Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат»)
РАССМОТРЕНО
На педагогическом совете
Протокол от 25.12.2023 г. № 3
УТВЕРЖДЕНО
Распоряжением ГБОУ ЛО «Сланцевская школа
– интернат» от 25.12.2023 г. № 86
Положение
о классном руководстве
ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение)
регламентирует работу классного руководителя государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения Ленинградской области «Сланцевская школа –
интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО
«Сланцевская школа – интернат».
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», другим законодательством в сфере
образования и локальными нормативными актами ГБОУ ЛО “Сланцевская школа –
интернат».
1.3. Классными руководителями являются педагогические работники ГБОУ ЛО
«Сланцевская школа – интернат», которым предоставляются права, социальные
гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и другим
законодательством в сфере образования.
1.4. Классное руководство поручается педагогическому работнику с его согласия
руководителем ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат», исходя из интересов ГБОУ
ЛО «Сланцевская школа – интернат» и ее обучающихся с учетом педагогического
опыта, мастерства, индивидуальных особенностей работника.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и
содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида
дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник
принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего
юридического оформления.
1.6. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат», родителями (законными
представителями), другими педагогами ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат».
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются
базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности
обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года» и распоряжении Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года», указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2.2. Цель работы классного руководителя: формирование и развитие личности в
соответствии с социокультурными, традиционными российскими духовнонравственными ценностями и принятыми в российском обществе правилами и
нормами поведения.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социальнозначимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:
опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации,
исторические и национально-культурные традиции;
организация социально открытого пространства духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России;
нравственный пример педагогического работника;
интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
социальная востребованность воспитания;
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности
воспитания;
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка,
в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи,
общества, государства, образовательных и научных организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:
создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем
гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения
обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах
взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и
социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли,
насилия, проявления жестокости;
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного
развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских
традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к
негативным явлениям окружающей социальной действительности, в
частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым
сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред
здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию
жизни человека и др.;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток
пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй
мировой войны;
формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в
условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной
позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских
общественных движений, творческих и научных сообществ.
Тесное сотрудничество и взаимодействие с семьёй с целью формирования
благоприятных
детскородительских
отношений,
профилактике
противоправного поведения и внутрисемейных отношений.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:
выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов
духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на
основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения
успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития
педагогической компетентности;
реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации
обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического
партнерства;
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической
компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности
детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих
информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка
семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию
ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка
в области образования посредством взаимодействия с членами
педагогического коллектива ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат»,
органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;
участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная
части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному
руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению
базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации
обучающихся. Вариативная часть деятельности по классному руководству
формируется в зависимости от контекстных условий ГБОУ ЛО «Сланцевская школа –
интернат».
2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации
обучающихся в классе, включая:
содействие
повышению дисциплинированности и академической
успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления
контроля посещаемости и успеваемости;
обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по
приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и
социализации;
содействие успешной социализации обучающихся путем организации
мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у
них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с
использованием возможностей волонтерского движения, детских
общественных движений, творческих и научных сообществ;
осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса
на основе изучения его психофизиологических особенностей, социальнобытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной
ситуации развития ребенка в семье;
выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных
трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных;
выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в
психологической помощи;
профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,
употребления вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;
содействие
формированию
у
детей
с
устойчиво
низкими
образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них
познавательных интересов;
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию
их способностей;
обеспечение
защиты прав и соблюдения законных интересов
обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы
образования.
2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся,
осуществляемая с классом как социальной группой, включая:
изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,
формирование благоприятного психологического климата, толерантности
и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по
отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям,
здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму,
чувству ответственности за будущее страны, признанию ценности
достижений
и
самореализации
в
учебной,
спортивной,
исследовательской, творческой и иной деятельности;
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного
взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в
волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и
образовательных проектов;
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений,
создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся;
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в
том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском
коллективе.
2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся,
включая:
привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в
интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к
воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития
личности каждого ребенка;
регулярное информирование родителей (законных представителей) об
особенностях осуществления образовательного процесса в течение
учебного года, основных содержательных и организационных
изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
координацию
взаимосвязей
между
родителями
(законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими
участниками образовательных отношений;
содействие повышению педагогической компетентности родителей
(законных представителей) путем организации целевых мероприятий,
оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания,
личностного развития детей.
2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
педагогическим коллективом, включая:
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью
разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к
обучению и воспитанию;
взаимодействие с администрацией ГБОУ ЛО «Сланцевская школа –
интернат» и учителями учебных предметов по вопросам контроля и
повышения результативности учебной деятельности обучающихся и
класса в целом;
взаимодействие с педагогом-психологом, педагогом- дефектологом,
учителем-логопедом и педагогами дополнительного образования по
вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их
адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции
индивидуальных траекторий личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в
различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную,
творческую, трудовую, общественно полезную, художественноэстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
взаимодействие
с
библиотекарем,
советником
директора
по
взаимодействию с детскими общественными объединениями, старшим
воспитателем, педагогами дополнительного образования по вопросам
вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности,
организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных
мероприятий;
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией ГБОУ
ЛО «Сланцевская школа – интернат» по вопросам профилактики
девиантного и асоциального поведения обучающихся;
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками ГБОУ
ЛО «Сланцевская школа – интернат» (старшим воспитателем, педагогомпсихологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной
поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии
с социальными партнерами, включая:
участие в организации работы, способствующей профессиональному
самоопределению обучающихся;
участие в организации мероприятий по различным направлениям
воспитания и социализации обучающихся в рамках социальнопедагогического партнерства с привлечением организаций культуры,
спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных
организаций;
участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска,
находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников
социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы
здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта,
профессионального образования, бизнеса.
2.8. Вариативная часть отражает специфику ГБОУ ЛО «Сланцевская школа –
интернат» и включает в себя:
2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийской общественногосударственной
детско-юношеской
организацией
«Российское
движение
школьников» в соответствии с календарным планом воспитательной работы и рабочей
программой воспитания ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат».
2.8.2. Участие в общешкольных традиционных мероприятиях в соответствии с
календарным планом воспитательной работы ГБОУ ЛО «Сланцевская школа –
интернат».
3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:
самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы
работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной
деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на
основе ФГОС ОУО с учетом контекстных условий деятельности;
вносить на рассмотрение администрации ГБОУ ЛО «Сланцевская школа –
интернат», педагогического совета, органов государственно-общественного
управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного
процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и
от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов ГБОУ ЛО
«Сланцевская школа – интернат» в части организации воспитательной
деятельности в ОУ и осуществления контроля ее качества и эффективности;
самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в
воспитательных мероприятиях;
использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру ГБОУ ЛО
«Сланцевская школа – интернат» при проведении мероприятий с классом;
получать своевременную методическую, материально-техническую и иную
помощь от руководства и органов государственно-общественного управления
ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат» для реализации задач по
классному руководству;
приглашать в ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат» родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся для
обсуждения вопросов, связанных с осуществлением классного руководства;
давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при
подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по
согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными
обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в
случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации ГБОУ
ЛО «Сланцевская школа – интернат», родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и
методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным
руководством.
4. Обязанности классного руководителя
4.1. Классный руководитель ежедневно:
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся;
выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую
работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
организует и контролирует дежурство учащихся по ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа – интернат»;
организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том
числе в случае возникновения девиации в их поведении.
4.2. Классный руководитель еженедельно:
проводит внеурочный час «Разговоры о важном», час классного руководителя
(классный час) в соответствии с календарным планом воспитательной
работы, рабочей программой воспитания и рабочей программой курса, в
рамках которого проходит классный час, утвержденным расписанием;
организует работу с родителями (законными представителями) обучающихся;
проводит работу с учителями-предметниками и педагогами дополнительного
образования, работающими в классе;
анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным
обучающимся.
4.3. Классный руководитель ежемесячно:
получает консультации у психологической службы и отдельных учителей;
организует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
оформляет и заполняет электронный журнал;
проводит анализ выполнения календарного плана воспитательной работы за
четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
проводит коррекцию своего плана воспитательной работы на новую четверть;
проводит классное родительское собрание.
4.5. Классный руководитель ежегодно:
анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень
воспитанности учащихся в течение года;
составляет план воспитательной работы в классе.
4.6. Классный руководитель ведёт следующую документацию:
• план воспитательной работы
• электронный журнал
• характеристику на обучающегося (по запросу)
4.7. В целях обеспечения четкой организации деятельности ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа – интернат» проведение внеурочных мероприятий (экскурсионных поездок,
турпоходов,
дискотек
и
др.), не
предусмотренных
образовательными
программами ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат», не допускается.
4.8. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
4.9. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных
мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения
мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях
обязательно.
5. Механизмы стимулирования классных руководителей
5.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и
является обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия
этого дополнительного вида деятельности.
5.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
5.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных
условий деятельности для осуществления классного руководства, включая:
создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов
воспитательной деятельности между собой и администрацией ГБОУ ЛО
«Сланцевская школа – интернат»;
организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом
дополнительных задач по классному руководству.
5.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию
решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и
создание условий для профессионального развития и роста, включая:
наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического
объединения;
предоставление возможности участия в конкурсах профессионального
мастерства с целью развития личностной и профессиональной
самореализации;
предоставление
возможности повышения квалификации, участия в
стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного
характера.
5.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных
механизмов создания благоприятного психологического климата в педагогическом
коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, включая:
создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций
между участниками образовательных отношений;
организацию консультаций и создание условий для психологической
разгрузки и восстановления в ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат» или
вне ее для профилактики профессионального выгорания в связи с
осуществлением педагогическими работниками классного руководства.
5.2.4. Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее
удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации ГБОУ
ЛО «Сланцевская школа – интернат», родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения
деятельности по классному руководству, включая:
публичное признание результатов труда педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, в виде благодарности с занесением в
трудовую книжку (при ее наличии), награждения почетными грамотами и
благодарственными письмами различного уровня, выдачи статусных знаков
отличи;
размещение информации об успехах социально-значимой деятельности
педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ
и на официальном сайте ОУ;
информирование родительской общественности о достижениях, связанных с
осуществлением педагогическими работниками классного руководства;
организацию исполнительными органами государственной власти и органами
местного самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических
работников, осуществляющих классное руководство;
учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для
педагогических работников, осуществляющих классное руководство:
нагрудного знака, почетного звания, региональных премий.