Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
(ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат»)
ОДОБРЕНА
МО школы
пр.№ 1 от 30.08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат»
от 01.09.2023 г. № 51
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
по курсу внеурочной деятельности
«Мир профессий»
социальной направленности
9 класс
Разработана: Рябковой Р.А.
учителем трудового обучения
2023 г.
г.Сланцы
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» для обучающихся
5-9классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»(с изменениями).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599
«Об утверждении
ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основании программы
общего образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная
отсталость), под редакцией Л.Р. Плох «Профессионально-трудовая подготовка умственно
отсталых подростков»
Цель программы: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием; развитие познавательных способностей обучающихся на основе полученных
знаний.
Задачи:1.Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
2.Развивать интерес к профессиональной и трудовой деятельности;
3.Способствовать приобретению обучающимся желания овладеть какой-либо профессией;
4. Формировать положительное отношение к труду и людям труда
Программа рассчитана на 34 часа в год в 9 классе
Содержание внеурочной деятельности
9 КЛАСС (34 часа)
1. Предмет и задачи курса. Цель и задачи курса. Знакомство обучающихся с названиями
основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела.
2. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда:
характер, процесс и условия труда.Классификация профессий. Понятие профессиограммы.
Типы профессий. Матрица выбора профессии.Характеристика профессий типа «человек –
человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек
– художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
3. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности
личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности.
Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка
труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа
составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии.
Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
4. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и
профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
5. Обобщение
Подготовка и защита проекта «Моя будущая профессия». Подведение итогов.
9 КЛАСС
№
п/п
1.
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Тео Прак
р.
т.
1
1
Цель и задачи курса.
Мир профессий
2.
Понятия профессии, специальности.
1
1
3.
Понятия специализации, квалификации.
1
1
4.
1
1
5.
Характеристика труда: характер, процесс и условия
труда.
Классификация профессий.
1
1
6.
Понятие профессиограммы.
1
1
7.
Типы профессий.
1
1
8.
Матрица выбора профессии.
1
9.
10.
Характеристика профессий типа «человек – человек»
Профессии типа «человек – техника»
1
1
1
1
11.
Профессии типа«человек – знаковая система»
1
1
12.
13.
Профессии типа«человек – природа»
Профессии типа«человек – художественный образ»
1
1
1
1
14.
Профессионально важные качества (ПВК).
1
1
1
1
1
1
17.
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном
выборе («хочу»).
Возможности
личности
в
профессиональной
деятельности («могу»).
Специальные способности.
1
1
18.
Профпригодность.
1
19.
Понятие компенсации способностей.
1
20.
Рынок труда.
1
21.
Потребности рынка труда в кадрах («надо»).
1
1
22.
1
1
23.
Выбор профессии на основе самооценки и анализа
составляющих «хочу» – «могу» – «надо».
Мотивационные факторы выбора профессии.
1
1
24.
Ошибки при выборе профессии.
1
1
25.
26.
Рекомендации по выбору профессии.
Предприятия нашего города
1
1
1
1
1
Профессиональное самоопределение
15.
16.
1
1
1
Подготовка к будущей карьере
27.
Понятие «карьера».
1
1
28.
Понятие должности.
1
1
29.
Необходимость
постоянного
самообразования
профессионального совершенствования.
Построение личного профессионального плана.
1
1
30.
и
1
1
Обобщение
31
32-33.
34.
Подготовка проекта «Моя будущая профессия»
1
1
Защита проекта «Моя будущая профессия».
2
2
Подведение итогов.
1
1
34 ч
21 ч
Итого:
13 ч
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными
результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный
уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью.
Результатомреализацииданнойпрограммыможетсчитатьсянестолькоуспешно
еосвоение им образовательной программы по предметам, сколько освоение
жизненно значимых компетенций:
Предметные результаты
Минимальный уровень:
иметь представление о некоторых
профессиях на основе характерных трудовых
процессов и результатов труда;
иметь представление о труде и профессиях
родителей;
принимать ситуации взаимодействия с
одноклассниками и педагогов;
участвовать в сюжетно-ролевых играх
доступным способом;
уметь, с помощью учителя, выявлять путём
сравнения отдельные признаки, характерные
для сопоставляемых профессий;
уметь, с помощью учителя, представить
свой проект на выбранную профессию.
Достаточный уровень:
иметь представление о разнообразии
профессий на основе характерных трудовых
процессов и результатов труда;
иметь представление о труде и профессиях
родителей;
уметь выявлять с помощью сравнения
отдельные признаки, характерные для
сопоставляемых профессий;
уметь представить свой проект на
выбранную профессию;
принимать помощь от сверстников,
педагогов;
участвовать в сюжетно-ролевых играх
доступным способом;
принимать ситуации взаимодействия с
одноклассниками и педагогов;
уметь творчески применять знания,
полученные при изучении учебных
предметов, на практике.