Рабочая программа по РУЧНОМУ ТРУДУ 4 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

«Ручной труд»
4 класс

2023 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………...…..3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………11
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………….……………12

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области
«Технологии» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Ручной труд» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34
часа в год (1 час в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося
младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки
его к последующему профильному обучению в старших классах. Изучение
предмета способствует развитию созидательных возможностей личности,
творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений
на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи обучения:
− формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
3

− формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− формирование

практических умений и навыков использования

различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда;
− развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
−

развитие

сенсомоторных

процессов,

руки,

глазомера

через

формирование практических умений;
− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе
определяет следующие задачи:
− формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам
труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы
обработки, в зависимости от свойств материалов, развитие элементарной
самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
4

− формирование организационных умений: вовремя приходить на
занятия по труду, организованно входить в класс ручного труда, работать
только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и
инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила
внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические
требования;
− обогащение представлений о процессе труда;
− воспитание потребностей и готовности работать в коллективе;
− умственное воспитание (развитие восприятия, представлений,
овладение элементарными действиями с орудиями, приобретения учения
планировать и предвидеть результаты работы);
нравственное

−

воспитание,

воспитание

коллективизма,

взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до
конца, формировать положительного отношения к труду взрослых;
− физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительнодвигательной

координации

мелкой

моторики,

координированности

движений рук, четкость и ловкость рабочих движений, правильность
выполнения рабочих приемов, правильный захват инструментов;
− речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие
речевого

содержания,

полноте

и

последовательности

изложения,

грамматическому строю;
− эстетическое воспитание: воспитание работать не только быстро, но и
правильно, и красиво, понять и почувствовать красоту изделия, красоту
материала, особенности его фактуры.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе
Личностные результаты:
 формирование чувства гордости за свою Родину;
5

 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 формирование готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно
его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
− знать виды трудовых работ;
− знать названия и некоторые свойства поделочных материалов,
используемых на уроках ручного труда; знать и соблюдать правила их
хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
− знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда,
их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
− знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из
заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
− анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
− пользоваться доступными технологическими (и инструкционными)
картами;
− составлять стандартный план работы по пунктам;

6

− владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
− работать с доступными материалами;
− использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин;
природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл;
древесину; конструировать из металлоконструктора);
− выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень:
− знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
− знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
− знать виды художественных ремесел;
− находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей
тетради;
− знать и использовать правила безопасной работы с режущими и
колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические
требованиями при выполнении трудовых работ;
− осознанно подбирать материалы по физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
− отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной
обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей,
экономно расходовать материалы;
− использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план
работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические
планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи,
читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировать ход практической работы;
7

− оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
− устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской)
после уроков трудового обучения.

8

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка

предметных

индивидуального

и

результатов

основана

дифференцированного

на

принципах

подходов.

Усвоенные

обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по
содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении
личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка предметных результатов осуществляется по следующей
системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании,
подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки
самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с
помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы,
обозначающие пространственные признаки предметов.

9

Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления
поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные
параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может,
без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы.
Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно,
без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда
контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны
учителя при выполнении задания. Нечётко отвечает на поставленные
вопросы, нередко недопонимания их.
Оценка «2» - не ставится.

10

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Учебный материал для четвертого класса планируется с учетом
повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков,
полученных школьниками во третьем классе. Особенностью обучения в
четвертом

классе

является

расширение

спектра

видов

работы.

Программный материал направлен на формирование у обучающихся с
умственной отсталостью представлений о видах труда близких к работе
столяра, переплетчика, слесаря, швеи.
В четвертом классе формирование первоначальных трудовых умений
и навыков завершается, но по-прежнему в течение всего года активно
ведется работа по поддержанию интереса к труду в самых различных
формах. Для подачи учебного материала необходимо использовать разные
методы, вносить в обучение элементы занимательности и игры, давать
посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к
результатам детской деятельности.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

п/п

Количест

Контрольные

во часов

работы
(кол-во)

1

Работа с бумагой

20

-

2

Работа с текстильными материалами

8

-

3

Работа с древесными материалами

2

-

4

Работа с металлом

4

-

Итого:

34

11

III.
№

1

Тема урока

Свойства, сорта
бумаги.
Виды работ с
бумагой

Колво
часо
в
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Работа с бумагой и картоном – 4 часа
Проверка знаний о бумаге
Рассказывают о бумаге.
(материалы, инструменты и
Дифференцируют и
приспособления; изделия; виды объединяют в группы
бумаги; размер и форма бумаги; материалы, инструменты и
технологические операции с
приспособления по вопросам
бумагой; виды работы с
учителя.
бумагой).
Подготавливают и содержат в
Выполнение упражнений в
порядке рабочее место.
дифференцировании и
Соблюдают правила поведения
объединении в группы
на уроках труда.
материалов, инструментов и
Работают с учебником и
приспособлений.
рабочей тетрадью
Подготовка и содержание
порядка рабочего места.
Соблюдение правил поведения
на уроках труда.
Работа с учебником и рабочей
тетрадью

Достаточный уровень

Рассказывают о бумаге
(материалы, инструменты и
приспособления; изделия;
виды бумаги; размер и форма
бумаги; технологические
операции с бумагой; виды
работы с бумагой).
Дифференцируют и
объединяют в группы
материалы, инструменты и
приспособления.
Подготавливают и содержат в
порядке рабочее место.
Соблюдают правила
поведения на уроках труда.
Работают с учебником и
рабочей тетрадью

12

2

Геометрическая
фигура, раскладка

1

Выполнение различных видов
работы с бумагой (складывание,
вырезание, аппликация,
объемное конструирование).
Подготовка рабочего места к
работе с бумагой.
Разбор изделия: форма,
особенности конструкции
изделия и его
пространственные отношения.
Соблюдение правила разметки
бумаги. Складывание из
треугольников.
Овладение сборкой изделия
способом склеивания деталей

3

Складывание
простых форм из
квадрата
Фигурка «Рыбка»

1

Складывание из бумаги—
оригами.
Разбор изделия: форма,
особенности конструкции
изделия и его
пространственные отношения.
Чтение схем-рисунков по
условным обозначениям.
Овладение складыванием
базовой формы «треугольник»

Называют виды работы с
бумагой.
Подготавливают рабочее место
к работе с бумагой.
Устанавливают общую форму,
особенности конструкции
изделия и его
пространственные отношения
по вопросам учителя.
Рассказывают о геометрических
фигурах «квадрат» и
«треугольник» и их признаках.
Рассказывают правила разметки
бумаги.
Владеют навыком сгибания
треугольника пополам и
соединения нижних углов с
вершиной.
Владеют навыком склеивания
деталей и сборки изделия с
помощью клея под контролем
учителя
Рассказывают о способе
складывания из бумаги
(оригами).
Устанавливают общую форму,
конструкцию изделия и его
пространственные отношения
по вопросам учителя.
Рассказывают о геометрических
фигурах «квадрат» и
«треугольник» и их признаках.

Называют виды работы с
бумагой.
Подготавливают рабочее
место к работе с бумагой.
Устанавливают общую форму,
особенности конструкции
изделия и его
пространственные отношения.
Рассказывают о
геометрических фигурах
«квадрат» и «треугольник» и
их признаках.
Рассказывают правила
разметки бумаги.
Владеют навыком сгибания
треугольника пополам и
соединения нижних углов с
вершиной.
Владеют навыком склеивания
деталей и сборки изделия с
помощью клея
Рассказывают о способе
складывания из бумаги
(оригами).
Устанавливают общую форму,
конструкцию изделия и его
пространственные отношения.
Рассказывают о
геометрических фигурах
«квадрат» и «треугольник» и
их признаках.

13

и на его основе — фигурки
рыбки

4

Игра
«Геометрический
конструктор»

1

5

Бумажная схема
полотняного
переплетения нитей

1

Складывают базовую форму
«треугольник» и на его основе
— фигурку рыбки под
контролем учителя.
Владеют навыком чтения схемрисунков по условным
обозначениям с помощью
учителя.
Работают в соответствии с
намеченным планом под
контролем учителя
Нахождение на линейке длины, Закрепляют представления о
заданной в миллиметрах.
миллиметре как о мере длины.
Работа с учебником и рабочей
Находят на линейке нужное
тетрадью
количество миллиметров (20, 80)
Разметка заготовки изделия.
и переводят их в сантиметры под
Изготовление игры
контролем учителя.
«Геометрический конструктор» Чертят отрезки заданной длины
по плану в учебнике
в миллиметрах с помощью
учителя.
Изготавливают игру
«Геометрический конструктор»
по плану в учебнике с помощью
учителя
Работа с текстильными материалами – 3 часа
Рассказывают о ткани.
Проверка знаний о ткани.
Упражнение в
Дифференцируют и
дифференцировании и
объединяют в группы
объединении в группы
материалы, инструменты и
материалы, инструменты и
приспособления по вопросам
приспособления.
учителя.

Складывают базовую форму
«треугольник» и на его основе
— фигурку рыбки.
Владеют навыком чтения
схем-рисунков по условным
обозначениям.
Работают в соответствии с
намеченным планом

Закрепляют представления о
миллиметре как о мере длины.
Находят на линейке нужное
количество миллиметров (20,
80) и переводят их в
сантиметры.
Чертят отрезки заданной
длины в миллиметрах.
Изготавливают игру
«Геометрический
конструктор» по плану в
учебнике
Рассказывают о ткани.
Дифференцируют и
объединяют в группы
материалы, инструменты и
приспособления.
Изучают плотность
переплетения нитей в ткани.

14

Изучение плотности
переплетения нитей в ткани.
Знакомство с процессом
ткачества на примере
полотняного переплетения
нитей.
Выполнение бумажной схемы
переплетения нитей

6

Игрушка «Кукла
скрутка»

1

7

Салфетка с
аппликацией

1

Проверка знаний о видах
работы с тканью, о
технологических операциях при
работе с тканью.
Проведение беседы об
искусстве изготовления
тряпичных кукол-скруток.
Выполнение приема
скручивания ткани.
Изготовление куклы-скрутки по
плану и самостоятельно
Знакомство со способами
отделки изделий из ткани.
Знакомство с видами ткани,
ткачество.
Беседа о холсте как о ткани с
полотняным переплетением
нитей.
Разбор изделия, выделение его
основных признаков и деталей.

Изучают плотность
переплетения нитей в ткани.
Знакомятся с процессом
ткачества на примере
полотняного переплетения
нитей (поперечные нити уток,
продольные нити — основа) и
устройством ткацкого станка на
примере игрушечного станка.
Выполняют бумажную схему
переплетения нитей с помощью
учителя
Рассказывают о видах работы с
тканью, о технологических
операциях при работе с тканью.
Владеют приемом скручивания
ткани под контролем учителя.
Изготавливают куклу-скрутку
по плану с помощью учителя

Знакомятся с процессом
ткачества на примере
полотняного переплетения
нитей (поперечные нити уток,
продольные нити — основа) и
устройством ткацкого станка
на примере игрушечного
станка.
Выполняют бумажную схему
переплетения нитей

Рассказывают о способах
отделки изделий из ткани.
Рассказывают о понятии
«аппликация».
Рассказывают о видах ткани,
ткачестве.
Изучают сведения о холсте как
о ткани с полотняным
переплетением нитей.

Рассказывают о способах
отделки изделий из ткани.
Рассказывают о понятии
«аппликация».
Рассказывают о видах ткани,
ткачестве.
Изучают сведения о холсте
как о ткани с полотняным
переплетением нитей.

Рассказывают о видах работы
с тканью, о технологических
операциях при работе с
тканью.
Владеют приемом
скручивания ткани.
Изготавливают куклу-скрутку
по плану, самостоятельно

15

Выполнение приема обработки
края салфетки способом
выдергивания нитей (бахрома)

8

Игрушка с
подвижным
соединением
деталей
«Цыпленок»

1

Разбирают изделие, выделяя его
основные признаки и детали по
вопросам учителя.
Работают в соответствии с
планом под контролем учителя.
Владеют приемом обработки
края салфетки способом
выдергивания нитей с помощью
учителя.
Ориентируются в пространстве
на плоскости изделия в
процессе наклеивания деталей
на основу

Работа с бумагой и картоном – 8 часов
Разбор объекта, особенности
Разбирают объект и
разбираются в особенностях
конструкции изделия.
Выполнение технологических
конструкции изделия по
вопросам учителя.
операций с бумагой.
Освоение приемов разметки
Рассказывают о
технологических операциях с
округлых деталей изделия по
шаблону и вырезания по
бумагой.
Владеют приемами разметки
кривым линиям (овалов).
Выполнение подвижного
округлых деталей изделия по
шаблону и вырезания по
соединения деталей.
Самостоятельное изготовление кривым линиям с частичной
помощью учителя.
изделия по готовому плану
Работают самостоятельно по
готовому плану под контролем
учителя

Разбирают изделие, выделяя
его основные признаки и
детали.
Работают в соответствии с
планом.
Владеют приемом обработки
края салфетки способом
выдергивания нитей
(бахрома).
Ориентируются в
пространстве на плоскости
изделия в процессе
наклеивания деталей на
основу
Разбирают объект и
разбираются в особенностях
конструкции изделия.
Рассказывают о
технологических операциях с
бумагой.
Владеют приемами разметки
округлых деталей изделия по
шаблону и вырезания по
кривым линиям.
Работают самостоятельно по
готовому плану

16

9

Игрушка
«Летающий диск»

1

Определение особенностей
конструкции изделия.
Выполнение черчения
окружности с помощью
циркуля.
Освоение технологических
операций: «разметка по
шаблону», «вырезание по
линии разметки».
Изготовление игрушки
«Летающий диск» по плану

10

Игрушка из
бумажных кругов
«Попугай»

1

Разбор конструкции
многодетального изделия,
Выделение его основных
признаков и свойств.
Вычерчивание окружности с
помощью циркуля.
Экономное использование
бумаги при вычерчивании
нескольких окружностей.
Сборка изделия по
намеченному плану

Определяют особенности
конструкции изделия по
вопросам учителя.
Рассказывают о
технологических операциях:
«разметка по шаблону»,
«вырезание по линии
разметки».
Знакомятся с циркулем как с
чертежным инструментом.
Рассказывают о геометрических
понятиях «окружность» и
«круг», «радиус» и «диаметр».
Вычерчивают окружность с
помощью циркуля.
Изготавливают игрушку
«Летающий диск» по плану под
контролем учителя
Рассматривают конструкцию
многодетального изделия,
выделяя его основные признаки
и свойства по вопросам
учителя.
Рассказывают о циркуле и
вычерчивают окружность с
помощью циркуля.
Экономно размечают бумагу
при вычерчивании нескольких
окружностей под контролем
учителя.

Определяют особенности
конструкции изделия.
Рассказывают о
технологических операциях:
«разметка по шаблону»,
«вырезание по линии
разметки».
Знакомятся с циркулем как с
чертежным инструментом.
Рассказывают о
геометрических понятиях
«окружность» и «круг»,
«радиус» и «диаметр».
Вычерчивают окружность с
помощью циркуля.
Изготавливают игрушку
«Летающий диск» по плану
Рассматривают конструкцию
многодетального изделия,
выделяя его основные
признаки и свойства.
Рассказывают о циркуле и
вычерчивают окружность с
помощью циркуля.
Экономно размечают бумагу
при вычерчивании нескольких
окружностей.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Вырезают и сгибают бумагу.

17

11

Конверт для писем
с клеевым
соединением
деталей

1

Определение функционального
назначения изделий из бумаги.
Знакомство с понятием
«развертка».
Изготовление изделия на
основе развертки.
Разбор конструкции изделия,
его основные признаки и
свойства.
Выполнение технологии
склеивания клапанов конверта.
Выполнение сборки изделия по
намеченному плану

12

Конверт без
клеевого
соединения деталей

1

Знакомство со способами
изготовления конвертов.
Разбор изделия, выделение его
основных признаков и деталей.
Выполнение сгибания бумаги
по заданным условным
обозначениям.

Работают в соответствии с
намеченным планом под
контролем учителя.
Вырезают и сгибают бумагу.
Соблюдают точность при
сборке изделия под контролем
учителя
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Изготавливают изделия на
основе развертки под
контролем учителя.
Разбирают конструкцию
изделия, выделяя его основные
признаки и свойства по
вопросам учителя.
Производят разметку развертки
на бумаге по шаблону.
Выполняют надрез, разрез по
прямой длинной линии.
Работают по плану.
Выполняют склеивание
клапанов конверта
Рассказывают о назначении
конвертов.
Рассказывают о способах
изготовления конвертов (с
клеевым соединением).
Разбирают объект, выделяя его
признаки, свойства и детали по
вопросам учителя.

Соблюдают точность при
сборке изделия

Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Изготавливают изделия на
основе развертки.
Разбирают конструкцию
изделия, выделяя его
основные признаки и
свойства.
Производят разметку
развертки на бумаге по
шаблону.
Выполняют надрез, разрез по
прямой длинной линии.
Работают по плану.
Выполняют склеивание
клапанов конверта
Рассказывают о назначении
конвертов.
Рассказывают о способах
изготовления конвертов (с
клеевым соединением).
Разбирают объект, выделяя
его признаки, свойства и
детали.

18

Изготовление конвертов без
клеевого соединения.
Выполнение сборки изделия по
намеченному плану

13

Аппликация
«Коврик с
геометрическим
орнаментом»

1

Знакомство с изделиями
декоративно-прикладного
искусства.
Знакомство с понятием
«геометрический орнамент»,
рассмотрение
пространственного размещения
его элементов.
Разметка геометрического
орнамента с помощью
угольника.
Разбор изделия, выделение его
основных признаков и деталей.
Выполнение сборки изделия по
намеченному плану

Сгибают бумагу по условным
обозначениям.
Применяют полученные знания
и умения при изготовлении
конвертов без клеевого
соединения.
Работают в соответствии с
намеченным планом под
контролем учителя
Рассказывают об изделиях
декоративно-прикладного
искусства (коврах).
Рассказывают о понятии
«геометрический орнамент» и о
пространственном размещении
его элементов.
Рассказывают об аппликации.
Рассказывают о видах бумаги
(бархатная бумага).
Разбирают объект, выделяя его
признаки, свойства и детали по
вопросам учителя.
Рассказывают о
геометрическом понятии
«прямой угол».
Вычерчивают прямой угол с
помощью линейки и угольника
под контролем учителя.
Используют приобретенный
навык при разметке деталей
изделия под контролем учителя.

Сгибают бумагу по условным
обозначениям.
Применяют полученные
знания и умения при
изготовлении конвертов без
клеевого соединения.
Работают в соответствии с
намеченным планом
Рассказывают об изделиях
декоративно-прикладного
искусства (коврах).
Рассказывают о понятии
«геометрический орнамент» и
о пространственном
размещении его элементов.
Рассказывают об аппликации.
Рассказывают о видах бумаги
(бархатная бумага).
Разбирают объект, выделяя
его признаки, свойства и
детали.
Рассказывают о
геометрическом понятии
«прямой угол».
Вычерчивают прямой угол с
помощью линейки и
угольника.
Используют приобретенный
навык при разметке деталей
изделия.

19

14

Закладка для книг
из зигзагообразных
полос

1

Рассказ о функциональном
назначении изделий из бумаги,
изготовленных на уроках труда.
Выполнение разметки
прямоугольника с помощью
угольника.
Проведение сборки изделия по
намеченному плану.
Выполнение контроля за
производимыми операциями
(сравнение со схемой для
контроля в рабочей тетради).
Выполнение переплетения
деталей из бумажных
зигзагообразных полос

Работают в соответствии с
намеченным планом.
Ориентируются в пространстве
при составлении
геометрического орнамента
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги,
изготовленных на уроках труда.
Размечают прямоугольник с
помощью чертежных
инструментов под контролем
учителя.
Размечают детали изделия под
прямым углом под контролем
учителя.
Выполняют разрез по коротким
линиям и используют
соответствующий прием
вырезания ножницами из
бумаги.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Контролируют выполняемые
операции.
Переплетают детали из
бумажных зигзагообразных
полос

Работают в соответствии с
намеченным планом.
Ориентируются в
пространстве при составлении
геометрического орнамента
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги,
изготовленных на уроках
труда.
Размечают прямоугольник с
помощью чертежных
инструментов.
Размечают детали изделия под
прямым углом.
Выполняют разрез по
коротким линиям и
используют соответствующий
прием вырезания ножницами
из бумаги.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Контролируют выполняемые
операции.
Переплетают детали из
бумажных зигзагообразных
полос

20

15

Закладка для книг
со «свободным
плетением»

1

16

Изделие
«Салфеткаприхватка»

1

Рассказ о функциональном
назначении изделий из бумаги,
изготовленных на уроках труда.
Проведение разметки
наклонных линий с помощью
угольника.
Выполнение сборки изделия по
намеченному плану.
Выполнение работы по
технологии «свободное
плетение» из бумаги

Рассказывают о применении
закладок.
Рассказывают о геометрических
понятиях «прямой угол»,
«острый угол», «тупой угол».
Вычерчивают острый угол с
помощью угольника под
контролем учителя.
Используют этот способ
разметки при изготовлении
изделия.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Владеют «свободным
плетением» из бумаги
Работа с текстильными материалами – 1 час
Рассказ о функциональном
Рассказывают о
назначении изделий из ткани.
функциональном назначении
Разбор изделия, выделение его
изделий из ткани.
основных признаков и деталей.
Разбирают объект, выделяя его
Повторение правил работы с
признаки, свойства и детали по
режущими и колющими
вопросам учителя.
инструментами.
Рассказывают о правилах
Проведение сборки изделия по
работы режущими и колющими
намеченному плану.
инструментами.
Выполнение соединения
Работают в соответствии с
деталей изделия строчкой
намеченным планом.
косого стежка
Сметывают детали изделия
строчкой прямого стежка. под
контролем учителя

Рассказывают о применении
закладок.
Рассказывают о
геометрических понятиях
«прямой угол», «острый
угол», «тупой угол».
Вычерчивают острый угол с
помощью угольника.
Используют этот способ
разметки при изготовлении
изделия.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Владеют «свободным
плетением» из бумаги
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из ткани.
Разбирают объект, выделяя
его признаки, свойства и
детали.
Рассказывают о правилах
работы режущими и
колющими инструментами.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Сметывают детали изделия
строчкой прямого стежка

21

17

Изделие «Дерево»

1

18

Изделие «Паук»

1

Работа с металлом – 2 часа
Знакомство с функциональным Рассказывают о
функциональном назначении
назначением изделий из
металла.
изделий из металла.
Рассказывают о видах,
Беседа о видах, свойствах,
цвете, технологической ручной свойствах, цвете,
технологической ручной
обработке металлов и об
используемых при этом
обработке металлов и об
используемых при этом
инструментах.
Освоение приемов
инструментах.
формообразования: сминание,
Сгибают, разрывают и
сжимание, скручивание
разрезают по линии сгиба
алюминиевой фольги.
алюминиевую фольгу под
Выполнение сборки изделия по контролем учителя.
намеченному плану
Владеют приемами
формообразования изделий из
алюминиевой фольги.
Работают в соответствии с
намеченным планом
Рассказ о функциональном
Рассказывают о
назначении изделий из металла. функциональном назначении
Беседа о видах, свойствах,
изделий из металла.
цвете, технологической ручной Рассказывают о видах,
обработке металлов и об
свойствах, цвете,
технологической ручной
используемых при этом
инструментах.
обработке металлов и об
используемых при этом
Выполнение приемов
формообразования (сминания,
инструментах.
Сгибают, разрывают и
сжимания и скручивания)
изделий из алюминиевой
разрезают по линии сгиба
алюминиевую фольгу под
фольги.
контролем учителя.

Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из металла.
Рассказывают о видах,
свойствах, цвете,
технологической ручной
обработке металлов и об
используемых при этом
инструментах.
Сгибают, разрывают и
разрезают по линии сгиба
алюминиевую фольгу.
Владеют приемами
формообразования изделий из
алюминиевой фольги.
Работают в соответствии с
намеченным планом
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из металла.
Рассказывают о видах,
свойствах, цвете,
технологической ручной
обработке металлов и об
используемых при этом
инструментах.
Сгибают, разрывают и
разрезают по линии сгиба
алюминиевую фольгу.

22

Выполнение сборки изделия по
намеченному плану

19

Изделие
«Геометрическая
фигура-раскладка»

1

20

Объемное елочное
украшение, елочная
игрушка
«Солнышко»

1

Владеют приемами
формообразования изделий из
алюминиевой фольги.
Работают в соответствии с
намеченным планом
Работа с бумагой и картоном – 7 часов
Рассказ о чертежных
Рассказывают о геометрической
инструментах и правилах
фигуре «круг».
работы циркулем.
Рассказывают о чертежных
Деление круга на равные части
инструментах и правилах
способом складывания.
работы циркулем.
Выполнение сборки изделия по Владеют приемом вырезания по
намеченному плану.
кругу.
Выполнение склеивания
Делят круг на равные части
деталей и сборка изделия с
способом сгибания.
помощью клея
Владеют умением сгибания
бумаги.
Владеют приемами склеивания
деталей и сборки изделия с
помощью клея под контролем
учителя
Повторение функционального
Рассказывают о
назначения изделий из бумаги.
функциональном назначении
Разбор изделия, выделение его
изделий из бумаги.
основных признаков и деталей.
Разбирают объект, выделяя его
Выполнение деления круга на
признаки, свойства и детали по
равные части с помощью
вопросам учителя.
угольника и линейки.
Рассказывают о геометрической
Проведение сборки изделия по
фигуре «круг».
намеченному плану.
Рассказывают
правила
вычерчивания окружности с

Владеют приемами
формообразования изделий из
алюминиевой фольги.
Работают в соответствии с
намеченным планом
Рассказывают о
геометрической фигуре
«круг».
Рассказывают о чертежных
инструментах и правилах
работы циркулем.
Владеют приемом вырезания
по кругу.
Делят круг на равные части
способом сгибания.
Владеют умением сгибания
бумаги.
Владеют приемами
склеивания деталей и сборки
изделия с помощью клея
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Разбирают объект, выделяя
его признаки, свойства и
детали.
Рассказывают о
геометрической фигуре
«круг».
Рассказывают правила
вычерчивания окружности с

23

Выполнение склеивания
деталей и сборка изделия с
помощью клея

21

Растягивающаяся
игрушка
«Матрешка»

1

Рассказ о функциональном
назначении изделий из бумаги.
Определение особенностей
конструкции изделия.
Овладение способом
тиражирования для получения
большого количества
одинаковых деталей.
Выполнение деления круга на
равные части с помощью
угольника.
Выполнение склеивания
деталей изделия с
использованием приема
«точечное склеивание»

применением циркуля или по
шаблону.
Вырезают по короткой прямой
и по кругу.
Делят круг на равные части с
помощью угольника и линейки.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Владеют навыком склеивания
деталей и сборки изделия с
помощью клея под контролем
учителя
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Определяют особенности
конструкции изделия по
вопросам учителя.
Владеют способом
тиражирования для получения
большого количества
одинаковых деталей.
Размечают заготовки с
помощью линейки под
контролем учителя.
Вырезают по кругу.
Делят круг на равные части с
помощью угольника.
Склеивают детали изделия с
использованием приема
«точечное склеивание»

применением циркуля или по
шаблону.
Вырезают по короткой прямой
и по кругу.
Делят круг на равные части с
помощью угольника и
линейки.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Владеют навыком склеивания
деталей и сборки изделия с
помощью клея
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Определяют особенности
конструкции изделия.
Владеют способом
тиражирования для получения
большого количества
одинаковых деталей.
Размечают заготовки с
помощью линейки.
Вырезают по кругу.
Делят круг на равные части с
помощью угольника.
Склеивают детали изделия с
использованием приема
«точечное склеивание»

24

22

Елочное украшение
«Птица»

1

Повторение материала о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Определение особенностей
конструкции изделия.
Выполнение приема разметки
деталей изделия по шаблону.
Овладение приемом: «надрез по
короткой линии».
Выполнение вырезания
симметричных деталей из
бумаги, сложенной пополам.
Осуществление контроля за
правильностью выполнения
трудовых действий

23

Елочное украшение
«Снежинка»

1

Разбор изделия: форма изделия,
конструкция изделия и
пространственное соотношение
его деталей.
Складывание базовой формы
«змей» и использование ее в
изделии.
Чтение схем-рисунков с
условными обозначениями.
Выполнение сборки изделия по
намеченному плану.
Осуществление контроля за
правильностью выполнения
трудовых действий

Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Определяют особенности
конструкции изделия по
вопросам учителя.
Владеют приемами разметки
деталей изделия по шаблону.
Владеют приемом «надрез по
короткой линии».
Владеют приемом вырезания
симметричных деталей из
бумаги, сложенной пополам
под контролем учителя.
Контролируют правильность
выполнения трудовых действий
по вопросам учителя
Определяют геометрическую
форму изделия, конструкцию
изделия и пространственное
соотношение его деталей.
Рассказывают о геометрических
фигурах «квадрат»,
«треугольник»,
«многоугольник» и их
признаках.
Складывают базовую форму
«змей» и используют ее в
изделии под контролем
учителя.
Владеют навыком чтения схемрисунков с условными

Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Определяют особенности
конструкции изделия.
Владеют приемами разметки
деталей изделия по шаблону.
Владеют приемом «надрез по
короткой линии».
Владеют приемом вырезания
симметричных деталей из
бумаги, сложенной пополам.
Контролируют правильность
выполнения трудовых
действий
Определяют геометрическую
форму изделия, конструкцию
изделия и пространственное
соотношение его деталей.
Рассказывают о
геометрических фигурах
«квадрат», «треугольник»,
«многоугольник» и их
признаках.
Складывают базовую форму
«змей» и используют ее в
изделии.
Владеют навыком чтения
схем-рисунков с условными
обозначениями.

25

24

Летающая модель
«Планер»

1

Проведение беседы о чертеже.
Чтение чертежа и технического
рисунка по чертежным линиям.
Выполнение разметки с опорой
на чертеж.
Сравнение своего чертежа с
контрольной схемой в рабочей
тетради.
Проведение сборки изделия по
намеченному плану

25

Летающая модель
«Самолет»

1

Чтение чертежа и технического
рисунка по чертежным линиям.
Выполнение разметки с опорой
на чертеж.
Сравнение своего чертежа с
контрольной схемой в рабочей
тетради.
Выполнение контроля за
правильностью выполнения
трудовых действий

обозначениями под контролем
учителя.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Ориентируются в пространстве.
Контролируют правильность
выполнения трудовых действий
по вопросам учителя
Рассказывают о чертеже.
Читают чертеж и технический
рисунок по чертежным линиям.
Называют чертежные линии.
Находят общие детали в
чертеже и на объемном рисунке
объекта по вопросам учителя.
Выполняют разметку изделия с
опорой на чертеж под
контролем учителя.
Выполняют контрольные
операции.
Действуют в соответствии с
планом работы.
Читают чертеж по чертежным
линиям.
Называют чертежные линии.
Находят общие детали в
чертеже и на объемном рисунке
объекта.
Выполняют разметку изделия с
опорой на чертеж под
контролем учителя.

Работают в соответствии с
намеченным планом.
Ориентируются в
пространстве.
Контролируют правильность
выполнения трудовых
действий
Рассказывают о чертеже.
Читают чертеж и технический
рисунок по чертежным
линиям.
Называют чертежные линии.
Находят общие детали в
чертеже и на объемном
рисунке объекта.
Выполняют разметку изделия
с опорой на чертеж.
Выполняют контрольные
операции.
Действуют в соответствии с
планом работы.
Читают чертеж по чертежным
линиям.
Называют чертежные линии.
Находят общие детали в
чертеже и на объемном
рисунке объекта.
Выполняют разметку изделия
с опорой на чертеж.
Выполняют контроль
операций.

26

26

Аппликация
«Цветок из ниток»

1

27

Декоративные
фигурки птиц,
зверей, человечков

1

Выполняют контроль операций
по вопросам учителя.
Действуют в соответствии с
планом работы.
Контролируют правильностью
выполнения трудовых действий
Работа с текстильными материалами – 1 час
Рассказывают об изделиях
Рассказ об изделиях
декоративно-прикладного
декоративно-прикладного
искусства.
искусства.
Знакомство с видами,
Рассказывают об аппликации.
свойствами ниток, видами
Рассказывают о видах,
работы с нитками.
свойствах ниток, видах работы
Разбор аппликации, выделение с нитками.
деталей и их пространственное Рассматривают аппликацию,
соотношение.
выделяя в ней детали и их
Выполнение связывания ниток пространственное соотношение
в пучок.
по вопросам учителя.
Проведение сборки изделия по Работают в соответствии с
намеченному плану
намеченным планом под
контролем учителя
Работа с проволокой – 2 часа
Рассказ о видах проволоки, ее
Рассказывают о видах
свойствах, приемах сгибания.
проволоки, ее свойствах,
Выполнение приемов
приемах ее сгибания.
формообразования изделий из
Разбирают объект и действуют
проволоки.
в соответствии с намеченным
Разбор изделия.
планом работы по вопросам
Выполнение изделия по
учителя
намеченному плану

Действуют в соответствии с
планом работы.
Контролируют правильностью
выполнения трудовых
действий
Рассказывают об изделиях
декоративно-прикладного
искусства.
Рассказывают об аппликации.
Рассказывают о видах,
свойствах ниток, видах работы
с нитками.
Рассматривают аппликацию,
выделяя в ней детали и их
пространственное
соотношение.
Работают в соответствии с
намеченным планом
Рассказывают о видах
проволоки, ее свойствах,
приемах ее сгибания.
Разбирают объект и действуют
в соответствии с намеченным
планом работы

27

28

Работа с
проволокой.
«Муха»

1

29

Изделие «Открытая
коробочка»

1

Проверка знаний о проволоке,
нитках, бумаге.
Разбор изделия.
Проведение сборки изделия из
разных материалов (проволока,
бумага, нитки).
Выполнение изделия по
намеченному плану

Используют различные
материалы при изготовлении
одного изделия.
Рассказывают о проволоке,
нитках, бумаге.
Определяют сходства и
различия между этими
материалами по вопросам
учителя.
Разбирают объект и действуют
в соответствии с намеченным
планом работы под контролем
учителя
Работа с бумагой и картоном – 1 час
Рассказ о функциональном
Рассказывают о
назначении изделий из бумаги
функциональном назначении
изделий из бумаги.
(коробочки).
Чтение схем-рисунков с
Определяют названия вида
искусства, в котором изделия
условными обозначениями.
Изготовление открытой
складываются из бумаги по
вопросам учителя.
коробочки способом сгибания
бумаги.
Рассказывают о приемах
сгибания бумаги.
Выполнение изделия по
намеченному плану
Складывают базовую форму
«треугольник» и на ее основе
коробочку под контролем
учителя.
Складывают базовую форму
«блин» и на ее основе
коробочку под контролем
учителя.

Используют различные
материалы при изготовлении
одного изделия.
Рассказывают о проволоке,
нитках, бумаге.
Определяют сходства и
различия между этими
материалами.
Разбирают объект и действуют
в соответствии с намеченным
планом работы

Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Определяют названия вида
искусства, в котором изделия
складываются из бумаги.
Рассказывают о приемах
сгибания бумаги.
Складывают базовую форму
«треугольник» и на ее основе
коробочку.
Складывают базовую форму
«блин» и на ее основе
коробочку.
Действуют в соответствии с
намеченным планом работы

28

30

Аппликация из
карандашной
стружки «Цветок»

1

31

Аппликация из
древесных
заготовок «Дом»

1

Действуют в соответствии с
намеченным планом работы
Работа с древесиной – 2 часа
Выполнение обработки
Рассказывают о древесных
древесины ручными
материалах, их свойствах и
инструментами.
ручной обработке различными
Применение карандашной
видами резцов.
стружки в аппликации.
Владеют приемом получения
Выполнение приемов
древесной стружки в процессе
получения древесной стружки в заточки карандаша с
процессе заточки карандаша с
применением точилки.
применением точилки и
Изготовление аппликации с
соединения кусочков
применением карандашной
карандашной стружки.
стружки под контролем
Освоение технологии клеевой
учителя.
обработки деталей из
Владеют приемами затачивания
карандашной стружки
карандаша, соединения
кусочков карандашной стружки
и технологией клеевой
обработки деталей из
карандашной стружки
Знакомство с изделиями из
Рассказывают о изделиях из
древесины.
древесины.
Применение древесных
Рассказывают о древесных
заготовок в аппликации.
материалах, их свойствах.
Выполнение обработки
Рассказывают о применении
древесины ручными
древесных заготовок в
инструментами.
аппликации.
Выполнение клеевого
Разбирают аппликацию,
соединения деталей из
определяют ее детали и их
древесины.
пространственное

Рассказывают о древесных
материалах, их свойствах и
ручной обработке различными
видами резцов.
Владеют приемом получения
древесной стружки в процессе
заточки карандаша с
применением точилки.
Изготовление аппликации с
применением карандашной
стружки.
Владеют приемами
затачивания карандаша,
соединения кусочков
карандашной стружки и
технологией клеевой
обработки деталей из
карандашной стружки
Рассказывают о изделиях из
древесины.
Рассказывают о древесных
материалах, их свойствах.
Рассказывают о применении
древесных заготовок в
аппликации.
Разбирают аппликацию,
определяют ее детали и их
пространственное
расположение в композиции.

29

32

Пришивание
пуговиц с четырьмя
сквозными
отверстиями

1

Разбор аппликации, выделение расположение в композиции по
деталей и их пространственное вопросам учителя.
расположение в композиции.
Работают по намеченному
Самостоятельное выполнение плану
изделия по намеченному плану
Работа с текстильными материалами – 3 часа
Беседа о различных операциях
Рассказывают о различных
по ремонту одежды.
операциях по ремонту одежды.
Овладение технологией
Рассказывают о пуговицах и
пришивания пуговиц с
различают их.
четырьмя сквозными
Владеют технологией
отверстиями.
пришивания пуговиц с
Повторение правила работы с
четырьмя сквозными
иглой.
отверстиями с частичной
Выполнение приемов отрезание помощью учителя.
нитки нужной длины,
Рассказывают правила работы с
завязывание узелка на конце
иглой.
нитки.
Отрезают нитку нужной длины,
Проведение работы по
завязывают узелок на конце
намеченному плану
нитки под контролем учителя.
Работают по намеченному
плану

Работают по намеченному
плану

Рассказывают о различных
операциях по ремонту
одежды.
Рассказывают о пуговицах и
различают их.
Владеют технологией
пришивания пуговиц с
четырьмя сквозными
отверстиями.
Рассказывают правила работы
иглой.
Отрезают нитку нужной
длины, завязывают узелок на
конце нитки.
Работают по намеченному
плану

33

Пришивание
пуговиц с ушком

1

Обучение технологии
пришивания пуговиц с ушком.
Повторение правила работы с
иглой.
Овладение приемами отрезание
нитки нужной длины,
завязывание узелка на конце
нитки.
Работа по намеченному плану

34

Ремонт одежды.
Изготовление и
пришивание
вешалки

1

Беседа о различных операциях
при ремонте одежды.
Овладение технологией
изготовления и пришивания
вешалки.
Повторение правила работы с
иглой.
Овладение приемами отрезания
нитки нужной длины,
завязывания узелка на конце
нитки.
Выполнение работы по
намеченному плану

Рассказывают о пуговицах и
различают их.
Владеют технологией
пришивания пуговиц с ушком с
частичной помощью учителя.
Рассказывают правила работы с
иглой.
Отрезают нитку нужной длины,
завязывают узелок на конце
нитки под контролем учителя.
Рассказывают о различных
операциях при ремонте одежды.
Рассказывают правила работы с
иглой.
Отрезают нитку нужной длины,
завязывают узелок на конце
нитки.
Рассказывают о строчке
прямого и косого стежков и
применяют их при
изготовлении и пришивании
вешалки.
Работают по намеченному
плану под контролем учителя.
Изготавливают лекало вешалки
из бумаги, размечают и
выкраивают деталь из ткани,
сшивают вешалку и пришивают
ее к ткани под контролем
учителя

Рассказывают о пуговицах и
различают их.
Владеют технологией
пришивания пуговиц с ушком.
Рассказывают правила работы
с иглой.
Отрезают нитку нужной
длины, завязывают узелок на
конце нитки.
Рассказывают о различных
операциях при ремонте
одежды.
Рассказывают правила работы
с иглой.
Отрезают нитку нужной
длины, завязывают узелок на
конце нитки.
Рассказывают о строчке
прямого и косого стежков и
применяют их при
изготовлении и пришивании
вешалки.
Работают по намеченному
плану.
Изготавливают лекало
вешалки из бумаги, размечают
и выкраивают деталь из ткани,
сшивают вешалку и
пришивают ее к ткани

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».