Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)
ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
«Правила безопасности»
5 класс
2023г.
I.
II.
III.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………3
Описание учебного процесса……………………………………………………...5
Тематическое планировани……………………………………………………….6
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,
Рабочая программа «Правила безопасности» предназначена для обучающихся
(вариан 2) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Сегодня каждый человек в быту, на улице, в природе может встретиться с рядом
опасностей, которые необходимо уметь предвидеть, избегать и правильно действовать в
случае их возникновения. Предмет «Правила безопасности» направлен на формирование
сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих,
приобретение способности сохранять жизни и здоровья в различных ситуациях.
На уроках по предмету «Правила безопасности» у обучающихся (вариант 2)
воспитывается состояние физической, психической и социальной защищенности. Это
является основой социализации ребенка.
В основу уроков по предмету «Правила безопасности» положен комплексный подход,
который предполагает:
— Ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и
правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности.
— Организацию предметно-развивающей среды для обучения правилам здоровье
сбережения и безопасности.
— Развитие мотивационно-потребностной сферы обучающихся, ориентированной на
соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности.
— Формирование способности к моделированию и символизации в действиях с игровыми
аналогами
настоящих предметов,
предметами-заместителями,
картинками
и
пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых
упражнениях и играх.
— Индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и обучающегося
в процессе игр и игровых упражнений.
— Последовательно-параллельную работу по обучению основам здорового образа жизни
и правилами безопасности жизнедеятельности.
На уроках по предмету «Правила безопасности» у обучающихся воспитывается
состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой
социализации.
Обучение обучающихся правилам поведения в опасных, чрезвычайных ситуациях, в
ситуациях с прогнозируемой степенью опасности направлено на выработку привычки
выполнять эти правила, на формирование навыка ориентировки в пространстве улицы,
помещения и т. д.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Правила безопасности» в 5 классе
Личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместнойдеятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Правила безопасности» в 5 классе
Минимальный уровень:
получить представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в опасн
ых ситуациях;
навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям;
уметь выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя
вербальные и невербальные средства общения;
иметь устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Достаточный:
наиболее безопасный путь в школу и домой;
значение сигналов светофора;
правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине;
правила перехода дороги;
причины возникновения пожара в доме, правила обращения с огнём; номер пожарной
службы «01»,
меры безопасности при пользовании электроприборами;
общие понятия безопасности и опасной ситуации;
понятие « здоровье» и « здоровый образ жизни», « режим дня»;
правила безопасного общения с незнакомыми людьми;
правила поведения в жилище, на балконах, лестничных площадках;
понятие «весенние опасности»;
правила поведения на водоёмах в зимний, весенний, летний периоды.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету
«Правила безопасности» в 5 классе
На основе AOOП образовательная организация разрабатывает СИПР, результаты
которого за полугодие выступают в качестве текущей аттестации обучающихся. В качестве
промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения СИПР и
развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года.
Оценка предметных результатов во время обучения
не проводится. Оценка
успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень
овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.
Работа
обучающихся
поощряется
и
стимулируется
использованием
качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо».
Соотнесение
результатов
оценочной
деятельности,
демонстрируемые
обучающимися:
− «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;
− «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;
− «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.
II. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа
внеурочной
деятельности «Правила
безопасности» имеет
множественные межпредметные связи (чтение, письмо, развитие речи, рисование,
трудовое обучение). На занятиях это комплекс обучения не только безопасной жизни, но и
развитие, закрепление, систематизация и коррекция всего пройденного материала.
Данная программа представлена следующими разделами:
Безопасность на дороге.
Пожарная безопасность.
Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.
Опасные предметы и явления.
Безопасность на воде.
Применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения и
проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа,
моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организации различных видов
деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.
Во внеурочной деятельности используются элементы мотивирования интереса к
изучению новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций,
игровых ситуаций, сюжетно-ролевой игры, примеры из жизненных ситуаций, отрывки
художественных произведений, информацию из средств массовой информации,
наглядные схемы и адаптированные изображения по теме, стихи, аудио и видео
материалы, компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения
необходимого практического опыта в общении. В процессе обучения широко
используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Беседа
используется на всех этапах процесса обучения.
Содержание программы
№п/п
Количество
Название раздела
часов
12
1.
Опасности
2.
Безопасность на улице
11
3.
Безопасность в общении
4
4.
Природа и безопасность
7
Итого:
Контрольные
работы
(количество)
-
-
34
III.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
Опасности
Безопасность
на улице
Тема урока
Колво
часов
1 четверть
Введение. Опасность и безопасность.
Опасные предметы в доме.
Электроприборы.
Осторожно, можно уколоться!
Где можно поиграть?
Опасности на кухне.
Безопасный дом.
Опасные предметы быта.
Инструменты.
Внимание, огонь!
2 четверть
Правила эвакуации во время пожара
(практическое занятие в здании
школы)
Как вести себя в общественных
местах.
Новогодние игрушки. Чем они
опасны?
9
1
1
Город. Части улицы.
Важные правила на улицах города.
Светофор.
Кто такие пешеходы? Зебра.
Я -пассажир.
3 четверть
Дорожные знаки на улице города.
Мы – пешеходы (практическое занятие
на улице)
2
1
1
1
1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
9
1
1
Дата
Примечание
Безопасность в
общении
Природа и
безопасность
Правила безопасности на игровой
площадке.
Безопасность на улице зимой.
Моя семья.
Одиндома.
1
Незнакомец на улице.
Хорошо, когда есть друзья.
Мне звонит незнакомый человек.
4 четверть
Круг моего общения.
1
1
1
8
1
Осторожно, мороз!
Безопасность на природных объектах
(лес, водоем).
"Внимание, дождь, ветер, гроза!"
Витамины с ветки и с грядки.
Животные могут быть опасны.
Безопасность под солнцем.
Правила безопасности (обобщение)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1