Рабочая программа по предмету Коррекционно-развивающие занятия, 3 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Коррекционно-развивающие занятия»
3 класс

Разработана:
Воробьевой А. О.
учителем

2023 год

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекционно-развивающие занятия»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу
«Коррекционно-развивающие занятия» в 3 классе рассчитана на 34 недели и составляет
102 часа (3 часа в неделю).
«Коррекционно-развивающие занятия» направлены на коррекцию отдельных
сторон психической деятельности и личностной сферы; дополнительную помощь в
освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся
особенно трудными.
II.
Содержание обучения
Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»
представлено следующими разделами: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие»,
«Кинестическое восприятие», «Восприятие вкуса».
Раздел «Развитие внимания и памяти». Развитие зрительной, слуховой,
тактильной памяти и внимания.
Раздел «Сенсорное развитие». Закрепление ориентировочных действий и
систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и
качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах.
Раздел «Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков». Развитие
двигательного опыта обучающихся, укрепление моторики рук, развитие координации
движений кисти рук и пальцев, развитие умения целенаправленно выполнять отдельные
действия и серии действий по инструкции, формирование у обучающихся
пространственной ориентировки, овладение предметными действиями и письменными
принадлежностями. Нанизывание деревянных бусин на нитку (шнурок) в определенной
последовательности по образцу. Наматывание нитки на карандаш. Конструирование.
Складывание кубиков в коробку, вынимание кубиков из коробки.
Раздел «Ознакомление с окружающим». Систематизация образов представлений
о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об
их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных
явлений.
Раздел «Формирование мыслительной деятельности». Формирование
мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к нагляднообразному мышлению, элементам логического мышления.
Содержание разделов

№

1.
2.

Кол-во
часов

Название раздела
Обследование обучающихся
Развитие внимания и памяти
Сенсорное развитие
2

2
14
25

3.
4.
5.

Развитие мелкой моторики и графомоторных
навыков
Ознакомление с окружающим
Формирование мыслительной деятельности
Обследование обучающихся

Итого:

34
10
15
2
102

III.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
− формирование адаптации к обучению и познанию;
− положительное отношение к окружающей действительности;
− формирование мотивации обучающегося к учебному процессу;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
- классифицировать предметы по определенному признаку: цвету, форме, размеру;
- определять звучащие предметы на слух.
− различать основные цвета, величину (большой - маленький), геометрические формы
(квадрат, круг);
− называть времена года с опорой на картинки;
− обследовать и называть свойства предметов с помощью педагога;
− переходить от одного вида деятельности к другому;
− запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;
− ориентироваться в условиях практических и проблемных задачах;
− воспринимать ситуации (целостные сюжеты), изображенные на картинках, с опорой на
свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между
объектами и явлениями.
IV.
Система оценки
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной
оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ
результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного
года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
3

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных
показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по
инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со
значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не
всегда узнает объект», «не узнает объект».
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи
с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

4

V.

Тематическое планирование

Тематическое планирование по предмету
«Коррекционно-развивающие занятия»
3 класс
3 занятия в неделю/102 занятия в год
I четверть
№
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.

Кол-во
занятий

Тема занятия
Развитие внимания и памяти
Обследование обучающихся, комплектование
групп для коррекционных занятий
Обследование обучающихся, комплектование
групп для коррекционных занятий
Развитие зрительного внимания и подражания путем
воспроизведения действий взрослого без предметов
Развитие зрительного внимания и подражания
действиям взрослого с предметами
Закрепление умения рассматривать контурные
знакомые сюжетные изображения и соотносить
их с цветными
Закрепление умения рассматривать контурные
простые сюжетные изображения и соотносить их с
цветными
Совершенствование умений соотношения слова с
предметом
Закрепление умения запоминать последовательность
предметов или ситуаций
Совершенствование умения запоминать и отображать
знакомые образы предметов в графических
изображениях
Закрепление умения запоминать и отображать
знакомые образы предметов в графических
изображениях
Совершенствование умения запоминать и отображать
серию последовательных изображений
Практические упражнения на фиксацию взгляда,
расположенном слева от ребёнка.
Закрепление умения запоминать и называть
фрагменты музыки из знакомых произведений
Совершенствование слуховой памяти, запоминание
небольших фраз, логически связанных между собой
(поговорки, загадки)
Совершенствование тактильной памяти. Игра
«Запомни пару»
Совершенствование тактильной памяти. Игра
«Нарисуй, что в мешочке!»
Сенсорное развитие
Закрепление знаний о геометрических объемных
фигурах; дифференцирование объемных форм в
процессе конструирования
5

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

18.
19.
20.

21.

22.
23.
24.

Закрепление представлений о форме предметов,
соотнесение объёмных и плоскостных форм (круг,
квадрат, треугольник, овал)
Закрепление умения различать предметы по силуэтам,
подбирать предметы по форме и размеру
Закрепление знаний об основных цветах– красный,
желтый, синий, зеленый в процессе конструирования
(аппликации) из плоскостных геометрических фигур
по образцу
Закрепление умения ориентироваться на внешние
признаки предметов: цвет, форма, величина;
чередовать четыре основных цвета (красный, желтый,
зеленый, синий), при раскладывании аппликации и
конструировании
Совершенствование умения различать и называть
основные цвета и их оттенки
Закрепление представлений о цветах, их оттенках :
темно-сером, светло-сером
Закрепление умения создавать цветовые гаммы по
насыщенности цвета: от светлого к темному; по
контрасту: от яркого к светлому, создавать узоры

1
1
1

1

1
1
1

Тематическое планирование по предмету
«Коррекционно-развивающие занятия»
3 класс
3 занятия в неделю/102 занятия в год
II четверть
№

25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.

32.

Кол-во
занятий

Тема занятия
Сенсорное развитие
Совершенствование целостного восприятия
предметного изображения
Закрепление умения группировать предметы по
одному заданному признаку - форма/ цвет/ величина
Закрепление умения определять последовательность
звучания музыкальных инструментов (3-4)
Совершенствование слухового восприятия;
дифференцирование бытовых шумов и звуков,
природных явлений
Совершенствование умения воспроизводить заданный
ритм движений и звуков (без предметов и при
использовании определенных предметов)
Совершенствование слухового внимания и
фонематического слуха: закрепление умения выделять
заданное слово из предложенной фразы
Совершенствование тактильного восприятия на основе
умения определять на ощупь форму, величину
предметов: шар, куб, крыша, яйцо, кирпичик; большой
– маленький
Закрепление умения на ощупь дифференцировать
свойства предметов по материалу: твердые, мягкие
(пластилин, резина; железо, камень, дерево)
6

1
1
1
1
1
1

1

1

33.

34.

35.

36.
37.
38.
39.
40.
41.

42.
43.
44.
45.
46.
47.

Совершенствование тактильного восприятия,
уточнение знаний о различных свойствах материалов:
железо, дерево, пластмасса (железо – холодное,
тяжелое; дерево – теплое, легкое; пластмасса – мягкая,
теплая)
Закрепление умения определять на ощупь предметы с
разными свойствами: по форме (плоские и объемные
фигуры), величине (большой, маленький, самый
большой), по материалу (железо, пластмасса, дерево)
Закрепление умения воспринимать тактильно
различные свойства предметов, обобщать их и
называть, определять предметы на ощупь по
словесному описанию признаков этого предмета
педагогом (предмет не называть)
Совершенствование умения группировать предметы
по их свойствам на основе тактильного восприятия
этих свойств и признаков
Закрепление умения определять на ощупь форму
предмета, передавать ее в лепке или рисунке
Формирование вкусового восприятия в целях создания
целостного образа предмета по его вкусовым
характеристикам
Формирование умений различать продукты по их
вкусовым характеристикам: сладкий, кислый,
соленый, горький
Формирование умения характеризовать вкус продукта
в собственных высказываниях
Формирование умения выбирать продукты,
необходимые для приготовления простых блюд
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков
Формирование дифференцированных движений
кистями и пальцами, отведение в стороны пальцев,
разгибание и сгибание.Пальчиковая гимнастика
«Мамины помощники».
Подготовка руки к письму. «Вниз по реке».
Формирование умения безотрывно проводить
прямые линии.
Закрепление навыков умения безотрывно
проводить прямые линии.
Развитие графических навыков. Графомоторные
дорожки.
Развитие мелкой моторики. Упражнение с
пластическими
материалами,
аппликация
«Новогодняя елка».

1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование по предмету
« Коррекционно-развивающие занятия»
3 класс
3 занятия в неделю/102 занятия в год
III четверть
№
48.

Тема занятия
Совершенствование навыков штриховки.
7

Кол-во
занятий
1

49.
50.
51.
52.

53.

54.

55.
56.
57.

58.
59.

60.
61.
62.
63.

64.
65.
66.

67.
68.

69.
70.
71.

Обучение умению срисовывать, копировать и
закрашивать контуры предметов.
Формирование согласованных действий обеими
руками («камень-ножницы», «кулак-ладонь»)
Развитие мелкой моторики и пространственных
представлений. «Раскрась правильно».
Формирования тонко координированных
графических движений. Штриховка в разных
направлениях с различной силой нажима и
амплитудой движения руки.
Формирования тонко координированных
графических движений. Рисование по опорным
точкам.
Закрепление умения формирования
координированных графических
движений.Рисование по клеточкам.
Формирование графического навыка путем
раскрашивания раскрасок.
Развитие графических навыков. Обводка цифр по
контуру.
Развитие мелкой моторики и пространственных
представлений. Работа с методическим пособием
«Дары Фребеля» (игровая логопедическая мозаика)
Развитие мелкой моторики, путем изготовления
аппликации.
Развитие дифференцированных движений пальцев
рук. Нанизывание бусин на шнурок в определенной
последовательности.
Формирование умения безотрывно проводить
спиралевидную линию.
Развитие графических навыков. Обводка контуров
различных предметов.
Совершенствование навыков закрашивания
контуров геометрических фигур.
Развитие графомоторных навыков, плавности,
точности, скоординированности движения рук.
«Волшебные обводилки».
Развитие графомотрных навыков. «Шнуровки»
Развитие мелкой моторики. Вырезание по контуру.
Развитие мелкой моторики. Упражнение с
пластическими материалами. «Зимние забавы»,
аппликация из пластилина «Снежинка».
Развитие мелкой моторики. Работа с
конструктором
Развитие графомоторных навыков. Копирование
рядов
геометрических
фигур.
Рисование
по шаблону (образцу)
Развитие графических навыков. Дорисовывание
недостающей части рисунка.
Развитие мелкой моторики. Формирование
навыков завязывания и развязывания шнурков.
Закрепление формирования навыков завязывания и
8

1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

72.
73.
74.
75.
76.

77.

78.
79.

развязывания шнурков.
Развитие мелкой моторики. «Рисунок для мамы»
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая
гимнастика «Колечко», «Мы делили апельсин»
Развитие мелкой моторики. Аппликация «Весенние
цветы».
Развитие мелкой моторики. Составление пазлов
Ознакомление с окружающим
Формирование обобщенного представления о
человеке (тело, включая внутренние органы,
чувства, мысли)
Расширение представ-лений о предметах, объектах
живой и не-живой природы, а также о явлениях
при-роды
Совершенствование временных представле-ний
(времена года: лето, осень, зима, весна)
Совершенствование представлений о жизни и
деятельности людей и животных в разные времена
года

1
1
1
1

1

1
1
1

Тематическое планирование по предмету
«Коррекционно-развивающие занятия»
3 класс
3 занятия в неделю/102 занятия в год
IV четверть
№
80.
81.
82.
83.
84.
85.

Кол-во
занятий

Тема занятия
Формирование обобщенного представления о человеке
(тело, включая внутренние органы, чувства, мысли)
Расширение представлений о предметах, объектах
живой и не живой природы, а также о явлениях
природы
Совершенствование временных представлений (времена
года: лето, осень, зима, весна)
Совершенствование представлений о жизни и
деятельности людей и животных в разные времена года
Совершенствование представлений о профессиях
взрослых: повар, портниха, шофер, строитель
Совершенствование представлений о видах транспорта,
уточнение правил поведения в них на улицах города

1
1
1
1
1
1

Формирование мыслительной деятельности
86.
87.
88.
89.

Совершенствование представлений об использовании в
быту вспомогательных средств и предметоворудий
фиксированного назначения
Формирование представлений об использовании
вспомогательных средств в проблемно-практической
ситуации
Формирование метода проб как основного способа
решения наглядно-действенных задач
Определение причины нарушенного привычного хода
события, устранение нарушения этого хода,
установление причинно-следственных зависимостей
9

1
1
1
1

Уточнение представлений о предметах-орудиях и
вспомогательных средствах в деятельности человека
Формирование наглядно-образного мышления,
91. установление причинно-следственных связей между
явлениями природы, изображенными на картинках
Формирование умений определять последовательность
92. временных событий и явлений
Совершенствование умений решать наглядно-образные
93. задачи, закрепление обобщенных представлений об
окружающем
Совершенствование умений решать наглядно-образные
94. задачи, формирование умений соотносить слова и
образы
Совершенствование умений устанавливать причинно95. следственные связи и зависимости между объектами и
явлениями, изображенными на картинках
Закрепление умений выполнять операции сравнения,
96. обобщения, используя элементы суждений,
умозаключений
Совершенствование умения в словесном плане
определять последовательность указанных событий,
97. употребляя слова сначала, потом, после раскладывания
картинок по порядку событий
Совершенствование умения выполнять задания на
98. классификацию картинок, выполнять упражнения на
исключение «Четвертой лишней» картинки
Совершенствование представлений о количественной
99.
стороне действительности
100. Формирование соотношения между словом и образом
Обследование познавательной деятельности,
101. графомоторных навыков
102. Обследование сенсорного развития

90.

10

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».