Рабочая программа по профильному труду Подготовка младшего обслуживающего персонала 5 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

профильный труд «Подготовка младшего
обслуживающего персонала»
5 класс

Разработала: Рябкова Р.А.учитель трудового обучения

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Подготовка
младшего

обслуживающего

адаптированной

основной

персонала»)

составлена

общеобразовательной

на

основе

программы

Федеральной

обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» («Подготовка младшего обслуживающего
персонала») относится к предметной области «Технология» и является обязательной
частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 206 часов в год (6 часов в неделю).
Цель и задачи учебного предмета «Профильный труд» «Подготовка младшего
обслуживающего персонала»
Цельобучения :
• подготовка обучающихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием
которых является уборка квартир, производственных, служебных, медицинских учреждений,
салонов транспорта, работа в пищеблоках, прачечных.
Задачиобучения:
• научить выполнять определённые программой виды работ по алгоритму;
• сформировать навыки безопасного поведения при работе с устройствами, механизмами,
химическими средствами;
• сформировать элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность
работы в небольшом коллективе;
• обеспечить получение опыта деятельности;
• передать технологию выбора моющих средств в зависимости от материала и вида работ;
• передать технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ

Рабочаяпрограммапо
учебному
предмету
младшего обслуживающего персонала» 5 класс
ставитследующие:
Цели:
- коррекцияличностиумственноотсталогоребенка;

«Подготовка

- формированиесоциальногоопытаиповедения;
- практическаяподготовкаксамостоятельнойжизниитруду;
- формирование знаний, умений и
способствующихобслуживаниюсебяи других.

навыков,

Задачи:

- Воспитание

положительных
качеств личности
ученика
(трудолюбия,настойчивости,уменияработатьвколлективеи т.д.)
- Воспитаниеуважениякрабочемучеловеку;

- Воспитаниепривычкикчистоте,сознательномувыполнениюсанитарно-

гигиенических правилвбытуи напроизводстве;
- Формированиеушкольниковэстетическогоотношенияктруду.

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному
предмету «Профильный труд» «Подготовка младшего обслуживающего персонала»
5 класс
Личностные результаты
 уважительно относится к людям труда и результатам их деятельности
 проявлять самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей
 понимать личную ответственности за свои поступки на основе представлений
этических нормах и правилах поведения в современном обществе
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность

о

Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание названий некоторых материалов;
изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
- представления об основных свойствах
используемых материалов;
- знание правил хранения материалов;
санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
- отбор (с помощью учителя) материалов и
инструментов, необходимых для работы;
- представления о правилах безопасной
работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при
выполнении работы;

Достаточный уровень:
-ухаживать за территорией вокруг школы;
-проводить ежедневную уборку спального
помещения;
-изготавливать фартук с помощью швейной
машины;
-шить мягкую игрушку;
-изготавливать аппликацию с элементами
строительных конструкций;
-ухаживать за паркетным полом;
-сервировать стол;
-разносить пищу по столам;
-производить сбор грязной посуды, уборку
пола;
-ремонтировать одежду и постельное белье;
-работать пылесосом;
-ухаживать за мебелью в зависимости от
материала покрытия.

Содержание тем учебного курса
5 класс
Вводный инструктаж. Простейшие профессии обслуживающего труда. .
1.Раздел . Уборка пришкольной территории. Теоретические сведения. Хозинвентарь
(метла, лопата, грабли, совки, носилки): устройство, назначение, рабочие позы, приемы
работы. Подготовка к хранению, порядок хранения, безопасное пользование. Спецодежда:
виды, назначение, устройство, бережное хранение.
Практические работы. Подметание дорожек с твердым покрытием, сбор мусора в валки и в
кучи, переноска мусора. Уборка газонов: обрезка и сбор сухих листьев. Очистка уборочного
инвентаря и установка на место хранения.
2.Раздел .Работа с бумагой и картоном
Теоретические сведения. Правила безопасной работы с бумагой , картоном, ножницами и
клеем. Виды бумаги, применение и свойства.
Практические работы. Изготовление аппликации из цветной бумаги «Ромашки», разметка
деталей, шаблонов заданной ширины, вырезание и наклеивание деталей. Изготовление
поздравительной открытки, раскрашивание открытки акварелью. Изготовление объемного
цветка.
3.Раздел .Работа с тканью
Теоретические сведения. Правила техники безопасности при работе с тканью. Ткань:
применение, виды, названия, лицевая и изнаночная стороны, долевые и поперечные срезы.
Электроутюг: назначение, устройство, пользование, правила безопасности при обращении.
Изделие: салфетка для протирки мебели, обработанная швом вподгибку с закрытым срезом.
Утюжка изделия. Способы пришивания пуговиц. Носовой платок. Практические работы.
Построение прямых углов, выполнение чертежа салфетки., Подготовка кроя к пошиву,
выполнение швов. Пришивание разных видов пуговиц. Пошив носового платка. Утюжка
изделий.
4.Раздел . Уборка пришкольной территории от снега и льда
Теоретические сведения. Правила безопасной работы при уборке территории.
Асфальтовое и бетонное покрытия: основные свойства, инструменты для уборки (движок,
скребок, лопата деревянная, лом). Движок, скребок, лопата деревянная, лом : назначение,
рабочие позы, применение, безопасное обращение.
Практические работы. Расчистка дорожек специальными инструментами от снега,
скалывание и уборка льда. Уборка снега и льда в специально отведенные места.
5.Раздел. Уход за комнатными растениями
Теоретические сведения. Комнатные растения, названия. Требования к размещению.
Светолюбивые и теневыносливые растения. Полив цветов. Требования к температуре и
качеству воды, периодичность, приемы полива. Обрезка и сбор сухих листьев, чистка и
промывка поддонов, обтирание цветочных горшков. Опрыскивание и полив растений.
Практические работы .Опрыскивание и полив цветов. Чистка и промывка поддонов,
обтирание цветочных горшков.
6.Раздел. Ежедневная уборка полов в школе
Теоретические сведения. Правила безопасности при подготовке к уборке полов. Пол: виды
(дощатый крашенный, покрытый линолеумом, покрытый ламинатом, паркетный,
плиточный), средства для мытья, средство, применение которых противопоказано при мытье
полов с тем или иным покрытием. Рабочая одежда (халат, косынка); хранение, уход.
Уборочный инвентарь (ведро, совок, половая щетка, тряпка, швабра) назначение,
пользование, бережное обращение. Подготовка к хранению, порядок хранения.
Практические работы. Подготовка к сухой и влажной уборке дощатого крашенного,
покрытого линолеумом, плиточного полов. Подготовка швабры к работе. Протирка пола

шваброй. Прополаскивание тряпки в тазу. Обработка уборочного инвентаря после работы и
укладывание в специально отведенное место для хранения.
Критерии оценивания предметных результатов

Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять
и произносить термины.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить учебный материал своими словами;
- правильно и обстоятельно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «3» ставится, если ученик:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- не всегда и (или) неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.
Отметка «2» не ставится

Нормы оценок практических работ

Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая
результаты наблюдения за процессом их труда, качество выполненной работы и рабочего
времени, затраченного на работу.
Отметка «5» ставится, если учеником:
- правильно организовывалось рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
- работа выполнена с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если учеником:
- допускались незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполнялись приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;

- работа сделана с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
- допускались недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
- работа сделана с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности;
Отметка «2» не ставится
.

Программа по предмету «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего
обслуживающего персонала») в 5 классе состоит из разделов, соединенных между собой.
№ п/п

Название раздела

Кол-во
часов

Вводное занятие

1

1.

Уборка пришкольной территории

24

2.

Работа с бумагой

6

3.

Работа с тканью

17

4.

Работа с картоном и бумагой

11

5.

Ежедневная уборка полов в школе

24

6.

Работа с тканью

14

7.

Уборка пришкольной территории от снега и льда

7

8.

Работа с картоном и бумагой

17

9.

Работа с тканью

13

10.

Уход за комнатными растениями

13

11.

Работа на участке

12

12.

Обработка краевым швом вподгибку с закрытым срезом
однодетального изделия из ткани

20

1

13

Самостоятельная работа и анализ ее качества

25

1

204

6

Итого

Контрольные
работы,
темы

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».