Рабочая программа, РАС, Предметно-практические действия, 1 доп., 7 классы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с расстройствами
аутистического спектра с УО.
вариант 2

«Предметно-практические действия»
1доп., 7 классы

Разработана: Воробьевой О.В.,
учителем начальных классов

2023 г.

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу
«Предметно-практические действия» в 1 доп. классе рассчитана на 33 недели и
составляет 33 часа (1 час в неделю), в 7 классе – на 34 недели и составляет 34 часа (1 час в
неделю).
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Предметнопрактические действия»:
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;
- овладение навыками самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и
трудовой деятельности.
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и
материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной
предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в
дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной,
доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
II.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
Предметные результаты:
- уметь следовать определенному порядку при выполнении действий с материалами и
предметами.
III.
Содержание образования
1 доп. класс
Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия»
представлено следующими разделами: «Действия с материалами», «Действия с
предметами».
Раздел «Действия с материалами». Сминание материала (салфетки, туалетной
бумаги, бумажного полотенца) двумя руками, одной рукой, пальцами. Разрывание
материала (бумаги) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя
одну руку к себе, другую руку от себя). Отрывание материала (пластилина). Разминание
материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Скатывание из
пластилина шарика. Раскатывание из пластилина колбаски. Размазывание пластилина руками сверху
вниз, слева направо. Пересыпание материала (крупа) двумя руками, с использованием инструмента
(лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента
(стаканчик, ложка). Шнуровка.

Раздел «Действия с предметами». Захватывание, удержание предмета (шарика)
двумя руками, одной рукой. Вращение предмета (гайки, болты). Нажимание на предмет (юла)
всей кистью. Сжимание предмета (прищепки) двумя руками.
№

Раздел

Кол-во
часов
26
7
33

Действия с материалами
Действия с предметами
Итого:
7 класс
Раздел «Действия с материалами». Сминание материала (газеты, кальки) двумя
руками, одной рукой, пальцами. Разрывание материала (газеты, ваты) двумя руками, направляя
руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя).
Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала
(тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала
(крупа) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала
(вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание материала
(шнура).
Раздел «Действия с предметами». Захватывание, удержание, отпускание предмета
(шарика). Встряхивание предмета (бутылочки с бусинами, крупой, маракасы). Вращение
предмета (гайки, болты, крышки на банке). Толкание от себя (притягивание к себе) входной
двери. Нажимание на предмет (на кнопку) кистью, пальцами. Нанизывание бусин на нитку.
№
Раздел
Кол-во
часов
1.
Действия с материалами
23
2.
Действия с предметами
11
34
Итого:
IV.
Система оценки
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы
(на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной
оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ
результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного
года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением
бальной системы оценивания:
 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1.
2.

 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи;
 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений, в
связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у
обучающегося нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные
личностные результаты.
V.
Тематическое планирование
1 доп. класс
№

Тема

КолЛичностные
во
результаты
часов
Действия с материалами
1. Сминание салфетки двумя
1
развитие навыков
руками
сотрудничества с
2. Сминание салфетки одной
1
взрослыми
и
рукой
сверстниками
в
3. Сминание салфетки пальцами
1
разных социальных
4. Сминание туалетной бумаги
1
ситуациях, умения
двумя руками
не
создавать
5. Сминание туалетной бумаги
1
конфликтов
и
одной рукой
6. Сминание туалетной бумаги
1
находить выходы
пальцами
из
спорных
7. Сминание бумажного
1
ситуаций;
полотенца двумя руками
социально8. Сминание бумажного
1
эмоциональное
полотенца одной рукой
участие в процессе
9. Сминание бумажного
1
общения
и
полотенца пальцами
совместной
10. Разрывание бумаги двумя
1
руками, направляя руки в
деятельности
разные стороны

Предметные
результаты
уметь
следовать
определенному
порядку
при
выполнении
действий
с
материалами

11. Разрывание бумаги двумя
1
руками, направляя одну руку к
себе, другую руку от себя
12. Отрывание пластилина
1
13. Разминание пластилина двумя 1
руками
14. Разминание пластилина одной 1
рукой
15. Скатывание из пластилина
1
шарика
16. Раскатывание из пластилина
1
колбаски
17. Размазывание пластилина
1
руками сверху вниз
18. Размазывание пластилина
1
руками слева направо
19. Пересыпание крупы двумя
1
руками
20. Пересыпание крупы с
1
использованием лопатки
21. Пересыпание крупы с
1
использованием стаканчика
22. Переливание воды двумя
1
руками
23. Переливание воды с
1
использованием стаканчика
24. Переливание воды ложкой
1
25. Шнуровка ботинка
1
26. Шнуровка «Ежик»
1
Действия с предметами
27. Захватывание шарика двумя
1
развитие навыков
руками
сотрудничества с
28. Захватывание шарика одной
1
взрослыми
и
рукой
сверстниками
в
29. Удержание шарика двумя
1
разных социальных
руками
ситуациях, умения
30. Удержание шарика одной
1
не
создавать
рукой
конфликтов
и
31. Завинчивание/развинчивание
1
(болт, гайка)
находить выходы
32. Нажимание на предмет (юла)
1
из
спорных
всей кистью
ситуаций;
33. Сжимание прищепки двумя
1
социальноруками
эмоциональное
участие в процессе
общения
и
совместной
деятельности

уметь
следовать
определенному
порядку
при
выполнении
действий
с
предметами

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.

7 класс
Тема
КолЛичностные
во
результаты
часов
Действия с материалами
Сминание газеты двумя
1
развитие
навыков
руками
сотрудничества
с
взрослыми
и
Сминание газеты одной
1
сверстниками
в
рукой
разных социальных
Сминание газеты
1
ситуациях, умения
пальцами
не
создавать
Сминание кальки двумя
1
конфликтов
и
руками
находить выходы из
Сминание кальки одной
1
спорных ситуаций;
рукой
социальноСминание кальки
1
эмоциональное
пальцами
участие в процессе
Разрывание ваты двумя
1
общения и
руками, направляя руки в
совместной
разные стороны
деятельности
Разрывание ваты двумя
1
руками, направляя одну
руку к себе, другую от
себя
Разрывание ваты
1
пальцами обеих рук,
направляя одну руку к
себе, другую от себя
Размазывание пластилина 1
сверху вниз
Размазывание пластилина 1
слева направо
Размазывание пластилина 1
по кругу
Аппликация из
1
пластилина "Петушок"
Аппликация из
1
пластилина "На ферме"
Разминание пластилина
1
двумя руками
Разминание пластилина
1
одной рукой
Пересыпание крупы
1
двумя руками
Пересыпание крупы с
1
использованием лопатки
Пересыпание крупы с
1
использованием
стаканчика
Переливание воды с
1
использованием

Предметные
результаты
уметь следовать
определенному
порядку при
выполнении
действий с
материалами и
предметами

21.
22.
23.

24.
25.
26.

27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.

стаканчика
Переливание воды с
1
использованием ложки
Наматывание на катушку 1
шнура
Наматывание в клубок
1
шнура
Действия с предметами
Встряхивание бутылочки 1
развитие
навыков
с бусинами
сотрудничества
с
взрослыми
и
Встряхивание бутылочки 1
сверстниками
в
с крупой
разных социальных
Музыкальный инструмент 1
ситуациях, умения
"Маракасы". Игра на
не
создавать
маракасах
конфликтов
и
Игра на маракасах.
1
находить
выходы
из
Повтори по образцу
спорных ситуаций;
Открывание входной
1
социальнодвери (толкание от себя)
эмоциональное
Закрывание входной
1
участие в процессе
двери (притягивание к
общения
и
себе)
совместной
Завинчивание крышки
1
деятельности
банок
Работа с конструктором с 1
болтами и гайками
Нажимание на кнопку
1
всей кистью
Нажимание на кнопку
1
пальцам
Нанизывание бусин на
1
нитку

уметь следовать
определенному
порядку при
выполнении
действий с
материалами и
предметами


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».