Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность 6-8 классы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
(ГКОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)

ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
познавательное направление
6,7,8 классов

Разработана
Игнатьевой Н.Ю., учителем
математики

2023 г.
Г.Сланцы

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для
обучающихся 6,7,8 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и
планируемым результатам освоения АООП, на основе учебного плана внеурочной
деятельности ГБОУ ЛО « Сланцевская школа-интернат».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» направлена на
обеспечение эффективной реализации целей в сфере школьного экономического
образования. Программа имеет социальную направленность, так как приобщает
обучающихся к изучению механизмов принятия решений, связанных с деньгами.
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия,
бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности,
уважения к труду .
Задачи:
 формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих
принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о
сбережениях, о защите прав потребителей;
 формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и
расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
 формирование понимания необходимости долгосрочного финансового
планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков
управления сбережениями;
 формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения
долгосрочного инвестирования; обучение основным расчетам экономических
показателей: прибыли, издержек.
Общая характеристика курса
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6,7, 8 классов и включает в
себя основные, наиболее часто встречающиеся финансово - экономические ситуации, в
которых ребенок может оказаться: дома, в магазине, в банке, на рынке и т.д.
В ходе реализации содержания программы учащиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) овладевают не только знаниями о назначении денег, о
роли денег как оценки результата труда людей, потребностях и ограниченностях
возможностей их удовлетворения, но и учатся делать осознанный (экономически
рациональный) выбор, составлять бюджет семьи и планировать личные накопления. Весь
учебный материал по предмету имеет практическую направленность, приближенную к
реальной жизни.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах
внеурочной деятельности.
Предметные.
понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
 проводить элементарные финансовые расчеты.
Учебный курс предназначен для обучающихся 5-7-х классов; рассчитан на 1 час в неделю.
Количество часов: 1 час в неделю,34 часа в год.
Средства обучения:
наглядные пособия,
образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы.

технические средства,

цифровые

Формы организации: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые,
фронтальные, классные и внеклассные.
Система оценки достижений планируемых результатов.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно
опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей, обучающихся с
умственной отсталостью;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся;
Оценивание достижений осуществляется безотметочно, без фиксации результатов в
классном журнале. Успешность поддерживается словесным (устным) оцениваем учителя
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Обмен и деньги
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег.
Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными
товарными деньгами. Появление монет. Сюжетно-ролевая игра «Покупка товаров в
магазине». Товары и услуги.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги.
Банкноты. Купюры.
Раздел 2. Какие деньги были раньше в России
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок.
Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Решение

прикладных задач. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики: преступление и наказание.
Просмотр видеофрагментов документальных фильмов.
Основные понятия
Монеты. Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Древнерусские товарные деньги. «Меховые деньги». Первые русские монеты.
Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Раздел 3. Современные деньги в России и других странах
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных
расчётов. Функции банкоматов. Творческая работа «Моя банковская карта», «Моя
собственная купюра».
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат.
Пластиковая карта.
Раздел 4. Доходы семьи
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер
заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и
проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с
детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют
мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Ролевая игра «Профессия и
образование»
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия.
Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество.
Аренда. Вклады. Кредиты.
Раздел 5. Расходы семьи
Товары и услуги. Потребности человека. Расходы бывают обязательными и
необязательными. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы,
деньги можно взять в долг. Мини-исследование «Покупки своей семьи за неделю».
Коллективная беседа «Почему мы делаем покупки?».
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Медицина.
Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
« Финансовая грамотность»
6 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока

Введение.
Когда и где возникла торговля?
Зачем современному обществу
нужна торговля?
Как и где производятся товары?
Что такое цена товара?
Почему цены на товары разные?
От чего зависит цена товара?
Товары, необходимые нам
ежедневно.
Качественные и некачественные
товары.
Что такое продуктовая корзина?
Товары и услуги.
Где можно приобрести товары и
услуги.
Реклама и качество товара
Что можно, а что нельзя
рекламировать?
Идем в магазин
Доходы, клады.
Лотерея,наследство.
Банки. Экскурсия в банк.
Сбербанк – главный банк страны.
Профессия. Заработная плата.
Профессии будущего и
настоящего
Сдельная зарплата. Почасовая
зарплата.
Пенсия. Пособие.
Стипендия. Имущество.
Аренда. Кредиты.
Как тратить с умом?
Примерный бюджет школьника
Страховой полис.
Страхование имущества, здоровья,
жизни».
Права потребителя.
Как и где потребитель может
защитить свои права.
Экскурсия в магазин.
Социальные пособия.
Особые жизненные ситуации и как
с ними справиться
Итоговый урок.

Количество
часов
1
1
1

Форма проведения занятия

беседа
презентация
презентация
видеоролик

1
1
1

презентация
видеоролик

1

видеоролик, рисунок

1

общее обсуждение

1
1
1

игра
игра
практическая деятельность

1
1

беседа
видеоролик

1
1
1
1
1
1
1

игра
презентация
презентация
экскурсия
презентация
презентация
кроссворд

1

общее обсуждение

1
1
1
1
1
1
1

презентация
общее обсуждение
презентация
игра
практическая деятельность
презентация
общее обсуждение

1
1

моделирование ситуации
общее обсуждение

1
1
1

экскурсия
общее обсуждение
моделирование ситуации

1

тесты

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
« Финансовая грамотность»
7 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока

Введение.
Структура доходов семьи
Откуда в семье берутся деньги
Зарплата как источник дохода
семьи. Все профессии важны.
Как правильно планировать
семейный бюджет?
Расходы семьи.
Обязательные расходы
Обязательные расходы. Продукты,
коммунальные платежи.
Обязательные расходы. Одежда,
обувь.
Обязательные расходы.
Медицина, образование.
Непредвиденные расходы.
Переменные, сезонные расходы.
Контроль семейных расходов.
Что такое семейный бюджет.
Правила составления семейного
бюджета.
Учимся составлять семейный
бюджет
Планируем семейный бюджет на
неделю
Экскурсия в магазин.
Ресурсосбережение-основа
финансового благополучия
Если доходы превышают расходы,
образуются сбережения
Если расходы превышают доходы,
образуются долги
Основные виды имущества. Что
такое собственность.
Потребительская корзина
Прожиточный минимум
Банки и их функции
Функции банкоматов
Банковские карты
Виды банковский карт
Экскурсия в банк.
Служба занятости населения
Что такое налоги.
Налоговая система РФ
Какие налоги мы платим.
Итоговый урок

Количество
часов
1
1
1
1

Форма проведения занятия

1

видеоролик

1
1
1

моделирование ситуации
презентация
игра

1

игра

1

игра

1
1
1
1
1

беседа
беседа
составление свода правил
беседа
практическая деятельность

1

практическая деятельность

1

практическая деятельность

1
1

экскурсия
презентация

1

беседа

1

беседа

1

общее обсуждение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

игра
общее обсуждение

беседа
презентация
общее обсуждение
презентация

видеоролик

игра
проблемная ситуация
презентация
экскурсия
видеоролик
видеоролик

презентация
беседа
тест

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
« Финансовая грамотность»
8 класс
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.

15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Тема урока

Источники денежных средств
семьи. Какие бывают источники
доходов
От чего зависят личные и
семейные доходы
Как контролировать семейные
расходы и зачем это делать.
Что такое семейный бюджет и как
его построить
Бюджет моей семьи.
Расходы. Продукты.
Коммунальные платежи.
Обязательные и необязательные
расходы.
Сбережения.
Способы экономии.
Банковский вклад.
Недвижимость.
Страхование
Финансовое планирование как
способ повышения
благосостояния.
Как осуществлять финансовое
планирование на разных
жизненных этапах.
Особые жизненные ситуации и как
с ними справиться.
ОЖС: рождение ребёнка, потеря
кормильца
ОЖС:болезнь, потеря работы,
природные и техногенные
катастрофы.
ОЖС: чем поможет страхование
Что такое финансовые пирамиды
Банки и их роль в жизни семьи.
Что такое банк и чем он может
быть вам полезен.
Экскурсия в банк.
Польза и риски банковских карт
Валюта в современном мире.
Налоги и их роль в жизни семьи.
Что такое налоги и зачем их
платить.
Какие налоги мы платим
Пенсионное обеспечение и
финансовое благополучие в
старости.

Количество
часов
1

Форма проведения занятия

1

видеоролик

1

общее обсуждение

1

видеоролик

1
1

практическая деятельность
моделирование ситуации

1

видеоролик

1
1
1
1
1
1

игра
игра
презентация
беседа
беседа
практическая деятельность

1

практическая деятельность

1

презентация

1

практическая деятельность

1

презентация

1
1
1
1

видеоролик

беседа

презентация
беседа
практическая деятельность

1
1
1
1
1

экскурсия
игра
общее обсуждение
презентация

1
1

презентация
презентация

видеоролик

29.
30.
31.
32.
33.
34.

Виды магазинов.
Я -покупатель.
Делаем покупки грамотно
Продуктовая корзина.
Экскурсия в магазин.
Итоговый урок

1
1
1
1
1
1

игра
игра
практическая деятельность
презентация
экскурсия
тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».