Рабочая программа, Альтернатернативная коммуникация 1-9 классы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2

«Альтернативная коммуникация»
1 доп. - 9 классы

Разработана: Кашина Ю.М.,
учителем начальных классов

2023 г.

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
У обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не
владеющего вербальной речью затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и
искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося
речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является
необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные
средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная)
или её замены, в случае их отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются
выбор доступного ребёнку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным
средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по «Альтернативная коммуникация»
- в 1 доп. рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов (2 часа в неделю);
- в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов (1 час в неделю);
- в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа (1 час в неделю);
- в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа (1 час в неделю);
Цель - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального
взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» представлено
следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Образовательные задачи по коммуникации
направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При
составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи
и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для
реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается
альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К
альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет,
графические изображения;
II. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности
определенному
полу, осознание себя как «Я»;
- социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
- освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
2

Предметные результаты:
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта ребенка;
- овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова;
III. Содержание обучения
Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация » представлено
следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации», «Чтение и письмо»
1 доп. класс
Раздел

№
1.
2.

1.
2.
3.

1.
2.
3.

1.
2.
3.

Коммуникация
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Итого:
3 класс
Коммуникация
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации
Чтение и письмо
Итого:
5 класс
Коммуникация
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации
Чтение и письмо
Итого:
7 класс
Коммуникация
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации
Чтение и письмо
Итого:

Кол-во
часов
47
19
66
10
43
15
68
11
8
15
34
11
8
15
34

9 класс
1.
2.

Коммуникация
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации
3

12
11

3.

Чтение и письмо

11
Итого:

34

II.
Система оценки знаний
Для организации и аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс
образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены
его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной оценки достижений ребёнка в
сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика
развития его личности.
В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения
СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимс я СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка предметных результатов
Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением бальной
системы оценивания:
 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка личностных результатов
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика
Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный
руководитель и воспитатель.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.
4

III.

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Тематическое планирование
1 доп. класс

Тема

Игровые упражнения на установление
положительного взаимодействия
Адекватная реакция на обращённую речи и
прикосновение
Стимуляция понимания речевых сигналов
Моё имя. Реагирование на собственное имя
Игровые ситуации, стимулирующие
сосредоточению на глазах и губах говорящего
Игра «Посмотри на меня»
Знакомство с жестом «Я»
Различение понятий «Я-ты»
Игра с платком «Прятки»
Поиск взглядом заданного предмета
Игровые ситуации, стимулирующие к
сосредоточению на мимике говорящего
Приветствие собеседника жестом/ словом
Мимическое упражнение «Приветствуем
улыбкой»
Прощание с собеседником жестом/ словом
Мимическое упражнение «Улыбнись при
прощании»
Практическое упражнение «Приветствиепрощание»
Игровые ситуации, стимулирующие к
сосредоточению на жестах говорящего
Привлечение внимания с помощью жестов

Кол-во Личностные результаты
часов
1
Основы персональной
идентичности, осознание
своей принадлежности
1
определенному полу,
осознание себя как «Я»;
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предметные результаты

овладение доступными
средствами коммуникации и
общения – вербальными и
невербальными;

умение пользоваться
доступными средствами
коммуникации в практике

экспрессивной и
импрессивной речи для
решения соответствующих
возрасту житейских задач;

Жест приветствия
Жест прощания
Игровое упражнение «Здравствуйте - до
свидания»
22. Выражение жестом согласия
23. Игровая ситуация «Кивни головой ДА»
19.
20.
21.

1
1
1
1
1

Развитие речи как средства
общения в контексте познания
окружающего мира и личного
опыта ребенка;
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Выражение жестом несогласия
Игровая ситуация «Кивни головой НЕТ»
Выражение жестом благодарности
Дидактическая игра «Выражаю благодарность»
Обращение за помощью с использованием жеста,
слова (фразы)
Обращение за помощью с использованием
графического изображения
Дидактическая игра «Обращаюсь за помощью»
Коммуникативная игра «Помоги мне»
Ситуативные упражнения «Поможем кукле Кате»
Рассматривание иллюстраций «Помогаем маме»
Знакомство с жестовыми символами
Выражение своих желаний с помощью
предметного символа

1
1
1
1
1

социальноэмоциональное участие в
процессе
общения
и
деятельности;

1

освоение доступных
социальных ролей,
развитие мотивов учебной
деятельности;

1
1
1
1
1
1
6

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

Выбор определённого предметного символа из
ряда других
Игра «Покажи мне символ»
Ответы на вопросы с предъявлением предметного
символа
Коммуникативные игры со звонком
Ответы на вопросы жестом
Игра со звонком «Да-Нет»
Выражение желания жестом
Дидактическая игра «Подбери вопрос к картинке»
Выражение желания с помощью символа
Выражение желания с помощью мимических
проявлений
Дидактическая игра «Я скажу, ты покажи»
Подбор символа-ответа к вопросу
Рассматривание иллюстраций по теме «Семья»
Просмотр видеоматериала «Семья»
Пальчиковая игра «Семья»
Работа с фотографиями «Кто в моей семье живёт»
Составление коллажа «Семья»
Узнавание членов семьи «Мама»
Работа с фотографией «Где мама?»
Узнавание членов семьи «Папа»
Работа с фотографией «Где папа?»
Узнавание членов семьи «Брат/сестра»
Работа с фотографией «Где брат/сестра?»
Узнавание членов семьи «Бабушка»
Работа с фотографией «Где бабушка?»
Узнавание членов семьи «Дедушка»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками;

Работа с фотографией «Где дедушка?»
Рассматривание иллюстраций по теме «Мой
класс»
64. Просмотр презентации «Мои одноклассники»
65. Пальчиковая игра «Школа»
66. Рассматривание фотографий «Одноклассники»
62.
63.

1
1
1
1
1

8

3 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Тема
Игровые упражнения на установление положительного
взаимодействия
Адекватная реакция на обращённую речи и прикосновение
Стимуляция понимания речевых сигналов
Моё имя. Реагирование на собственное имя
Игровые ситуации, стимулирующие сосредоточению на
глазах и губах говорящего
Игра «Посмотри на меня»
Знакомство с жестом «Я»
Различение понятий «Я-ты»
Игра с платком «Прятки»
Поиск взглядом заданного предмета
Игровые ситуации, стимулирующие к сосредоточению на
мимике говорящего
Приветствие собеседника жестом/ словом
Мимическое упражнение «Приветствуем улыбкой»
Прощание с собеседником жестом/ словом
Мимическое упражнение «Улыбнись при прощании»
Практическое упражнение «Приветствие-прощание»
Игровые ситуации, стимулирующие к сосредоточению на
жестах говорящего
Привлечение внимания с помощью жестов
Жест приветствия
Жест прощания
Игровое упражнение «Здравствуйте - до свидания»
Выражение жестом согласия
Игровая ситуация «Кивни головой ДА»

Кол-во Личностные результаты
часов
1
Основы персональной
идентичности, осознание
своей принадлежности
1
определенному полу,
1
осознание себя как «Я»;
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9

Предметные результаты
овладение доступными
средствами коммуникации и
общения – вербальными и
невербальными;

умение пользоваться
доступными средствами
коммуникации в практике

экспрессивной и
импрессивной речи для
решения соответствующих
возрасту житейских задач;
социальноэмоциональное участие в
процессе
общения
и
деятельности;

освоение доступных
социальных ролей,
развитие мотивов учебной
деятельности;

развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками;
24.
25.
26.
27.

Выражение жестом несогласия
Игровая ситуация «Кивни головой НЕТ»
Выражение жестом благодарности
Дидактическая игра «Выражаю благодарность»

1
1
1
1

28.

Обращение за помощью с использованием жеста, слова
(фразы)
Обращение за помощью с использованием графического
изображения
Дидактическая игра «Обращаюсь за помощью»
Коммуникативная игра «Помоги мне»
Ситуативные упражнения «Поможем кукле Кате»
Рассматривание иллюстраций «Помогаем маме»
Знакомство с жестовыми символами
Выражение своих желаний с помощью предметного
символа
Выбор определённого предметного символа из ряда
других
Игра «Покажи мне символ»
Ответы на вопросы с предъявлением предметного символа
Коммуникативные игры со звонком
Ответы на вопросы жестом
Игра со звонком «Да-Нет»
Выражение желания жестом
Дидактическая игра «Подбери вопрос к картинке»

1

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

Развитие речи как средства
общения в контексте познания
окружающего мира и личного
опыта ребенка;

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Выражение желания с помощью символа
Выражение желания с помощью мимических проявлений
Дидактическая игра «Я скажу, ты покажи»
Подбор символа-ответа к вопросу
Рассматривание иллюстраций по теме «Семья»
Просмотр видеоматериала «Семья»
Пальчиковая игра «Семья»
Работа с фотографиями «Кто в моей семье живёт»
Составление коллажа «Семья»
Называние членов семьи
Называние букв
Практическое задание «Соотнеси звук и букву»
Упражнение «Найди букву»
Графические действия с использованием элементов букв
(обводка)
Узнавание образов букв среди других букв
Игра «Собери букву»
Упражнение на тактильное восприятие «Буквы»
Игра «Найди спрятанную букву»
Упражнение «Обведи по контуру букву»
Графические действия с использованием элементов букв
(штриховка)
Упражнение на составление слогов из букв разрезной
азбуки
Чтение и повторение за педагогом серии слогов с общим
согласным
Чтение и повторение за педагогом серии слогов с общим
гласным
Практическое задание «Цепочка слогов»
Чтение цепочки слогов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11

5 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Тема
Игровые упражнения на установление положительного
взаимодействия
Упражнение «Отзовись на своё имя»
Приветствие собеседника жестом, словом, фразой
Упражнение «Учимся здороваться»
Прощание с собеседником жестом, словом, фразой
Упражнение «Когда мы говорим – до свидания?»
Употребление слов для обращения к педагогу
Практическое задание «Как зовут твоих педагогов?»
Практическое задание «Как зовут твоих
одноклассников?»
Упражнения на обращение с просьбой о помощи,
выражая его жестом, словом, фразой.
Практическое упражнение «Попроси одноклассника о
помощи»
Практическое упражнение «Выражение
благодарности»
Выражение согласия жестом, словом, фразой.
Выражение несогласия жестом, словом, фразой.
Коммуникативная игра со звонком «Да-нет»
Выражение просьбы жестом, словом, фразой
Упражнение «Дай, пожалуйста, игрушку»
Понимание и употребление вежливых слов
Практическое упражнение «Скажи вежливо»
Речевые и неречевые звуки
Называние отдельных звуковых комплексов
Называние букв
Упражнение «Найди букву»

Кол-во
часов
1

Личностные результаты

Предметные результаты
овладение доступными
средствами коммуникации и
общения – вербальными и
невербальными;

1
1
1
1
1
1
1
1

умение пользоваться
доступными средствами
коммуникации в практике

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12

социальноэмоциональное участие в
процессе
общения
и
деятельности;

освоение доступных
социальных ролей,
развитие мотивов учебной
деятельности;

экспрессивной и
импрессивной речи для
решения соответствующих
возрасту житейских задач;

развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками;
Графические действия с использованием элементов
букв (обводка)
Узнавание образов букв среди других букв
Игра «Собери букву»
Игра «Найди спрятанную букву»
Упражнение «Обведи по контуру букву»
Графические действия с использованием элементов
букв (штриховка)

1

30.

Упражнение на составление слогов из букв разрезной
азбуки

1

31.
32.
33.
34.

Практическое задание «Цепочка слогов»
Чтение цепочки слогов
Составление односложных слов
Упражнение «Подбери картинку к слову»

1
1
1
1

24.
25.
26.
27.
28.
29.

1
1
1
1
1

Развитие речи как средства
общения в контексте познания
окружающего мира и личного
опыта ребенка;

7 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.

Тема
Игровые упражнения на установление положительного
взаимодействия
Упражнение «Отзовись на своё имя»
Приветствие собеседника жестом, словом, фразой
Упражнение «Учимся здороваться»
Прощание с собеседником жестом, словом, фразой

Кол-во Личностные результаты
часов
1
Основы персональной
идентичности, осознание
своей принадлежности
1
определенному полу,
1
осознание себя как «Я»;
1
1
13

Предметные результаты
овладение доступными
средствами коммуникации и
общения – вербальными и
невербальными;

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Упражнение «Когда мы говорим – до свидания?»
Употребление слов для обращения к педагогу
Практическое задание «Как зовут твоих педагогов?»
Практическое задание «Как зовут твоих
одноклассников?»
Упражнения на обращение с просьбой о помощи,
выражая его жестом, словом, фразой.
Практическое упражнение «Попроси одноклассника о
помощи»
Практическое упражнение «Выражение
благодарности»
Выражение согласия жестом, словом, фразой.
Выражение несогласия жестом, словом, фразой.
Коммуникативная игра со звонком «Да-нет»
Выражение просьбы жестом, словом, фразой
Упражнение «Дай, пожалуйста, игрушку»
Понимание и употребление вежливых слов
Практическое упражнение «Скажи вежливо»
Речевые и неречевые звуки
Называние отдельных звуковых комплексов
Называние букв

1
1
1
1

умение пользоваться
доступными средствами
коммуникации в практике

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

социальноэмоциональное участие в
процессе
общения
и
деятельности;

освоение доступных
социальных ролей,
развитие мотивов учебной
деятельности;

развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками;

14

экспрессивной и
импрессивной речи для
решения соответствующих
возрасту житейских задач;

Упражнение «Найди букву»
Графические действия с использованием элементов
букв (обводка)
Узнавание образов букв среди других букв
Игра «Собери букву»
Игра «Найди спрятанную букву»
Упражнение «Обведи по контуру букву»
Графические действия с использованием элементов
букв (штриховка)

1
1

30.

Упражнение на составление слогов из букв разрезной
азбуки

1

31.
32.
33.
34.

Практическое задание «Цепочка слогов»
Чтение цепочки слогов
Составление односложных слов
Упражнение «Подбери картинку к слову»

1
1
1
1

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

1
1
1
1
1

Развитие речи как средства
общения в контексте познания
окружающего мира и личного
опыта ребенка;

9 класс
№
1.
2.

Тема
Игровые упражнения на установление положительного
взаимодействия
Упражнение «Отзовись на своё имя»

Кол-во Личностные результаты
часов
1
Основы персональной
идентичности, осознание
своей принадлежности
1
15

Предметные результаты
овладение доступными
средствами коммуникации и
общения – вербальными и

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Приветствие собеседника жестом, словом, фразой
Упражнение «Учимся здороваться»
Прощание с собеседником жестом, словом, фразой
Упражнение «Когда мы говорим – до свидания?»
Употребление слов для обращения к педагогу
Практическое задание «Как зовут твоих педагогов?»
Упражнения на активное употребление слов, фраз для
обращения к сверстнику/однокласснику
Практическое задание «Как зовут твоих одноклассников?»
Упражнения на обращение с просьбой о помощи, выражая
его жестом, словом, фразой.
Практическое упражнение «Попроси одноклассника о
помощи»
Упражнение на выражение благодарности с помощью
жеста, слова, фразы
Практическое упражнение «Выражение благодарности»
Выражение согласия жестом, словом, фразой.
Выражение несогласия жестом, словом, фразой.
Коммуникативная игра со звонком «Да-нет»
Выражение просьбы жестом, словом, фразой
Упражнение «Дай, пожалуйста, игрушку»
Выражение желания жестом, словом, фразой
Упражнение на выражение желания «Я хочу…»
Понимание и употребление вежливых слов
Практическое упражнение «Скажи вежливо»
Речевые и неречевые звуки
Называние отдельных звуковых комплексов
Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией
Речевые упражнения
Упражнение «Подбери картинку»
Называние букв
Упражнение «Найди букву»
Графические действия с использованием элементов букв
(обводка)

1
1
1
1
1
1
1
1
1

определенному полу,
осознание себя как «Я»;

социальноэмоциональное участие в
процессе
общения
и
деятельности;

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

освоение доступных
социальных ролей,
развитие мотивов учебной
деятельности;

развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками;

невербальными;

умение пользоваться
доступными средствами
коммуникации в практике

экспрессивной и
импрессивной речи для
решения соответствующих
возрасту житейских задач;

32.
33.
34.

Игра «Собери букву»
Упражнение на тактильное восприятие «Буквы»
Игра «Найди спрятанную букву»

1
1
1

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».