Рабочая программа, НОДА, Окружающий социальный мир 7 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр. № 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного
аппарата с УО вариант 2

«Окружающий социальный мир»
7 класс

2023 г.

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» относится к предметной области
«Окружающий мир». В соответствии с учебным планом рабочая программа по предмету
«Окружающий социальный мир» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов
(2 часа в неделю).
Цель обучения — формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с
явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена
следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы
быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город»,
«Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном городе, в
котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с
рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок
учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать
связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок
учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями
(эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в
различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть
внимательным и осторожным на улице, дома, в образовательной организации.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования
умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная
последовательная работа специалистов и родителей (законных представителей). Важно
сформировать у обучающегося типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в
общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации. Содержание
материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования
представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность»,
«Домоводство», «Труд». Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу
«Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится
готовить, сервировать стол.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том,
что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин,
кафе, вокзал) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями,
предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится
вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

II. Содержание обучения
Раздел «Квартира, дом, двор».
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание
(различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской
(сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак,
подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей,
нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта. Соблюдение правил
безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым
человеком, не залезать на чердак, не трогать провода. Соблюдение правил пользования
мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение)
помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната,
санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего
домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего
адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение)
частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место
для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для
контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во
дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль,
вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы
(водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание
(соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Знание
(соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) часов
(механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов
(циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах
связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения
технического
устройства
(сотовый
телефон,
планшет,
видеоплеер).
Соблюдение
последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом): включение,
использование (связь, игра), выключение.
Раздел «Предметы быта».
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа,
вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен,
кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при
пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол,
стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов
мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная). Узнавание (различение)
предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник,
половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного
инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание
назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть,
ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, 6pa, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные
часы).
Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов
(частей часов).
Раздел «Школа».
Узнавание (различение) помещений образовательной организации. Знание назначения
помещений образовательной организации. Нахождение помещений образовательной

организации. Знание профессий людей, работающих в образовательной организации.
Соотнесение работника образовательной организации с его профессией. Узнавание
(различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной
территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории образовательной
организации. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание
(соблюдение)
распорядка
школьного
дня.
Узнавание
(различение)
школьных
принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш,
точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования.
Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива
класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание
положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств).
Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком».
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов
бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон), по фактуре (глянцевая,
бархатная). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы,
шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в
воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка,
деревянные игрушки, двери). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых
обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность,
хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло,
очки).
Соблюдение
правил
безопасности
при
обращении
с
предметами,
изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность,
водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки,
сапоги, игрушки). Знание свойств металла (прочность, твёрдость — трудно сломать, тонет в воде).
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля). Знание свойств
ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала,
постельное бельё, обивка мебели). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых
работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды,
игрушки, фломастеры, контейнеры).
Раздел «Населенный пункт».
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры, улицы (проспекты,
переулки), площади, здания, парки. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал
(аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса,
больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда,
мебель, цветы, продукты), театр (кукольный,), жилой дом. Узнавание (различение)
профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник
химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий.
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение)
частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических
средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»),
разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание
(соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей
своего города (например, Кремль,Троицкий собор, Приказные палаты, памятник героям).

Раздел «Транспорт».
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание
назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного
транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения
воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного
средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта.
Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание
(различение) космического аппарата. Знание назначения космического аппарата. Узнавание
(различение) составных частей космического аппарата. Знание (называние) профессий людей,
работающих в космической отрасли. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание
(различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в
общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная
машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта.
Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности
с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным
транспортом (посадка в автобус, покупка билета).
Раздел «Страна».
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание Президента Российской Федерации
(на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России.
Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь,
Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Владивосток, Сочи). Знание
достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России.
Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт,
свидетельство о рождении).
Раздел «Традиции, обычаи».
Знание традиций и атрибутов праздников. Знание школьных традиций. Знание
символики и атрибутов различных религий. Знание нравственных традиций, принятых в
различных религиях.
№

Раздел

Кол-во
часов
5
7
12
7
8
14

«Школа»
«Страна»
«Традиции, обычаи».
«Транспорт»
«Населенный пункт».
«Предметы
и
материалы,
изготовленные человеком».
7. «Предметы быта»
7
8. «Квартира, дом, двор».
8
Итого: 68
1.
2.
3.
4.
5.
6.

III. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя),
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека.
интерес к объектам, созданным человеком;
представления о доме, образовательной организации, о расположенных в них и рядом
объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте;
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих обучающегося
(«учитель», «повар», «врач», «водитель»);
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах
поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы
контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося.
3) Развитие межличностных и групповых отношений: представления о дружбе, других
обучающихся, сверстниках;умение находить друзей на основе личных симпатий;
умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать,
сочувствовать, проявлять внимание;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности;
умение организовывать свободное время с учетом своих и совместныхинтересов;
4) Накопление положительного опыта сотрудничества
и участия в общественной
жизни:
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании,участие в них;
использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на
праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах обучающегося:
представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность
личности и достоинства;
представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или внучки,
гражданина.
6) Представление о стране проживания Россия:
представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте
проживания;
представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

IV. Система оценки знаний
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной
оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ
результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного
года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением
бальной системы оценивания:
 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи;
 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла – удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

№

1.
2.
3.
4.
5.

IV. Тематическое планирование
Тема
Кол-во Личностные результаты
часов
Школа
Я ученик 7 класса! Мой класс, мои одноклассники.
1
Освоение
доступных
социальных
ролей
Необходимые школьные принадлежности.
1
(обучающегося,
сына
(дочери),
пассажира,
Распорядок школьного дня
1
покупателя),
развитие
Правила поведения на территории школы.
1
мотивов
учебной
деятельности
и
Люди разных профессий, работающих в школе.
1
формирование личностного
смысла учения.

Предметные результаты
Умение соблюдать правила
поведения на уроках и во
внеурочной
деятельности,
взаимодействовать
со
взрослыми и сверстниками,
выбирая
адекватную
дистанцию и формы контакта,
соответствующие возрасту и
полу обучающегося.

Страна
6.

Символика государства.

1

7.

Столица России.

1

8.

Города России.

1

9.

Основные документы гражданина России.

1

10.

Права и обязанностейгражданина России

1

Развитие
сотрудничества с
и сверстниками
социальных
умения
не
конфликтов и
выходы
из
ситуаций.

навыков
взрослыми
в разных
ситуациях,
создавать
находить
спорных

Представление о
государственно символике
(флаг, герб, гимн).

доступных
ролей
сына
пассажира,
развитие
учебной
и

Представления
о
доме,
образовательной организации,
о расположенных в них и
рядом
объектах
(мебель,
оборудование, одежда, посуда,
игровая площадка).

Квартира, дом, двор
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Дом. Виды домов.
Лифт. Правила безопасности.
Мой домашний адрес.
Помещения дома (квартиры). Моя комната.
Территория двора. Мой двор.
Соблюдение правил безопасности и поведения во
дворе.

1
1
1
1
1
1

Освоение
социальных
(обучающегося,
(дочери),
покупателя),
мотивов
деятельности

17.
18.

Коммунальные удобства.
1
формирование личностного
смысла учения.
Правила безопасности во время аварийной ситуации
1
дома.
Предметы быта

19.

Бытовые электроприборы. Техника безопасности.

1

20.

Различение видов мебели.

1

21.

Посуда. Назначение предметов посуды.

1

22.

Аудио, видео техника.

1

23.

Светильники.

1

24.

Часы дома.

1

25.

Предметы интерьера.

1

Развитие
сотрудничества с
и сверстниками
социальных
умения
не
конфликтов и
выходы
из
ситуаций.

навыков Интерес к объектам, созданным
взрослыми человеком, представления о
в разных доме.
ситуациях,
создавать
находить
спорных

Транспорт
Наземный транспорт. Значение наземного транспорта
1
Освоение
доступных
в жизни человека.
социальных
ролей
(обучающегося,
сына
Воздушный
транспорт.
Значение
воздушного
1
(дочери),
пассажира,
транспорта в жизни человека.
покупателя),
развитие
Водный транспорт. Значение водного транспорта в
1
мотивов
учебной
жизни человека.
деятельности
и
Специальный транспорт. Значение специального
1
формирование
личностного
транспорта в жизни человека.
смысла учения.
Космический транспорт. Значение космического
1
транспорта в жизни человека.
Правила поведения в общественном транспорте.
1
Профессии людей, работающих на различных видах
1
транспорта.
Традиции и обычаи

Умение
соблюдать
элементарные
правила
безопасности поведения в доме,
на улице, в транспорте, в
общественных местах.

33.

Представление о празднике.

1

34.

Праздники других стран.

1

Представление о праздниках,
праздничных мероприятиях, их
содержании,участие в них.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Развитие
навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных

35.

Красные дни календаря.

1

36.

Праздник Новый Год. Правила безопасности.

1

социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов и находить
выходы
из
спорных
ситуаций.

Предметы и материалы, изготовленные человеком
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

Свойства бумаги. Предметы из бумаги.
Значение предметов из бумаги в жизни человека.
Свойства дерева. Предметы из дерева.
Значение предметов из дерева в жизни человека.
Свойства стекла. Предметы из стекла.
Значение предметов из стекла в жизни человека.
Свойства резины. Предметы из резины.
Значение предметов из резины в жизни человека.
Свойства металла. Предметы из металла.
Значение предметов из металла в жизни человека.
Свойства ткани. Предметы из ткани.
Значение предметов из ткани в жизни человека.
Свойства пластмассы. Предметы из пластмассы.
Значение предметов из пластмассы в жизни человека.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Освоение
доступных
социальных
ролей
(обучающегося,
сына
(дочери),
пассажира,
покупателя),
развитие
мотивов
учебной
деятельности
и
формирование личностного
смысла учения.

Интерес
к
объектам,
созданным
человеком,
представления о доме.

Традиции и обычаи
51.

Праздник 23 февраля.

1

52.

Военные профессии.

1

53.

Праздник Масленница.

1

54.

Праздник «Международный женский день 8 Марта!».

1

Развитие
сотрудничества с
и сверстниками
социальных
умения
не
конфликтов и
выходы
из
ситуаций.

навыков
взрослыми
в разных
ситуациях,
создавать
находить
спорных

Умение соблюдать традиции
семейных,
школьных,
государственных праздников.

Страна
55.

Крупнейшие страны мира.

56.

Страны мира.

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.

Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Инфраструктура нашего города.
Назначение зданий нашего города.
Профессии служб помощи населению.
Общественные места. Правила поведения.
Основные виды магазинов.
Специализированные магазины.
Что такое интернет-магазин?

65.

Православный праздник «Пасха».

66.

Праздник 9 мая.

67.

Бессмертный полк России.

68.

Обобщающий урок.

1

Освоение
доступных
социальных
ролей
(обучающегося,
сына
(дочери),
пассажира,
покупателя),
развитие
мотивов
учебной
деятельности
и
формирование личностного
смысла учения.

Населенный пункт
1
Развитие
сотрудничества с
1
и сверстниками
1
социальных
1
умения
не
1
конфликтов и
1
выходы
из
1
ситуаций.
1

навыков
взрослыми
в разных
ситуациях,
создавать
находить
спорных

Традиции, обычаи
1
Освоение
доступных
социальных
ролей
1
(обучающегося,
сына
(дочери),
пассажира,
1
покупателя),
развитие
1
мотивов
учебной
деятельности
и
формирование личностного
смысла учения.

Представление
о
стране,
народе, столице, больших
городах, городе (селе), месте
проживания.

Представление
о
стране,
народе, столице, больших
городах, городе (селе), месте
проживания.

Умение соблюдать традиции
семейных,
школьных,
государственных праздников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».