Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат») ОДОБРЕНА МО школы пр.№ 1 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» от 01.09.2023 г. № 51 Рабочая программа общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра с УО вариант 1 «Адаптивная физическая культура» 8 класс 2023 г. 2 СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3 II. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА............................................... 14 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............................................... 16 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная физическая культура». Цель учебного обучающихся с предмета – всестороннее умственной отсталостью развитие личности (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Задачи обучения: − воспитание интереса к физической культуре и спорту; 4 − овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся; − коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности); − воспитание нравственных качеств и свойств личности; − содействие военно- патриотической подготовке. Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе определяет следующие задачи: Задачи учебного предмета: − формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта; − формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и другие; − развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать; − формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м; − формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с полного разбега; − формирование умения метать мяч на дальность и в цель; − совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений; − совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке; 5 − формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и корригирующие упражнения в определенном ритме; − совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия; − совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами; − формирование мотивации к здоровому образу жизни; − совершенствование техники и приемов в спортивных играх. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе Личностные результаты: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости, отслеживание результатов параолимпийских игр, специальной олимпиады международного и федерального уровней; испытание чувства гордости школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 6 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе Минимальный уровень: − иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; − выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя; − знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять; − иметь представления о двигательных действиях; − знать строевые команды и выполнять строевых действий по словесной инструкции; − уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; − ходить в различном темпе с различными исходными положениями; − иметь представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств, в процессе участия в спортивных играх и эстафетах; − взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных игр, соревнований; − иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Достаточный уровень: − практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр и других видов физической культуры; 7 − самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики; − выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; − участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня; − знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий; − уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; − совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и эстафетах; − уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях; осуществлять их объективное судейство; − знать спортивные традиции своего народа и других народов; − знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать её роль и значение в жизнедеятельности человека; − знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности; − знать правила техники выполнения двигательных действий; − знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки; − соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. 8 Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре. При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями: Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения. К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры значительных ошибок: 9 − старт не из требуемого положения; − отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину; − несинхронность выполнения движений. Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения. Оценка «2» не ставиться. Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не может физически. В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей. В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 8 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре. Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся. Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного 10 года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и физических качеств. Тесты для обучающихся в 8 классе − бег 60 м; − прыжок в длину с места; − сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (м); поднимание туловища из виса лёжа на перекладине (д); − наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу; − смешанное передвижение на 500 м; − поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи. При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учётом двигательных и конкретного класса. интеллектуальных Возрастных возможностей нормативов для обучающихся обучающихся с умственной отсталостью нет. Учитель руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала. Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты) усвоения физических умений, развития физических качеств у обучающихся 8 класса Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом возможностей дифференцированных групп обучающихся. 1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального состояния обучающихся, уровня физического развития. 11 2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения умений, навыков и уровня физической подготовленности. Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка, свисток, флажок. Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даёт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания. Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов: 1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время. 2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги. 3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола максимальное количество раз. 4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное количество раз. 5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая колени. 6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.). 7. Преодолеть расстояние 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени. 12 Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов: 1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание. 2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги. 3. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен. 4. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук. 5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени. Учебные нормативы* и испытания (тесты) развития физических качеств, усвоения умений, навыков по адаптивной физической культуре (8 класс) № п./п. Виды испытаний Показатели (тесты) Учащиеся 1 Мальчики Оценка «3» Бег 60 м. (сек.) 9,8 и больше 2 Девочки «4» «5» 9,7/9,5 9,4/9,0 29/25 35/30 «3» «4» 12,6 и 12,5- больше 12,0 15/12 22/16 «5» 11,9/11,3 Поднимание туловища из 24/20 35/23 положения, лёжа на 13 спине (количество раз за 1м.) 3 Прыжок в длину с места толчком двумя 145/135 170/146 190/171 125/120 150/126 170/151 19/16 8/5 9/6 12/8 +11 +5 +10 +15 ногами (см.) 4 Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу 9/7 15/10 +4 +7 (количество раз) 5 Наклон вперёд из и.п. стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке (см ниже уровня скамейки) 6 Бег на 500 м *данные нормативы корректировки Без учета времени являются (адаптации) с относительными учётом уровня и усреднёнными психофизического и требуют развития и подготовленности обучающихся конкретного класса 14 II. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. Программой предусмотрены следующие виды работы: − беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций; − выполнение физических упражнений на основе показа учителя; − выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; − самостоятельное выполнение упражнений; − занятия в тренирующем режиме; − развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр. Обучение по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие его потенциальных возможностей. В этот период применяется большое количество разнообразных методических приемов, содействующих двигательных возможностей подростков. направленному В связи с развитию увеличением индивидуальных различий обучающихся дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений. В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания. 15 При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный. Содержание разделов № Количество часов Название раздела Контрольные работы (количество) В процессе обучения 14 1 Знания о физической культуре 2 Гимнастика 3 Легкая атлетика 20 4 Лыжная подготовка 16 5 Спортивные игры 18 Итого: 68 С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки проводятся занятия на открытом воздухе: гимнастика, легкая атлетика, игры; катание на коньках. 16 № Тема предмета Кол-во часов III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Легкая атлетика– 8 часов 1 Инструктаж по техники безопасности на уроках легкой атлетики. Бег с переменной скоростью до 5 мин 1 2 Медленный бег с преодолением препятствий 1 Беседа по техники безопасности на занятиях легкой атлетикой. Выполнение упражнений в ходьбе в определенном темпе с выполнением заданий. Определение значимости развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности человека. Выполнение ходьбы с заданиями. Выполнение бега легко и свободно, не задерживая дыхание. Выполнение упражнений в ходьбе в определенном темпе с выполнением заданий. Выполнение запрыгивания на препятствие. Метание мяча в вертикальную цель Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики, обосновывают значимость развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности и жизни человека (при необходимости, с помощью учителя, по наводящим вопросам). Выполняют ходьбу с заданиями. Выполняют бег с переменной скоростью до 4 мин. Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики обосновывают значимость развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности и жизни человека. Выполняют ходьбу с заданиями. Выполняют бег с переменной скоростью до 5 мин. Выполняют ходьбу с заданиями по инструкции учителя. Выполняют бег с преодолением препятствий (высота 10-30 см). Выполняют метание мяча в вертикальную цель Выполняют ходьбу с заданиями. Выполняют бег с преодолением препятствий (высота 30-40 см). Выполняют метание мяча в вертикальную цель 17 3 Запрыгивание на препятствие высотой до 50 - 60 см 1 4 Бег на отрезках до 30 м. Беговые упражнения 1 5 Равномерный бег 500 м 1 6 Метание набивного мяча (2-3 кг) двумя руками снизу, из-за головы, через голову 1 7 Бег на короткую дистанцию 60 м низкого старта 1 Выполнение бега на отрезке с ускорением 30 м. Выполнение запрыгивания на препятствие. Выполнение метания мяча на дальность из-за головы через плечо Выполнение беговых упражнений и последовательности их выполнения. Выполнение беговых упражнений, быстрого бега на отрезках. Метание мяча на дальность Выполнение специальнобеговых упражнений. Выполнение бега на средние дистанции, распределяя свои силы в беге на дистанции. Метание мяча на дальность Выполнение специальнобеговых упражнений. Выполнение бега 60 м с ускорением и на время. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища Выполнение специальнобеговых упражнений. Освоение понятия низкий старт. Выполняют бег. Запрыгивают и спрыгивают с препятствия до 50 см. Выполняют метания мяча на дальность из-за головы через плечо с места Запрыгивают на препятствие высотой 60 см. Выполняют метания мяча на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов с разбега Выполняют беговые упражнения, бегут с ускорением на отрезках до 30 м -1 раз. Выполняют метания мяча на дальность с места Выполняют беговые упражнения, бегут с ускорением на отрезках до 30 м -2-3 раза. Выполняют метания мяча на дальность Выполняют беговые упражнения. Выполняют кроссовый бег до 300 м (допускается смешанное передвижение). Метание мяча на дальность Выполняют специально-беговые упражнения. Бегут 60 м с ускорением и на время. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 1-2 кг) Выполняют беговые упражнения. Выполняют кроссовый бег до 300 м (девочки), на дистанцию 500 м (мальчики). Метание мяча на дальность Выполняют специальнобеговые упражнения. Бегут 60 м с ускорением и на время. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 2-3 кг). Выполняют специально-беговые упражнения. Начинают бег с низкого старта на 60 м. Бросают набивной мяч из различных Выполняют специальнобеговые упражнения. Начинают бег с низкого старта на 80 м. Бросают 18 8 Бег с низкого старта на дистанции 60- 80 м 1 9 Инструктаж по ТБ на уроках спортивных играх. Ведение мяча с изменением направления 1 10 Ведение мяча с изменением направления 1 Демонстрирование техники исходных положений ( весом 1-2 стартового разгона, кг) переходящего в бег по дистанции. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища Выполнение специальноВыполняют специально-беговые беговых упражнений. упражнения. Начинают бег с Освоение понятия низкий старт. низкого старта на 60 м. Бросают Демонстрирование техники набивной мяч из различных стартового разгона, исходных положений ( весом 1-2 переходящего в бег по кг) дистанции. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища Спортивные игры – 10 часов Беседа по ТБ, санитарноОтвечают на вопросы по гигиенические требования к прослушанному материалу с занятиям баскетболом, права и опорой на визуальный план (с обязанности игроков на использованием системы площадке, предупреждение игровых, сенсорных поощрений). травматизма. Останавливаются по сигналу Выполнение стойки учителя, выполняют повороты на баскетболиста, передачи мяча месте с мячом в руках, передают двумя руками от груди с шагом и ловят мяч двумя руками от навстречу друг другу. груди в парах на месте (на основе Выполнение ведения мяча на образца учителя). Ведут мяч месте и в движении. одной рукой на месте и в Выполнение ведения мяча с движении шагом. Выполняют изменением направлений ведение мяча с изменением направлений (без обводки и с обводкой) набивной мяч из различных исходных положений (весом 2- 3 кг) Выполняют специальнобеговые упражнения. Начинают бег с низкого старта на 80 м. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 2- 3 кг) Отвечают на вопросы по прослушанному материалу. Останавливаются по сигналу учителя, выполняют повороты на месте с мячом в руках, передают и ловят мяч двумя руками от груди в парах (на основе образца учителя). Ведут мяч одной рукой на месте и в движении шагом Выполняют повороты в движении без мяча и после получения мяча в движении 19 11 Ведение мяча с обводкой препятствий 1 12 Ведение мяча с обводкой препятствий 1 13 Бросок мяча по корзине одной рукой от головы 1 14 Штрафной бросок 1 15 Вырывание и выбивание мяча 1 Выполнение передвижений без мяча, остановку шагом. Выполнение ведения мяча с обводкой условных противников. Выполнение передачи мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед Выполняют передвижение без мяча, остановку шагом. Выполняют ведение мяча с обводкой условных противников. Выполняют передачу мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парах, тройках в движении. Выполнение бросков по корзине одной рукой от головы с места, демонстрирование элементов техники баскетбола Совершенствование бросков мяча по корзине. Освоение правил игры и штрафного броска. Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парах, тройках в движении. Выполнение бросков по корзине двумя руками от груди с места. Освоение способов вырывания и выбивания мяча с демонстрацией учителем. Выполнение вырывание, выбивание, ловлю, передачу и ведения мяча в парах Передают мяч с продвижением вперед двумя руками и бросают мяч в корзину одной рукой от головы с места после инструкции учителя Выполняют передвижение без мяча, остановку шагом. Выполняют ведение мяча с обводкой условных противников Выполняют передачу мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед Передают мяч двумя и одной рукой в парах, тройках, с продвижением вперед и бросают мяч в корзину одной рукой от головы с места Осваивают правила игры и штрафного броска. Передают мяч с продвижением вперед двумя руками и бросают мяч в корзину двумя руками от груди с места после инструкции учителя Осваивают правила игры и штрафного броска. Передают мяч двумя и одной рукой в парах, тройках, с продвижением вперед и бросают мяч в корзину двумя руками от груди с места Осваивают способы вырывания и выбивания мяча по инструкции и показу учителем. Выполняют упражнения в парах после инструкции учителя и ориентируясь на образец Осваивают способы вырывания и выбивания мяча. Выполняют упражнения в парах 20 16 17 18 19 Вырывание и выбивание мяча Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным правилам Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным правилам Перестроение из колонны по одному в колонну по два (на месте). 1 1 1 1 Выполнение упражнений с набивными мячами: броски мяча с близкого расстояния, с разных позиций и расстояния. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо. Учебная игра по упрощенным правилам выполнения обучающимися из более сильной группы Выполняют упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают, подбирают мяч в процессе учебной игры Гимнастика - 14 часов Выполнение строевых действий Выполняют строевые действия согласно расчету и команде. под щадящий счёт. Сочетают Освоение перестроения из ходьбу и бег в колонне. колонны по одному в колонну Выполняют упражнения со по два и по три на месте. скакалкой. Прыгают через Тренировочные упражнения скакалку на месте в равномерном сочетание ходьбы и бега в темпе на двух ногах колонне. Выполнение произвольным способом упражнений со скакалкой. Выполнение прыжков через скакалку на месте в равномерном темпе Выполняют упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают, подбирают мяч в процессе учебной игры Выполняют строевые действия. Сочетают ходьбу и бег в колонне. Выполняют упражнения со скакалкой. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом 21 20 Повороты направо, налево, кругом (переступанием). Упражнения на равновесие 1 Ориентирование в пространстве, сохранение равновесия при движении по скамейке. Выполнение перестроений на месте. Прыжки через скакалку на одной, двух ногах Выполняют строевые действия под щадящий счёт. Выполняют перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три на месте. Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с различными положениями рук. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух ногах произвольным способом 21 Упражнения на преодоление сопротивления 1 Выполнение строевых действий и команд. Тренировочные упражнения на изменение скорости передвижения при ходьбе/ беге. Выполнение упражнений на преодоление сопротивления Выполняют строевые команды и действия под щадящий счёт. Изменяют скорость передвижения при ходьбе/ беге. Выполняют упражнений на преодоление сопротивления меньшее количество раз 22 Упражнения на развитие ориентации в пространстве 1 Выполнение ходьбы «змейкой», «противоходом». Выполнение упражнений со сложенной скакалкой в различных исходных положениях, прыжки через скакалку на двух и одной ноге. Выполняют ходьбу «змейкой», «противоходом». Выполняют комплекс упражнений со скакалкой меньшее количество раз. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух ногах произвольным способом Выполняют строевые действия. Выполняют перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три на месте. Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с различными положениями рук. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом Выполняют строевые команды и действия. Изменяют скорость передвижения при ходьбе/ беге. Выполняют упражнений на преодоление сопротивления Выполняют ходьбу «змейкой», «противоходом». Выполняют комплекс упражнений со скакалкой. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом 22 23 Упражнения на укрепление мышц туловища, рук и ног 1 Выполнение фигурной маршировки. Выполнение упражнений на укрепление мышц туловища, рук и ног Выполняют фигурную маршировку за другим учащимся, ориентируясь на образец выполнения впереди идущего учащегося. Выполняют упражнения с дифференцированной помощью учителя Выполняют упражнения на равновесие на скамейке: повороты с различными движениями рук, с хлопками под ногой, повороты на носках, прыжки с продвижением вперед ( на полу), комплекс упражнений с сопротивлением (3-5 упражнений) 24 Упражнения с сопротивлением 1 Выполнение упражнений с элементами единоборств, сохранение равновесия при движении на скамейке 25 Упражнения с гимнастическими палками 1 Согласование движения палки с движениями туловища, ног. Составление и выполнение комбинации на скамейке Выполняют 4-6 упражнений с гимнастической палкой. Выполняют доступные упражнения на равновесие 26 27 Опорный прыжок Опорный прыжок 1 1 Выполнение прыжка согнув ноги через козла, коня в ширину. Преодоление нескольких препятствий различными способами Выполняют наскок в стойку на коленях. Преодолевают несколько препятствий с помощью учителя ( по возможности) Выполняют фигурную маршировку. Выполняют переноску, передачу мяча сидя, лежа в различных направлениях. Выполняют упражнения по показу Выполняют упражнения на равновесие на скамейке: повороты с различными движениями рук, с хлопками под ногой, повороты на носках, прыжки с продвижением вперед ( на полу), комплекс упражнений с сопротивлением Составляют и демонстрируют комбинацию на скамейке. Выполняют упражнения с гимнастической палкой Выполняют опорный прыжок ноги врозь через козла, коня в ширину с помощью учителя. Преодолевают несколько препятствий 23 28 Упражнения для формирования правильной осанки 1 Переноска 2- 3 набивных мячей весом до 7-8 кг. Переноска гимнастического коня и козла, матов на расстояние до 15 м. Выполнение прыжка согнув ноги через козла, коня в ширину. Выполняют наскок в стойку на коленях. Переносят 1- 2 набивных мячей весом до 5-6 кг. Переносят гимнастического коня и козла, маты на расстояние до 10 м. 29 Упражнения со скакалками 1 Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение прыжковых упражнений с точностью прыжка Выполняют упражнения со скакалкой после обучающей помощи учителя. Выполняют прыжковые упражнения под контролем учителя 30 Упражнения с гантелями 1 31 Упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений Упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений 1 Выполнение упражнений с гантелями. Выполнение прыжковых упражнений с точностью прыжка Выполнение построения в колонну по два, соблюдая заданное расстояние. Выполнение прыжка в длину с места на заданное расстояние без предварительной отметки. Передача набивного мяча сидя, стоя из одной руки в другую над головой Выполняют упражнения с гантелями меньшее количество повторений. Выполняют прыжковые упражнения под контролем учителя Выполняют построение в колонну по два, соблюдая заданное расстояние (по ориентирам). Прыгают в длину с места на заданное расстояние с предварительной отметки. Передают набивной мяч сидя, стоя из одной руки в другую над головой меньшее количество повторений 32 1 Выполняют опорный прыжок ноги врозь через козла, коня в ширину с помощью учителя. Переносят 2- 3 набивных мячей весом до 7-8 кг. Переносят гимнастического коня и козла, маты на расстояние до 15 м. Выполняют упражнения со скакалкой по показу и инструкции учителя. Выполняют прыжковые упражнения после инструкции Выполняют упражнения с гантелями. Выполняют прыжковые упражнения после инструкции Выполняют построение в колонну по два, соблюдая заданное расстояние. Прыгают в длину с места на заданное расстояние без предварительной отметки. Передают набивной мяч сидя, стоя из одной руки в другую над головой 24 33 Одновременный одношажный ход 1 34 Одновременный одношажный ход 1 35 Коньковый ход 1 36 Коньковый ход 1 37 Торможение и поворот «плугом» 1 Лыжная подготовка – 16 часов Выполнение строевых действий Смотрят показ с объяснением. с лыжами. Совершенствуют технику Беседа о технике безопасности выполнения строевых команд и во время передвижений с приемов. лыжами под рукой и на плече. Смотрят показ с объяснением Освоение техники техники одновременного одновременного одношажного одношажного хода и выполняют хода передвижение на лыжах Передвижение одновременным одношажным ходом по лыжне. Освоение техники конькового хода с последующей демонстрацией. Выполнение техники передвижения коньковым ходом на короткой дистанции 100-150 метров. Освоение способа торможения на лыжах. Демонстрация способа торможения «плугом». Выполнение торможения «плугом» на дистанции 100м после разбега. Выполнение передвижения комбинированными способами ходов. Смотрят показ с объяснением. Осваивают технику передвижения коньковым ходом на короткой дистанции 100-150 метров по возможности. Смотрят показ с объяснением. Осваивают технику торможения «плугом» после инструкции и неоднократного показа учителем. Выполняют разбег на короткой дистанции с торможением по очереди ориентируясь на образец выполнения обучающимися из 2 группы. Смотрят показ с объяснением. Совершенствуют технику выполнения строевых команд и приемов. Смотрят показ с объяснением техники одновременного одношажного хода и выполняют передвижение на лыжах Смотрят показ с объяснением. Осваивают технику передвижения коньковым ходом на короткой дистанции 100150 метров. Смотрят показ с объяснение техники выполнения торможения. Осваивают технику торможения «плугом». Выполняют комбинированное торможение лыжами и палками. Выполняют разбег на короткой дистанции с торможением по очереди 25 38 Комбинированное торможение лыжами и палками 1 Совершенствование различных способов торможения на лыжах. Передвижение коньковым ходом Совершенствуют различные способы торможение лыжами и палками (по возможности). Выполняют передвижение коньковым ходом по возможности (по возможности) 39 Игра «Гонка на выбывание» Игра «Гонка на выбывание» 1 Освоение техники изученных способов передвижения в игровой деятельности Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах (по возможности) Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м Повторное передвижение в быстром темпе по кругу 100-150 м 1 Тренировочные упражнения на комбинированное торможение на лыжах. Прохождение на лыжах отрезков на скорость Осваивают комбинированное торможение лыжами и палками (по возможности). Передвигаются в быстром темпе на отрезке от 30- 40 м Повторное передвижение в быстром темпе по кругу 100-150 м Игры на лыжах: «Пятнашки простые», «Самый меткий» 1 Выполнение поворота махом на лыжах. Сохранение равновесия при спуске со склона в высокой стойке, закрепление изученной техники подъема Выполняют поворот махом на месте на лыжах по инструкции и показа учителя. Проходят на скорость отрезок на время от 100- 150 м (девочки- 1 раз, мальчики- 2 раза) Выполняют поворот махом на месте на лыжах. Проходят на скорость отрезок на время от 100150 м (девочки- 3-5 раз, мальчики- 5-7 раз) Совершенствование техники передвижения без палок, развитие ловкости в играх на лыжах Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах (по возможности) Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах 40 41 42 43 44 45 1 1 1 1 Совершенствуют различные способы торможение лыжами и палками. Выполняют передвижение коньковым ходом по возможности Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах по инструкции учителя Выполняют комбинированное торможение лыжами и палками. Передвигаются в быстром темпе на отрезке от 40- 60 м. 26 46 47 48 Игры на лыжах : «Переставь флажок», «Попади в круг», «Кто быстрее», «Следи за сигналом» Прохождение дистанции 1 Освоение техники изученных способов передвижения в игровой деятельности Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах (по возможности) 1 Прохождение дистанции на лыжах за урок Проходят дистанцию без учета времени 1 км Прохождение на лыжах за урок от 1 до 2 км 1 49 Инструктаж по технике безопасности на уроках по спортивным играм. 1 50 Передача мяча сверху и снизу двумя руками на месте в волейболе 1 Спортивные игры- 8 часов Беседа по технике Слушают инструктаж о правилах безопасности, санитарноповедения на уроках легкой гигиенические требования к атлетики. Выполняют ходьбу в занятиям волейболом, права и определённом темпе. Выполняют обязанности игроков на упражнения (3-4 вида) в ходьбе площадке, предупреждение с заданиями по инструкции травматизма. учителя Выполнение техники передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте Выполняют ходьбу в определённом темпе. Выполняют упражнения (3-4 вида) в ходьбе с заданиями по инструкции учителя. Выполняют прием и передачу мяча снизу и сверху, передачу двумя руками на месте (по возможности) Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах по инструкции учителя Проходят дистанцию без учета времени 2 км Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики. Выполняют ходьбу в определённом темпе. Выполняют упражнения (4-6 видов) в ходьбе с заданиями по инструкции учителя Выполняют упражнения (4-6 видов) в ходьбе с заданиями по инструкции учителя. Выполняют прием и передачу мяча снизу и сверху, передачу двумя руками на месте 27 51 Нижняя прямая подача 1 Совершенствование техники нижней прямой подачи. Совершенствование стойки во время выполнения нижней прямой подачи. Совершенствование техники нижней прямой подачи 52 Верхняя прямая подача 1 Определение способов подачи мяча в волейболе. Совершенствование техники нижней прямой подачи. Освоение техники стойки во время выполнения верхней прямой подачи. Выполнение верхней прямой подачи 53 Прием мяча снизу в две руки 1 Освоение техники приема мяча в две руки. Демонстрация приема мяча снизу. Выполнение верхней прямой подачи группами с приемом мяча по очереди. Выполняют техники нижней прямой подачи по инструкции учителя. Выполняют стойку во время нижней прямой подачи по неоднократной инструкции и показу учителя. Выполнение нижней прямой подачи по инструкции учителя Смотрят показ с объяснением технике правильного выполнения верхней прямой подачи. Определяют способы подачи мяча в волейболе. Выполняют техники верхней прямой подачи по инструкции учителя. Выполняют стойку во время верхней прямой подачи по неоднократной инструкции и показу учителя. Выполнение верхней прямой подачи по инструкции учителя и ориентируясь на образец выполнения обучающимися из более сильной группы Осваивают технику приема мяча в две руки. Смотрят показ с объяснением технике правильного выполнения техники приема мяча в две руки. Выполнение верхней прямой Выполняют техники нижней прямой подачи по инструкции учителя. Выполняют стойку во время нижней прямой подачи по неоднократной. Выполнение нижней прямой подачи Смотрят показ с объяснением технике правильного выполнения верхней прямой подачи. Определяют способы подачи мяча в волейболе. Выполняют техники верхней прямой подачи по инструкции учителя. Выполняют стойку во время верхней прямой подачи по неоднократной. Выполнение верхней прямой подачи Осваивают технику приема мяча в две руки. Смотрят показ с объяснением технике правильного выполнения техники приема мяча в две руки. 28 54 Прием мяча снизу в две руки 1 55 Прыжки с места и с шага в высоту и длину (2-3 серии прыжков по 5-10 прыжков за урок). Учебная игра в волейбол Прыжки с места и с шага в высоту и длину (2-3 серии прыжков по 5-10 прыжков за урок). 1 Бег на короткую дистанцию 1 56 57 Выполнение техники приема мяча снизу двумя руками. подачи группами с приемом мяча по очереди по возможности, ориентируясь на образец показа учителем. Выполнение техники приема мяча снизу двумя руками по инструкции и показу учителя. Прыгают вверх с места и с шага, у сетки (1-2 серии прыжков по 55 прыжков за урок). Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру ( по возможности) Выполнение верхней прямой подачи группами с приемом мяча по очереди. Выполнение техники приема мяча снизу двумя руками. Сочетание работу рук, ног в Прыгают вверх с места и с шага, прыжках у сетки. у сетки (1-2 серии прыжков по 5Закрепление правил перехода 5 прыжков за урок). по площадке. Выполняют переход по Выполнение игровые действий площадке, играют в учебную соблюдая правила игры игру ( по возможности) Легкая атлетика – 12 часов Выполнение ходьбы группами Выполняют ходьбу группами наперегонки. наперегонки. Выполняют Выполнение перепрыгиваний перепрыгивания через набивные через набивные мячи мячи (расстояние 80-100см, Выполнение бега с высокого длина 4 метра). Выполняют бег с старта, стартовый разбега и высокого старта, стартовый старта из различных исходных разбега и старта из различных положений. исходных положений. Выполнение метания мяча в Выполняют метание мяча в пол пол на дальность отскока на дальность отскока Прыгают вверх с места и с шага, у сетки. Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру Сочетание работу рук, ног в прыжках у сетки. Закрепление правил перехода по площадке. Выполнение игровые действий соблюдая правила игры Прыгают вверх с места и с шага, у сетки. Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру Выполняют эстафетный бег (по кругу 60 м) с правильной передачей эстафетной палочки. Выполняют перепрыгивания через набивные мячи (расстояние 80-100см, длина 5 метров). Выполняют бег с низкого старта, стартовый разбега и 29 58 Бег на среднюю дистанцию (400 м) 1 Выполнение ходьбы на отрезках от 100 до 200 м. Выполнение бега на среднюю дистанцию. Выполнение метания малого мяча на дальность с места (коридор 10 м) Проходят отрезки от 100 до 200 м. Выполняют кроссовый бег на дистанцию 200м. Выполняют метание малого мяча на дальность с места (коридор 10м) 59 Прыжок в длину с полного разбега 1 60 Прыжок в длину с полного разбега 1 Бегут 60 м с ускорением и на время. Выполняют прыжок в длину с 3-5 шагов разбега. Выполняют метание на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега 61 Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг с места на дальность 1 Выполнение бега 60 м с ускорением и на время. Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Выполнение метания на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Толкание набивного мяча на дальность Выполняют прыжок в длину с 35 шагов разбега. Смотрят показ с объяснением техники толкания набивного мяча весом до 2 кг. Толкают набивной мяч меньшее количество раз старта из различных исходных положений. Выполняют метание мяча в пол на дальность отскока Проходят отрезки от 100 до 200 м. Выполняют кроссовый бег на дистанцию 400м. Выполняют метание малого мяча на дальность с 3 шагов разбега (коридор 10м) Бегут 60 м с ускорением и на время. Выполняют прыжок в длину с полного разбега. Выполняют метание на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега Выполняют прыжок в длину с полного разбега. Смотрят показ с объяснением техники толкания набивного мяча весом до 2 кг. Толкают набивной мяч весом до 3 кг 30 62 Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м 1 63 Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м 1 64 1 66 Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага Эстафета 4*60 м 67 Эстафета 4*60 м 1 68 Выполнение беговых упражнений 1 65 1 1 Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза. Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага. Метание мяча с полного разбега на дальность в коридор 10 м Выполнение бега на дистанции 40 м (2-4 раза) за урок, на 60м – 1 раз. Выполняют прыжок в длину с 35 шагов разбега. Выполняют метание малого мяча на дальность с места ( коридор 10 м) Выполнение специальнобеговых упражнений. Освоение техники передачи эстафетной палочки. Выполнение эстафетного бега Демонстрируют выполнение специально- беговых упражнений. Выполняют эстафетный бег с этапами до 30 м Выполняют специальнобеговые упражнения. Пробегают эстафету (4 * 60 м) Выполнение специальнобеговых упражнений. Закрепление тактики бега на длинной дистанции. Демонстрируют выполнение специально- беговых упражнений. Бегут кросс на дистанции 1,5 км Выполняют специальнобеговые упражнения. Бегут кросс на дистанции 2 км Идут на скорость 10-15 мин. в различном темпе с изменением шага. Осваивают метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м) Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза. Выполняют прыжок в длину с полного разбега. Выполняют метание малого мяча на дальность с полного разбега ( коридор 10 м) Идут на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага. Выполняют метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м) 31