Рабочая программа по предмету Математические представления 5 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГКОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО
«Сланцевская школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Математические представления»
5 класс

Разработана: Воробьевой О.В.,
учителем начальных классов

2023 г.

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
Учебный предмет «Математические представления» относится к предметной
области «Математика». В соответствии с учебным планом рабочая программа по предмету
«Математические представления» в 5 классе рассчитана на 34 недели и составляет 102 часа
(3 часа в неделю).
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и
умений и применение их в повседневной жизни.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного
материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей
действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,
решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные
соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и
инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение
пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда,
при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества
испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося
закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных
датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое
другое.
II.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его
цифрой в пределах пяти;
- умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
- умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона.
III.
Содержание обучения
Содержание учебного предмета «Математические представления» представлено
следующими разделами: «Количественные представления», «Представление о величине»,
«Представление о форме», «Временные представления».
Раздел «Количественные представления». Нахождение одинаковых предметов.
Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много»,
«мало», «пусто»). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом.
Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 — 5. . Счет в
прямой последовательности (1 – 5). Пересчет предметов по единице.
2

Раздел «Представление о величине». Различение однородных (разнородных по
одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине
способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Различение однородных
(разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение
однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине.
Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов
по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение.
Раздел «Представление о форме». Узнавание (различение) геометрических тел:
«шар», «куб», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами.
фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник,
квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
круг, прямоугольник) из 2-х (3-x, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической
фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).
Построение геометрических фигур по точкам.
Раздел «Временные представления». Узнавание (различение) дней недели. Знание
последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение
деятельности с временным промежутком: вчера, сегодня, завтра, давно, недавно. Различение
времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Сравнение людей по возрасту.
№
Раздел
Кол-во
часов
1. Количественные представления
35
2. Представление о величине
15
3. Представление о форме
45
4. Временные представления
7
Итого: 102
IV.
Система оценки знаний
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной
оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ
результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного
года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
3

Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением
бальной системы оценивания:
➢ 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
➢ 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи;
➢ 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
➢ 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
➢ 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
➢ 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи
с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

4

Тематическое планирование
Тема
Кол-во
Личностные результаты
часов
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов
1
социально-эмоциональное
участие в процессе общения и
Объединение предметов в единое множество
1
совместной деятельности;
Много – мало
1
развитие навыков
Пусто
1
сотрудничества с взрослыми и
Выделение одного предмета из множества
1
сверстниками в разных
Число цифра 1
1
социальных ситуациях,
Штриховка цифры 1
1
умения не создавать
Написание цифры 1
1
конфликтов и находить
Нахождение цифры 1 среди зашумленных
1
выходы из спорных ситуаций
предметов
Соотнесение количество предметов с числом 1
1
Число и цифра 2
1
Штриховка цифры 2
1
Написание цифры 2
1
Нахождение цифры 2 среди зашумленных
1
предметов
Соотнесение количество предметов с числом 2
1
Число и цифра 3
1
Штриховка цифры 3
1
Написание цифры 3
1
Нахождение цифры 3 среди зашумленных
1
предметов
Соотнесение количество предметов с числом 3
1
Числовой ряд 1-3
1
V.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

5

Предметные результаты

умение
пересчитывать
предметы
в
доступных
пределах;
умение распознавать цифры,
обозначающие номер дома,
квартиры, автобуса, телефона

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

Число и цифра 4
Штриховка цифры 4
Написание цифры 4
Нахождение цифры 4 среди зашумленных
предметов
Соотнесение количество предметов с числом 4
Числовой ряд 1-4
Число и цифра 5
Штриховка цифры 5
Написание цифры 5
Нахождение цифры 5 среди зашумленных
предметов
Соотнесение количество предметов с числом 5
Числовой ряд 1 - 5
Пересчет предметов по единице
Математические раскраски

социально-эмоциональное
участие в процессе общения и
совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

умение
пересчитывать
предметы
в
доступных
пределах;
умение распознавать цифры,
обозначающие номер дома,
квартиры, автобуса, телефона

1
1
1
1
Представление о величине
Большой – маленький
1
социально-эмоциональное
умение различать и сравнивать
участие в процессе общения и предметы по величине
Я большая – ты маленький
1
совместной деятельности;
Дифференциация двух предметов по величине
1
развитие навыков
(большой - маленький)
сотрудничества с взрослыми и
Сравнение двух предметов по величине (большой – 1
сверстниками в разных
маленький) путем приложения
социальных ситуациях,
Длинный - короткий
1
умения не создавать
Дифференциация двух предметов по длине
1
конфликтов и находить
(длинный – короткий)
выходы из спорных ситуаций
Сравнение двух предметов по длине путем
1
(длинный – короткий) путем наложения

6

43. Высокий – низкий
1
социально-эмоциональное
участие в процессе общения и
44. Дифференциация двух предметов по высоте
1
совместной деятельности;
(высокий – низкий)
развитие навыков
45. Сравнение двух предметов по высоте (высокий –
1
сотрудничества с взрослыми и
низкий) путем приставления
сверстниками в разных
46. Широкий – узкий
1
социальных ситуациях,
47. Дифференциация двух предметов по ширине
1
умения не создавать
(широкий - узкий)
конфликтов и находить
48. Сравнение двух предметов по ширине (широкий –
1
выходы из спорных ситуаций
узкий) путем наложения
49. Весы
1
50. Дифференциация двух предметов по весу (легкий –
1
тяжелый)
Представление о форме
51. Геометрическая фигура круг
1
социально-эмоциональное
участие в процессе общения и
52. Выделение круга на основе тактильного
1
совместной деятельности;
обследования
развитие навыков
53. Обводка круга по контуру
1
сотрудничества с взрослыми и
54. Обводка круга по шаблону
1
сверстниками в разных
55. Обводка круга по трафарету
1
социальных ситуациях,
56. Штриховка круга
1
умения не создавать
57. Соотнесение формы предметов с геометрической
1
конфликтов и находить
фигурой круг
выходы из спорных ситуаций
58. Сборка геометрической фигуры круг из 4 частей
1
59. Шар
60. Дифференциация «Круг – шар»
61. Геометрическая фигура квадрат

1
1
1

7

умение различать и сравнивать
предметы по величине

умение различать и сравнивать
предметы по форме

62. Выделение квадрата на основе тактильного
обследования
63. Обводка квадрата по контуру
64. Обводка квадрата по шаблону
65. Обводка квадрата по трафарету
66. Составление квадрата из счетных палочек
67. Построение квадрата по точкам
68. Штриховка квадрата
69. Соотнесение формы предметов с геометрической
фигурой квадрат
70. Сборка геометрической фигуры квадрат из 4 частей
71. Различение геометрических фигур круг и квадрат
72. Куб
73. Дифференциация «Квадрат - куб»
74. Геометрическая фигура треугольник
75. Выделение треугольника на основе тактильного
обследования
76. Обводка треугольника по контуру
77. Обводка треугольника по шаблону
78. Обводка треугольника по трафарету
79. Составление квадрата из счетных палочек
80. Построение треугольника по точкам
81. Штриховка треугольника по образцу
82. Соотнесение формы предметов с геометрической
фигурой треугольник
83. Дифференциация геометрических фигур (круг,
квадрат, треугольник)
84. Геометрическая фигура прямоугольник

социально-эмоциональное
умение различать и сравнивать
участие в процессе общения и предметы по форме
совместной деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8

85. Выделение прямоугольника на основе тактильного
1
социально-эмоциональное
обследования
участие в процессе общения и
совместной деятельности;
86. Обводка прямоугольника по контуру
1
развитие навыков
87. Обводка прямоугольника по шаблону
1
сотрудничества с взрослыми и
88. Обводка прямоугольника по трафарету
1
сверстниками в разных
89. Составление прямоугольника из счетных палочек
1
социальных ситуациях,
90. Построение прямоугольника по точкам
1
умения не создавать
91. Штриховка прямоугольника по образцу
1
конфликтов и находить
92. Соотнесение формы предметов с геометрической
1
выходы из спорных ситуаций
фигурой прямоугольник
93. Дифференциация геометрических фигур (круг,
1
квадрат, треугольник, прямоугольник)
94. Брусок
1
95. Дифференциация «Прямоугольник - брусок»
1
Временные представления
96. Дни недели
1
социально-эмоциональное
участие в процессе общения и
97. Последовательность дней недели
1
совместной деятельности;
98. Смена дней: вчера, сегодня, завтра
1
развитие навыков
99. Соотнесение деятельности с временным
1
сотрудничества с взрослыми и
промежутком: давно, недавно
сверстниками в разных
100. Времена года: зима, весна, лето, осень
1
социальных ситуациях,
101. Последовательность сезонов в году
1
умения не создавать
102. Сравнение людей по возрасту
1
конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций

9

умение различать и сравнивать
предметы по форме

Соотносить действия с
временными промежутками


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».