Рабочая программа по Труду (технологии) (Цветоводство и декоративное садоводство), 8-9 кл.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 02.09.2024 г. № 53

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

«Труд (технология)»
(Цветоводство и декоративное садоводство)
8 - 9 классы

2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей

и

возможностей.
Учебный предмет «Труд (технология)» относится к предметной области
«Технология» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Труд (технология)» рассчитана на 34 учебные недели исоставляет:
8 кл. - 238 часов в год (7 часов в неделю);
9 кл. - 238 часов в год (7 часов в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

определяет цель и задачи учебного предмета «Труд (технология)».
Цель изучения предмета "Труд (технология)" заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Задачи обучения:
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности);
- обучение обязательному общественно полезному труду; подготовка обучающихся к
выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии
и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;

2

- формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса,
деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым
профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;
- ознакомление с условиями и содержанием обучения по профилю Цветоводство и
декоративное садоводство и испытание своих сил в процессе практических работ по этому
профилю в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с
физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
-

формирование

трудовых

навыков

и

умений,

технических,

технологических,

конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании
трудовой деятельности;
- совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
-

коррекция

и

развитие

умственной

деятельности

(анализ,

синтез,

сравнение,

классификация, обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирования практических
умений;
-

развитие

регулятивной

функции

деятельности

(включающей

целеполагание,

планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности.

3

Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «Труд (технология)»
(Цветоводство и декоративное садоводство)
Личностные результаты:
• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

• воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
• сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• овладение социально-бытовыми навыками, необходимыми в повседневной жизни;
• владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места
в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
• сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
• воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
• сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Предметные результаты:
Минимальный уровень

Достаточный уровень

отбор
(с
помощью
педагогического определение (с помощью педагогического
работника) материалов и инструментов, работника)
возможностей
различных
необходимых для работы;
материалов, их целенаправленный выбор (с
помощью педагогического работника) в
представления о правилах безопасной соответствии с физическими, декоративноработы с инструментами и оборудованием, художественными и конструктивными
санитарно-гигиенических требованиях при свойствами в зависимости от задач
выполнении работы;
предметно-практической деятельности;
владение базовыми умениями, лежащими в экономное расходование материалов;
основе работ по выращиванию и уходу за
растениями);
планирование (с помощью педагогического
работника) предстоящей практической
чтение (с помощью педагогического работы;
работника)
технологической
карты,
4

используемой
изделия;

в

процессе

изготовления знание оптимальных и доступных приемов
выращивания растений и ухода за ними;

представления о разных видах профильного осуществление текущего самоконтроля
труда
(сельскохозяйственный
труд, выполняемых практических действий и
цветоводство);
корректировка хода практической работы;
понимание
значимости
организации знание
и
употребление
понятия
«инвентарь»
и
правил
хранения
материалов
школьного
рабочего
места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину; в подсобном помещении: инвентаря,
почвенных смесей, удобрения, воды;
организация
(под
руководством
и
употребление
понятий
педагогического работника) совместной знание
«специальная одежда», «виды специальной
работы в группе;
одежды»;
осознание необходимости соблюдения в
знание
и
выполнение
санитарнопроцессе выполнения трудовых заданий
гигиенических требований при работе с
порядка и аккуратности;
производственными
материалами
в
специальной одежде;
выслушивание предложений и мнений
других
обучающихся,
адекватное посильное участие в благоустройстве и
реагирование на них;
озеленении территорий; охране природы и
окружающей среды:
проявление заинтересованного отношения к — оформление помещений;
деятельности своих других обучающихся и — высадка растений.
результатам их работы;
выполнение общественных поручений по
уборке мастерской после уроков трудового
обучения;
посильное участие в благоустройстве и
озеленении территорий, охране природы и
окружающей среды.

5

Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Труд (технология)»
Минимальный уровень:
Знать:
- представление о некоторых видах культурных цветочных растениях и приемов ухода за
ними;
- о некоторых приемах составления букетов;
- о некоторых видах декоративных кустарниках и приемов ухода за ними;
- представления об озеленении двора;
- о правилах безопасной работы с инструментами, удобрениями, санитарно-гигиенических
требованиях при выполнении работы;
- некоторые виды цветников.
- о биологических особенностях многолетних растений;
Уметь:
- работать некоторыми инструментами;
- владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных видов
работы с декоративными растениями;
- понимание значимости и ценности труда;
- читать инструкционную карту;
- распознавать некоторые виды декоративных кустарников;
- выращивать рассаду.

Достаточный уровень:
Знать:
- об общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой
деятельности;
- виды цветников;
- приемы ухода и выращивания декоративных кустарников;
- о биологических особенностях и декоративных качествах многолетних растений;
Уметь:
- планировать ход предстоящей практической работы;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
- выбирать и правильно использовать необходимый инвентарь для выполнения
определенных видов работ;
6

- соблюдать правила техники безопасности;
- выращивать растения;
- осуществлять уход за кустарниками;
- выращивать рассаду.

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Труд (технология)»
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:

 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные
связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
− не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов
учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления
письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания всего изученного программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике;
− допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении
изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи,
правила оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
7

− показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне
минимальных требований;
− умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;
− допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного
материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной
речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ) обучающихся
Оценка «5»:
− правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
− полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
− четко и правильно даны определения;
− вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4»:
−

наблюдение проведено самостоятельно;

−

частично раскрыто основное содержание материала;

−
в основном правильно
последовательности изложения;
−

даны

определения,

но

допущены

нарушения

вывод неполный.

Оценка «3»:
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
− допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
8

− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой
ошибки и одного недочета;
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух
грубых ошибок;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более одной
грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двухтрех негрубых ошибок.
Оценка «2» не ставится.

Содержание обучения
Содержание занятий по цветоводству и декоративному садоводству определяется
профессиональной направленностью трудового обучения в коррекционной школе,
необходимостью проведения коррекционной работы на уроках, психофизическими и
возрастными особенностями обучающихся.
Обучение цветоводству и декоративному садоводству рассчитано на общую
подготовку обучающихся по специальности рабочий озеленительного хозяйства. Поэтому
в программу 8 класса включены темы по цветоводству и декоративному садоводству.
Такая подготовка позволит выпускникам выполнять разнообразные работы и в
дальнейшем освоить более узкие специальности (цветовод, садовник, озеленитель).
Из множества выращиваемых в нашей стране цветочных культур и пород
кустарников выбраны наиболее доступные для выращивания в условиях школы. Процесс
выращивания этих культур связан с использованием разнообразных приемов труда и
большого количества ручного инвентаря и орудий, что имеет важное значение для
решения задач обучения профильному труду, в том числе и задачи коррекции недостатков
трудовой деятельности обучающихся.

Содержание разделов
8 кл.
№

Название раздела

Количество
часов

1

Введение

8

2

Осенний уход за цветниками.

5

3

Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана.

5

4

Составление букета.

10

5

Срезка побегов роз для черенкования.

7
9

6

Осенний уход за кустарниками.

10

7

Красивоцветущие кустарники.

10

8

Размножение розы.

7

9

Защищенный грунт в цветоводстве.

9

10

Зимние работы в сквере.

5

11

Выгоночные цветочные культуры.

9

12

Выгонка тюльпана.

5

13

Выращивание рассады бегонии клубневой.

7

14

Деревья для озеленения.

15

15

Озеленение двора.

9

16

Ландшафтный дизайн.

15

17

Разбивка цветника.

5

48

Выращивание роз в открытом грунте.

7

19

Выращивание гладиолусов.

10

20

Устройство газона.

15

21

Годовая контрольная работа.

2

22

Посадка кустарника.

7

23

Высадка рассады цветковых растений в цветник.

16

24

Самостоятельная работа.

6

25

Практическое повторение.

34
Итого

238

10

Тематическое планирование
8 класс
Раздел

Вводное занятие.

Выкопка петунии
крупноцветковой
с махровыми
цветками.

Сбор семян
однолетних
цветковых
растений.

Пересадка
красоднева,
зимующего в
открытом грунте.

Тема урока

Анализ состояния растений.
Задачи обучения в предстоящем году.
Организация трудовой учебной группы.
Петуния мелкоцветковая и крупноцветковая, в том числе с
махровыми цветками.

Колво
часо
в
1
1
1
1

П. р. Подготовка цветочных горшков для посадки петуний.
Сохранность махровости цветков.
П. р. Посадка растений в горшки.
Особенности плодов и семян петунии.
П. р. Расстановка цветочных горшков с растениями в
помещении.
Однолетние цветковые растения, выращиваемые в местных
условиях с помощью рассады.

1
1
1
1
1

Декоративные качества, биологические особенности, сроки
созревания семян.
Подготовка растений к сбору семян.
Приемы сбора сухих плодов с семенами.
Условия хранения собранных семян.
Техника безопасности при сборе семян.
П. р. Выбор растений для сбора семян.
П. р. Сбор созревших плодов.
П. р. Срезка цветущих растений для ускорения созревания
семян.
П. р. Установка в проветриваемое помещение.
П. р. Просушка плодов и семян.
Лилия, выращиваемая в местных условиях: вид,
характеристика.

1

Продолжительность роста лилий на одном месте.
Необходимость пересадки лилий.
П. р. Осенние работы в цветнике.
П. р. Уборка растительных остатков.
Приемы выкопки и посадки луковиц.
Подготовка лунок под посадки.
Расстояния между рядами и растениями при посадке.
П. р. Вскапывание почвы и внесение перегноя.

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
11

Осенний уход за
кустарниками.

Самостоятельная
работа
Практическое
повторение.

Вводное занятие.
Многолетние
цветковые
растения.

Ремонт садовой

П. р. Разметка рядков. Выкопка лунок.
П. р. Пересадка растений.
П. р. Мульчирование посадок.
П. р. Уход за посадками.
Кустарники для озеленения в местных условиях: свойства,
отличительные признаки.
П. р. Полив комнатных растений.
Экскурсия в парк: ознакомление с ассортиментом растений.
Приемы ухода за кустарниками.
П. р. Заготовка компонентов почвенных смесей.
Инструменты для ухода.
Правила безопасной работы с садовыми пилой и ножницами.
Повторение: осенний уход за кустарниками.
П. р. Сбор семян однолетников.
П. р. Обмыв листьев комнатных растений.
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Осенние работы в цветнике.
Самостоятельная работа за 1 четверть.

1
1
1
1
1

Самостоятельная работа за 1 четверть.
Заготовка почвенных смесей.

1
1

Осенние работы в цветнике.
Уход за комнатными растениями.
Заготовка листовой земли.
Осенние работы в саду.
Уборка растительных остатков.
Подкормка комнатных растений.
Заготовка почвенных смесей.
Уборка растительных остатков.
Уход за комнатными растениями.
Повторение пройденного.
П. р. Уход за комнатными растениями.
Многолетнее цветковое растение: характеристика, виды.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Сравнение незимующих в открытом грунте растений с
зимующими.
Характеристика гладиолуса.
Характеристика георгина.
Характеристика канны
П. р. Осенние работы в цветнике.
П. р. Полив комнатных растений.
П. р. Составление почвенных смесей.
П. р. Обмыв листьев комнатных растений.
П. р. Осенние работы в саду.
Садовая дорожка: устройство на различном основании, виды

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

дорожки.

Уход за
молодыми
посадками
зимующих
многолетних
цветковых
растений.

Органические
удобрения.

Классификация
цветковых
культур.

повреждения.
Экскурсия в город: виды дорожек.
Виды ремонта.
П. р. Рыхление почвы комнатных растений.
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Определение вида ремонта дорожки.
П. р. Определение устройства дорожки
Уход за молодыми посадками осенью.

1
1
1
1
1
1
1

Правила заготовки елочных веток, толщина слоя укрытия.
Накопление снега зимой на укрытиях.
П. р. Укрытие посадок лапником.
П. р. Осенние работы в цветнике.
П. р. Укрытие посадок.
Удобрение: значение, виды, разница между видами.

1
1
1
1
1
1

П. р. Уход за комнатными растениями.
Виды органического удобрения.
П. р. Укрытие посадок многолетников.
Перегной: получение, назначение.
П. р. Подкормка комнатных растений.
Приготовление компоста.
П. р. Подсыпка почвенной смеси.
Органические удобрения, используемые в цветоводстве.
П. р. Распознавание органических удобрений.
Повторение: органические удобрения.
П. р. Заготовка почвенных смесей.
П. р. Обмыв листьев комнатных растений.
Классификационные признаки цветкового растения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

П. р. Уход за комнатными растениями.
Цветковые растения открытого и закрытого грунта.
П. р. Полив комнатных растений.
Красивоцветущие и декоративно-лиственные растения.
П. р. Заготовка почвенных смесей.
Вьющиеся, плетистые, сухоцветы, ковровые растения.
П. р. Определение цветкового растения.
Однолетние и многолетние растения.
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Отнесение цветкового растения к квалификационной
группе.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13

Самостоятельная
работа.
Практическое
повторение.

Вводное занятие.
Двулетние
цветковые
растения.

Минеральные
удобрения.

Обмолот семян
однолетних

П. р. Рыхление почвы комнатных растений.
Самостоятельная работа за 2 четверть.

1
1

Самостоятельная работа за 2 четверть.
Классификация цветковых растений.

1
1

Подкормка комнатных растений.
Обмыв листьев комнатных растений.
Заготовка почвенных смесей.
Уход за комнатными растениями.
Зимние работы в цветнике.
Рыхление почвы комнатных растений.
Повторение пройденного.
П. р. Полив комнатных растений.
Сравнение цветковых растений с двулетним циклом
развития и многолетних растений, выращиваемых как
двулетние.
П. р. Обмыв листьев комнатных растений.
Двулетние цветковые растения: особенности роста и
развития, наиболее известные виды.
П. р. Заготовка почвенных смесей.
Использование в цветочном оформлении.
П. р. Планирование размещения в цветнике.
Маргаритки.
П. р. Уход за комнатными растениями.
Незабудки.
П. р. Определение вида двулетнего растения.
Минеральные удобрения: виды, внешние признаки,
свойства.
Хранение удобрений.
Элементы питания для растений, содержащиеся в
минеральных удобрениях.
П. р. Уход за комнатными растениями.
Комплексные минеральные удобрения: виды, достоинства.
Смешивание минеральных удобрений с органическими:
цель.
П. р. Полив комнатных растений.
Техника безопасности при работе с минеральными
удобрениями.
Применение в цветоводстве.
П. р. Определение минерального удобрения по внешним
признакам.
П. р. Определение степени растворимости в воде образцов
минеральных удобрений.
П. р. Распознавание минеральных удобрений.
П. р. Подкормка комнатных растений.
Рациональные приемы обмолота, очистки цветочных семян.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

цветковых
растений,
выращиваемых
из рассады

Виды цветника.

Размножение
комнатных
растений.

Посев семян
однолетних
цветковых
растений.

Сортировка семян.
Инструменты для обмолота.
П. р. Обмолот семян.
П. р. Сортировка семян.
П. р. Уборка семян на хранение.
Цветник: виды, размещение.
П. р. Уход за комнатными растениями.
Клумба: формы, расположение, разновидности цветочного
оформления.
П. р. Обмолот семян.
Рабатки и бордюры: формы, размеры, размещение, подбор
цветковых растений.
Групповая посадка: формы, размеры, расположение, подбор
цветковых растений.
П. р. Определение вида цветника.
П. р. Вычерчивание вида цветника.
Виды комнатного растения: с опадающими листьями и
вечнозеленые.

1
1
1
1
1
1
1
1

Размножение комнатных растений.
Лучшее время для вегетативного размножения комнатных
растений.
Правила срезки черенков.
Условия укоренения черенков.
П. р. Подготовка посадочных ящиков.
П. р. Подготовка материала для размножения.
П. р. Посадка в ящики черенков.
П. р. Уход за черенками.
П. р. Подготовка цветочных горшков для пересадки
растений.
Однолетние цветковые растения, для выращивания которых
требуется ранний посев семян.
Сроки посева семян. Состав почвенной смеси. Размер
посевных ящиков.

1
1

Особенности посева семян некоторых из однолетних
цветковых растений.
Уход за сеянцами сразу после исходов. Особенности полива
сеянцев.
П. р. Подготовка ящиков для посева.
П. р. Разметка посевных рядков.
П. р. Посев семян.
П. р. Уход за посевами.
П. р. Уход за черенками комнатных растений.

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
15

Выращивание
петунии
крупноцветковой
в комнатных
условиях.

Самостоятельная
работа.
Практическое
повторение.

Вводное занятие.
Размещение
цветника.

Выращивание
рассады
цветковых
культур.

П. р. Уход за комнатными растениями.
Характеристика крупноцветковой петунии.

1
1

Вегетативное размножение крупноцветковой петунии как
способ сохранения махровости цветков.
Правила нарезки и условия укоренения черенков петунии.
Уход за растениями.
Пригодность петунии с бахромчатыми цветками для
выращивания в комнатных условиях.
П. р. Подготовка ящиков для посева.
П. р. Нарезка черенков петунии.
П. р. Посадка черенков в ящики.
П. р. Уход за посадками.
П. р. Уход за посевами.
Самостоятельная работа за 3 четверть.

1

Самостоятельная работа за 3 четверть.
Уход за комнатными растениями.

1
1

Уход за посадками.
Обмолот семян.
Размножение комнатных растений.
Накопление снега в цветниках.
Черенкование комнатных растений.
Уход за посевами.
Подкормка комнатных растений.
Повторение пройденного.
П. р. Уход за комнатными растениями.
Круглая клумба, рабатка, групповая посадка:
целесообразность размещения, формы и размеры, подбор
цветковых растений.
Способы разметки элементов цветочного оформления.
П. р. Подбор цветковых растений для цветника.
П. р. Обозначение границ клумбы.
Однолетние цветковые растения, семена которых высевают
для получения рассады в более поздние сроки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Выращивание рассады.
Условия для получения дружных всходов.
Уход за растениями.
Закалка растений перед высадкой в открытый грунт
П. р. Подготовка пикировочных ящиков.
П. р. Посев семян.
П. р. Наблюдение за всходами.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

16

Подращивание
растений канны.

Годовая
контрольная
работа.
Высадка
растений в
цветник.

Практическое
повторение.

П. р. Уход за посевами.
П. р. Пикировка рассады.
Канна – многолетнее теплолюбивое цветковое растение.

1
1
1

Способы ускорения цветения канны.
Деление корневищ канны. Подращивание канн перед
высадкой.
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Уход за посевами.
П. р. Весенние работы в цветнике.
Годовая контрольная работа.

1
1

Годовая контрольная работа.
Способы посадки разных цветковых растений.

1
1

Место растений на клумбе.
Размещение астр, цинний и других однолетних цветковых
растений в цветнике.
Способы разметки посадочных рядков.
Расстояния между растениями при посадке.
Повторение: высадка растений в цветник.
П. р. Вскапывание почвы в цветнике.
П. р. Рыхление, выравнивание поверхности.
П. р. Разметка посадочных рядков.
П. р. Посадка растений.
П. р. Уход за посадками.
П. р. Наблюдения за приживаемостью растений.
Весенние работы в цветнике.

1
1

Уход за комнатными растениями.
Уход за посадками.
Уход за зимующими многолетниками.
Подкормка комнатных растений.
Весенние работы в саду.
Уход за посадками.
Высадка рассады.
Экскурсия в город. Элементы цветочного оформления
улиц.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17

Содержание разделов
9 кл.
№

Название раздела

Количество
часов

1

Введение

10

2

Осенний уход за цветниками.

6

3

Георгин.

5

4

Хризантема.

6

5

Сбор плодов и листьев с деревьев и кустарников, используемых в
озеленении.

7

6

Подготовка почвы под посадку деревьев и кустарников.

7

7

Посадка дерева и кустарника.

7

8

Укрытие роз, выращиваемых в открытом грунте.

7

9

Горшечные цветочные растения.

8

10

Виды зеленых насаждений.

10

11

Деревья и кустарники лиственных пород.

17

12

Зимние работы в парке.

4

13

Производственная классификация цветковых растений.

14

14

Черенкование хризантемы.

10

15

Красивоцветущие кустарники.

13

16

Стили садово-паркового строительства.

10

17

Хвойные деревья и кустарники, используемые в озеленении.

10

48

Ранневесенний уход за деревьями и кустарниками.

8

19

Вечнозеленые цветковые растения для озеленения помещения.

4

20

Стандартные саженцы.

6

21

Годовая контрольная работа.

2

22

Устройство садовых дорожек и площадок.

8

23

Уход за газоном.

8

24

Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной
гигиены.

11

25

Охрана труда и правила безопасной работы.

4

26

Механизация труда в цветоводстве и декоративном садоводстве.

4

27

Самостоятельная работа.

6

28

Практическое повторение.

26
Итого

238

18

Тематическое планирование
9 класс
Раздел
Вводное занятие.

Осенний уход за
цветниками.

Георгин.

Хризантема.

Сбор плодов и
листьев с
деревьев и
кустарников,
используемых в
озеленении.

Подготовка
почвы под
посадку деревьев
и кустарников.

Тема урока
Состояние цветников, газонов на пришкольном участке.
Рабочие специальности – озеленитель и цветовод;
значение, обязанности, условия труда.
П. р. Уход за комнатными растениями.
Характеристика цветника по элементам цветочного
оформления и подбору растений.
Видовой состав растений в цветнике.
Оценка состояния растений.
П. р. Удаление сломанных и засохших растений и их частей
из цветника.
Приемы осеннего ухода за цветником.
П. р. Уборка мусора.
Георгин – незимующий многолетник.
Строение растения, размножение.
Условия хранения корнеклубней георгина.
П. р. Осенние работы в цветнике.
П. р. Уход за комнатными растениями.
Хризантема – незимующее многолетнее цветковое растение.
Использование в цветоводстве.
Разнообразие видов хризантемы.
Сроки выкопки и хранение маточных кустов.
П. р. Уборка растительных остатков.
П. р. Осенние работы в цветнике.
Признаки созревания плодов и семян деревьев и
кустарников.

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Способы засушивания листьев для изготовления гербария.
Способы сбора плодов с высоких деревьев и кустарников.
Правила безопасной работы с шестом для сгибания веток.
П. р. Сбор листьев с изучаемых деревьев и кустарников.
П. р. Сбор плодов и семян.
П. р. Просушка плодов и семян.
Подготовка территории к озеленению.

1
1
1
1
1
1
1

План размещения деревьев и кустарников на территории.
Способы разметки мест посадки.
Подготовка почвы под посадку деревьев и кустарников.

1
1
1
19

Посадка дерева и
кустарника.

Самостоятельная
работа
Практическое
повторение.

Вводное занятие.
Укрытие роз,
выращиваемы в
открытом грунте.

Горшечные
цветковые
растения.

П. р. Уборка растительных остатков.
П. р. Осенние работы в цветнике.
П. р. Уборка однолетников с цветника.
Строение саженца дерева.

1
1
1
1

Строение саженца кустарника.
Правила посадки дерева и кустарника.
Техника безопасности при посадке.
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Осенние работы в цветнике.
П. р. Уборка растительных остатков.
Самостоятельная работа за 1 четверть.

1
1
1
1
1
1
1

Самостоятельная работа за 1 четверть.
Уход за комнатными растениями.

1
1

Осенние работы в саду и цветнике.
Заготовка компонентов земляных смесей.
Осенний уход за многолетниками.
Уход за комнатными растениями.
Полив комнатных растений.
Сбор семян однолетников.
Рыхление почвы комнатных растений.
Осенние работы в цветнике.
Осенний уход за многолетниками.
Уход за комнатными растениями.
Повторение пройденного.
П. р. Уход за комнатными растениями.
Роза, выращиваемая в открытом грунте.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Группы роз.
Подготовка роз к укрытию.
Сроки укрытия и техника безопасности.
П. р. Срезка невызревших побегов с розы.
П. р. Окучивание розы.
П. р. Укрытие роз.
Сезонноцветущие горшечные растения закрытого грунта:
виды.

1
1
1
1
1
1
1

Цикламен.
Цинерария.
Условия выращивания растений.
Использование горшечных растений.
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Составление почвенных смесей.
П. р. Обмыв листьев комнатных растений.

1
1
1
1
1
1
1
20

Виды зеленых
насаждений.

Деревья и
кустарники
лиственных
пород.

Зимние работы в
парке.

Самостоятельная
работа.
Практическое
повторение.

Зеленые насаждения: виды.

1

Зеленые насаждения общего значения.
Зеленые насаждения ограниченного пользования.
Значение зеленых насаждений.
Виды посадок.
Деревья и кустарники в парке, лесопарке, саду.
Экскурсия «Виды зеленых насаждений».
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Подкормка комнатных растений.
П. р. Определение вида посадок.
Породы деревьев и кустарников.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Лиственные и хвойные деревья и кустарники.
Ивовые: ива белая, тополь бальзамический.
Березовые: береза бородавчатая.
Чубушниковые: чубушник обыкновенный.
Розоцветные: рябина обыкновенная, кизильник блестящий.
Розоцветные: спирея острозубая, боярышник кровавокрасный.
Кленовые: клен остролистный.
Липовые: липа мелколистная.
Маслинные: жимолость татарская, калина обыкновенная.
Защита зеленых насаждений.
Экскурсия в парк. «Породы деревьев и кустарников»
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Определение дерева и кустарника по листьям, плодам,
форме кроны.
П. р. Уход за листьями комнатных растений.
П. р. Подсыпка почвенной смеси комнатным растениям.
П. р. Подкормка комнатных растений.
Виды зимних работ в парке.

1
1
1
1
1
1

Техника безопасности при работе с приспособлениями.
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Набрасывание снега на укрытия роз.
Самостоятельная работа за 2 четверть.

1
1
1
1

Самостоятельная работа за 2 четверть.
Уход за комнатными растениями.

1
1

Составление почвенных смесей.
Подкормка комнатных растений.
Уход за листьями комнатных растений.
Заготовка компонентов почвенных смесей.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21

Уход за комнатными растениями.
Повторение пройденного.
Вводное занятие.
П. р. Полив комнатных растений.
Производственная Деление цветковых растений на группы по сходным
биологическим свойствам.
классификация
цветковых
растений.
Деление цветковых растений на группы по
практическому применению.
Цветковые растения открытого и закрытого грунта.
Однолетние, двулетние и многолетние цветковые растения.
Красивоцветущие и декоративно-лиственные растения.
Горшечные и выгоночные растения.
Краткая характеристика гвоздики.
Краткая характеристика герберы.
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Составление почвенных смесей.
П. р. Уход за листьями комнатных растений.
П. р. Определение принадлежности растения к группе.
Классификация изученных ранее растений.
П. р. Перевалка комнатных растений.
П. р. Уход за комнатными растениями.
Хризантема: однолетняя и многолетняя.
Черенкование
хризантемы.
Хризантема: крупноцветковая и мелкоцветковая.
Сорта хризантемы.
Размножение многолетней хризантемы.
Черенкование хризантемы: сроки, правила.
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Посев однолетников на рассаду.
П. р. Уход за посевами.
П. р. Перевалка комнатных растений.
П. р. Уход за листьями комнатных растений.
Красивоцветущие Кустарник красивоцветущий: виды.
кустарники.
Декоративные качества видов.
Роза: виды.
Парковые розы.
Сирень: виды.
Уход за кустарниками.
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Посев семян однолетних растений на рассаду.
П. р. Определение вида кустарника без листьев.
П. р. Уход за посадками.
П. р. Подкормка комнатных растений.
П. р. Перевалка комнатных растений.
П. р. Уход за посевами.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22

Стили садовопаркового
строительства.

Хвойные деревья
и кустарники,
используемые в
озеленении.

Ранневесенний
уход за деревьями
и кустарниками.

Самостоятельная
работа.
Практическое
повторение.

Вводное занятие.

Строение парка: стиль.

1

Характеристика стилей.
Элементы цветочно-декоративного оформления в
регулярном, пейзажном, смешанном стилях.
Типичный парк культуры и отдыха в России.
Составные части, устройство, оформление.
Экскурсия в парк. «Определение стиля устройства».
П. р. Посев семян однолетних растений на рассаду.
П. р. Уход за посадками.
П. р. Определение паркового стиля по изображению.
П. р. Распознавание парковых стилей.
Местные хвойные деревья и кустарники: виды.

1
1

Ель голубая.
Пихта.
Туя, можжевельник высокий.
Использование в озеленении.
Экскурсия в город. «Ознакомление с хвойными деревьями
и кустарниками.
П. р. Уход за посадками.
П. р. Пересадка комнатных растений.
П. р. Рыхление почвы комнатных растений.
П. р. Определение вида хвойного дерева или кустарника.
Значение ранневесеннего ухода за зелеными насаждениями.

1
1
1
1
1

Виды обрезки деревьев и кустарников.
Применение формовочной обрезки.
Техника безопасности при работе с инструментами.
П. р. Снятие укрытий с посадок роз.
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Подкормка комнатных растений.
П. р. Уход за посевами.
Самостоятельная работа за 3 четверть.

1
1
1
1
1
1
1
1

Самостоятельная работа за 3 четверть.
Уход за комнатными растениями.

1
1

Уход за посевами.
Уход за сеянцами.
Пересадка комнатных растений.
Рыхление почвы комнатных растений.
Повторение пройденного.
П. р. Уход за комнатными растениями.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

23

Вечнозеленые
цветковые
растения для
озеленения
помещения.

Стандартные
саженцы.

Годовая
контрольная
работа.
Устройство
садовых дорожек
и площадок.

Уход за газоном.

Основы гигиены
труда,
производственной
санитарии и
личной гигиены.

Общее представление о вечнозеленых цветочных растениях.

1

Цветковые растения для озеленения недостаточно
освещенного прохладного помещения.
Растения для озеленения помещения с повышенной
температурой воздуха.
Растения, наиболее подходящие для светлого помещения с
сухим воздухом.
Строение саженца дерева.

1

Правила посадки саженцев.
Выращивание саженцев в питомнике.
Выкопка, упаковка и транспортировка саженцев.
П. р. Уход за посадками.
П. р. Пикировка рассады.
Годовая контрольная работа.

1
1
1
1
1
1

Годовая контрольная работа.
Формы и размеры садовой дорожки и площадки.

1
1

Требования к дорожке и площадке.
Основные покрытия.
Стройматериалы для устройства дорожки и площадки.
Механизация работ.
П. р. Подкормка растений в цветнике.
П. р. Уход за посадками.
П. р. Рыхление почвы в цветнике.
Приемы ухода за газонами.
Бытовая газонокосилка, с электрическим приводом:
устройство рабочих органов, правила работы.
Сроки стрижки газона.
Другие приемы ухода.
П. р. Уход за сеянцами.
П. р. Весенние работы в цветнике.
П. р. Рыхление почвы вокруг многолетников.
Личная гигиена.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Здоровый режим дня.
Простудные заболевания: причины их возникновения, меры
предупреждения.
Режим питания.

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
24

Охрана труда и
правила
безопасной
работы.

Механизация
труда в
цветоводстве и
декоративном
садоводстве.

Практическое
повторение.

Чистота тела и одежды.
Производственная санитария.
Санитарное законодательство и санитарный надзор.
Краткая санитарно-гигиеническая характеристика условий
труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом
предприятии.
П. р. Весенние работы в цветнике.
П. р. Уход за комнатными растениями.
П. р. Высадка рассады.
Основные положения законодательства об охране труда.

1
1
1
1

Основные правила и инструкции по безопасности труда в
озеленительном хозяйстве и на цветоводческом
предприятии.
Пожарная безопасность.
Правила безопасной работы на производственном участке.
Машины для сплошной обработки почвы.

1

Машины и механизмы для скашивания травы и стрижки
газонов.
Моторная газонокосилка.
Механизация полива цветников и газонов.
Весенние работы в цветнике.

1

Весенние работы в саду.
Уход за посадками.
Высадка рассады.
Уход за комнатными растениями.
Рыхление почвы в цветнике.

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».