Рабочая программа по Предметно-практическим действиям 5 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Предметно-практические действия»
5 класс

Разработана: Воробьевой О.В.,
учителем начальных классов

2023 г.

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу
«Предметно-практические действия» в 5 классе рассчитана на 34 недели и составляет 34
часа (1 час в неделю).
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий
с различными предметами и материалами.
Основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Предметнопрактические действия»:
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;
- овладение навыками самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и
трудовой деятельности.
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и
материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной
предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в
дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной,
доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
II.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
Предметные результаты:
- уметь следовать определенному порядку при выполнении действий с материалами и
предметами.
III.
Содержание образования
Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия»
представлено следующими разделами: «Действия с материалами», «Действия с
предметами».
Раздел «Действия с материалами». Сминание материала (газеты, кальки) двумя
руками, одной рукой, пальцами. Разрывание материала (газеты, ваты) двумя руками, направляя
руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя).
Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто,
пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа)
двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода)
двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание материала
(шерстяные нитки).

2

Раздел «Действия с предметами». Захватывание, удержание, отпускание предмета
(шарика). Встряхивание предмета (маракасы). Вращение предмета (гайки, болты, крышки на
бутылке). Нажимание на предмет (на кнопку). Сжимание предмета (губки).
№
1.
2.

Раздел
Действия с материалами
Действия с предметами
Итого:

Кол-во
часов
25
9
34

IV.
Система оценки
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы
(на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной
оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ
результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного
года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением
бальной системы оценивания:
➢ 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
➢ 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи;
➢ 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
➢ 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
➢ 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
➢ 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
3

Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи
с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

4

V.
№

Тема

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Сминание газеты двумя руками
Сминание газеты одной рукой
Сминание газеты пальцами
Сминание кальки двумя руками
Сминание кальки одной рукой
Сминание кальки пальцами
Разрывание газеты двумя руками,
направляя руки в разные стороны
Разрывание газеты двумя руками,
направляя одну руку к себе, другую от
себя
Разрывание ваты двумя руками,
направляя руки в разные стороны
Разрывание ваты двумя руками,
направляя одну руку к себе, другую от
себя
Разминание пластилина двумя руками
Разминание пластилина одной рукой
Размазывание пластилина руками
сверху вниз
Размазывание пластилина слева
направо
Размазывание пластилина по кругу
Аппликация пластилином "Петушок"
Пересыпание крупы двумя руками

8.

9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тематическое планирование

Кол-во
Личностные результаты
Предметные результаты
часов
Действия с материалами
1
развитие навыков сотрудничества с уметь следовать определенному
взрослыми и сверстниками в разных порядку при выполнении действий с
1
социальных ситуациях, умения не материалами
1
создавать конфликтов и находить
1
выходы из спорных ситуаций;
1
социально-эмоциональное участие в
1
процессе общения и совместной
деятельности
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

5

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Пересыпание крупы с использованием
лопатки
Пересыпание крупы с использованием
стаканчика
Переливание воды двумя руками
Переливание воды с использованием
стаканчика
Переливание воды с использованием
ложки
Наматывание шерстяных ниток на
карандаш
Наматывание шерстяных ниток на
картон
Наматывание шерстяных ниток в
клубок
Захватывание шарика
Удержание шарика
Отпускание шарика
Игра на маракасах
Завинчивание гаек
Завинчивание крышки на бутылке
Нажимание на кнопку всей кистью
Нажимание на кнопку пальцем
Сжимание губки двумя руками

1
1
1
1
1

развитие навыков сотрудничества с уметь следовать определенному
взрослыми и сверстниками в разных порядку при выполнении действий с
социальных ситуациях, умения не материалами
создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
социально-эмоциональное участие в
процессе общения и совместной
деятельности

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Действия с предметами
развитие навыков сотрудничества с уметь следовать определенному
взрослыми и сверстниками в разных порядку при выполнении действий с
социальных ситуациях, умения не предметами
создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
социально-эмоциональное участие в
процессе общения и совместной
деятельности

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».