Рабочая программа, РАС, Сенсорного развития (2 вариант)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»

ОДОБРЕНО
МО (СК) школы
пр. № 1 от 30.08. 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора
ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
обучающихся с расстройствами аутистического спектра с УО
(вариант 2)
1 (доп), 7 классы

Составлена:
Веселовой Н.С.,
педагогом-психологом

г. Сланцы
2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………….. 3
2. Цель, задачи
…………………………………………………………………3
3. Планируемые результаты ……………………………………………………………..3
4. Содержание
…………………………………………………………………4
5. Тематическое планирование ………………………………………………………….6
6. Лист корректировки рабочей программы …………………………………………....9

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
№ 273;
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Постановления Главного государственно санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 об
утверждении санитарных правил С.П. 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».

II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ
Цель: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического
воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи:
- развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия;
- восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметнопрактической и познавательной деятельности.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Класс
1
(доп)

Личностные:
 положительное отношение к
педагогу, эмоциональноположительные проявления к
сотрудничеству со знакомым взрослым;
 положительное отношение к
процессу обучения (к
практическим заданиям).








7

 сформированность навыков
сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения
не создавать конфликтов;
 развитие мотивов учебной
деятельности;
 самостоятельность в
выполнении учебных заданий.

Предметные:
ориентироваться на сенсорные
эталоны;
узнавание и выделение (показ)
сенсорных эталонов доступным
способом;
классифицировать предметы по
форме, величине, цвету;
использование
чувственного
опыта;
умение выполнять действия по
подражанию;
умение выполнять словесные
инструкции педагога.

 ориентироваться на сенсорные
эталоны;
 узнавать 5-6 предметов по
заданным признакам;
 самостоятельно различать звуки
живой и неживой природы;
 умение выполнять действия по
подражанию;
 умение выполнять словесные
инструкции педагога;
3

 работать
по
плану,
регламентирующему
пооперациональное выполнение
действия в соотнесении с
определенными условиями.

IV. СОДЕРЖАНИЕ
1 (доп)
класс/
33 часа
в год
1

Разделы
Обследование
обучающихся,
комплектован
ие групп для
коррекционн
ых занятий
Раздел I.

2
Развитие
зрительного
восприятия

Раздел II.
3
Развитие
слухового
восприятия

4

Раздел III.
Развитие
кинестетическ
ого и
кинетического
восприятия

5

Раздел IV.
Восприятие
запаха

Кол-во
часов

Содержание
Диагностика
развития.

актуального

уровня

сенсорного

 Расширение диапазона воспринимаемых
ощущений, стимуляция активности;
 Формирование
сенсорно-перцептивных
действий:
- узнавание и различение цвета, формы и
величины объекта;
- зрительная ориентировка, зрительно-моторная
координация;
- обследование предметов;
- соотнесение с эталоном.
 Расширение диапазона воспринимаемых
ощущений, стимуляция активности;
 Формирование
сенсорно-перцептивных
действий:
- слухомоторная координация;
- направление звука;
- различение людей по голосу;
- локализация источника звука;
- подражание звукам.
 Расширение диапазона воспринимаемых
ощущений, стимуляция активности;
 Формирование
сенсорно-перцептивных
действий:
- обследование предметов по инструкции;
- ощупывание предметов, нахождение на ощупь
по описанию;
- различение и сравнение материалов (дерево,
пластмасса, вода и т.д.)
 Расширение диапазона воспринимаемых
ощущений, стимуляция активности;
 Формирование
сенсорно-перцептивных
действий:
- знакомство с разными запахами;

1

6

6

9

5

4

6

Раздел V.
Восприятие
вкуса

7

Итоговое
обследование
обучающихся
Итого

7 класс/
34 часа
в год

Разделы

1

Обследование
обучающихся,
комплектован
ие групп для
коррекционн
ых занятий
Раздел I.

2
Развитие
зрительного
восприятия

Раздел II.
3
Развитие
слухового
восприятия

4

Раздел III.
Развитие
кинестетическ

- выделение приятных и неприятных запахов;
- идентификация с запахами.
 Расширение диапазона воспринимаемых
ощущений, стимуляция активности;
 Формирование
сенсорно-перцептивных
действий:
- узнавание основных качеств продукта;
- различение вкусовых качеств и продуктов.

5

 Обследование уровня сформированности
сенсорных процессов

1

33

Содержание

Диагностика
развития.

актуального

уровня

Кол-во
часов
сенсорного

1

 Расширение диапазона воспринимаемых
ощущений, стимуляция активности;
 Формирование
сенсорно-перцептивных
действий:
- узнавание и различение цвета, формы и
величины объекта;
- зрительная ориентировка, зрительно-моторная
координация;
- обследование предметов.

8

 Расширение диапазона воспринимаемых
ощущений, стимуляция активности;
 Формирование
сенсорно-перцептивных
действий:
- слухомоторная координация;
- чувство ритма;
- направление звука;
- различение людей по голосу;
- различение звуков живой и неживой природы;
 - подражание звукам.

7

 Расширение диапазона воспринимаемых
ощущений, стимуляция активности;
 Формирование
сенсорно-перцептивных
действий:
- обследование предметов по инструкции;

8

5

ого и
кинетического
восприятия

5

Раздел IV.
Восприятие
запаха

6

Раздел V.
Восприятие
вкуса

7

Итоговое
обследование
обучающихся
Итого

- ощупывание предметов, нахождение на ощупь
по описанию;
- различение и сравнение материалов по
характеристикам
(температура,
фактура,
влажность, вязкость, вес).
 Расширение диапазона воспринимаемых
ощущений, стимуляция активности;
 Формирование
сенсорно-перцептивных
действий:
- знакомство с запахами;
- выделение приятных и неприятных запахов.

4

 Расширение диапазона воспринимаемых
ощущений, стимуляция активности;
 Формирование
сенсорно-перцептивных
действий:
- узнавание основных качеств продукта;
- различение вкусовых качеств и продуктов.

5

 Обследование уровня сформированности
сенсорных процессов

1

34

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

1 (доп) класс
(1 час в неделю/ 33 часа в год)
Название раздела, тема
Диагностика актуального уровня сенсорного развития.
Раздел I. Развитие зрительного восприятия
Зрительно-моторная координация
Соотнесение цвета предмета с эталоном «Осенние листья»
Выбор предметов определённого цвета по словесной инструкции
«Цветные кубики»
Сортировка предметов по признаку цвета
Классификация предметов по размеру «Большие и маленькие предметы»
Узнавание знакомых форм на рисунке, обведение фигур по контуру.
Раздел II. Развитие слухового восприятия
Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне
уха.
Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне
плеча.
Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне
талии.
Прослеживание за близко расположенным источником звука. Игровые
упражнения.
Прослеживание за далеко расположенным перемещающимся источником

Количест
во часов
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
6

13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

звука.
Локализация неподвижного удаленного источника звука. Игровые
упражнения.
Раздел III. Развитие кинестетического и кинетического восприятия
Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения
человека
Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по
температуре: - холодный; - теплый.
Адекватная реакция на соприкосновение с деревом
Адекватная реакция на соприкосновение с металлом
Адекватная реакция на соприкосновение с пластмассой
Адекватная реакция на соприкосновение с водой.
Адекватная реакция на соприкосновение с бумагой.
Адекватная реакция на соприкосновение с тканью.
Адекватная реакция на соприкосновение с вязким материалом.
Раздел IV. Восприятие запаха
Адекватная реакция на запахи
Исследование запахов продуктов
Выделение приятных и неприятных запахов
Узнавание предметов и объектов по запаху
Идентификация продуктов с соответствующим им запахом
Раздел V. Восприятие вкуса
Восприятие вкуса - сладкий
Восприятие вкуса - горький
Восприятие вкуса - кислый
Восприятие вкуса - солёный
Узнавание и различение продуктов по вкусу
Итоговое обследование
Диагностика (обследования уровня сформированности сенсорных
процессов)
Итого

1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1
1
33

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

7 класс
(1 час в неделю/ 34 часа в год)
Название раздела, тема
Диагностика актуального уровня сенсорного развития.
Раздел I. Развитие зрительного восприятия
Рассматривание себя в зеркало, работа над значением частей тела, лица
Вычерчивание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
Сравнение предметов по форме, величине и цвету.
Группировка предметов по форме, величине и цвету.
Группировка предметов (по показу: большой-маленький, круглыйнекруглый)
Дорисовывание половины изображения. Игра «Узнай
предмет по части изображения»
Зашумленные изображения
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Количест
во часов
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
7

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Раздел II. Развитие слухового восприятия
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов
(погремушка, колокольчик)
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест
листьев, шум дождя, скрип снега, шум шин)
Д/и «Кто и как голос подает?» (имитация крика животных)
Звуки от действий с предметами. Игра «Собери бусы на нитку»
Музыкально-ритмические упражнения.
Выполнение действий на звучание определенных инструментов
Прослушивание музыкальных произведений
Раздел III. Развитие кинестетического и кинетического восприятия
Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для
рук, имитация ветра)
Движения и позы головы по показу
Игры «Зеркало»: копирование поз и движений педагога
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика
Развитие навыков владения письменными принадлежностями
(карандашом)
Развитие координации движений руки и глаза (открывание-закрывание
замков, нанизывание бусин)
Складывание мелких предметов (различный материал и поверхность) в
сосуд с узким горлышком
Раскрашивание пальчиковыми красками Д/у «Спрячь картинку»
Раздел IV. Восприятие запаха
Приятный запах (шоколад, ванилин).
Резкий запах (квашеная капуста)
Практические упражнения на дифференцировку обоняния.
Игра «Ароматная коробочка»
Раздел V. Восприятие вкуса
Вкусовые ощущения. Сладкий вкус (шоколад, конфета).
Упражнения на дифференцировку вкусовых ощущений (сладкий –
слаще)
Вкусовые ощущения. Кислый вкус (клюква, лимон).
Упражнения на дифференцировку вкусовых
ощущений (кислый - кислее)
Вкусовые ощущения. Горький вкус (лук).
Итоговое обследование
Диагностика (обследования уровня сформированности сенсорных
процессов)
Итого

7
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1
1
34

8

Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования рабочей программы)
Название раздела, темы

Дата
Дата
проведения проведения
по плану
по факту

Причина корректировки

Способ корректировки

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».