Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат») ОДОБРЕНА МО школы пр.№ 1 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» от 01.09.2023 г. № 51 Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 «Правила безопасности» 5 класс 2023г. I. II. III. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка……………………………………………………………3 Описание учебного процесса……………………………………………………...5 Тематическое планировани……………………………………………………….6 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, Рабочая программа «Правила безопасности» предназначена для обучающихся (вариан 2) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Сегодня каждый человек в быту, на улице, в природе может встретиться с рядом опасностей, которые необходимо уметь предвидеть, избегать и правильно действовать в случае их возникновения. Предмет «Правила безопасности» направлен на формирование сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способности сохранять жизни и здоровья в различных ситуациях. На уроках по предмету «Правила безопасности» у обучающихся (вариант 2) воспитывается состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации ребенка. В основу уроков по предмету «Правила безопасности» положен комплексный подход, который предполагает: — Ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности. — Организацию предметно-развивающей среды для обучения правилам здоровье сбережения и безопасности. — Развитие мотивационно-потребностной сферы обучающихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности. — Формирование способности к моделированию и символизации в действиях с игровыми аналогами настоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх. — Индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и обучающегося в процессе игр и игровых упражнений. — Последовательно-параллельную работу по обучению основам здорового образа жизни и правилами безопасности жизнедеятельности. На уроках по предмету «Правила безопасности» у обучающихся воспитывается состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации. Обучение обучающихся правилам поведения в опасных, чрезвычайных ситуациях, в ситуациях с прогнозируемой степенью опасности направлено на выработку привычки выполнять эти правила, на формирование навыка ориентировки в пространстве улицы, помещения и т. д. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Правила безопасности» в 5 классе Личностные результаты: основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместнойдеятельности; формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; формирование уважительного отношения к окружающим; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Правила безопасности» в 5 классе Минимальный уровень: получить представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в опасн ых ситуациях; навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям; уметь выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя вербальные и невербальные средства общения; иметь устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Достаточный: наиболее безопасный путь в школу и домой; значение сигналов светофора; правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине; правила перехода дороги; причины возникновения пожара в доме, правила обращения с огнём; номер пожарной службы «01», меры безопасности при пользовании электроприборами; общие понятия безопасности и опасной ситуации; понятие « здоровье» и « здоровый образ жизни», « режим дня»; правила безопасного общения с незнакомыми людьми; правила поведения в жилище, на балконах, лестничных площадках; понятие «весенние опасности»; правила поведения на водоёмах в зимний, весенний, летний периоды. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Правила безопасности» в 5 классе На основе AOOП образовательная организация разрабатывает СИПР, результаты которого за полугодие выступают в качестве текущей аттестации обучающихся. В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года. Оценка предметных результатов во время обучения не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений. Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо». Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися: − «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %; − «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%; − «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %. II. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа внеурочной деятельности «Правила безопасности» имеет множественные межпредметные связи (чтение, письмо, развитие речи, рисование, трудовое обучение). На занятиях это комплекс обучения не только безопасной жизни, но и развитие, закрепление, систематизация и коррекция всего пройденного материала. Данная программа представлена следующими разделами: Безопасность на дороге. Пожарная безопасность. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Опасные предметы и явления. Безопасность на воде. Применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта. Во внеурочной деятельности используются элементы мотивирования интереса к изучению новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций, сюжетно-ролевой игры, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, информацию из средств массовой информации, наглядные схемы и адаптированные изображения по теме, стихи, аудио и видео материалы, компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения необходимого практического опыта в общении. В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Беседа используется на всех этапах процесса обучения. Содержание программы №п/п Количество Название раздела часов 12 1. Опасности 2. Безопасность на улице 11 3. Безопасность в общении 4 4. Природа и безопасность 7 Итого: Контрольные работы (количество) - - 34 III.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Раздел Опасности Безопасность на улице Тема урока Колво часов 1 четверть Введение. Опасность и безопасность. Опасные предметы в доме. Электроприборы. Осторожно, можно уколоться! Где можно поиграть? Опасности на кухне. Безопасный дом. Опасные предметы быта. Инструменты. Внимание, огонь! 2 четверть Правила эвакуации во время пожара (практическое занятие в здании школы) Как вести себя в общественных местах. Новогодние игрушки. Чем они опасны? 9 1 1 Город. Части улицы. Важные правила на улицах города. Светофор. Кто такие пешеходы? Зебра. Я -пассажир. 3 четверть Дорожные знаки на улице города. Мы – пешеходы (практическое занятие на улице) 2 1 1 1 1 2 1 1 8 1 1 1 1 1 9 1 1 Дата Примечание Безопасность в общении Природа и безопасность Правила безопасности на игровой площадке. Безопасность на улице зимой. Моя семья. Одиндома. 1 Незнакомец на улице. Хорошо, когда есть друзья. Мне звонит незнакомый человек. 4 четверть Круг моего общения. 1 1 1 8 1 Осторожно, мороз! Безопасность на природных объектах (лес, водоем). "Внимание, дождь, ветер, гроза!" Витамины с ветки и с грядки. Животные могут быть опасны. Безопасность под солнцем. Правила безопасности (обобщение) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1