Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая
адаптированные образовательные программы»
Приложение
к ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2.
Учебный план
(вариант 2)
на 2024\25 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план разработан в соответствии
Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»,
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г № 26"Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей,
учебных предметов по годам обучения.
Учебный план устанавливает предметные области, предметы и коррекционные курсы, соответствующие особым образовательным
возможностям и потребностям конкретного обучающегося.
Общий объем нагрузки, включенной в индивидуальные учебные планы не может превышать объем, предусмотренный учебным планом
адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся (вариант 2) .
Учебный план включает две части: I – обязательная часть, включающая 6 образовательных областей, представленных 8 учебными
предметами; II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включающая коррекционные занятия.
Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация». Цель
обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Образовательная область «Математика» представлена учебным предметом «Математические представления». Цель обучения
математике - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Образовательная область «Окружающий мир» представлена учебным предметом «Окружающий природный мир». Цель обучения формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем
окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Предмет «Домоводство» ставит задачи овладения обучающимися умениями выполнять доступные бытовые поручения (обязанности) ,
связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке
столов.
Целью обучения предмета «Окружающий социальный мир» является формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Образовательная область «Искусство» представлена учебным предметом «Музыка и движение» на данных занятиях развивается
способность не только эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память,
индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
«Изобразительная деятельность». Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и
объекты окружающей действительности художественными средствами.
Образовательная область «Физкультура» представлена учебным предметом «Адаптивная физкультура». Занятия по адаптивной
физической культуре повышают двигательную активность детей и учат использованию полученных навыков в повседневной жизни.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться строго индивидуально с учетом особенностей психо-физического
развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных
программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся и носят характер их личных
достижений, таких как:
• Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
• Владение правилами поведения в учебной ситуации;
• Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
• Умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
• Умение понимать похвалу и простые формы вежливости и др.
Отметка достижений обучающимся с нарушениями в развитии в соответствии с АООП (вариант 2) не ставится.
Формой аттестации обучающихся является учёт индивидуальных достижений.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, образовательной организации включены учебные предметы, обеспечивающие
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося, коррекционные курсы и курсы внеурочной деятельности (обеспечивающие реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей)
Учебные предметы, части формируемой участниками образовательных отношений, введены с целью увеличения количества учебных часов Речь
и альтернативная коммуникация, Математические представления, Музыка и движение, Профильный труд. Специальные курсы
Коррекционно-развивающие занятия и Правила безопасности, помогающие обеспечить индивидуальное продвижение в развитии
обучающихся, в том числе формирование компенсаторных знаний и умений, которые позволяют преодолеть ограничения жизнедеятельности ребёнка
через активизацию обходных путей его развития, а также безопасное поведения в быту и социуме.
Коррекционные курсы, представленные групповыми занятиями «Сенсорное развитие», «Альтернативная коммуникация», «Двигательное
развитие», «Предметно-практические действия», «Коррекционно-развивающие занятия».
Основные задачи реализации содержания: «Сенсорное развитие» - обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое
воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и
вкуса, как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
«Альтернативная коммуникация» - освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета,
графического изображения, знаковой системы.
«Двигательное развитие» - мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона
движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения; формирование функциональных двигательных
навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
«Предметно-практические действия» - освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному
порядку при выполнении предметных действий. Овладение навыками предметно-практической деятельности, как необходимой основой для
самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающихся средствами физического, нравственного, эстетического, трудового
воспитания, а также расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направленных на реализацию АООП.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I (доп) КЛАССА (Вариант 2)
с учётом «ступенчатого» режима обучения
Количество часов
Предметные
области
Учебные предметы
сентябрь октябрь
ноябрь –
декабрь
январь –
май
ВСЕГО/
год
3/24
3/51
75
Обязательная часть
Язык и
речевая
практика
Математика
Окружающи
й мир
Искусство
Физическая
культура
Технологии
Итого
Речь и альтернативная
коммуникация
1/8
Математические представления
Окружающий природный мир
2/16
2/16
2/34
66
2/16
2/16
2/34
66
Человек
Домоводство
Окружающий социальный мир
Музыка и движение
2/16
1/8
2/16
1/8
2/34
1/17
66
33
1/8
2/16
2/34
58
Изобразительная деятельность
1/8
2/16
3/51
83
Адаптивная физкультура
1/8
2/16
2/34
58
11/88
16/128
17/289
505
4/32
4/32
4/68
132
1/8
1/8
2/16
1/8
3/24
1/17
3/34
33
15/120
20/160
21/357
637
Труд (технология)
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Речь и альтернативная коммуникация
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Коррекционно-развивающие занятия
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
33
66
Внеурочная деятельность, в том числе
10/80
10/80
10/170
Коррекционные курсы:
Сенсорное развитие
Предметно-практические действия
Двигательное развитие
Альтернативная коммуникация
6/48
6/48
6/102
198
2/16
2/16
2/34
66
1/8
1/8
1/17
33
1/8
1/8
1/17
33
2/16
2/16
2/34
66
Внеурочная деятельность:
4/32
4/32
4/68
Спортивно – оздоровительное «Здравушка»
1/8
1/8
1/17
Творческое «Волшебная мастерская»
1/8
1/8
1/17
Социально-эмоциональное «Игротерапия»
1/8
1/8
1/17
33
Социальное направление «Разговор о важном»
1/8
1/8
1/17
33
25/200
30/240
31/527
Всего к финансированию
330
132
33
33
967
Недельный/годовой учебный план
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(Вариант 2)
на 2023/24 уч.год
Предметные
области
Учебные предметы
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.
неделя/
год
неделя/
год
неделя/
год
неделя/
год
неделя/
год
неделя/
год
неделя/
год
неделя/
год
неделя/
год
ВСЕГО
Язык и речевая
практика
Математика
Физическая
культура
Речь и альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
3/99
3/102
2/68
2/68
3/102
3/102
3/102
3/102
3/102
25/847
2/66
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
18/610
2/66
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
18/610
2/66
1/33
2/68
1/34
2/68
1/34
1/34
2/68
1/34
1/34
2/68
3/102
2/68
1/34
5/170
2/68
1/34
5/170
2/68
1/34
5/170
3/102
5/170
3/102
13/440
25/850
16/543
2/66
3/99
2/68
3/102
2/68
3/102
2/68
3/102
3/102
3/102
2/68
3/102
2/68
3/102
2/68
-
2/68
-
19/644
2/66
2/68
2/68
2/68
3/102
2/68
2/68
2/68
2/68
19/644
Технологии
Труд (технология)
-
-
-
-
-
2/68
2/68
4/136
5/170
13/442
ИТОГО
17/561
17/578
17/578
17/578
23/782
24/816
24/816
24/816
24/816
187/6341
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Речь и альтернативная коммуникация
4/132
6/204
6/204
6/204
6/204
6/204
6/204
6/204
6/204
52/1764
-
-
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
2/68
2/68
9/306
-
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
2/68
9/306
1/33
1/34
-
-
-
-
-
-
-
2/67
Изобразительная деятельность
-
-
-
-
-
-
-
1/34
1/34
2/68
Труд ( технология)
-
-
-
-
1/34
1/34
1/34
1/34
-
4/136
Окружающий
мир
Искусство
Математические представления
Музыка и движение
21/711
Правила безопасности
-
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
8/272
3/99
3/102
3/102
3/102
2/68
2/68
2/68
-
-
18/609
Максимально допустимая нагрузка
(при пятидневной учебной недели)
Внеурочная деятельность, в том числе
21/693
23/782
23/782
23/782
29/986
30/1020
30/1020
30/1020
30/1020
239/8105
10/330
10/340
10/340
10/340
10/340
10/340
10/340
10/340
10/340
90/3050
Коррекционные курсы:
Сенсорное развитие
Предметно-практические действия
Двигательное развитие
Альтернативная коммуникация
6/198
2/66
1/33
1/33
2/66
6/204
2/68
1/34
1/34
2/68
6/204
2/68
1/34
1/34
2/68
6/204
2/68
1/34
1/34
2/68
4/136
1/34
1/34
1/34
1/34
4/136
1/34
1/34
1/34
1/34
4/136
1/34
1/34
1/34
1/34
4/136
1/34
1/34
1/34
1/34
4/136
1/34
1/34
1/34
1/34
44/1490
Внеурочная деятельность
Спортивно – оздоровительное
«Здравушка»
Творческое «Волшебная мастерская»
Социально-эмоциональное
«Игротерапия»
Социальное направление «Разговор о
важном»
Общекультурное «Мир вокруг нас»
(экскурсии)
ВСЕГО к финансированию
4/132
1/33
4/136
1/34
4/136
1/34
4/136
1/34
6/204
2/68
6/204
2/68
6/204
2/68
6/204
3/102
6/204
3/102
46/1560
16/543
1/33
1/33
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
-
-
6/203
7/237
1/33
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
9/305
-
-
-
-
1/34
1/34
2/68
2/68
2/68
8/272
31/1023
33/1122
33/1122
33/1122
39/1326
40/1360
40/1360
40/1360
40/1360
152/5168
Коррекционно-развивающие занятия
13/440
9/305
9/305
13/440