Рабочая програма корекционного курса внеурочной деятельности Развитие психомоторики и сенсорных процессов 6-8 классы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГКОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

Рабочая программа
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
6-8 классы

Разработана Игнатьевой Н.Ю.,
учителем математики

г. Сланцы
2023 г.

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов »
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее (ФАООП УО
(вариант 1)
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относятся к коррекционноразвивающей области «Коррекционные занятия» и являются обязательной части учебного плана. В
соответствии с учебным планом программа по учебному предмету «Развитие психомоторики и
сенсорных процессов» в 6-8 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа
в неделю).
ФАООП УО (вариант 1)определяет цель и задачи коррекционных занятий.
Цель обучения – формирование познавательных процессов как психологических достижений
возраста, которые требуют специальных условий (методов и приемов) для своего развития.
Задачи обучения:
-формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и
решению познавательных задач;
-формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;
-коррекция познавательной деятельности;
-раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании
окружающего социального и предметного мира;
-формирование словесных высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на свой
чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
-развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
-сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия,
образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных
предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
-систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой
природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности
от природных явлений;
-формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к нагляднообразному мышлению, элементам логического мышления.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Развитие общей и мелкой моторики; графомоторных навыков.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс,
игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции
педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка
контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных
геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух).
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике
«объёмной» и «рваной» аппликации.
Тактильно – двигательное восприятие.
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие –
крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Работа
с глиной и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной
мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей
лица и тела (глаза, рот, пальцы). Выполнение упражнений по заданию педагога,
вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных
(походка гуся, зайца, кенгуру), инсценирование.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и
обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение 2-х объёмных геометрических фигур –
круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и
обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий,
узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление
сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр.
Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление
предмета или целостной конструкции из более мелких деталей.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров
по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи
такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и
общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трёх предметов,
отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для
профилактики и коррекции зрения.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади). Выполнение
действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание
музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение
пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного
праксиса. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате по инструкции
педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз
на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение
и перемещение предметов по инструкции педагога.

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
-активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений, договоренностей;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
-осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные:
Минимальный уровень:
-составлять план действий с помощью педагога;
-соблюдать правильные действия при штриховке;
-пользоваться элементами расслабления;
-группировать предметы по 2,3 самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
-смешивать цвета, называть их;
-конструировать сложные формы из 6—8 элементов;
-находить нереальные элементы нелепых картинок;
-определять противоположные качества и свойства предметов;
-распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
-определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
-моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
-определять возраст людей и последовательность основных жизненных событий;
-распознавать длительность временных интервалов;
-называть месяцы года, название года;
- называть основные признаки времен года;

-определять возраст человека.
Достаточный уровень:
-целенаправленно выполнять действия по 3х, 4х-звенной инструкции педагога;
-выполнять точные движения при штриховке;
-самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
-ориентироваться на сенсорные эталоны;
-узнавать предметы по заданным признакам;
-сравнивать предметы по внешним признакам;
-классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
-составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
-практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
-давать описание объектов и явлений;
-определять время по часам;
-называть основные и дополнительные признаки времен года;
-различать противоположно направленные действия и явления;
-видеть временные рамки своей деятельности;
-определять последовательность событий;
-ориентироваться в пространстве;
-самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
-опосредовать свою деятельность речью.

Содержание разделов
6 класс
Название раздела

№п/п

Кол- во
часов
2
15

1
2

Введение
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

3

Тактильно – двигательное восприятие

6

4
5
6
7
8
9

Кинестетическое и кинетическое развитие
Восприятие формы, величины, цвета; конструированиепредметов
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Восприятие пространства
Восприятие времени
Всего

4
10
11
6
7
7
68

7класс
Название раздела

№п/п

Кол- во
часов
2
12
8
8
12
10
4
6

1
2
3
4
5
6
7
8

Введение
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Тактильно – двигательное восприятие
Кинестетическое и кинетическое развитие
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Восприятие пространства

9

Восприятие времени.

6

Всего

68

8 класс
Название раздела

№п/п

Кол- во
часов
2
12
8
8
12
10
4
6

1
2
3
4
5
6
7
8

Введение
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Тактильно – двигательное восприятие
Кинестетическое и кинетическое развитие
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Восприятие пространства

9

Восприятие времени.

6

Всего

68

Тематическое планирование
6 класс
( 2 часа в неделю / 68 часов в год)
№

Название темы

Кол-во
часов

1-2

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

2

3
4

Раздел 1.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики
Упражнения на синхронность работы обеих рук.

1
1
1

6

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции
педагога.
Штриховка в разных направлениях и обводка по трафарету.

7

Согласованность

1

8

Работа с ножницами.

1

9
10

Пальчиковая гимнастика.
Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

1
1

11

Специальные упражнения для удержания письменных
принадлежностей.
Развитие точности и координации движений.
Развитие координации движений руки и глаза.
Обводка, штриховка по трафарету.
Вырезание ножницами прямых полос.

1

16
17

Работа в технике «рваной» аппликации.
Обводка и дорисовка контуров предметных изображений.
Раздел 2. Тактильно – двигательное восприятие

1
1

18

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины.

1

19
20

Определние на ощупь формы предметов по контуру.
Работа с пластилином .

1
1

21
22

Работа с пластилином ( лепка геометрических тел)
Игры с крупной мозаикой

1
1

23

Игры со средней мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие

1

24

Формирование ощущений от различных поз и движений тела,верхних и
нижних конечностей, головы.

1

25

Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение, словом
положения различных частей своего тела
Выразительность движений.
Дидактическая игра « Зеркало»

1

5

12
13
14
15

26
27

действий и движений

разных

частей тела.

1

1
1
1
1

1
1

30

Раздел 4.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур
(круг, квадрат).
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур
(прямоугольник, треугольник).
Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур

31

Классификация предметов и их изображений по форме по показу

1

32

Составление рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признку.

1

33

Работа с геометрическим конструктором. Различие и выделениеосновных
цветов (красный, желтый, зеленый)
Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте,длине,
обозначением словом.
Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по ширине, толщине;
обозначением словом.
Конструирование геометрических
фигур и
предметов из
составляющих частей.

1

28
29

34
35
36

1
1
1

1
1
1

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
37

Формирование

38

Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение
общих и отличительных признаков
Нахождение отличий на наглядном материале.
Дидактическая игра «Какой детали не хватает».

1

41
42
43
44
45
46
47

Дидактическая игра «Что изменилось».
Дидактическая игра « Пропажа».
Определение изменений в предъявленном ряду.
Различение наложенных изображений предметов .
Нахождение «лишней» игрушки, картинки
Гимнастика для глаз.
Упражнение для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6.Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

1
1
1
1
1
1
1

48
49
50
51
52
53

Различение звуков окружающей среды.
Различие речевых и неречевых звуков.
Выделение и различение звуков окружающей среды.
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды.
Дидактическая игра « Звуки вокруг нас».
Прослушивание музыкальных произведений.
Раздел 7.Восприятие пространства

1
1
1
1
1
1

54
55

Показ на себе основных частей тела и лица.
Нахождение, показ и по возможности называние основных частей тела и
лица на кукле.
Ориентировка на собственном теле.
Определение расположения предметов в пространстве.
Движение в заданном направлении в пространстве .

1
1

39
40

56
57
58

навыков

зрительного анализа

и

синтеза

1

1
1

1
1
1

59
60

Ориентировка в помещении по инструкции педагога.
Расположение плоскостных и объемных предметов на листе.
Раздел 8. Восприятие времени.

1
1

61

Определение временной последовательности.

1

62

Определение временной последовательности( дни недели, части суток).

1

63

Определение временной последовательности ( времена года, месяцы).

1

64
65
66
67
68

Определение времени по часам.
Игры с моделью часов.
Песочные часы. Игра « Успей за 1-2-5 минут»
Работа с конструктором
Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

1
1
1
1
1

Итого:

68

7 класс
( 2 часа в неделю / 68 часов в год)
№

1-2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема

Кол-во
часов

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

2

Раздел 1.Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных
навыков
Координация движений .

1

Обучение целенаправленным
действиям по двухзвенной
инструкции педагога.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
Упражнения на синхронность работы обеих рук.
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.
Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.
Развитие координации движений руки и глаза.

1

Графический диктант.
Работа в технике «объемной» аппликации.
Вырезание ножницами прямых полос.
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных,
квадратных форм.
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону треугольных форм.

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

Раздел 2.Тактильно – двигательное восприятие
15
16

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие,
жесткие).
Определение на ощупь предметов с разными свойствами(холодные,
теплые).

1
1

17
18
19
20
21
22

Определение на ощупь формы предметов.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Работа с пластилином ( раскатывание)
Работа с пластилином ( лепка овощей, фруктов)
Игры со средней мозаикой.
Игры с мелкой мозаикой
Раздел 3.Кинестетическое и кинетическое развитие

1
1
1
1
1
1

23
24

1
1

25
26
27

Движения и позы верхних и нижних конечностей.
Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по
инструкции педагога.).
Движение
и позы головы (по инструкции педагога).
Упражнения « Лабиринты».
Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»

28
29
30

Дидактическая игра « Маски».
Иитация движений и поз (повадки зверей).
Имитация движений и поз ( природных явлений).

1
1
1

31
32
33
34
35
36
37

Раздел 4.Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов
Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб)
Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)
Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине.
Сравнение 2-3 предметов по высоте по длине и ширине.
Группировка предметов по форме и величине.
Группировка предметов по форме и цвету.
Составление сериационных рядов по величине из 3- 4 предметов по
заданному признаку.
Конструирование предметов из геометрических фигур

1
1
1
1
1
1
1

38

1
1
1

1

39

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает
такого цвета».

1

40

Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета»

1

41
42

Выделение и различение частей знакомых предметов.
Составление целого из частей (3 -4 детали) на разрезном наглядном
материале.
Раздел 5.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

1
1

43

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов.

1

44
45
46

Дидактическая игра « Что перепутал художник?»
Нахождение отличий на наглядном материале.
Дидактическая игра « Что не дорисовал художник?»

1
1
1

47

Развитие зрительной памяти. Дидактическая

1

48
49

Дидактическая игра « Что из чего сделано?»
Различение
«наложенных» изображений

игра «Что изменилось» .

предметов.

1
1

50

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза.

1

51
52

Упражнение для профилактики и коррекции зрения
Гимнастика для глаз.
Раздел 6.Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

1
1

53
54
55
56

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)
Определение направления звука в пространстве.
Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи?»
Различение мелодии по характеру.

1
1
1
1

Раздел 7.Восприятие пространства
Ориентировка в помещении.
Ориентировка на листе бумаги.
Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном
поле листа.
Расположение плоскостных и объемных предметов вгоризонтальном
поле листа.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.

1
1
1

62

Дидактическая игра «Определи положение предмета»
Раздел 8. Восприятие времени.

1

63
64

Определение временной последовательности.
Д.И.« Расположи по порядку».

1
1

65
66
67
68

Определение времени по часам.
Игры с моделью часов.
Песочные часы. Игра « Успей за 1-2-5 минут»
Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

1
1
1
1

57
58
59
60
61

Итого:

1
1

68

8 класс
( 2 часа в неделю / 68 часов в год)
№
п/п
1-2

3
4
5
6
7
8

Название раздела, темы
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.
Раздел 1.
Развитие моторик, графомоторных навыков.
Обучение целенаправленным действиям по двух – трёхзвенной
инструкции педагога.
Дорисовывание симметричной половины изображения.
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных
направлениях.
Рисование бордюров .
Вырезание из бумаги предметных изображений по контору .
Поделки из бросового материала.

Кол-во
часов
2

1
1
1
1
1
1

9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21

22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

39
40
41
42

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции
(броски в цель, ходьба по «дорожке следов»)
Психогимнастика – развитие согласованности движений на разные группы
мышц.
Пальчиковая гимнастика
Вычерчивание геометрических фигур.
Развитие координации движений руки и глаза.
Обводка, штриховка по трафарету.
Координация движений.
Графический диктант с усложненным заданием.
Упражнения на развитие меткости.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие.

1

Определение предметов на ощупь. Выделение разных свойств и качеств.
Дидактическая игра «Что бывает…».
Дифференциация предметов на ощупь. Выделение разных свойств и
качеств.
Работа с пластилином и глиной. Лепка «предметы мебели»
Развитие тактильного восприятия. Игра «Волшебный мешочек».
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

1

Выразительность движений (имитация повадок животных).
Выразительность движений (инсценирование сказки ).
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку и т.п.).
Психогимнастика, кинезиологические упражнения
Раздел 4.
Восприятие формы, величины, цвета конструирование предметов.
Игрушки из бумаги (оригами)
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум
параметрам.
Дидактическая игра «Часть и целое». Составление сериационных рядов по
величине из 4-5 предметов .
Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные.
Дидактическая игра «Цветик – семицветик».
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных
параметров предметов (по длине).
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных
параметров предметов (по ширине, высоте).
Узнавание предметов по одному элементу.
Узнавание предметов по словесному описанию.
Использование в речи прилагательных, обозначающих форму, величину,
цвет.
Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур.
Классификация предметов и их изображений по форме.
Дидактическая игра «На какую фигуру похож предмет?».
Раздел 5.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза .
Дидактическая игра «Что изменилось».
Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Повтори узор».
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

43
44
45
46

47
48
49
50
51

52
53
54
55
56
57
58

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Развитие зрительного восприятия. Нахождение «нелепиц» на картинках.
Различение наложенных изображений предметов.
Тренировка зрительной памяти.
Гимнастика для глаз.
Раздел 6.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Определение направления звука в пространстве .
Выполнение действий по звуковому сигналу.
Тренировка слуховой памяти.
Дидактическая игра «Угадай по голосу».
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение,
жужжание).
Раздел 7. Восприятие пространства.
Развитие пространственного праксиса. Дидактическая игра «Куда пойдёшь,
то найдёшь».
Ориентировка на листе бумаги разного размера.
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога.(
расстановка мебели в комнате)
Движение в заданном направлении в пространстве.
Раздел 8.
Восприятие времени.
Ориентация во времени. Дидактическая игра «Успей за 1-2-5-минут».
Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).
Времена года, их закономерная смена.
Длительность временных интервалов.
Ориентация во времени по песочным часам. Дидактическая игра «Береги
минутку»
Возраст людей.
Последовательность основных жизненных событий.
Опредление времени по часам.
Игры с моделями часов.
Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.
Итого

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».