Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат») ОДОБРЕНА МО школы пр.№ 1 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» от 01.09.2023 г. № 51 Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по курсу внеурочной деятельности «Мир профессий» социальной направленности 9 класс Разработана: Рябковой Р.А. учителем трудового обучения 2023 г. г.Сланцы Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» для обучающихся 5-9классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основании программы общего образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость), под редакцией Л.Р. Плох «Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых подростков» Цель программы: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей обучающихся на основе полученных знаний. Задачи:1.Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; 2.Развивать интерес к профессиональной и трудовой деятельности; 3.Способствовать приобретению обучающимся желания овладеть какой-либо профессией; 4. Формировать положительное отношение к труду и людям труда Программа рассчитана на 34 часа в год в 9 классе Содержание внеурочной деятельности 9 КЛАСС (34 часа) 1. Предмет и задачи курса. Цель и задачи курса. Знакомство обучающихся с названиями основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела. 2. Мир профессий Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.Классификация профессий. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК). 3. Профессиональное самоопределение Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. 4. Подготовка к будущей карьере Понятие карьеры. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана. 5. Обобщение Подготовка и защита проекта «Моя будущая профессия». Подведение итогов. 9 КЛАСС № п/п 1. Наименование разделов и тем Количество часов Всего Тео Прак р. т. 1 1 Цель и задачи курса. Мир профессий 2. Понятия профессии, специальности. 1 1 3. Понятия специализации, квалификации. 1 1 4. 1 1 5. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. 1 1 6. Понятие профессиограммы. 1 1 7. Типы профессий. 1 1 8. Матрица выбора профессии. 1 9. 10. Характеристика профессий типа «человек – человек» Профессии типа «человек – техника» 1 1 1 1 11. Профессии типа«человек – знаковая система» 1 1 12. 13. Профессии типа«человек – природа» Профессии типа«человек – художественный образ» 1 1 1 1 14. Профессионально важные качества (ПВК). 1 1 1 1 1 1 17. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. 1 1 18. Профпригодность. 1 19. Понятие компенсации способностей. 1 20. Рынок труда. 1 21. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). 1 1 22. 1 1 23. Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. 1 1 24. Ошибки при выборе профессии. 1 1 25. 26. Рекомендации по выбору профессии. Предприятия нашего города 1 1 1 1 1 Профессиональное самоопределение 15. 16. 1 1 1 Подготовка к будущей карьере 27. Понятие «карьера». 1 1 28. Понятие должности. 1 1 29. Необходимость постоянного самообразования профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана. 1 1 30. и 1 1 Обобщение 31 32-33. 34. Подготовка проекта «Моя будущая профессия» 1 1 Защита проекта «Моя будущая профессия». 2 2 Подведение итогов. 1 1 34 ч 21 ч Итого: 13 ч Планируемые результаты Личностные результаты: Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Результатомреализацииданнойпрограммыможетсчитатьсянестолькоуспешно еосвоение им образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций: Предметные результаты Минимальный уровень: иметь представление о некоторых профессиях на основе характерных трудовых процессов и результатов труда; иметь представление о труде и профессиях родителей; принимать ситуации взаимодействия с одноклассниками и педагогов; участвовать в сюжетно-ролевых играх доступным способом; уметь, с помощью учителя, выявлять путём сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых профессий; уметь, с помощью учителя, представить свой проект на выбранную профессию. Достаточный уровень: иметь представление о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда; иметь представление о труде и профессиях родителей; уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых профессий; уметь представить свой проект на выбранную профессию; принимать помощь от сверстников, педагогов; участвовать в сюжетно-ролевых играх доступным способом; принимать ситуации взаимодействия с одноклассниками и педагогов; уметь творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов, на практике.