Рабочая программа по предмету Окружающий природный мир 5 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГКОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

МО школы

Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»

пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Окружающий природный мир»
5 класс

Разработана: Воробьевой О.В.,
учителем начальных классов

2023 г.

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
Учебный предмет «Математические представления» относится к предметной
области «Окружающий мир». В соответствии с учебным планом рабочая программа по
предмету «Математические представления» в 5 классе рассчитана на 34 недели и
составляет 68 часов (2 часа в неделю).
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и
явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование
представлений о растительном и животном мире.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает
знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе — сезонных
изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь),
учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с
разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания
животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по
этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание обучающегося обращается на
связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к
изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом
взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять
доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок,
животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и
гуманному отношению к ней.
II.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Предметные результаты:
- представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия
«полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние»);
- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
- представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека.
III.
Содержание обучения
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир» представлено
следующими разделами: «Временные представления», «Растительный мир», «Животный
мир».
2

Раздел «Временные представления». Времена года: осень, зима, весна, лето.
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в
разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман,
гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.
Раздел «Растительный мир». Узнавание (различение) фруктов (персик, абрикос)
по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.
Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов.
Узнавание (различение) овощей (репа, тыква) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни
человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (черная
смородина, красная смородина, черника, голубика) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание
способов переработки ягод. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус).
Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание
значения комнатных растений в жизни человека.
Раздел «Животный мир». Знание строения домашнего (дикого) животного (голова,
туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, poгa, грива, пятачок, вымя, уши). Знание
основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его
образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (коза, овца (баран). Знание
питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения
домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание
(различение) детенышей домашних животных (козленок, ягненок).
Узнавание (различение) диких животных (кабан, лось). Знание питания диких
животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных
в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей диких животных.
Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом
жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (гусь, индюк). Знание
особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в
группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание
(различение) детенышей домашних птиц.
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка). Знание питания птиц.
Знание значения птиц в жизни человека, в природе.
№

Раздел
1. Временные представления
2. Растительный мир
3. Животный мир

3

Кол-во
часов
24
24
20
Итого: 68

IV.
Система оценки
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы
(на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной
оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ
результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного
года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением
бальной системы оценивания:
➢ 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
➢ 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи;
➢ 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
➢ 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
➢ 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
➢ 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи
с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

4

V.
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Тема

Тематическое планирование

Кол-во
Личностные результаты
часов
Временные представления
Время года. Название времен года
1
формирование социально
ориентированного взгляда
Время года – осень. Приметы осени
1
на окружающий мир в его
Изменения в жизни животных осенью
1
органичном единстве и
Экскурсия в природу «Листопад»
1
разнообразии природной и
Экскурсия «Сбор природного материала»
1
социальной частей;
Явление природы – дождь. Дождь осенью
1
развитие навыков
Изменения в жизни человека осенью
1
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций
Растительный мир
Фрукты – плоды деревьев
1
формирование социально
ориентированного взгляда
Фрукты. Персик
1
на окружающий мир в его
Фрукты. Абрикос
1
органичном единстве и
Фрукты. Определи по внешнему виду и вкусу
1
разнообразии природной и
Фрукты. Значение фруктов в жизни человека
1
социальной частей;
Овощи. Съедобная и несъедобная части овощей
1
развитие навыков
Овощи. Репа
1
сотрудничества с взрослыми
Овощи. Тыква
1
и сверстниками в разных
Овощи. Определи по внешнему виду и вкусу
1

Предметные результаты

представления о временах
года, характерных признаках
времен года, погодных
изменениях, их влиянии на
жизнь человека.

представления о
растительном мире;
опыт заботливого и
бережного отношения к
растениям, ухода за ними

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

35.
36.

Овощи. Значение овощей в жизни человека
1
социальных ситуациях,
умения не создавать
Лесные и садовые ягоды.
1
конфликтов и находить
Садовые ягоды. Черная смородина
1
выходы из спорных
Садовые ягоды. Красная смородина
1
ситуаций
Садовые ягоды. Определи по внешнему виду и вкусу
1
Лесные ягоды. Черника
1
Лесные ягоды. Голубика
1
Лесные ягоды. Определи по внешнему виду и вкусу
1
Значение ягод в жизни человека
1
Игра «Поваренок»
1
Временные представления
Время года – зима. Приметы зимы
1
формирование социально
ориентированного взгляда
Явление природы – снег.
1
на окружающий мир в его
Снегопад
1
органичном единстве и
Зимние зарисовки
1
разнообразии природной и
Экскурсия «Изменения в жизни человека зимой»
1
социальной частей;
Жизнь животных зимой
1
развитие навыков
Птицы зимой
1
сотрудничества с взрослыми
Зимушка-зима. Игры, забавы зимой
1
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций
Животный мир
Знакомство с домашними животными: овца, коза
1
формирование социально
ориентированного взгляда
Домашнее животное. Овца
1

6

опыт заботливого и
бережного отношения к
растениям, ухода за ними

представления о временах
года, характерных признаках
времен года, погодных
изменениях, их влиянии на
жизнь человека.

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

Домашнее животное: коза
1
на окружающий мир в его
органичном единстве и
Игра «Найди детеныша»
1
разнообразии природной и
Значение домашних животных в жизни человека
1
социальной частей;
Игра «На ферме»
1
развитие
навыков
Знакомство с дикими животными: Кабан, лось
1
сотрудничества с взрослыми
Дикие животные. Кабан
1
и сверстниками в разных
Дикие животные. Лось
1
социальных
ситуациях,
Игра «Найди детеныша»
1
умения
не
создавать
Значение диких животных в жизни человека
1
конфликтов и находить
Знакомство с домашними птицами: гусь, индюк
1
выходы
из
спорных
Домашняя птица. Гусь
1
ситуаций
Домашняя птица. Индюк
1
Игра «Птичья ферма»
1
Значение домашних птиц в жизни человека
1
Временные представления
Время года – весна. Приметы весны.
1
формирование социально
ориентированного взгляда
Таяние снега весной
1
на окружающий мир в его
Экскурсия в природу «Весна идет, весне дорогу»
1
органичном единстве и
Весенние зарисовки
1
разнообразии природной и
Изменения в жизни человека весной
1
социальной частей;
Экскурсия «Птицы весной»
1
развитие
навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов и находить

7

представления о животном
мире;
опыт заботливого и
бережного отношения к
животным, ухода за ними

представления о временах
года, характерных признаках
времен года, погодных
изменениях, их влиянии на
жизнь человека.

выходы
ситуаций
57.
58.
59.
60.
61.

62.
63.
64.
65.

из

спорных

Растительный мир
Знакомство с комнатными растениями: герань, кактус
1
формирование социально
ориентированного взгляда
Комнатные растения. Герань
1
на окружающий мир в его
Комнатные растения. Кактус
1
органичном единстве и
Уход за комнатными растениями
1
разнообразии природной и
Значение комнатных растений для человека
1
социальной частей;
развитие
навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов и находить
выходы
из
спорных
ситуаций
Животный мир
Знакомство с водоплавающими птицами: утка, лебедь
1
формирование социально
ориентированного взгляда
Водоплавающие птицы. Утка
1
на окружающий мир в его
Водоплавающие птицы. Лебедь
1
органичном единстве и
Значение водоплавающих птиц в жизни человека
1
разнообразии природной и
социальной частей;
развитие
навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать

8

опыт заботливого и
бережного отношения к
растениям, ухода за ними

опыт заботливого и
бережного отношения к
животным, ухода за ними

66. Время года – лето. Приметы лета
67. Экскурсия в природу «Лето красное»
68. Изменения в жизни человека летом

конфликтов и находить
выходы
из
спорных
ситуаций
Временные представления
формирование социально
ориентированного взгляда
на окружающий мир в его
органичном единстве и
разнообразии природной и
социальной частей;
развитие
навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов и находить
выходы
из
спорных
ситуаций

9

представления о временах
года, характерных признаках
времен года, погодных
изменениях, их влиянии на
жизнь человека.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».