Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат») ОДОБРЕНА МО школы пр.№ 1 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» от 01.09.2023 г. № 51 Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 «Альтернативная коммуникация» 1 доп. - 9 классы Разработана: Кашина Ю.М., учителем начальных классов 2023 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития. У обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или её замены, в случае их отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребёнку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач. В соответствии с учебным планом рабочая программа по «Альтернативная коммуникация» - в 1 доп. рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов (2 часа в неделю); - в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов (1 час в неделю); - в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа (1 час в неделю); - в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа (1 час в неделю); Цель - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения; II. Планируемые результаты Личностные результаты: - основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»; - социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности; - освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; 2 Предметные результаты: - развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка; - овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными; - умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач; - глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова; III. Содержание обучения Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация » представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо» 1 доп. класс Раздел № 1. 2. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Коммуникация Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Итого: 3 класс Коммуникация Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Чтение и письмо Итого: 5 класс Коммуникация Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Чтение и письмо Итого: 7 класс Коммуникация Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Чтение и письмо Итого: Кол-во часов 47 19 66 10 43 15 68 11 8 15 34 11 8 15 34 9 класс 1. 2. Коммуникация Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации 3 12 11 3. Чтение и письмо 11 Итого: 34 II. Система оценки знаний Для организации и аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимс я СИПР, взаимодействие следующих компонентов: - что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода; - что из полученных знаний и умений он применяет на практике; - насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Оценка предметных результатов Оценивание предметных результатов обучения осуществляется с применением бальной системы оценивания: 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Оценка личностных результатов 0-баллов – нет фиксируемой динамики; 1-балл – минимальная динамика; 2-балла –удовлетворительная динамика; 3-балла – значительная динамика Личностные результаты оценивают родители (законные представители), классный руководитель и воспитатель. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. 4 III. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Тематическое планирование 1 доп. класс Тема Игровые упражнения на установление положительного взаимодействия Адекватная реакция на обращённую речи и прикосновение Стимуляция понимания речевых сигналов Моё имя. Реагирование на собственное имя Игровые ситуации, стимулирующие сосредоточению на глазах и губах говорящего Игра «Посмотри на меня» Знакомство с жестом «Я» Различение понятий «Я-ты» Игра с платком «Прятки» Поиск взглядом заданного предмета Игровые ситуации, стимулирующие к сосредоточению на мимике говорящего Приветствие собеседника жестом/ словом Мимическое упражнение «Приветствуем улыбкой» Прощание с собеседником жестом/ словом Мимическое упражнение «Улыбнись при прощании» Практическое упражнение «Приветствиепрощание» Игровые ситуации, стимулирующие к сосредоточению на жестах говорящего Привлечение внимания с помощью жестов Кол-во Личностные результаты часов 1 Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности 1 определенному полу, осознание себя как «Я»; 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Предметные результаты овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными; умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач; Жест приветствия Жест прощания Игровое упражнение «Здравствуйте - до свидания» 22. Выражение жестом согласия 23. Игровая ситуация «Кивни головой ДА» 19. 20. 21. 1 1 1 1 1 Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка; 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Выражение жестом несогласия Игровая ситуация «Кивни головой НЕТ» Выражение жестом благодарности Дидактическая игра «Выражаю благодарность» Обращение за помощью с использованием жеста, слова (фразы) Обращение за помощью с использованием графического изображения Дидактическая игра «Обращаюсь за помощью» Коммуникативная игра «Помоги мне» Ситуативные упражнения «Поможем кукле Кате» Рассматривание иллюстраций «Помогаем маме» Знакомство с жестовыми символами Выражение своих желаний с помощью предметного символа 1 1 1 1 1 социальноэмоциональное участие в процессе общения и деятельности; 1 освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности; 1 1 1 1 1 1 6 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. Выбор определённого предметного символа из ряда других Игра «Покажи мне символ» Ответы на вопросы с предъявлением предметного символа Коммуникативные игры со звонком Ответы на вопросы жестом Игра со звонком «Да-Нет» Выражение желания жестом Дидактическая игра «Подбери вопрос к картинке» Выражение желания с помощью символа Выражение желания с помощью мимических проявлений Дидактическая игра «Я скажу, ты покажи» Подбор символа-ответа к вопросу Рассматривание иллюстраций по теме «Семья» Просмотр видеоматериала «Семья» Пальчиковая игра «Семья» Работа с фотографиями «Кто в моей семье живёт» Составление коллажа «Семья» Узнавание членов семьи «Мама» Работа с фотографией «Где мама?» Узнавание членов семьи «Папа» Работа с фотографией «Где папа?» Узнавание членов семьи «Брат/сестра» Работа с фотографией «Где брат/сестра?» Узнавание членов семьи «Бабушка» Работа с фотографией «Где бабушка?» Узнавание членов семьи «Дедушка» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; Работа с фотографией «Где дедушка?» Рассматривание иллюстраций по теме «Мой класс» 64. Просмотр презентации «Мои одноклассники» 65. Пальчиковая игра «Школа» 66. Рассматривание фотографий «Одноклассники» 62. 63. 1 1 1 1 1 8 3 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Тема Игровые упражнения на установление положительного взаимодействия Адекватная реакция на обращённую речи и прикосновение Стимуляция понимания речевых сигналов Моё имя. Реагирование на собственное имя Игровые ситуации, стимулирующие сосредоточению на глазах и губах говорящего Игра «Посмотри на меня» Знакомство с жестом «Я» Различение понятий «Я-ты» Игра с платком «Прятки» Поиск взглядом заданного предмета Игровые ситуации, стимулирующие к сосредоточению на мимике говорящего Приветствие собеседника жестом/ словом Мимическое упражнение «Приветствуем улыбкой» Прощание с собеседником жестом/ словом Мимическое упражнение «Улыбнись при прощании» Практическое упражнение «Приветствие-прощание» Игровые ситуации, стимулирующие к сосредоточению на жестах говорящего Привлечение внимания с помощью жестов Жест приветствия Жест прощания Игровое упражнение «Здравствуйте - до свидания» Выражение жестом согласия Игровая ситуация «Кивни головой ДА» Кол-во Личностные результаты часов 1 Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности 1 определенному полу, 1 осознание себя как «Я»; 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 Предметные результаты овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными; умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач; социальноэмоциональное участие в процессе общения и деятельности; освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; 24. 25. 26. 27. Выражение жестом несогласия Игровая ситуация «Кивни головой НЕТ» Выражение жестом благодарности Дидактическая игра «Выражаю благодарность» 1 1 1 1 28. Обращение за помощью с использованием жеста, слова (фразы) Обращение за помощью с использованием графического изображения Дидактическая игра «Обращаюсь за помощью» Коммуникативная игра «Помоги мне» Ситуативные упражнения «Поможем кукле Кате» Рассматривание иллюстраций «Помогаем маме» Знакомство с жестовыми символами Выражение своих желаний с помощью предметного символа Выбор определённого предметного символа из ряда других Игра «Покажи мне символ» Ответы на вопросы с предъявлением предметного символа Коммуникативные игры со звонком Ответы на вопросы жестом Игра со звонком «Да-Нет» Выражение желания жестом Дидактическая игра «Подбери вопрос к картинке» 1 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка; 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Выражение желания с помощью символа Выражение желания с помощью мимических проявлений Дидактическая игра «Я скажу, ты покажи» Подбор символа-ответа к вопросу Рассматривание иллюстраций по теме «Семья» Просмотр видеоматериала «Семья» Пальчиковая игра «Семья» Работа с фотографиями «Кто в моей семье живёт» Составление коллажа «Семья» Называние членов семьи Называние букв Практическое задание «Соотнеси звук и букву» Упражнение «Найди букву» Графические действия с использованием элементов букв (обводка) Узнавание образов букв среди других букв Игра «Собери букву» Упражнение на тактильное восприятие «Буквы» Игра «Найди спрятанную букву» Упражнение «Обведи по контуру букву» Графические действия с использованием элементов букв (штриховка) Упражнение на составление слогов из букв разрезной азбуки Чтение и повторение за педагогом серии слогов с общим согласным Чтение и повторение за педагогом серии слогов с общим гласным Практическое задание «Цепочка слогов» Чтение цепочки слогов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 5 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Тема Игровые упражнения на установление положительного взаимодействия Упражнение «Отзовись на своё имя» Приветствие собеседника жестом, словом, фразой Упражнение «Учимся здороваться» Прощание с собеседником жестом, словом, фразой Упражнение «Когда мы говорим – до свидания?» Употребление слов для обращения к педагогу Практическое задание «Как зовут твоих педагогов?» Практическое задание «Как зовут твоих одноклассников?» Упражнения на обращение с просьбой о помощи, выражая его жестом, словом, фразой. Практическое упражнение «Попроси одноклассника о помощи» Практическое упражнение «Выражение благодарности» Выражение согласия жестом, словом, фразой. Выражение несогласия жестом, словом, фразой. Коммуникативная игра со звонком «Да-нет» Выражение просьбы жестом, словом, фразой Упражнение «Дай, пожалуйста, игрушку» Понимание и употребление вежливых слов Практическое упражнение «Скажи вежливо» Речевые и неречевые звуки Называние отдельных звуковых комплексов Называние букв Упражнение «Найди букву» Кол-во часов 1 Личностные результаты Предметные результаты овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными; 1 1 1 1 1 1 1 1 умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 социальноэмоциональное участие в процессе общения и деятельности; освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности; экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; Графические действия с использованием элементов букв (обводка) Узнавание образов букв среди других букв Игра «Собери букву» Игра «Найди спрятанную букву» Упражнение «Обведи по контуру букву» Графические действия с использованием элементов букв (штриховка) 1 30. Упражнение на составление слогов из букв разрезной азбуки 1 31. 32. 33. 34. Практическое задание «Цепочка слогов» Чтение цепочки слогов Составление односложных слов Упражнение «Подбери картинку к слову» 1 1 1 1 24. 25. 26. 27. 28. 29. 1 1 1 1 1 Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка; 7 класс № 1. 2. 3. 4. 5. Тема Игровые упражнения на установление положительного взаимодействия Упражнение «Отзовись на своё имя» Приветствие собеседника жестом, словом, фразой Упражнение «Учимся здороваться» Прощание с собеседником жестом, словом, фразой Кол-во Личностные результаты часов 1 Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности 1 определенному полу, 1 осознание себя как «Я»; 1 1 13 Предметные результаты овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными; 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Упражнение «Когда мы говорим – до свидания?» Употребление слов для обращения к педагогу Практическое задание «Как зовут твоих педагогов?» Практическое задание «Как зовут твоих одноклассников?» Упражнения на обращение с просьбой о помощи, выражая его жестом, словом, фразой. Практическое упражнение «Попроси одноклассника о помощи» Практическое упражнение «Выражение благодарности» Выражение согласия жестом, словом, фразой. Выражение несогласия жестом, словом, фразой. Коммуникативная игра со звонком «Да-нет» Выражение просьбы жестом, словом, фразой Упражнение «Дай, пожалуйста, игрушку» Понимание и употребление вежливых слов Практическое упражнение «Скажи вежливо» Речевые и неречевые звуки Называние отдельных звуковых комплексов Называние букв 1 1 1 1 умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 социальноэмоциональное участие в процессе общения и деятельности; освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; 14 экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач; Упражнение «Найди букву» Графические действия с использованием элементов букв (обводка) Узнавание образов букв среди других букв Игра «Собери букву» Игра «Найди спрятанную букву» Упражнение «Обведи по контуру букву» Графические действия с использованием элементов букв (штриховка) 1 1 30. Упражнение на составление слогов из букв разрезной азбуки 1 31. 32. 33. 34. Практическое задание «Цепочка слогов» Чтение цепочки слогов Составление односложных слов Упражнение «Подбери картинку к слову» 1 1 1 1 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 1 1 1 1 1 Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка; 9 класс № 1. 2. Тема Игровые упражнения на установление положительного взаимодействия Упражнение «Отзовись на своё имя» Кол-во Личностные результаты часов 1 Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности 1 15 Предметные результаты овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Приветствие собеседника жестом, словом, фразой Упражнение «Учимся здороваться» Прощание с собеседником жестом, словом, фразой Упражнение «Когда мы говорим – до свидания?» Употребление слов для обращения к педагогу Практическое задание «Как зовут твоих педагогов?» Упражнения на активное употребление слов, фраз для обращения к сверстнику/однокласснику Практическое задание «Как зовут твоих одноклассников?» Упражнения на обращение с просьбой о помощи, выражая его жестом, словом, фразой. Практическое упражнение «Попроси одноклассника о помощи» Упражнение на выражение благодарности с помощью жеста, слова, фразы Практическое упражнение «Выражение благодарности» Выражение согласия жестом, словом, фразой. Выражение несогласия жестом, словом, фразой. Коммуникативная игра со звонком «Да-нет» Выражение просьбы жестом, словом, фразой Упражнение «Дай, пожалуйста, игрушку» Выражение желания жестом, словом, фразой Упражнение на выражение желания «Я хочу…» Понимание и употребление вежливых слов Практическое упражнение «Скажи вежливо» Речевые и неречевые звуки Называние отдельных звуковых комплексов Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией Речевые упражнения Упражнение «Подбери картинку» Называние букв Упражнение «Найди букву» Графические действия с использованием элементов букв (обводка) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 определенному полу, осознание себя как «Я»; социальноэмоциональное участие в процессе общения и деятельности; 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; невербальными; умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач; 32. 33. 34. Игра «Собери букву» Упражнение на тактильное восприятие «Буквы» Игра «Найди спрятанную букву» 1 1 1 17