Рабочая программа, НОДА, Человек 7 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр. № 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного
аппарата с УО вариант 2

«Человек»
7 класс

2023 г.

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития.
Учебный предмет «Человек» относится к предметной области «Окружающий мир». В
соответствии с учебным планом рабочая программа по предмету «Человек» в 7 классе рассчитана на
34 учебные недели и составляет 34 часа (1 час в неделю).
Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития представлений
о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности,
познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например,
работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки
проводится с обучающимися младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица,
мытью в душе проводится с обучающимися более старшего возраста.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям,
например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки.
После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций.
Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков.
Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть
руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть
голову.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия
специалистов и родителей (законных представителей). Работа, проводимая в образовательной
организации, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше
естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
II. Содержание обучения
Представлено следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела»,
«Туалет», «Одеваниеи раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе».
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание
(различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки
(локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей
тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык,
зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа).
Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень,
почки, желудок). Знание назначения внутренних органов.

Раздел «Гигиена тела».
Подстригание ногтей ножницами. Вытирание лица. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и
температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица,
закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание
щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье
щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение
последовательности действий при бритье электробритвой, безопаснымстанком.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос,
вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном:
включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки
головы, выключение фена, расчесывание волос.
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф,
варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка
(платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды.
Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав
(воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение)
предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание
назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной
обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка,
шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных
головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных
уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов
одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в
зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя,
демисезонная). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной),
передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды.
Раздел «Туалет».
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой или
большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в
туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, трусов), сидение на
унитазе (горшке), оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды
(трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Раздел «Прием пищи».
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват
кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание
(вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку.
Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи
из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в
тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие
губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во
время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки
гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание
пищи в тарелку.

Раздел «Семья».
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) обучающихся и взрослых.
Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи.
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о
профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
№

Раздел

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Кол-во
часов
10
Представления о себе
5
Раздел Гигиена тела
6
Обращение с одеждой и обувью
4
Семья
4
Прием пищи
5
Туалет
Итого: 34
III. Планируемые результаты

Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу,
осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместнойдеятельности.
Предметные результаты:
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Человек».

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением
в зеркале.
Представление о собственном теле. Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать
о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной

роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

IV. Система оценки знаний
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной
оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ
результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного
года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением
бальной системы оценивания:
 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи;
 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла – удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

13.

IV. Тематическое планирование
Тема
Кол-во
Личностные результаты
часов
Представления о себе
Различение пола и возрастного периода людей.
1
Основы
персональной
Все люди разные.
1
идентичности, осознание
Различение частей тела. Различение частей лица.
1
своей принадлежности к
Скелет человека.
1
определенному
полу,
Мышцы человека.
1
осознание себя как «Я».
Кожа человека. Терморегуляция.
1
Узнавание (различение) внутренних органов
1
человека.
Система органов дыхания человека. Знание
1
назначения внутренних органов.
Система органов пищеварения человека.
1
Кровеносная система человека (сердце, артерии,
1
вены).
Раздел Гигиена тела
Зубная щетка и паста. Как правильно чистить зубы?
1
Социально-эмоциональное
участие в процессе
Кто такой стоматолог?
общения и совместной
Правила гигиены. Личные средства гигиены.
1
деятельности.
Волосы человека. Правила ухода за волосами.
1

14.

Гигиена ногтей человека.

1

15.

Укрепление здоровья человека.

1

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.

12.

16.
17.

Обращение с одеждой и обувью
Узнавание (различение) деталей предметов одежды.
1
Социально-эмоциональное
участие в процессе
Различение одежды, обуви, головных уборов по
1
общения и совместной
сезонам.
деятельности.

Предметные результаты
Представление о собственном
теле.
Отнесение
себя
к
определенному полу.

Умение
соблюдать
гигиенические
правила
в
соответствии с режимом дня
(чистка зубов утром и вечером,
мытье рук перед едой и после
посещения туалета).

Умение следить
внешним видом.

за

своим

18.

Узнавание (различение) аксессуаров.

1

19.

Уход за одеждой (чистка, стирка).

1

20.

Уход за одеждой (складывание и глажение).

1

21.

Уход за обувью (мытье и чистка).

1
Семья

22.

Я и моя семья. Мама, папа, братья и сестры.

1

23.

«Мой дом», «Мои родственники, мои друзья».

1

24.

Мое любимое время года, любимые игры и

1

Основы
персональной
идентичности, осознание
своей принадлежности к
определенному
полу,
осознание себя как «Я».

увлечения.
25.
26.
27.
28.
29.

Мой любимый домашний питомец.
Культура поведения во время приема пищи. Добрые
слова.
Гигиена приготовления пищи.
Правильное питание. Овощи и фрукты в жизни
человека.
Режим дня и его роль в укреплении здоровья.

Представления
о
членах
семьи,
родственных
отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях
членов семьи, бытовой и
досуговой деятельности семьи.

1
Прием пищи
1
Социально-эмоциональное
участие в процессе
1
общения и совместной
1
деятельности.

Умение обслуживать себя:
принимать пищу и пить,
ходить в туалет, выполнять
гигиенические
процедуры,
одеваться и раздеваться.

1
Туалет

30.
31.
32.
33.
34.

Туалет. Оборудование туалетной комнаты. Средства
гигиены.
Унитаз. Части унитаза. Кнопка слива. Смывания
унитаза.
Туалетная бумага. Виды туалетной бумаги. Правила
пользования.
Практическое занятие: отматывание, отрывание
бумаги.
Алгоритм пользования туалетом. Практическое
занятие.

1
1
1
1
1

Социально-эмоциональное
участие в процессе
общения и совместной
деятельности.

Умение обслуживать себя:
принимать пищу и пить,
ходить в туалет, выполнять
гигиенические
процедуры,
одеваться и раздеваться.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».