обучающимися, которые
нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

II. Содержание обучения
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир» представлено следующими
разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты
неживой природы».
Раздел «Растительный мир»
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей
растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни
человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан).
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых
деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных
деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение)
кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина,). Знание особенностей внешнего
строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников
в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин,
груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение
съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание
способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь,
свекла, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных
и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов
переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник,
земляника, черника, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и
садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик,
опенок, поганка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка).
Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни
человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых цветочнодекоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион,
гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка,
фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень,
стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем
года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека.
Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих
травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, мята, одуванчик, подорожник, крапива).
Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений
(зверобой, ромашка, календула). Знание значения лекарственных растений в жизни человека.
Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения
растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных
растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, ячмень, рожь,
кукуруза, гopox, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни
человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая

береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение)
растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук).
Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Раздел «Животный мир».
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост,
ноги, копыта, poгa, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного.
Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение)
домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания
домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних
животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение)
детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок,
щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, ee, кабан,
тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных.
Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в
жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок,
медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса
(белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения
животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения
животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса
(верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания
животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы.
Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание
(различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей
внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние
птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок,
индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел,
синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка,
дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу
«перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание
значения птиц в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание
значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост,
плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб.
Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни
человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела
насекомого с его образом жизни. Знание питаниянасекомых.
Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик,
муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения
насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит,
дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения

морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом
жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни
человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака,
декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода
(питание, содержание).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание
Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных
тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из
космоса. Узнавание глобуса — модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения
воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение
месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины)
в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение)
суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение
растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание
луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных
ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина), знание способов их добычи и
значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе
и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека.
Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в
природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня.
Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека.
Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как
о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами
деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней
недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и
рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание
(различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение
месяцев со временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный).
Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты).
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни
человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время
года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Соотнесение
явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

№

Раздел
1.
2.
3.
4.

«Растительный мир»
«Животный мир»
«Объекты природы»
«Временные представления»
Итого:

Кол-во
часов
30
24
9
5
68

III. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Предметные результаты:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям:
интерес к объектам и явлениям неживой природы;
представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река,
водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые);
2) Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека;
умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья;
представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам живой природы;
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки).
3) Элементарные представления о течении времени:
умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;
представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели,
месяцев в году.
IV. Система оценки знаний
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной
оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ
результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного
года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением
бальной системы оценивания:
 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет

действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи;
 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла – удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

IV. Тематическое планирование
Тема
Кол-во Личностные результаты
часов
Растительный мир
Входящая диагностика.
1
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада,
1
огорода).
Формирование социально
Значение растений в природе и жизни человека.
1
ориентированного взгляда на
Строение дерева.
1
окружающий мир вего
Деревья лиственные. Береза, клен, дуб, тополь, липа.
1
органичном единстве и
Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница, кедр,
1
разнообразии природной и
пихта, можжевельник.
социальной частей.
Плодовые деревья.
1
Значение деревьев в природе и жизни человека.
1
Различение кустарников. Строение кустарника.
1
Значение кустарников в природе и жизни человека.
1
Фрукты. Фрукты в жизни человека.
1
Овощи. Овощи в жизни человека.
1
Ягоды. Лесные и садовые ягоды.
1
Ягоды в жизни человека.
1
Строение гриба. Различение грибов.
1
Съедобные и несъедобные грибы.
1
Грибы в природе и в жизни человека.
1
Садовые цветы. Дикорастущие цветы.
1
Строение цветов.
1
Значение цветочно-декоративных растений в природе
1
и жизни человека.
Культурные травянистые растения.
1
Дикорастущие травянистые растения.
1
Лекарственные растения.
1
Значение лекарственных растений в жизни человека.
1
Комнатные растения.
1
Уход за комнатными растениями.
1

Предметные результаты

Интерес к объектам живой
природы.

Умение соблюдать правила
безопасного
поведения
в
природе (в лесу, у реки).

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

Значение комнатных растений в жизни человека.
Растения природных зон холодного пояса.
Растения природных зон жаркого пояса.
Красная книга. Почему нужно беречь растения.

1
1
1
1
Животный мир
Разнообразие животного мира (звери, птицы, рыбы,
1
насекомые).
Социально-эмоциональное
Птицы. Внешний вид. Строение.
1
участие в процессе общения
Птицы, обитающие в природных зонах жаркого пояса.
1
и совместной деятельности.
Водоплавающие птицы.
1
Перелетные птицы. Зимующие птицы.
1
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Строение.
1
Домашние животные. Особенности домашних
1
животных.
Детеныши домашних животных. Уход за домашними
1
животными.
Значение домашних животных в жизни человека.
1
Дикие животные. Детеныши диких животных.
1
Звери, обитающие в природных зонах холодного
1
пояса.
Особенности животных, обитающих в природных
1
зонах холодного пояса.
Животные, обитающие в природных зонах жаркого
1
пояса.
Особенности животных, обитающих в природных
1
зонах жаркого пояса.
Домашние питомцы. Животные, живущие в квартире.
1
Уход за домашними питомцами.
1
Охрана животных. Заповедники. Красная Книга.
1
Рыбы. Внешний вид. Строение. Среда обитания.
1
Речные и озерные рыбы.
1
Морские рыбы. Морские обитатели.
1
Ракообразные обитатели моря (краб, рак, креветка,
1
омар).

Представления о животном, их
значении в жизни человека.

Опыт заботливого и бережного
отношения к растениям и
животным, ухода за ними.

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

64.
65.
66.

67.
68.

Охрана рыболовства. Красная Книга.
Разнообразие животного мира. Насекомые.
Паукообразные (пауки, скорпионы, клещи).

1
1
1
Объекты природы
Вода на Земле. Какие бывают водоемы.
1
Формирование социально
ориентированного взгляда на
Круговорот воды в природе.
1
окружающий мир вего
В каких состояниях находится вода на Земле?
1
органичном единстве и
Огонь - наш друг, огонь - наш враг! Соблюдение
1
разнообразии природной и
правил обращения с огнем.
социальной частей.
Воздух. Значение воздуха.
1
Поверхность суши: равнины, холмы, овраги, горы.
1
Почва. Значение почвы в жизни человека.
1
Полезные ископаемые (нефть, газ, золото, каменный
1
уголь).
Способы добычи полезных ископаемых и их
1
значение для человека.
Временные представления
Узнавание (различение) времен года по характерным
1
Социально-эмоциональное
признакам.
участие в процессе общения
и совместной деятельности.
Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи.
1
Представление о сутках как о последовательности
1
(утро, день, вечер, ночь). Соотнеси части суток с
видами деятельности.
Представление о неделе как о последовательности 7
1
дней.
Итоговая диагностика.
1

Представления об объектах
неживой природы (вода,
воздух, земля, огонь, лес,луг,
река, водоемы, формы земной
поверхности, полезные
ископаемые).

Умение различать части суток,
дни
недели, месяцы, их
соотнесение со временем года.
Представления
времени: смена
смена частей
недели, месяцев

о течении
событий дня,
суток, дней
в году.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».