Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат» РАССМОТРЕНО На педагогическом совете Протокол от 29.08.2023 г. № 1 УТВЕРЖДЕНО Распоряжением ГБОУ ЛО "Сланцевская школа-интернат" от 01.09.2023 г. № 69 ПОЛОЖЕНИЕ о школьной службе примирения (медиации) в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Ленинградской области «Сланцевская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» ( ГБОУ ЛО «Сланцевская школа – интернат» 1 1. Общие положения 1.1 Данное Положение о школьной службе примирения (медиации) (далее – Положение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023г.; - Федеральным законом № 193-ФЗ от 27.07.2010г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) с изменениями на 26 июля 2019г.: - письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013г. № ВК 844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации; Уставом ОУ и другими нормативно – правовыми актами РФ, регламентирующими деятельность организаций , осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Настоящее Положение определяет цели и задачи, регламентирует и устанавливает порядок работы службы и определяет её документы. 1.3. Согласно письму Министерства просвещения РФ от 28.04.2020г. № ДГ 375/07 в образовательных организациях используют два типа служб для урегулирования конфликтных и проблемных ситуаций: - медиативная модель – служба школьной медиации (СШМ) - восстановительная модель – школьная служба примирения (ШСП). 1.4. СШМ – осуществляет направление учебно – воспитательной работы, направленного на объединение педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей) и других участников образовательной деятельности , заинтересованных в разрешении конфликтов, развитию и совершенствованию практики восстановительной медиации в образовательном учреждении. 1.5. СШМ является альтернативной процедурой урегулирования споров, конфликтов, противоправного поведения или правонарушения с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора, содействия развития партнёрских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений. 1.6. СШМ является приоритетным способом реагирования на разрешение конфликтов. Сторонам конфликта предлагается обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путём переговоров и проведении процедуры медиации образовательное учреждение обращается в Комиссию по урегулированию споров в школе для применения других способов решения конфликта и (или) меры воздействия. 1.7. ШСП – это группа специалистов и школьников – волонтёров, которые проводят восстановительные программы в образовательном учреждении, а также 2 осуществляют иную деятельность в рамках восстановительного подхода в целях профилактики эскалации конфликтов, сложных ситуаций, деструктивного поведения и правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении. 1.8. Условия и регламент проведения процедуры медиации в образовательном учреждении, применительно к конфликтам , подпадающим под определение гражданско-правового, трудового или семейного спора определяется ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)от 27.07.2010 № 193-ФЗ. 1.9. Условия и регламент проведения процедуры медиации в образовательном учреждении применительно к конфликтам, не подпадающим под определение гражданско-правового, трудового или семейного спора определяется методическими рекомендациями федерального и регионального уровней и настоящим Положением. 1.10. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, которые затрагивают или могут затронуть права и интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации. 1.11. процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. 2. Цели и задачи школьной службы примирения 2.1. Целью школьной службы примирения является формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации обучающихся, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступления их в конфликт с законом. 2.2. Задачи: Формирование группы, состоящей из участников образовательных отношений, готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе СШМ при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между участниками образовательных отношений, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально – опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно – опасным) поведением, детей, совершивших общественно – опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы. Информационно – просветительская деятельность с участниками образовательных отношений с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы. Снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между участниками образовательных отношений. 3 Содействие профилактике агрессивных , насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди несовершеннолетних. Координация усилий родителей (законных представителей), других близких родственников и образовательного учреждения с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизненных ситуаций обучающегося. Повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательных отношений. Повышение квалификации педагогических работников по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике. Интеграция медиативных принципов в систему образовательных отношений. Организация и проведения программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций. 3. Порядок работы службы школьного примирения (медиации). 3.1. Для функционирования СШП в образовательном учреждении создаётся группа, в состав которой входят педагогические работники, родители (законные представители) по желанию. 3.2. СШП получает информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей. 3.3. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы. 3.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече. 3.4. Порядок и сроки проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации. Время проведения процедуры осуществляется в срок не более чем в течение 6о дней, при этом в исключительных случаях, в связи со сложностью разрешаемого спора , с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры может быть увеличен по договорённости сторон и при согласии медиатора. 4 3.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о её проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел. 3.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения. 3.7. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя. 3.8. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. 3.9. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае. 3.10. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре. 3.11. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы. 3.12. Школьная служба примирения осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления. 3.13. При необходимости школьная служба примирения информирует участников примирительной программы о возможных услугах других специалистов (социального педагога, педагога-психолога). 5.14. Деятельность школьной службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы. 3.15. Руководитель школьной службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ. 6. Организация деятельности школьной службы примирения 6.1. Школьной службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как 5 оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие. 6.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и обучающихся. 6.3. Школьная служба примирения имеет право пользоваться услугами педагогапсихолога, социального педагога и других специалистов школы. 6.4. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу примирения. 6.5. Раз в полгода проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих. 6.6. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему. 6.7. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе. 7. Документы ШСП. 7.1. В целях систематизации и учёта деятельности работы школьной службы примирения (медиации) утверждается следующий перечень документации: Журнал учёта обращений. Соглашение о проведении процедуры примирения. Настоящее Положение. 7.2. Соглашение заключается в письменном виде. 7.3. Соглашение включает в себя: - предмет спора, конфликта - ФИО медиатор (медиаторов), осуществляющих процедуру примирения - сроки проведения - условия. 7.4. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. 8. Заключительные положения 7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения. 7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению школьной службы примирения. 6 Приложение к Положению о школьной службе примирения (медиации). ПЕРЕЧЕНЬ СИТУАЦИЙ И ПРИМЕНЕНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. СИТУАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Конфликт между обучающимися , в Восстановительная медиация. том числе и с участие родителей (законных представителей). Конфликт между родителем (законным Круг сообщества. представителем) и педагогом. Многосторонний конфликт с участием большинства обучающихся класса. Конфликт среди группы родителей (законных представителей) обучающихся класса. Отсутствие партнёрства школы и родителей. Развитие класса как команды. Профилактика возможных конфликтов. Формирование класса, слияние классов и т.д. Конфликт на стадии эскалации с участие большого количества участников. Конфликт в семье. Отсутствие взаимопонимания между родителями и ребёнком, ребёнок совершает правонарушения, систематически пропускает по неуважительным причинам занятия, находится в социально – опасном положении. Совершение несовершеннолетним общественно – опасного деяния, в том числе уголовного дела, либо при отказе в его возбуждении, с последующим рассмотрении ситуации на заседании КДН и ЗП. Напряжённые отношения в педагогической команде Профилактические восстановительные программы. Восстановительная медиация. Школьно – родительский совет. Восстановительная медиация. Семейный совет )семейная конференция) Восстановительная Семейный совет. медиация. Круг сообщества 7 8