Положение о школьной службе примирения (медиации).pdf

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской
области «Сланцевская школа – интернат, реализующая адаптированные
образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат»
РАССМОТРЕНО
На педагогическом совете
Протокол от 29.08.2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
Распоряжением ГБОУ ЛО
"Сланцевская школа-интернат"
от 01.09.2023 г. № 69

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной службе примирения
(медиации)
в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении
Ленинградской области «Сланцевская школа – интернат, реализующая
адаптированные образовательные программы»
( ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат»

1

1. Общие положения
1.1
Данное Положение о школьной службе примирения (медиации) (далее –
Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023г.;
- Федеральным законом № 193-ФЗ от 27.07.2010г. «Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации) с изменениями на 26 июля 2019г.:
- письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013г. № ВК
844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб
школьной медиации;
Уставом ОУ и другими нормативно – правовыми актами РФ,
регламентирующими деятельность организаций , осуществляющих
образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение определяет цели и задачи, регламентирует и
устанавливает порядок работы службы и определяет её документы.
1.3. Согласно письму Министерства просвещения РФ от 28.04.2020г. № ДГ 375/07 в образовательных организациях используют два типа служб для
урегулирования конфликтных и проблемных ситуаций:
- медиативная модель – служба школьной медиации (СШМ)
- восстановительная модель – школьная служба примирения (ШСП).
1.4. СШМ – осуществляет направление учебно – воспитательной работы,
направленного на объединение педагогов, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и других участников образовательной деятельности ,
заинтересованных в разрешении конфликтов, развитию и совершенствованию
практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.
1.5. СШМ является альтернативной процедурой урегулирования споров,
конфликтов, противоправного поведения или правонарушения с участием в
качестве посредника независимого лица – медиатора, содействия развития
партнёрских деловых отношений и формированию этики делового оборота,
гармонизации социальных отношений.
1.6. СШМ является приоритетным способом реагирования на разрешение
конфликтов. Сторонам конфликта предлагается обратиться в службу
примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путём
переговоров и проведении процедуры медиации образовательное учреждение
обращается в Комиссию по урегулированию споров в школе для применения
других способов решения конфликта и (или) меры воздействия.
1.7. ШСП – это группа специалистов и школьников – волонтёров, которые
проводят восстановительные программы в образовательном учреждении, а также
2

осуществляют иную деятельность в рамках восстановительного подхода в целях
профилактики эскалации конфликтов, сложных ситуаций, деструктивного
поведения и правонарушений несовершеннолетних в образовательном
учреждении.
1.8. Условия и регламент проведения процедуры медиации в образовательном
учреждении, применительно к конфликтам , подпадающим под определение
гражданско-правового, трудового или семейного спора определяется ФЗ «Об
альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
(процедуре медиации)от 27.07.2010 № 193-ФЗ.
1.9. Условия и регламент проведения процедуры медиации в образовательном
учреждении применительно к конфликтам, не подпадающим под определение
гражданско-правового, трудового или семейного спора определяется
методическими рекомендациями федерального и регионального уровней и
настоящим Положением.
1.10. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам,
которые затрагивают или могут затронуть права и интересы третьих лиц, не
участвующих в процедуре медиации.
1.11. процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на
основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и
равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
2. Цели и задачи школьной службы примирения
2.1. Целью школьной службы примирения является формирование
благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного
развития и социализации обучающихся, в том числе при возникновении
трудных жизненных ситуаций, включая вступления их в конфликт с законом.
2.2. Задачи:
 Формирование группы, состоящей из участников образовательных
отношений, готовых использовать техники и инструменты, применяемые в
работе СШМ при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих
между участниками образовательных отношений, включая детей,
попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально –
опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным
(общественно – опасным) поведением, детей, совершивших общественно –
опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы.
 Информационно – просветительская деятельность с участниками
образовательных отношений с использованием процедуры медиации и
восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной
работы.
 Снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между
участниками образовательных отношений.
3

 Содействие профилактике агрессивных , насильственных и асоциальных
проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди
несовершеннолетних.
 Координация усилий родителей (законных представителей), других
близких родственников и образовательного учреждения с целью
предотвращения неблагополучных сценариев развития жизненных
ситуаций обучающегося.
 Повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех
участников образовательных отношений.
 Повышение квалификации педагогических работников по вопросам
применения процедуры медиации в повседневной педагогической
практике.
 Интеграция медиативных принципов в систему образовательных
отношений.
 Организация и проведения программ восстановительного разрешения
конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций,
«кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций»,
«семейных конференций») для участников споров, конфликтов и
противоправных ситуаций.
3. Порядок работы службы школьного примирения (медиации).
3.1. Для функционирования СШП в образовательном учреждении создаётся
группа, в состав которой входят педагогические работники, родители (законные
представители) по желанию.
3.2. СШП получает информацию о случаях конфликтного или криминального
характера от педагогов, обучающихся, администрации школы, членов службы
примирения, родителей.
3.3. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При
необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
3.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих
сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон
могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление для
проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во
встрече.
3.4. Порядок и сроки проведения процедуры медиации устанавливается
соглашением о проведении процедуры медиации. Время проведения процедуры
осуществляется в срок не более чем в течение 6о дней, при этом в
исключительных случаях, в связи со сложностью разрешаемого спора , с
необходимостью получения дополнительной информации или документов срок
проведения процедуры может быть увеличен по договорённости сторон и при
согласии медиатора.
4

3.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело
находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о её проведении ставится
в известность администрация школы и при необходимости производится
согласование с соответствующими органами внутренних дел.
3.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель
службы примирения.
3.7. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
3.8. Примирительная программа не может проводиться по фактам
правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними
проявлениями жестокости.
3.9. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.
3.10. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны
пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в
письменном примирительном договоре.
3.11. При необходимости служба примирения передает копию примирительного
договора администрации школы.
3.12. Школьная служба примирения осуществляет контроль над выполнением
обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет
ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении
обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи
сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
3.13. При необходимости школьная служба примирения информирует
участников примирительной программы о возможных услугах других
специалистов (социального педагога, педагога-психолога).
5.14. Деятельность школьной службы примирения фиксируется в журналах и
отчетах, которые являются внутренними документами службы.
3.15. Руководитель школьной службы примирения обеспечивает мониторинг
проведенных программ.
6. Организация деятельности школьной службы примирения
6.1. Школьной службе примирения по согласованию с администрацией школы
предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных
программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как
5

оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации
и другие.
6.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в
распространении информации о деятельности службы среди педагогов и
обучающихся.
6.3. Школьная служба примирения имеет право пользоваться услугами педагогапсихолога, социального педагога и других специалистов школы.
6.4. Администрация школы содействует службе примирения в организации
взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими
организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу
примирения.
6.5. Раз в полгода проводятся совещания между администрацией и службой
примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с
целью предоставления возможности участия в примирительных встречах
большему числу желающих.
6.6. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по
которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может
ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а
также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность
обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного
ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного
потерпевшему.
6.7. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации
предложения по снижению конфликтности в школе.
7. Документы ШСП.
7.1. В целях систематизации и учёта деятельности работы школьной службы
примирения (медиации) утверждается следующий перечень документации:
 Журнал учёта обращений.
 Соглашение о проведении процедуры примирения.
 Настоящее Положение.
7.2. Соглашение заключается в письменном виде.
7.3. Соглашение включает в себя:
- предмет спора, конфликта
- ФИО медиатор (медиаторов), осуществляющих процедуру примирения
- сроки проведения
- условия.
7.4. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов
добровольности и добросовестности сторон.
8. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по
предложению школьной службы примирения.

6

Приложение
к Положению о школьной службе примирения (медиации).
ПЕРЕЧЕНЬ СИТУАЦИЙ
И ПРИМЕНЕНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
СИТУАЦИЯ

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
Конфликт между обучающимися , в Восстановительная медиация.
том числе и с участие родителей
(законных представителей).
Конфликт между родителем (законным Круг сообщества.
представителем) и педагогом.
Многосторонний конфликт с участием
большинства обучающихся класса.
Конфликт среди группы родителей
(законных
представителей)
обучающихся класса.
Отсутствие партнёрства школы и
родителей.
Развитие
класса
как
команды. Профилактика возможных
конфликтов. Формирование класса,
слияние классов и т.д.
Конфликт на стадии эскалации с
участие
большого
количества
участников.
Конфликт в семье.
Отсутствие взаимопонимания между
родителями и ребёнком, ребёнок
совершает
правонарушения,
систематически
пропускает
по
неуважительным причинам занятия,
находится в социально – опасном
положении.
Совершение
несовершеннолетним
общественно – опасного деяния, в том
числе уголовного дела, либо при отказе
в его возбуждении, с последующим
рассмотрении ситуации на заседании
КДН и ЗП.
Напряжённые
отношения
в
педагогической команде

Профилактические восстановительные
программы.

Восстановительная медиация.

Школьно – родительский совет.
Восстановительная медиация.
Семейный
совет
)семейная
конференция)

Восстановительная
Семейный совет.

медиация.

Круг сообщества
7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».