Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» Приложение к ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. Учебный план (вариант 2) на 2024\25 уч.год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план разработан в соответствии Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г № 26"Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения. Учебный план устанавливает предметные области, предметы и коррекционные курсы, соответствующие особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объем нагрузки, включенной в индивидуальные учебные планы не может превышать объем, предусмотренный учебным планом адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся (вариант 2) . Учебный план включает две части: I – обязательная часть, включающая 6 образовательных областей, представленных 8 учебными предметами; II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включающая коррекционные занятия. Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация». Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Образовательная область «Математика» представлена учебным предметом «Математические представления». Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Образовательная область «Окружающий мир» представлена учебным предметом «Окружающий природный мир». Цель обучения формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Предмет «Домоводство» ставит задачи овладения обучающимися умениями выполнять доступные бытовые поручения (обязанности) , связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов. Целью обучения предмета «Окружающий социальный мир» является формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Образовательная область «Искусство» представлена учебным предметом «Музыка и движение» на данных занятиях развивается способность не только эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике. «Изобразительная деятельность». Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Образовательная область «Физкультура» представлена учебным предметом «Адаптивная физкультура». Занятия по адаптивной физической культуре повышают двигательную активность детей и учат использованию полученных навыков в повседневной жизни. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться строго индивидуально с учетом особенностей психо-физического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся и носят характер их личных достижений, таких как: • Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности; • Владение правилами поведения в учебной ситуации; • Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям; • Умение реагировать на имя, просьбу, запрет. • Умение понимать похвалу и простые формы вежливости и др. Отметка достижений обучающимся с нарушениями в развитии в соответствии с АООП (вариант 2) не ставится. Формой аттестации обучающихся является учёт индивидуальных достижений. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, образовательной организации включены учебные предметы, обеспечивающие реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося, коррекционные курсы и курсы внеурочной деятельности (обеспечивающие реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей) Учебные предметы, части формируемой участниками образовательных отношений, введены с целью увеличения количества учебных часов Речь и альтернативная коммуникация, Математические представления, Музыка и движение, Профильный труд. Специальные курсы Коррекционно-развивающие занятия и Правила безопасности, помогающие обеспечить индивидуальное продвижение в развитии обучающихся, в том числе формирование компенсаторных знаний и умений, которые позволяют преодолеть ограничения жизнедеятельности ребёнка через активизацию обходных путей его развития, а также безопасное поведения в быту и социуме. Коррекционные курсы, представленные групповыми занятиями «Сенсорное развитие», «Альтернативная коммуникация», «Двигательное развитие», «Предметно-практические действия», «Коррекционно-развивающие занятия». Основные задачи реализации содержания: «Сенсорное развитие» - обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса, как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. «Альтернативная коммуникация» - освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы. «Двигательное развитие» - мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения; формирование функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта. «Предметно-практические действия» - освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий. Овладение навыками предметно-практической деятельности, как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающихся средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Время, отведенное на внеурочную деятельность не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направленных на реализацию АООП. УЧЕБНЫЙ ПЛАН I (доп) КЛАССА (Вариант 2) с учётом «ступенчатого» режима обучения Количество часов Предметные области Учебные предметы сентябрь октябрь ноябрь – декабрь январь – май ВСЕГО/ год 3/24 3/51 75 Обязательная часть Язык и речевая практика Математика Окружающи й мир Искусство Физическая культура Технологии Итого Речь и альтернативная коммуникация 1/8 Математические представления Окружающий природный мир 2/16 2/16 2/34 66 2/16 2/16 2/34 66 Человек Домоводство Окружающий социальный мир Музыка и движение 2/16 1/8 2/16 1/8 2/34 1/17 66 33 1/8 2/16 2/34 58 Изобразительная деятельность 1/8 2/16 3/51 83 Адаптивная физкультура 1/8 2/16 2/34 58 11/88 16/128 17/289 505 4/32 4/32 4/68 132 1/8 1/8 2/16 1/8 3/24 1/17 3/34 33 15/120 20/160 21/357 637 Труд (технология) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Речь и альтернативная коммуникация Музыка и движение Изобразительная деятельность Коррекционно-развивающие занятия Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 33 66 Внеурочная деятельность, в том числе 10/80 10/80 10/170 Коррекционные курсы: Сенсорное развитие Предметно-практические действия Двигательное развитие Альтернативная коммуникация 6/48 6/48 6/102 198 2/16 2/16 2/34 66 1/8 1/8 1/17 33 1/8 1/8 1/17 33 2/16 2/16 2/34 66 Внеурочная деятельность: 4/32 4/32 4/68 Спортивно – оздоровительное «Здравушка» 1/8 1/8 1/17 Творческое «Волшебная мастерская» 1/8 1/8 1/17 Социально-эмоциональное «Игротерапия» 1/8 1/8 1/17 33 Социальное направление «Разговор о важном» 1/8 1/8 1/17 33 25/200 30/240 31/527 Всего к финансированию 330 132 33 33 967 Недельный/годовой учебный план УЧЕБНЫЙ ПЛАН (Вариант 2) на 2023/24 уч.год Предметные области Учебные предметы 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. неделя/ год неделя/ год неделя/ год неделя/ год неделя/ год неделя/ год неделя/ год неделя/ год неделя/ год ВСЕГО Язык и речевая практика Математика Физическая культура Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура 3/99 3/102 2/68 2/68 3/102 3/102 3/102 3/102 3/102 25/847 2/66 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 18/610 2/66 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 18/610 2/66 1/33 2/68 1/34 2/68 1/34 1/34 2/68 1/34 1/34 2/68 3/102 2/68 1/34 5/170 2/68 1/34 5/170 2/68 1/34 5/170 3/102 5/170 3/102 13/440 25/850 16/543 2/66 3/99 2/68 3/102 2/68 3/102 2/68 3/102 3/102 3/102 2/68 3/102 2/68 3/102 2/68 - 2/68 - 19/644 2/66 2/68 2/68 2/68 3/102 2/68 2/68 2/68 2/68 19/644 Технологии Труд (технология) - - - - - 2/68 2/68 4/136 5/170 13/442 ИТОГО 17/561 17/578 17/578 17/578 23/782 24/816 24/816 24/816 24/816 187/6341 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Речь и альтернативная коммуникация 4/132 6/204 6/204 6/204 6/204 6/204 6/204 6/204 6/204 52/1764 - - 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 9/306 - 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 9/306 1/33 1/34 - - - - - - - 2/67 Изобразительная деятельность - - - - - - - 1/34 1/34 2/68 Труд ( технология) - - - - 1/34 1/34 1/34 1/34 - 4/136 Окружающий мир Искусство Математические представления Музыка и движение 21/711 Правила безопасности - 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 8/272 3/99 3/102 3/102 3/102 2/68 2/68 2/68 - - 18/609 Максимально допустимая нагрузка (при пятидневной учебной недели) Внеурочная деятельность, в том числе 21/693 23/782 23/782 23/782 29/986 30/1020 30/1020 30/1020 30/1020 239/8105 10/330 10/340 10/340 10/340 10/340 10/340 10/340 10/340 10/340 90/3050 Коррекционные курсы: Сенсорное развитие Предметно-практические действия Двигательное развитие Альтернативная коммуникация 6/198 2/66 1/33 1/33 2/66 6/204 2/68 1/34 1/34 2/68 6/204 2/68 1/34 1/34 2/68 6/204 2/68 1/34 1/34 2/68 4/136 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 1/34 1/34 1/34 1/34 44/1490 Внеурочная деятельность Спортивно – оздоровительное «Здравушка» Творческое «Волшебная мастерская» Социально-эмоциональное «Игротерапия» Социальное направление «Разговор о важном» Общекультурное «Мир вокруг нас» (экскурсии) ВСЕГО к финансированию 4/132 1/33 4/136 1/34 4/136 1/34 4/136 1/34 6/204 2/68 6/204 2/68 6/204 2/68 6/204 3/102 6/204 3/102 46/1560 16/543 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 - - 6/203 7/237 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 9/305 - - - - 1/34 1/34 2/68 2/68 2/68 8/272 31/1023 33/1122 33/1122 33/1122 39/1326 40/1360 40/1360 40/1360 40/1360 152/5168 Коррекционно-развивающие занятия 13/440 9/305 9/305 13/440