Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат») ОДОБРЕНА МО школы пр.№ ____от 02.09.2024 г. УТВЕРЖДЕНА Распоряжением директора ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» от 02.09.2024 г. № ________ Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 «Правила безопасности» 4 класс 2024г. I. II. III. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка……………………………………………………………3 Описание учебного процесса……………………………………………………...6 Тематическое планировани……………………………………………………….7 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа «Правила безопасности» предназначена для обучающихся (вариан 2) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Сегодня каждый человек в быту, на улице, в природе может встретиться с рядом опасностей, которые необходимо уметь предвидеть, избегать и правильно действовать в случае их возникновения. Предмет «Правила безопасности» направлен на формирование сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способности сохранять жизни и здоровья в различных ситуациях. Цель предмета – создание условий для воспитания у обучающихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. На уроках по предмету «Правила безопасности» у обучающихся (вариант 2) воспитывается состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации ребенка. В основу уроков по предмету «Правила безопасности» положен комплексный подход, который предполагает: — Ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности. — Организацию предметно-развивающей среды для обучения правилам здоровье сбережения и безопасности. — Развитие мотивационно-потребностной сферы обучающихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности. — Формирование способности к моделированию и символизации в действиях с игровыми аналогами настоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх. — Индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и обучающегося в процессе игр и игровых упражнений. — Последовательно-параллельную работу по обучению основам здорового образа жизни и правилами безопасности жизнедеятельности. На уроках по предмету «Правила безопасности» у обучающихся воспитывается состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации. Обучение обучающихся правилам поведения в опасных, чрезвычайных ситуациях, в ситуациях с прогнозируемой степенью опасности направлено на выработку привычки выполнять эти правила, на формирование навыка ориентировки в пространстве улицы, помещения и т. д. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Правила безопасности» в 4 классе Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; развитие способности проявлять внимание друг к другу; развитие способности ощущать эмоциональный комфорт при общении со сверстниками, учителями; Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Правила безопасности» в 4 классе Минимальный уровень: получить представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в опасных ситуациях; навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям; уметь выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя вербальные и невербальные средства общения; иметь устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Достаточный: наиболее безопасный путь в школу и домой; значение сигналов светофора; правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине; правила перехода дороги; причины возникновения пожара в доме, правила обращения с огнём; номер пожарной службы «01», меры безопасности при пользовании электроприборами; общие понятия безопасности и опасной ситуации; понятие « здоровье» и « здоровый образ жизни», « режим дня»; правила безопасного общения с незнакомыми людьми; правила поведения в жилище, на балконах, лестничных площадках; понятие «весенние опасности»; правила поведения на водоёмах в зимний, весенний, летний периоды. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоениярабочей программы по учебному предмету «Правила безопасности» в 4 классе Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями,качество выполнения упражнений. На основе AOOП образовательная организация разрабатывает СИПР, результаты которого за полугодие выступают в качестве текущей аттестации обучающихся. В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года. Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо». Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися: − «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %; − «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%; − «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %. II. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа внеурочной деятельности «Правила безопасности» имеет множественные межпредметные связи (чтение, письмо, развитие речи, рисование, трудовое обучение). На занятиях это комплекс обучения не только безопасной жизни, но и развитие, закрепление, систематизация и коррекция всего пройденного материала. Данная программа представлена следующими разделами: Безопасность на дороге. Пожарная безопасность. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Безопасное общение Опасные предметы и явления. Безопасность на воде. Применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта. Во внеурочной деятельности используются элементы мотивирования интереса к изучению новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций, сюжетно-ролевой игры, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, информацию из средств массовой информации, наглядные схемы и адаптированные изображения по теме, стихи, аудио и видео материалы, компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения необходимого практического опыта в общении. В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Беседа используется на всех этапах процесса обучения. Содержание программы № Название раздела п/п Количество часов 8 Контрольные работы (количество) 1. Безопасность на дороге 2. Пожарная безопаснасть 8 - 3. Основы медицинских знаний и охрна здоровья детей 11 - 4. Безопасное общение 2 - 5. Опасные предметы и явления 2 6. Безопасность на воде 3 - 34 - - - Итого: III. Раздел ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Безопасность на 1 четверть дороге Дорога в школу. Мониторинг выявления ЗУН на начало учебного года. Дорога в домой. Элементы дороги (проезжая часть, пешеходный переход) Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка автобуса» Светофор Названия ближайших к школе улиц Правила поведения на тротуаре Правила поведения на пешеходной дорожке, обочине 2 четверть Пожарная Служба « 01». безопасность Профессия – пожарный. Источники опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.) Опасные предметы в нашей жизни Правила обращения с огнём Пожар в квартире Меры безопасности при пользовании электроприборами. Что делать, если загорелся или взорвался телевизор. 3 четверть Основы Режим дня школьника медицинских Личная гигиена. знаний и охрна Забота о глазах здоровья детей Уход за ушами. Уход за зубами Закаливание. Врачи – наши друзья! Осторожно: лекарства! Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями. Настроение в школе. Я и мое здоровье. 4 четверть Безопасное Если «чужой» приходит в дом общение Правила безопасного общения с незнакомыми людьми, в подъезде дома, лифте Опасные Правила безопасного поведения в лесу. Мониторинг предметы и выявления ЗУН на конец учебного года. явления Опасная высота – опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных площадках. Сход снега с крыш домов, нависшая угроза - сосульки. Безопаснсть на Правила поведения на водоёмах и меры безопасности воде Правила поведения во время летних каникул. Повторение за год. Кол-во часов 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1