Рабочая программа, НОДА, Математика, 4 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с УО.
вариант 1

«Математика»
4 класс

2023 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………...…..3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………12
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………….……………14

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022

г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов
в год (4 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения – подготовка обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения:
 формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач; развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

3

 коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
 формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 4 классе
определяет следующие задачи:
 формирование знаний о нумерации чисел первой сотни;
 формирование умения выполнять устно и письменно арифметические
действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи,
умение действовать в соответствии с алгоритмом;
 формирование знаний о геометрических фигурах, формирование умения называть их части, строить фигуры с помощью инструментов;
 формирование умения применять первоначальные математические
знания для решения учебно-познавательных и практических задач.
Планируемые результаты освоения содержания программы
по учебному предмету «Математика» в 4 классе
Личностные результаты:
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
 проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики и при выполнении домашнего задания;
- начальные умения производить самооценку выполненной практиче-

4

ской деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений, и при необходимости осуществлять необходимые исправления неверно выполненного задания;
 элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми
жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных жизненных задач.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец 4 класса
Минимальный уровень:
 знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
 знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
 понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части);
 знать таблицу умножения однозначных чисел до 6; понимать связь
таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
 знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
 знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и
их соотношения;
 различать числа, полученные при счете и измерении, записывать
числа, полученные при измерении двумя мерами;
 пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;

5

 определять время по часам хотя бы одним способом; решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
 решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью
учителя);
 различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
 узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых,
кривых линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания;
 знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге
(с помощью учителя);
 различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
 знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать,
присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2,
5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые
числа в пределах 100;
 знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
 понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два
вида деления на уровне практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида деления;
 знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
 понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами
умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и
частного;

6

 знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
 выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
 знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и
их соотношения;
 различать числа, полученные при счете и измерении, записывать
числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков
в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
 знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
 определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
 кратко записывать, моделировать содержание, решать составные
арифметические задачи в два действия;
 различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
 узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух
прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
 знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
 чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

7

Система оценки
достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения образовательной программы
по учебному предмету «Математика» в 4 классе
При оценке результатов освоения образовательной программы учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Обучающемуся с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более лёгкие
варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять
дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.).
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4-х классов образовательной организации по всем учебным предметам, за исключением коррекционного
блока, осуществляется по трёхбалльной системе по каждому предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
8

Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при
освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по
учебным предметам образовательного цикла принимается во внимание:
 правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех
предметов.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности
(оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам
или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении
учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает
ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых
предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос)
недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи
учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.

9

Достижения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «математика» оцениваются по
результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми
ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие
неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение
правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе
списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических
действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности
расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний,
которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
10

Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Оценка «2» не ставится.

11

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение математике носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях.
Программа обучения в 4 классе направлена на изучение нумерации
чисел в пределах 100: раскрывается понятие разряда, обучающиеся знакомятся со сложением и вычитанием двузначных чисел, приемами устных и
письменных вычислений. Завершается изучение табличного умножения и
деления, ознакомление с вне табличным умножением и делением. Продолжается изучение величин и единиц их измерения. Обучающиеся продолжают изучать единицы измерения длины, стоимости, массы, времени, соотношение единиц измерения.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения: изложение
знаний, беседа, самостоятельная работа. В зависимости от источника знаний
используются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы
(наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические
методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, аппликация, моделирование, нахождение значений числовых выражений и т. д).
Содержание разделов
№

Название раздела

п/п
1.

Кол-во

Контрольные

часов

работы

26

2

15

1

Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. Умножение числа 2, деление на 2

2.

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

12

3.

Умножение и деление чисел в пределах 100

4.

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления)

63

2

21

1

5.

Умножение и деление с числами 0, 10

7

6.

Повторение

4
Итого

136

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема предмета

Кол-во
часов

I.

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Программное содержание
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. Умножение числа 2, деление на 2 – 26 часов
1

Устная и письменная нумерация в
пределах 100
Таблица разрядов
(сотни, десятки,
единицы)

1

Знание числового ряда в пределах
100, места каждого числа в числовом
ряду. Получение следующего, предыдущего числа
Знание ряда круглых десятков в пределах 100
Сравнение круглых десятков
Знание разрядов, их места в записи
числа
Знание состава двузначных чисел из
десятков и единиц
Представление числа в виде суммы
разрядных слагаемых

Знают числовой ряд 1—100
в прямом порядке; умеют
откладывать, используя
счетный материал, любые
числа в пределах 100
Знают состав двузначных
чисел из десятков и единиц
и умеют представлять
числа в виде суммы разрядных слагаемых

2-3

Сложение и вычитание в пределах
100 без перехода
через разряд

2

Сравнение чисел в пределах 100
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
на основе присчитывания, отсчитывания по 10 (40 + 10; 40 – 10), по 1
(42 + 1; 1 + 42; 43 – 1); разрядного состава чисел (40 + 3; 3 + 40; 43 – 3; 43

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений, с

Знают числовой ряд 1—100
в прямом и обратном порядке, умеют считать, присчитывая, отсчитывая по
единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в
пределах 100; умеют откладывать, используя счетный
материал, любые числа в
пределах 100
Знают состав двузначных
чисел из десятков и единиц
и умеют представлять
числа в виде суммы разрядных слагаемых
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений, с
14

– 40), с использованием переместительного свойства сложения
Сложение и вычитание в пределах 20
с переходом через
разряд

2

6

Проверочная работа

1

7

Меры стоимости:
рубль, копейка.
Соотношение 1р. =
100к.

1

4-5

использованием переместительного свойства сложения
Используют таблицу сложения на основе состава
двузначных чисел (11-18)
из двух однозначных чисел
с переходом через десяток,
пользуются ею при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
(с помощью учителя)

использованием переместительного свойства сложения
Знают таблицу сложения на
основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом
через десяток
Используют её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд, с помощью счётного материала
Закрепление знаний о соотношении:
Знают соотношение: 1 р. =
1 р. = 100 к.
100 к.
Присчитывание, отсчитывание по 10 Присчитывают, отсчитыр. (10 к.) в пределах 100 р. (100 к.).
вают по 10 р. (10 к.) в преРазмен монет достоинством 50 к., 1
делах 100 р. (100 к.)
р. монетами по 10 к., разменивать мо- Разменивают монеты достонеты более мелкого достоинства (10
инством 50 к., 1 р. монек.) монетой более крупного достоин- тами по 10 к., разменивать
ства
монеты более мелкого достоинства (10 к.) монетой

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд самостоятельно
Знают соотношение: 1 р. =
100 к.
Присчитывают, отсчитывают по 10 р. (10 к.) в пределах 100 р. (100 к.)
Разменивают монеты достоинством 50 к., 1 р. монетами по 10 к., разменивать
монеты более мелкого достоинства (10 к.) монетой

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд
Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2
арифметических действия (сложение,
вычитание)
Решение простых, составных задач в
2 арифметических действия (сложение, вычитание)
Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи
Самостоятельное выполнение сложения и вычитания чисел в пределах
100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд

15

8

Мера длины – миллиметр
Меры длины: м,
дм, см
Построение отрезков

1

9

Сложение и вычитание в пределах
100 без перехода
через разряд типа
30+40, 80-60

1

10

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд

1

более крупного достоинства (с помощью учителя)
Знакомство с мерой длины – миллиРазличают меры длины:
метром. Запись: 1 мм
метр, дециметр, сантиметр,
Знакомство с соотношением: 1 см =
миллиметр
10 мм
Знают соотношение единиц
Измерение длины предметов с помо- измерения: 1 см = 10 мм
щью линейки с выражением резульСравнивают числа, полутатов измерений в сантиметрах и
ченные при измерении вемиллиметрах (12 см 5 мм)
личин двумя мерами (с поИзмерение длины отрезка в миллимощью учителя)
метрах, в сантиметрах и миллиметрах Строят отрезок заданной
Построение отрезка заданной длины длины в сантиметрах
(в миллиметрах, в сантиметрах и
миллиметрах)
Сложение и вычитание чисел в преВыполняют сложение и выделах 100 без перехода через разряд
читание чисел в пределах
приемами устных вычислений, с за100 (полученных при счете
писью примеров в строчку: сложение и при измерении величин
и вычитание круглых десятков
одной мерой) без перехода
Понимание взаимосвязи сложения и
через разряд на основе привычитания
емов устных вычислений, с
Решение примеров на сложение и вы- использованием переместичитание в пределах 100 без перехода тельного свойства сложечерез разряд типа 30+40, 80-60
ния (с помощью счетного
материала)
Сложение и вычитание чисел в преВыполняют сложение и выделах 100 без перехода через разряд
читание чисел в пределах
приемами устных вычислений, с за100 (полученных при счете
писью примеров в строчку:
и при измерении величин
сложение и вычитание двузначного и одной мерой) без перехода
однозначного чисел.

более крупного достоинства
Различают меры длины:
метр, дециметр, сантиметр,
миллиметр
Знают соотношение единиц
измерения: 1 см = 10 мм
Сравнивают числа, полученные при измерении величин двумя мерами
Строят отрезок заданной
длины (в миллиметрах, в
сантиметрах и миллиметрах)
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием переместительного свойства сложения
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода

16

11

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд

1

12

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд

1

Проверка вычитания обратным действием – сложением.
Увеличение, уменьшение на несколько единиц чисел в пределах
100, с записью выполненных операций в виде числового выражения
(примера)
Решение примеров в пределах 100
без перехода через разряд типа 45+2,
2+45, 45-2
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку:
сложение и вычитание двузначных
чисел и круглых десятков
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 5 в
пределах 100
Решение примеров в пределах 100
без перехода через разряд типа
53+20, 53-20
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку:
сложение и вычитание двузначных
чисел
Увеличение, уменьшение на несколько единиц чисел в пределах
100, с записью выполненных операций в виде числового выражения

через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием переместительного свойства сложения (с помощью счетного
материала)

через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием переместительного свойства сложения

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием переместительного свойства сложения (с помощью счетного
материала)

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием переместительного свойства сложения

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием перемести-

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием переместительного свойства сложения

17

(примера) Решение примеров в пределах 100 без перехода через разряд
типа 35+22, 56-24
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку:
получение в сумме круглых десятков
и числа100
Решение примеров в пределах 100
без перехода через разряд типа 38+2,
98+2, 37+23

1314

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд

2

1516

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку:
вычитание однозначных, двузначных
чисел из круглых десятков и числа
100 Решение примеров в пределах
100 без перехода через разряд типа
40-23, 100-2, 100-23

17

Контрольная работа

1

Самостоятельно выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием переместительного
свойства сложения

тельного свойства сложения (с помощью счетного
материала)
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием переместительного свойства сложения (с помощью счетного
материала)
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием переместительного свойства сложения (с помощью счетного
материала)
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 без перехода через разряд с помощью счётного
материала, с использованием переместительного
свойства сложения

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием переместительного свойства сложения
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием переместительного свойства сложения
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с использованием переместительного свойства сложения

18

18

Работа над ошибками
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд

1

19

Меры времени

1

20

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
Замкнутые, незамкнутые кривые
линии

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и
при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на основе
приемов устных вычислений, с использованием переместительного
свойства сложения

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием переместительного свойства сложения (с помощью счетного
материала)
Закрепление знаний о соотношении
Различают единицы измемер времени, последовательности ме- рения времени, их соотносяцев, количество суток в каждом ме- шение
сяце
Называют месяцы, опредеОпределение времени по часам с точ- ляют их последовательностью до 1 минуты двумя спосоность и количество суток в
бами
каждом месяце с помощью
календаря (с помощью учителя)
Решение примеров в пределах 100
Выполняют сложение и выбез перехода через разряд
читание чисел в пределах
Знакомство с понятиями замкнутые,
100 (полученных при счете
незамкнутые кривые линии
и при измерении величин
Моделирование замкнутых, незаодной мерой) без перехода
мкнутых кривых линий
через разряд на основе приемов устных вычислений
Различают замкнутые, незамкнутые кривые

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений, с
использованием переместительного свойства сложения
Различают единицы измерения времени, их соотношение
Называют месяцы, определяют их последовательность и количество суток в
каждом месяце с помощью
календаря
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете
и при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений
Различают, используют в
речи понятия: замкнутые,
незамкнутые кривые линии

19

21

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
Окружность, дуга

1

Решение примеров в пределах 100
без перехода через разряд
Различение замкнутых и незамкнутых кривых линии: окружность, дуга
Построение окружности с данным
радиусом
Построение окружностей с радиусами, равными по длине, разными по
длине.
Построение дуги с помощью циркуля

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100
Различают понятия: окружность, дуга
Строят окружность с данным радиусом
Строят дугу с помощью
циркуля

22

Умножение чисел

1

Умножение как сложение одинаковых чисел (слагаемых)
Замена сложения умножением; замена умножения сложением (в пределах 20)
Простые арифметические задачи на
нахождение произведения, раскрывающие смысл арифметического действия умножения; выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи
Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение, вычитание,
умножение)
Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи

Заменяют сложение умно-

жением; заменяют умножение сложением (в пределах
20)
Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, составные задачи в 2 арифметических действия (сложение,
вычитание, умножение) с
помощью учителя

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100
Различают, используют в
речи понятия: окружность,
дуга
Строят окружность с данным радиусом, с радиусами, равными по длине,
разными по длине
Строят дугу с помощью
циркуля
Заменяют сложение умножением; заменяют умножение сложением (в пределах
20)
Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, составные задачи в 2 арифметических действия (сложение,
вычитание, умножение)

20

23

Таблица умножения числа 2

1

24

Деление чисел

1

Таблица умножения числа 2, ее воспроизведение на основе знания закономерностей построения
Выполнение табличных случаев
умножения числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 2
Умножение чисел, полученных при
измерении величин одной мерой
Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание,
умножение)
Моделирование действия деления (на
равные части) в предметно-практической деятельности с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера)
Деление предметных совокупностей
на 2, 3, 4 равные части (в пределах
20)
Простые арифметические задачи на
нахождение частного, раскрывающие
смысл арифметического действия деления (на равные части); выполнение
решения задач на основе действий с
предметными совокупностями

Знают таблицы умножения
числа 2 и выполняют табличные случаи умножения
числа 2 с проверкой правильности вычислений по
таблице умножения числа 2
Выполняют действия в числовых выражениях без скобок в два арифметических
действия (с помощью учителя)

Знают таблицы умножения
числа 2 и выполняют табличные случаи умножения
числа 2 с проверкой правильности вычислений по
таблице умножения числа 2
Выполняют действия в числовых выражениях без скобок в два арифметических
действия

Делят предметные совокупности на равные части
Решают простые арифметические задачи на нахождение частного (с помощью
учителя)

Делят предметные совокупности на равные части
Решают простые арифметические задачи на нахождение частного

21

2526

Деление на 2

2

Таблица деления на 2, ее воспроизведение на основе знания закономерностей построения
Числа четные и нечетные
Выполнение табличных случаев деления на 2 с проверкой правильности
вычислений по таблице деления на 2
Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание,
деление).
Понимание взаимосвязи таблиц
умножения числа 2 и деления на 2
Простые арифметические задачи на
нахождение частного, раскрывающие
смысл арифметического действия деления (по содержанию); выполнение
решения задач на основе действий с
предметными совокупностями
Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение, вычитание,
деление)

Выполняют табличные случаи деления числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 2
Решают простые арифметические задачи на нахождение частного, составные задачи в два арифметических
действия (сложение, вычитание, деление) с помощью
учителя

Выполняют табличные случаи деления числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 2
Решают простые арифметические задачи на нахождение частного, составные задачи в два арифметических
действия (сложение, вычитание, деление)

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд – 15 часов
2729

Сложение двузначного числа с однозначным

3

Сложение двузначного числа с однозначным числом с переходом через
разряд приемами устных вычислений
(запись примера в строчку).
Нахождение значения числового выражения (решение примера) с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с

Выполняют сложение двузначного числа с однозначным числом с переходом
через разряд на основе приемов устных вычислений (с
помощью учителя)

Выполняют сложение двузначного числа с однозначным числом с переходом
через разряд на основе
приемов устных вычислений

22

3033

Сложение двузначных чисел

4

34

Сложение двузначных чисел: все случаи

1

подробной записью решения путем
разложения второго слагаемого на
два числа
Выполнение вычислений на основе
переместительного свойства сложения
Решение примеров типа 18+5, 3+28
Решение составных задач в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление)
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд приемами устных
вычислений (запись примера в
строчку) типа 26+15
Нахождение значения числового выражения (решение примера) с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два
числа
Порядок действий в числовых выражениях без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание,
умножение, деление)
Сложение двузначных чисел с однозначным числом с переходом через
разряд, двузначных чисел с переходом через разряд приёмами устных
вычислений (запись примера в
строчку)

Выполняют сложение двузначных чисел с переходом
через разряд (45 + 16) на основе приемов устных вычислений (с помощью учителя)
Знают порядок действий в
числовых выражениях
(примерах) без скобок в два
арифметических действия
(сложение, вычитание,
умножение, деление) с помощью учителя
Выполняют сложение двузначного числа с однозначным числом, сложение
двузначных чисел с переходом через разряд на основе
приемов устных вычислений (с помощью учителя)

Выполняют сложение двузначных чисел с переходом
через разряд (45 + 16) на основе приемов устных вычислений
Знают порядок действий в
числовых выражениях
(примерах) без скобок в два
арифметических действия
(сложение, вычитание,
умножение, деление)
Выполняют сложение двузначного числа с однозначным числом, сложение
двузначных чисел с переходом через разряд на основе
приемов устных вычислений

23

35

Сложение двузначных чисел: все случаи
Ломаная линия
Угол
Вершина
Отрезок

1

Знакомство с ломаной линией, элементами ломаной линии: отрезки,
вершины, углы
Моделирование ломаной линии
Измерение длины отрезков ломаной,
сравнение их по длине

36

Вычитание однозначного числа из
двузначного числа

1

3738

Вычитание двузначных чисел
Ломаная линия

2

Вычитание однозначного числа из
двузначного числа с переходом через
разряд приемами устных вычислений
(запись примера в строчку) типа 22-3
Нахождение значения числового выражения (решение примера) с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с
подробной записью решения путем
разложения второго слагаемого на
два числа
Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд приемами устных
вычислений (запись примера в
строчку типа 53-21, 53-24)
Нахождение значения числового выражения (решение примера) с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два
числа.
Построение ломаной линии из отрезков заданной длины

Выполняют сложение двузначных чисел
Различают линии: ломаная
линия, отрезки, вершины,
углы ломаной линии
Строят ломаную линию с
помощь линейки (с помощью учителя)
Выполняют вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом
через разряд на основе приемов устных вычислений (с
помощью учителя)

Выполняют сложение двузначных чисел
Различают и используют в
речи слова: ломаная линия,
отрезки, вершины, углы ломаной линии
Строят ломаную линию с
помощь линейки
Выполняют вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом
через разряд на основе приемов устных вычислений

Выполняют вычитание двузначного числа из двузначного числа с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с
помощью учителя)
Строят ломаную линию

Выполняют вычитание двузначного числа из двузначного числа с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений
Строят ломаную линию из
отрезков заданной длины
самостоятельно

24

39

Контрольная работа

1

Самостоятельное выполнение сложения и вычитания двузначных чисел с
переходом через разряд на основе
приемов устных вычислений

40

Работа над ошибками
Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд
на основе приемов
устных вычислений
Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд
на основе приемов
устных вычислений
Замкнутые, незамкнутые ломаные
линии
Многоугольник

1

Формирование умения исправлять
ошибки
Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений

1

Замкнутые, незамкнутые ломаные
линии: распознавание, называние
Моделирование замкнутых, незамкнутых ломаных
Получение замкнутой ломаной линии
из незамкнутой ломаной (на основе
моделирования, построения)
Получение незамкнутой ломаной линии из замкнутой ломаной (на основе
моделирования)
Граница многоугольника – замкнутая
ломаная линия

41

Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом
через разряд на основе приемов устных вычислений (с
помощью счётного материала)
Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом
через разряд на основе приемов устных вычислений (с
помощью счётного материала)

Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом
через разряд на основе приемов устных вычислений

Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом
через разряд
Различают и называют замкнутые, незамкнутые ломаные линии
Моделируют, строят замкнутые, незамкнутые ломаные линии

Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом
через разряд
Различают и называют замкнутые, незамкнутые ломаные линии
Моделируют, строят замкнутые, незамкнутые ломаные линии самостоятельно

Выполняют сложение и вычитание чисел с переходом
через разряд на основе приемов устных вычислений

Умножение и деление чисел в пределах 100 – 63 часа
4244

Таблица умножения числа 3

3

Табличное умножение числа 3 в пределах 20
Табличные случаи умножения числа
3 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения)

Пользуются таблицей
умножения числа 3
Применяют переместительное свойство умножения (с
помощью учителя)

Знают таблицу умножения
числа 3
Проверять правильность
вычислений по таблице
умножения числа 3

25

4547

Деление на 3
Деление на 3 равные части

3

4850

Таблица умножения числа 4

3

Составление, воспроизведение таблицы умножения числа 3
Выполнение табличных случаев
умножения числа 3 с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 3
Знакомство с переместительным
свойством умножения
Деление предметных совокупностей
на 3 равные части (в пределах 20,
100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера)
Составление таблицы деления на 3 на
основе знания взаимосвязи умножения и деления
Выполнение табличных случаев деления на 3 с проверкой правильности
вычислений по таблице деления на 3
Деление по содержанию (по 3)
Дифференциация деления на равные
части и по содержанию
Табличное умножение числа 4 в пределах 20
Табличные случаи умножения числа
4 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения)
Таблица умножения числа 4, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения

Применяют переместительное свойство умножения

Делят предметные совокупности на 3 равные части и
составляют пример
Пользуются таблицей
умножения числа 3
Различают деление на равные части и по содержанию
(с помощью учителя)

Делят предметные совокупности на 3 равные части и
составляют пример
Знают таблицу умножения
и деления числа 3
Различают деление на равные части и по содержанию

Пользуются таблицей
умножения числа 4
Применяют переместительное свойство умножения

Знают таблицу умножения
числа 4
Проверять правильность
вычислений по таблице
умножения числа 4
Применяют переместительное свойство умножения

26

5153

Деление на 4
Деление на 4 равные части

3

54

Деление на 4 равные части
Длина ломаной линии

1

5557

Таблица умножения числа 5

3

Выполнение табличных случаев
умножения числа 4 с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 4
Нахождение произведения на основе
знания переместительного свойства
умножения с использованием таблиц
умножения
Деление предметных совокупностей
на 4 равные части (в пределах 20,
100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера)
Таблица деления на 4, ее составление
с использованием таблицы умножения числа 4, на основе знания взаимосвязи умножения и деления
Выполнение табличных случаев деления на 4 с проверкой правильности
вычислений по таблице деления на 4
Деление по содержанию (по 4)
Вычисление длины ломаной линии
Построение отрезка, равного длине
ломаной (с помощью циркуля)

Табличное умножение числа 5 в пределах 20

Делят предметные совокупности на 4 равные части и
составляют пример
Пользуются таблицей
умножения числа 4
Различают деление на равные части и по содержанию
(с помощью учителя)

Делят предметные совокупности на 4 равные части и
составляют пример
Знают таблицу умножения
и деления числа 4
Различают деление на равные части и по содержанию

Делят предметные совокупности на 4 равные части и
составляют пример
Различают ломаные линии
Строят отрезок, равный
длине ломаной с помощью
циркуля
Пользуются таблицей
умножения числа 5
Применяют переместительное свойство умножения

Делят предметные совокупности на 4 равные части и
составляют пример
Различают ломаные линии
Моделируют, строят отрезок, равный длине ломаной
с помощью циркуля
Знают таблицу умножения
числа 5

27

5860

Деление на 5
Деление на 5 равных частей

3

61

Контрольная работа

1

Табличные случаи умножения числа
5 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения)
Таблица умножения числа 5, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения
Выполнение табличных случаев
умножения числа 5 с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 5
Деление предметных совокупностей
на 5 равных частей (в пределах 20,
100) с отражением выполненных действий в математической записи (составлении примера)
Таблица деления на 5, ее составление
с использованием таблицы умножения числа 5, на основе знания взаимосвязи умножения и деления
Выполнение табличных случаев деления на 5 с проверкой правильности
вычислений по таблице деления на 5
Деление по содержанию (по 5)
Формирование умения выполнять
табличные случаи умножения чисел
2, 3, 4, 5 с проверкой правильности
вычислений по таблице умножения
чисел 2, 3, 4, 5
Закрепление знания переместительного свойства умножения

Проверять правильность
вычислений по таблице
умножения числа 5
Применяют переместительное свойство умножения

Делят предметные совокупности на 5 равные части и
составляют пример
Пользуются таблицей
умножения числа 5
Различают деление на равные части и по содержанию
(с помощью учителя)

Делят предметные совокупности на 5 равные части и
составляют пример
Знают таблицу умножения
и деления числа 5
Различают деление на равные части и по содержанию

Выполняют решение примеров на знание табличных
случаев умножения чисел 2,
3, 4, 5 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения чисел 2, 3,
4, 5

Выполняют решение примеров на знание табличных
случаев умножения чисел 2,
3, 4, 5

28

62

Работа над ошибками
Двойное обозначение времени

1

Формирование умения исправлять
ошибки
Определение частей суток на основе
знания двойного обозначения времени
Определение времени по часам с точностью до 1 часа, получаса

6365

Таблица умножения числа 6

3

Табличное умножение числа 6 в пределах 20
Табличные случаи умножения числа
6 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения)
Таблица умножения числа 6, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения
Выполнение табличных случаев
умножения числа 6 с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 6

Делят предметные совокупности на 2, 3, 4, 5 равных
частей и составляют пример, с помощью
Пользуются таблицей
умножения и деления чисел
2, 3, 4, 5
Различают деление на равные части и по содержанию
(с помощью учителя)
Определяют время по часам
с точностью до 1 минуты,
называть время одним способом
Пользуются таблицей
умножения числа 6
Применяют переместительное свойство умножения

Делят предметные совокупности на 2, 3, 4, 5 равных
частей и составляют пример
Знают таблицу умножения
и деления чисел 2, 3, 4, 5
Различают деление на равные части и по содержанию
Определяют время по часам
с точностью до 1 минуты,
называть время тремя способами
Знают таблицу умножения
числа 6
Проверять правильность
вычислений по таблице
умножения числа 6
Применяют переместительное свойство умножения

29

66

Решение задач на
нахождение стоимости

1

6769

Деление на 6
Деление на 6 равных частей

3

70

Решение задач на
нахождение цены

1

71

Решение задач на
нахождение стоимости, цены
Прямоугольник

1

Знакомство с понятиями цена, количество, стоимость
Выполнение краткой записи в виде
таблицы простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе зависимости между ценой,
количеством, стоимостью

Выполняют решение простых арифметических задач
на нахождение стоимости
на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение
цены, количества (с помощью учителя)
Деление предметных совокупностей
Делят предметные совокупна 6 равных частей (в пределах 20,
ности на 6 равных частей и
100) с отражением выполненных дей- составляют пример
ствий в математической записи (соПользуются таблицей
ставлении примера)
умножения числа 6
Таблица деления на 6, ее составление Различают деление на равна основе знания взаимосвязи умноные части и по содержанию
жения и деления
(с помощью учителя)
Выполнение табличных случаев деления на 6 с проверкой правильности
вычислений по таблице деления на 6
Деление по содержанию (по 6)
Простые арифметические задачи на
Решают простые арифметинахождение цены на основе зависические задачи на нахождемости между ценой, количеством,
ние цены на основе зависистоимостью; краткая запись задачи в мости между ценой, коливиде таблицы, ее решение
чеством, стоимостью (с помощью учителя)
Прямоугольники: прямоугольник,
Различают и называют
квадрат
среди прямоугольников
Название сторон прямоугольника:
квадраты и прямоугольники
противоположные стороны прямоСтроят прямоугольник с
угольника, их свойство
помощью чертежного

Выполняют решение простых арифметических задач
на нахождение стоимости
на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение
цены, количества
Делят предметные совокупности на 6 равных частей и
составляют пример
Знают таблицу умножения
и деления числа 6
Различают деление на равные части и по содержанию

Решают простые арифметические задачи на нахождение цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью
Различают и называют
среди прямоугольников
квадраты и прямоугольники
Строят прямоугольник с
помощью чертежного

30

7273

Таблица умножения числа 7

2

74

Решение задач на
нахождение количества

1

7577

Увеличение числа в
несколько раз
Решение задач на
увеличение числа в
несколько раз

3

Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге
Табличные случаи умножения числа
7 в пределах 100 (на основе переместительного свойства умножения,
взаимосвязи сложения и умножения)
Таблица умножения числа 7, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения
Выполнение табличных случаев
умножения числа 7 с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 7
Составление по краткой записи (в
виде таблицы) и решение простых
арифметических задач на нахождение стоимости, цены на основе зависимости между ценой, количеством,
стоимостью
Увеличение числа в несколько раз в
процессе выполнения предметнопрактической деятельности («больше
в …», «увеличить в …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения)
Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа в
несколько раз (с отношением

угольника на нелинованной
бумаге (с помощью учителя)
Пользуются таблицей
умножения числа 7
Применяют переместительное свойство умножения

угольника на нелинованной
бумаге

Решают простые арифметические задачи на нахождение количества на основе
зависимости между ценой,
количеством, стоимостью
(с помощью учителя)
Выполняют решение простых арифметических задач
на увеличение числа в несколько раз (с отношением
«больше в …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи (с
помощью учителя)

Решают простые арифметические задачи на нахождение количества на основе
зависимости между ценой,
количеством, стоимостью

Знают таблицу умножения
числа 7
Проверять правильность
вычислений по таблице
умножения числа 7
Применяют переместительное свойство умножения

Выполняют решение простых арифметических задач
на увеличение числа в несколько раз (с отношением
«больше в …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи

31

7880

Деление на 7
Деление на 7 равных частей

3

8183

Уменьшение числа
в несколько раз
Решение задач на
уменьшение числа
в несколько раз

3

«больше в …») и способом ее решения
Таблица деления на 7, ее составление
с использованием таблицы умножения числа 7, на основе знания взаимосвязи умножения и деления
Деление предметных совокупностей
на 7 равных частей (в пределах 100) с
отражением выполненных действий в
математической записи (составлении
примера)
Выполнение табличных случаев деления на 7 с проверкой правильности
вычислений по таблице деления на 7
Деление по содержанию (по 7)
Уменьшение числа в несколько раз в
процессе выполнения предметнопрактической деятельности («меньше
в …», «уменьшить в …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения)
Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа в
несколько раз (с отношением
«меньше в …») и способом ее решения

Делят предметные совокупности на 7 равных частей и
составляют пример
Пользуются таблицей
умножения числа 7
Различают деление на равные части и по содержанию
(с помощью учителя)

Делят предметные совокупности на 7 равных частей и
составляют пример
Знают таблицу умножения
и деления числа 7
Различают деление на равные части и по содержанию

Выполняют решение простых арифметических задач
на уменьшение числа в несколько раз (с отношением
«меньше в …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи (с
помощью учителя)

Выполняют решение простых арифметических задач
на уменьшение числа в несколько раз (с отношением
«меньше в …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи

32

84

Решение задач на
нахождение цены,
количества, стоимости

1

Решение простых арифметических
задач на нахождение цены, количества, стоимости на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; краткая запись задачи в виде
таблицы, её решение

85

Решение задач на
уменьшение числа
в несколько раз, на
уменьшение числа
на несколько единиц

1

Решение простых арифметических
задач на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз

86

Решение задач на
нахождение цены,
количества, стоимости
Квадрат

1

Решение простых арифметических
задач на нахождение цены, количества, стоимости на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; краткая запись задачи в виде
таблицы, её решение
Название сторон квадрата: противоположные стороны квадрата, их
свойство, смежные стороны прямоугольника (квадрата)
Построение квадрата с помощью чертежного угольника на нелинованной
бумаге

Решают простые арифметические задачи на нахождение цены, количества, стоимости на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью (с помощью учителя)
Выполняют решение простых арифметических задач
на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания
задачи (с помощью учителя)
Решают простые арифметические задачи на нахождение цены, количества, стоимости на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью (с помощью учителя)
Различают и называют
смежные, противоположные стороны квадрата.
Строят квадрат с помощью
чертежного угольника (на
нелинованной бумаге)

Решают простые арифметические задачи на нахождение цены, количества, стоимости на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью
Выполняют решение простых арифметических задач
на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания
задачи
Решают простые арифметические задачи на нахождение цены, количества, стоимости на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью
Различают и называют
смежные, противоположные стороны квадрата.
Строят квадрат с помощью
чертежного угольника (на
нелинованной бумаге) самостоятельно

33

8789

Таблица умножения числа 8

3

9092

Деление на 8
Деление на 8 равных частей

3

Табличные случаи умножения числа
8 в пределах 100 (на основе переместительного свойства умножения,
взаимосвязи сложения и умножения)
Таблица умножения числа 8, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения
Выполнение табличных случаев
умножения числа с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 8
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 8 в
пределах 100
Таблица деления на 8, ее составление
с использованием таблицы умножения числа 8, на основе знания взаимосвязи умножения и деления
Деление предметных совокупностей
на 8 равных частей (в пределах 100) с
отражением выполненных действий в
математической записи (составлении
примера)
Деление по содержанию (по 8).
Составление и решение простых и
составных арифметических задач, содержащих отношения «меньше в …»,
«больше в …», по краткой записи,
предложенному сюжету

Пользуются таблицей
умножения числа 8
Применяют переместительное свойство умножения

Знают таблицу умножения
числа 8
Проверять правильность
вычислений по таблице
умножения числа 8
Применяют переместительное свойство умножения

Делят предметные совокупности на 8 равных частей и
составляют пример
Пользуются таблицей
умножения числа 8
Различают деление на равные части и по содержанию
(с помощью учителя)

Делят предметные совокупности на 8 равных частей и
составляют пример
Знают таблицу умножения
и деления числа 8
Различают деление на равные части и по содержанию

34

93

Меры времени

1

9496

Таблица умножения числа 9

3

9799

Деление на 9
Деление на 9 равных частей

3

Определение времени по часам с точностью до 1 минуты тремя способами
(прошло 3 часа 52 минуты, без 8 минут 4 часа, 17 минут шестого)
Табличные случаи умножения числа
9 в пределах 100 (на основе переместительного свойства умножения,
взаимосвязи сложения и умножения)
Таблица умножения числа 9, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения
Выполнение табличных случаев
умножения числа 9 с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 9
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 9 в
пределах 100
Таблица деления на 9, ее составление
с использованием таблицы умножения числа 9, на основе знания взаимосвязи умножения и деления
Деление предметных совокупностей
на 9 равных частей (в пределах 100) с
отражением выполненных действий в
математической записи (составлении
примера)
Выполнение табличных случаев деления на 9 с проверкой правильности
вычислений по таблице деления на 9
Деление по содержанию (по 9)

Умеют определять время по
часам с точностью до 1 минуты, называть время одним способом
Пользуются таблицей
умножения числа 9
Применяют переместительное свойство умножения

Умеют определять время по
часам с точностью до 1 минуты, называть время тремя
способами
Знают таблицу умножения
числа 9
Проверять правильность
вычислений по таблице
умножения числа 9
Применяют переместительное свойство умножения

Делят предметные совокупности на 9 равных частей и
составляют пример
Пользуются таблицей
умножения числа 9
Различают деление на равные части и по содержанию
(с помощью учителя)

Делят предметные совокупности на 9 равных частей и
составляют пример
Знают таблицу умножения
и деления числа 9
Различают деление на равные части и по содержанию

35

Простые арифметические задачи на
нахождение количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; краткая запись
задачи в виде таблицы, ее решение
Самостоятельное выполнение заданий на знание табличных случаев
умножения чисел 2-9 с проверкой
правильности вычислений по таблице умножения чисел 2-9

100

Контрольная работа

1

101

Работа над ошибками
Решение задач на
увеличение, уменьшение числа в несколько раз

1

Формирование умения исправлять
ошибки
Решение простых арифметических
задач на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз

102

Решение задач на
увеличение, уменьшение числа в несколько раз
Пересечение фигур

1

Пересечение геометрических фигур
(окружностей, многоугольников, линий)
Точки пересечения, обозначение их
буквой
Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур

Выполняют задания на знание табличных случаев
умножения чисел 2-9 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения чисел 2-9
Пользуются таблицей
умножения и деления чисел
2-9
Выполняют решение простых арифметических задач
на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания
задачи (с помощью учителя)
Различают, строят пересекающиеся, непересекающиеся геометрические фигуры
(с помощью учителя)

Выполняют задания на знание табличных случаев
умножения чисел 2-9

Знают таблицу умножения
и деления чисел 2-9
Выполняют решение простых арифметических задач
на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания
задачи
Различают, строят пересекающиеся, непересекающиеся геометрические фигуры

36

103

Умножение 1 и на 1

1

104

Деление на 1

1

Умножение единицы на число (на основе взаимосвязи сложения и умножения)
Умножение числа на единицу (на основе переместительного свойства
умножения)
Правило нахождения произведения,
если один из множителей равен 1; его
использование при выполнении вычислений
Деление числа на единицу (на основе
взаимосвязи умножения и деления).
Знание правила нахождения частного, если делитель равен 1; его использование при выполнении вычислений

Применяют правило умножения единицы на число,
числа на единицу

Применяют правило умножения единицы на число,
числа на единицу

Применяют правило деления числа на единицу

Применяют правило деления числа на единицу

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) – 21 час
105- Сложение и вычи108 тание чисел (письменные вычисления) без перехода
через разряд

4

109- Сложение с перехо110 дом через разряд

2

Запись примеров на сложение и вычитание без перехода через разряд в
столбик
Выполнение письменного сложения,
вычитания чисел в пределах 100 с помощью алгоритма
Выполнение приёмов письменных
вычислений (с записью примера в
столбик) следующих случаев: сложение двузначных чисел типа 27+15
Выполнение проверки правильности
выполнения письменного сложения
перестановкой слагаемых

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 без перехода через разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)
Выполняют сложение чисел
в пределах 100 с переходом
через разряд на основе приемов письменных вычислений (с помощью учителя)

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 без перехода через разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют сложение чисел
в пределах 100 с переходом
через разряд на основе приемов письменных вычислений

37

111

Сложение с переходом через разряд

1

112

Сложение с переходом через разряд

1

113- Сложение с перехо114 дом через разряд

2

Сложение с переходом через разряд

1

115

Выполнение приёмов письменных
вычислений (с записью примера в
столбик) следующих случаев: сложение двузначных чисел типа 36+24,
получение 0 в разряде единиц
Выполнение проверки правильности
выполнения письменного сложения
перестановкой слагаемых
Умение выполнять приёмы письменных вычислений (с записью примера
в столбик) следующих случаев: сложение двузначных чисел (35 + 17);
сложение двузначных чисел, получение 0 в разряде единиц (35 + 25)
Выполнение проверки правильности
выполнения письменного сложения
перестановкой слагаемых
Умение выполнять приёмы письменных вычислений (с записью примера
в столбик) следующих случаев:
сложение двузначных чисел типа
74+26, получение в сумме числа100
Выполнение проверки правильности
выполнения письменного сложения
перестановкой слагаемых
Выполнение приёмов письменных
вычислений (с записью примера в
столбик) следующих случаев:
сложение двузначного и однозначного чисел типа 25+7

Выполняют сложение чисел
в пределах 100 с переходом
через разряд на основе приемов письменных вычислений (с помощью учителя)

Выполняют сложение чисел
в пределах 100 с переходом
через разряд на основе приемов письменных вычислений

Выполняют сложение чисел
в пределах 100 с переходом
через разряд на основе приемов письменных вычислений (с помощью учителя)

Выполняют сложение чисел
в пределах 100 с переходом
через разряд на основе приемов письменных вычислений

Выполняют сложение чисел
в пределах 100 с переходом
через разряд на основе приемов письменных вычислений (с помощью учителя)

Выполняют сложение чисел
в пределах 100 с переходом
через разряд на основе приемов письменных вычислений

Выполняют сложение чисел
в пределах 100 с переходом
через разряд на основе приемов письменных вычислений (с помощью учителя)

Выполняют сложение чисел
в пределах 100 и с переходом через разряд на основе
приемов письменных вычислений

38

Решение задач на
увеличение, уменьшение числа в несколько раз, на несколько единиц

1

117- Вычитание с пере118 ходом через разряд

2

119- Вычитание с пере120 ходом через разряд

2

121- Вычитание с пере122 ходом через разряд

2

116

Выполнение проверки правильности
выполнения письменного сложения
перестановкой слагаемых
Решение простых арифметических
задач на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз, на несколько
единиц
Выполнение приёмов письменных
вычислений (с записью примера в
столбик) следующих случаев:
вычитание двузначного числа из
круглых десятков типа 60-23
Проверка правильности выполнения
письменного вычитания обратным
действием – сложением
Выполнение приёмов письменных
вычислений (с записью примера в
столбик) следующих случаев:
вычитание двузначных чисел типа
62-24
Проверка правильности выполнения
письменного вычитания обратным
действием – сложением
Умение выполнять приёмы письменных вычислений (с записью примера
в столбик) следующих случаев:
вычитание однозначного числа из
двузначного числа типа 34-9

Выполняют решение простых арифметических задач
на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз на
несколько единиц (с помощью учителя)
Выполняют вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных
вычислений (с помощью
учителя)

Выполняют решение простых арифметических задач
на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз на
несколько единиц

Выполняют вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных
вычислений (с помощью
учителя)

Выполняют вычитание чисел в пределах 100 и с переходом через разряд на основе приемов письменных
вычислений

Выполняют вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных
вычислений (с помощью
учителя)

Выполняют вычитание чисел в пределах 100 и с переходом через разряд на основе приемов письменных
вычислений

Выполняют вычитание чисел в пределах 100 и с переходом через разряд на основе приемов письменных
вычислений

39

123

Вычитание с переходом через разряд

1

124

Итоговая контрольная работа

1

125

Работа над ошибками
Сложение и вычитание чисел в пределах 100

1

Выполнение проверки правильности
выполнения письменного вычитания
обратным действием – сложением
Выполнение приёмов письменных
вычислений (с записью примера в
столбик) следующих случаев:
вычитание двузначных чисел, получение в разности однозначного числа
(62 – 54)
Проверка правильности выполнения
письменного вычитания обратным
действием – сложением
Самостоятельное выполнение заданий на знание табличных случаев
умножения чисел 2-9 с проверкой
правильности вычислений по таблице умножения чисел 2-9
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд,
с переходом через разряд на основе
приемов письменных вычислений

Формирование умения исправлять
ошибки

Выполняют вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных
вычислений (с помощью
учителя)

Выполняют и вычитание
чисел в пределах 100 и с переходом через разряд на основе приемов письменных
вычислений

Выполняют задания на знание табличных случаев
умножения чисел 2-9 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения чисел 2-9
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 без перехода через разряд, с переходом через разряд на основе приемов
письменных вычислений
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 с переходом через разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)

Выполняют задания на знание табличных случаев
умножения чисел 2-9
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 без перехода через разряд, с переходом через разряд на основе приемов
письменных вычислений

Выполняют сложение вычитание чисел в пределах
100 и с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений

40

Умножение и деление с числами 0, 10 – 7 часов
126

Умножение 0 и на 0

1

127

Деление 0 на число

1

128

Умножение и деление числа 0
Взаимное положение геометрических фигур

1

129

Умножение 10 и на
10

1

Умножение 0 на число (на основе
взаимосвязи сложения и умножения).
Умножение числа на 0 (на основе переместительного свойства умножения).
Правило нахождения произведения,
если один из множителей равен 0; его
использование при выполнении
вычислений
Деление 0 на число 0 (на основе взаимосвязи умножения и деления) Правило нахождения частного, если делимое равно 0; его использование
при выполнении вычислений

Взаимное положение на плоскости
геометрических фигур: узнавание,
называние
Моделирование взаимного положения двух геометрических фигур на
плоскости
Умножение 10 на число (на основе
взаимосвязи сложения и умножения).
Умножение числа на 10 (на основе
переместительного свойства умножения)

Применяют правила умножения числа 0.
Понимают связь таблиц
умножения и деления,
пользуются таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного (с помощью учителя)
Применяют правило деления 0 на число
Понимают связь таблиц
умножения и деления,
пользуются таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного (с помощью учителя)
Узнают, называют, моделируют взаимное положение
двух геометрических фигур; нахождение точки пересечения без построения

Применяют правила умножения числа 0.
Понимают связь таблиц
умножения и деления,
пользуются таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного

Узнают, называют, моделируют, строят взаимное положение двух геометрических фигур; нахождение
точки пересечения

Применяют правила умножения числа 10.
Понимают связь таблиц
умножения и деления,
пользуются таблицами

Применяют правила умножения числа 10.
Понимают связь таблиц
умножения и деления,
пользуются таблицами

Применяют правило деления 0 на число
Понимают связь таблиц
умножения и деления,
пользуются таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного

41

130

Деление на 10

131- Нахождение неиз132 вестного слагаемого

1

2

Знание правила нахождения произведения, если один из множителей равен 10; его использование при выполнении вычислений
Деление числа на 10 (на основе взаимосвязи умножения и деления)
Правило нахождения частного, если
делитель равен 10; его использование
при выполнении вычислений

Решение примеров с неизвестным
слагаемым, обозначенным буквой
«х»
Проверка правильности вычислений
по нахождению неизвестного слагаемого
Простые арифметические задачи на
нахождение неизвестного слагаемого: краткая запись задачи, решение
задачи с проверкой

умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного (с помощью учителя)
Применяют правила деления числа на 10
Понимают связь таблиц
умножения и деления,
пользуются таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного (с помощью учителя)
Решают примеры с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой «х» (с
помощью учителя)

умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного
Применяют правила деления числа на 10
Понимают связь таблиц
умножения и деления,
пользуются таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного
Решают примеры с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой «х»

Повторение – 4 часа
133- Сложение и вычи134 тание чисел с переходом через разряд

2

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд,
с переходом через разряд на основе
приемов письменных вычислений

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 с переходом через разряд на основе приемов
письменных вычислений (с
помощью учителя)

Выполняют сложение вычитание чисел в пределах
100 и с переходом через
разряд на основе приемов
письменных вычислений

42

135- Умножение и деле136 ние чисел в пределах 100

2

Знание табличных случаев умножения чисел 2-9 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения чисел 2-9

Пользуются таблицей
умножения и деления чисел
2-9
Выполняют решение простых арифметических задач
на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания
задачи (с помощью учителя)

Знают таблицу умножения
и деления чисел 2-9
Выполняют решение простых арифметических задач
на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания
задачи

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».