Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат») ОДОБРЕНА МО школы пр.№ 1 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» от 01.09.2023 г. № 51 Рабочая программа общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра с УО. вариант 2 «Окружающий социальный мир» 1 доп.класс Разработана: Кашина Ю.М., учителем начальных классов 2023 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Учебный предмет «Окружающий социальный мир» относится к предметной области «Окружающий мир».В соответствии с учебным планом рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» в 3 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 33часа (1 час в неделю). Цельобучения–формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:знакомствосявлениямисоциальнойжизни(человекиегодеятельность,общепринятыенор мыповедения),формированиепредставленийопредметноммире,созданномчеловеком(многообрази е,функциональноеназначениеокружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующимиразделами:«Квартира,дом,двор»,«Продуктыпитания»,«Предметыбыта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт»,«Страна»,«Традициииобычаи». Планируемые результаты II. Личностные результаты: - социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; - формирование уважительного отношения к окружающему миру; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Предметные результаты: - формирование представления о мире, созданном руками человека. - овладениепервоначальнымипредставлениями о социальнойжизни. - накопление положительного опыта сотрудничества. Содержаниеучебногопредмета«Окружающийсоциальныймир»представленоследующимиразделам и:«Школа»,«Предметыиматериалы,изготовленныечеловеком», «Страна», «Населённый пункт». III. № Содержаниеобучения Раздел 1. Школа 2. Предметы и материалы изготовленные человеком 3. Страна 4. Населённый пункт 2 Кол-во часов 8 18 2 5 Итого: 33 IV. Система оценки знаний Для организации иаттестацииобучающихсяприменяетсяметодэкспертнойгруппы(намеждисциплинарнойоснове).О наобъединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развитияобучающегося. К процессу аттестации обучающегося привлекаются членыего семьи. Задача экспертнойгруппы - выработка согласованнойоценкидостижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализрезультатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. В качестве промежуточной(годовой) аттестации выступает оценкарезультатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося поитогамучебногогода. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов: - что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода; - что из полученных знаний и умений он применяет на практике; - насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Оценка предметных результатов Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением бальной системы оценивания: 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Оценка личностных результатов 0-баллов – нет фиксируемой динамики; 1-балл – минимальная динамика; 2-балла –удовлетворительная динамика; 3-балла – значительная динамика Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный руководитель и воспитатель. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений всвязи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся уобучающегося нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другиевозможныеличностныерезультаты. 3 V. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Тема Тематическое планирование Кол-во Личностные результаты часов Знакомство с помещением класса. Экскурсия по школе. Класс и атрибуты (парта, классная доска) Знакомство с правилами поведения в школе. Школьные принадлежности Знакомство с зонами класса Распорядок школьного дня Школьный двор Свойства бумаги (рвётся). Практическое упражнение. Свойства бумаги (мнётся). Практическое упражнение. Свойства бумаги (намокает). Практическое упражнение. Предметы из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга) Упражнение с ножницами. Свойства дерева Предметы из дерева Нахождение в классе предметов из дерева Свойства стекла Предметы из стекла Нахождение в классе предметов из стекла Свойства резины Нахождение в классе предметов из резины Свойства металла Рассматривание предметов из металла Ткань. Тактильные упражнения «Лоскутки» Пластмасса Нахождение в классе предметов из пластмассы Наша страна Рассматривание иллюстраций «Россия» Мой город Рассматривание иллюстраций «Мой город» Дом, в котором я живу Дома ждёт меня семья Правила безопасности и поведения дома 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Предметные результаты Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности Иметь представление о свойствах бумаги Иметь представление о свойствах дерева Иметь представление о свойствах резины Иметь представление о разных видах ткани Понимать значение слов моя страна, мой город Формирование уважительного отношения к окружающему миру Понимать правила поведения дома 5